ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.07.2020

Просмотров: 2184

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

После подбора и предварительного просмотра литературы студенты приступают к ее углубленному изучению. В ходе углубленного чтения выделяются главные мысли, проблемы, требующие дополнительного обоснования, практического разрешения и т. д. При этом в основном вопросе семинара, практического занятия могут быть выделены конкретизирующие его подвопросы.

В процессе углубленного чтения литературы большинство студентов составляют краткие конспекты, тезисы своих будущих выступлений, делают необходимые выписки. Конспекты, которые отражают содержание вопросов семинарского и практического занятия, лучше всего вести в той же тетради, в которой конспектируются лекции по данному предмету. Концентрация всей информации по проблеме в одном месте позволяет студентам активно участвовать в обсуждении всех вопросов семинара и исключает наиболее распространенную ошибку: готовиться к выступлению только по одному вопросу.

В дальнейшем такие записи значительно облегчат подготовку к экзаменам и использование полученных знаний в профессиональной деятельности.

Подготовка к семинарскому и практическому занятию не сводится только к поиску ответов на поставленные в плане вопросы. Любая теоретическая проблема должна быть осмыслена студентом с точки зрения ее связи е реальной жизнью и возможностью реализации на практике. По каждому вопросу семинара студент должен быть готов высказать и собственную точку зрения.

В ходе семинарского (практического) занятия следует продолжить работу над учебными вопросами, дополнять сделанные ранее конспекты новыми данными, взятыми из выступлений других студентов, реплик и замечаний преподавателя. В заключительном слове преподаватель обычно специально уделяет внимание и поясняет вопросы, которые оказались недостаточно глубоко понятыми и слабо усвоенными. Таким образом, самостоятельной учебной познавательной деятельностью студенты занимаются в течение всего времени семинарского (практического) занятия.


1.4. Письменные работы (доклады, рефераты, эссе)

Если преподаватель поручил студенту подготовить к семинару доклад или фиксированное выступление, то самостоятельная работа по их написанию может проходить в следующей последовательности:

проконсультироваться у преподавателя по содержанию предстоящего доклада (выступления), списку литературы, которую лучше использовать для их подготовки. Подобрать рекомендованную литературу;

изучить литературу, сгруппировать материал и составить подробный план доклада (выступления);

написать полный текст доклада (выступления). Для того, чтобы доклад получился интересным и имел успех, в нем следует учесть:

а) конкретное теоретическое содержание рассматриваемых вопросов, их связь с жизнью страны, практикой профессиональной деятельности;


6) логику и доказательность высказываемых суждений и предложений, их остроту и злободневность;

в) конкретные примеры из сферы профессиональной или учебной деятельности;

г) обобщающие выводы по всему содержанию сделанного доклада с выходом на будущую профессию студентов.

Для выступления с докладом (фиксированным выступлением) отводиться 15-20 минут, поэтому все содержание доклада должно быть не более 10-12 страниц рукописного текста или 4-5 страниц машинописного.

Кроме того надо:

продумать методику чтения доклада. Лучше если студент будет свободно владеть материалом и излагать доклад доходчивым разговорным языком, поддерживать контакт с аудиторией, применять технические средства обучения, наглядные пособия, использовать яркие примеры и отрывки из художественных произведений и кинофильмов;

потренироваться в чтении доклада. Если есть возможность, то записать свое выступление на видео- или аудио. Просмотр, прослушивание, сделанной записи позволят увидеть и устранить недостатки: неправильное произношение слов, несоответствующий темп речи, ошибки в ударении, неинтересные или непонятные места, продолжительность доклада и т, п.

Реферат (от латинского "докладывать", "сообщать") представляет собой доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников или краткое изложение книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложением.

Таким образом, реферат — это сокращенный пересказ содержания первичного документа (или его части) с основны­ми фактическими сведениями и выводами.

Процесс написания реферата включает:

выбор темы;

подбор нормативных актов, специальной литературы и иных источников, их изучение;

составление плана;

написание текста работы и ее оформление;

устное изложение реферата.

Рефераты пишутся по наиболее актуальным темам. В них на основе тщательного анализа и обобщения научного материала сопоставляются различные взгляды авторов и опреде­ляется собственная позиция студента с изложением соответ­ствующих аргументов.

Темы рефератов должны охватывать и дискуссионные вопросы курса.

Работу над рефератом следует начинать с общего ознакомления с темой (прочтение соответствующего раздела учебника, учебного пособия, конспектов лекций). После этого не­обходимо изучить нормативные акты, литературные и иные источники, рекомендованные преподавателем. Однако пере­чень источников не должен связывать инициативу студента. Он может использовать произведения, самостоятельно подо­бранные в результате изучения библиографии в библиотеке. Особенно внимательно необходимо следить за новой литературой по избранной проблематике, в том числе за журналь­ными статьями в "Государстве и праве", "Правоведении", "Журнале российского права" и других. В процессе изучения литературы рекомендуется делать выписки, постепенно группируя и накапливая теоретический и практический материал. План реферата должен быть составлен таким образом, чтобы он раскрывал название работы.


Реферат, как правило, состоит из введения, в котором кратко обосновывается актуальность, научная и практическая значимость избранной темы, основного материала, содержа­щего суть проблемы и пути ее решения, и заключения, где формируются выводы, оценки, предложения.

Изложение материала должно быть кратким, точным, последовательным. Необходимо употреблять термины, свой­ственные праву, избегать непривыч­ных или двусмысленных понятий и категорий, сложных грам­матических оборотов. Термины, отдельные слова и словосоче­тания допускается заменять принятыми текстовыми сокраще­ниями, смысл которых ясен из контекста. Рекомендуется вклю­чать в реферат схемы и таблицы, если они помогают раскрыть основное содержание проблемы и сокращают объем работы.

Объем реферата — от 5 до 10 машинописных страниц.

На титульном листе студент указывает название вуза, кафедры, полное наименование темы реферата, свою фамилию и инициалы, а также ученую степень, звание, фамилию и инициалы научного руководителя, а в самом конце — дату написания работы и личную подпись.

Особое внимание следует уделить оформлению научно-справочного аппарата и прежде всего подстрочных сносок (внизу страницы, под чертой). Сноска должна быть полной: с ука­занием фамилии и инициалов автора, названия книги, места и года ее издания, страницы, с которой взята цитата или со­ответствующее положение. Для статей из журналов, сборников указывают фамилию и инициалы автора, название статьи, затем название журнала или сборника статей с указани­ем года издания и номера (или выпуска). При ссылке на газетную статью кроме названия и года издания указывают дату. Оформляя нормативные источники, необходимо указывать полное и точное название нормативного акта, дату его при­нятия и редакции, а также изменений и дополнений. При этом обязательными являются название, год, номер и статья офи­циального издания, где был опубликован нормативный акт. Текст полностью написанной и оформленной работы подлежит тщательной проверке. Ошибки и описки как в тексте, так и в цитатах и в научно-справочном аппарате отрицатель­но сказываются на оценке.

Методические рекомендации для написания эссе. Эссе от французского «essai», англ. «essay», «assay» - попытка, проба, очерк; от латинского «exagium» - взвешивание. Создателем жанра эссе считается М.Монтень («Опыты», 1580 г.). Это прозаическое сочинение – рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем - либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.


Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.

Написание эссе позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи. Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Тема эссе должна представлять собой прежде всего побуждение к размышлению. Она должна содержать в себе вопрос, проблему, мотивировать на размышление. Например: «Какой быть современной российской адвокатуре?».

Структура эссе. Титульный лист (заполняется по единой форме оформления титульный листов самостоятельных работ студентов, принятой в учебном заведении).

Введение - обоснование выбора темы. Во введении также раскрывается содержание выбранной темы, формулируется основной вопрос, на который студент намерен получить ответ в ходе размышления и исследования.

Основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. В основной части работы автор отвечает на вопросы, ранее поставленные во введении, аргументирует собственную позицию по тому или иному проблемному положению, и в целом по работе. В данной части автор также анализирует

В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий:

Причина — следствие, общее — особенное, форма — содержание, часть — целое, постоянство — изменчивость.

Заключение - обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части.

В связи с тем, что эссе в большей степени, нежели иные формы самостоятельной работы студента представляет собой творческую работу, студент самостоятельно определяет внутреннюю структуру работы: логически все указанные части выделяются. Однако структурно в рамках работы могут быть не выделены (в виде разделов, параграфов, глав и т.д.). В зависимости от избранной темы исследования, позиции автора и т.д. возможна и более дробная структура работы с выделением параграфов, разделов, иных элементов.

При написании эссе следует помнить основное правило: исследование в форме эссе – это всегда четкий процесс построения доказательств собственной позиции студента.


Качество эссе зависит от трех составляющих:

  • качества исходного материала: конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, собственные соображения студента и накопленный опыт по данной проблеме;

  • качества обработки исходного материала: систематизация материала, его организация, аргументация и доводы;

  • аргументации: насколько точно она соотносится с поднятыми в эссе проблемами.

Эссе невозможно написать без предварительного знакомства с первоисточниками или просто списать. Первоисточниками могут выступать главы из учебников, книги, статьи и разнообразные публикации в Интернете.

Объем эссе не должен превышать 12 печатных листов (полуторный интервал, шрифт 14).

Требования к фактическим данным и другим источникам

Все (фактические) данные соотносятся с конкретным временем и местом, поэтому прежде, чем их использовать, необходимо убедится в том, что они соответствуют необходимому для исследований времени и месту. Нельзя ссылаться на работы, которые автор эссе не читал и не изучал сам.

Процесс написания эссе можно разбить на несколько условных стадий: обдумывание — планирование — написание — проверка — правка.

При написании эссе необходимы обязательные ссылки на используемые автором источники, обоснование актуальности темы, четкая формулировка цели и задач работы, выводов; личное мнение и отношение автора к обсуждаемой проблеме, критический анализ предлагаемого материала, список используемой литературы (не менее 15-17 источников).

Критерии оценки эссе. Общие требования к качеству эссе оцениваются по следующим критериям:

1) Исследование теоретического материала: четкое и полное определение рассматриваемых понятий, использование понятий строго в соответствии с тематикой исследования, самостоятельность выполнения работы.

2) Анализ информации: использование верных методов познания и анализа, обобщения и структурирования материала, количество и качество используемых источников, наличие графиков, диаграмм, иных визуальных обобщений в работе.

3) Построение, структурирование: ясность изложения, последовательность высказывания суждений и изложения материала, логика доказывания, обоснованность аргументации, общая форма изложения исследования и выводов.

4) Оформление работы. Работа должна отвечать основным требованиям, предъявляемым к письменным работам студентов. Работа должна быть выполнена с соблюдением лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского языка, оформление текста с соблюдением правил орфографии и пунктуации


1.5. Курсовые и дипломные работы.

Курсовая работа пробуждает интерес к научным исследованиям, закрепляет и углубляет знания, полученные за время учебы. Курсовая работа, кроме того, является одной из форм контроля знаний со стороны преподавателей за учебой студентов, позволяет проверить, насколько успешна их самостоятельная работа, а также отношение к предмету.