ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.07.2020

Просмотров: 2088

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В интересах повышения умственной работоспособности во время самостоятельной работы студентам необходимо учитывать следующие общие условия:

Во-первых, выбирать соответствующие дни недели для выполнения различной по сложности самостоятельной работы. Известно, что для большинства людей вторник, среда, четверг являются днями повышенной работоспособности, а понедельник, пятница и суббота днями наименьшей работоспособности. Следовательно, наиболее сложную и ответственную самостоятельную работу лучше планировать на вторник, среду и четверг.

Во-вторых, учитывать суточный цикл работоспособности человека, наибольшая производительность которой наблюдается в утренние часы с 8 до 12. С 16 до 20 часов наблюдается повторное, но менее значительное повышение работоспособности. Наименьшая работоспособность отмечается в период между 14 и 16 часами и с 20 до22 часов. Учитывая закономерности биологической суточной ритмичности, наиболее напряженную познавательную деятельность целесообразно осуществлять в утренние часы.

В-третьих, при длительной самостоятельной работе лучше чередовать различные виды труда, через каждые 2 часа работы делать 15 минутный перерыв. Подмечено, что студенты больше устают не от того, что много занимаются, а от того, что не умеют сочетать труд и отдых, умственный и физический труд. Для молодых людей лучшим отдыхом является перемена видов деятельности.

В-четвертых, правильно спланировать и оборудовать рабочее место для самостоятельной работы. Лучше всего его оборудовать в наиболее светлой и удобной комнате, удаленной от уличных и других шумов. Некоторые студенты, занимаясь самостоятельной работой, одновременно слушают магнитофон или смотрят телевизор и забывают о том, что шум является одним из существенных факторов, способствующих утомлению. Оптимальной для умственной работы считается тишина, где есть шумы до 20 децибел. (Для сравнения шум нормального дыхания — 10, шелест листьев на ветру— 20, стук клавиатуры—30- 40 децибел).

В-пятых, строго соблюдать режим сна и отдыха. Полноценный отдых полностью способствует восстановлению работоспособности. Лучше, если такой отдых будет активным и на свежем воздухе. Особое внимание следует уделить сну. Сколько должен спать студент? Ответ на этот вопрос зависит от индивидуальных особенностей человека, однако специалисты утверждают, что мерой сна является ощущение полного отдыха. Продолжительность сна для 18—20-летних людей обычно составляет 7—8 часов.


1.2. Конспектирование лекций

Один из основных принципов эффективного конспектирования - записывать основное. Наиболее точно и подробно в ходе лекции записываются следующие аспекты: название лекции; план; источники; понятия; определения; основные формулы; схемы; принципы; методы; законы; гипотезы; оценки; выводы. Идеи следует формулировать в виде тезисов. Примеры и иллюстрации можно обозначить ключевыми словами для памяти. С самого начала обучения в институте важно выработать полезную привычку анализировать содержание лекции и гибко изменять способ конспектирования в зависимости от ее вида.


Текст учебной 2-х часовой лекции, которую читает преподаватель, представляет собой информацию, содержащуюся в 20—23 страницах машинописного текста. За это же время студент, обладающий хорошо сформулированными навыками письма, сможет написать лишь не более 5—6 страниц. Следовательно, необходимо научиться так конспектировать лекции, чтобы на этих страницах умещалась вся основная учебная информация, сообщаемая преподавателем во время замятия.

Существует два возможных пути решения данной проблемы. Один из них связан с увеличением скорости письма. Обычно студенты успевают записать в минуту 20—30 слов. Чтобы писать быстрее, надо, прежде всего, устранить имеющиеся отклонения от нормы, например крупный почерк (нормальным считается почерк, в котором высота прописной буквы не более 3 мм), излишние «завитушки» в буквах и др. За счет скорости письма можно добиться некоторого увеличения объема конспектируемой информации, но при этом ухудшаются каллиграфия, правильность написания букв и слов. Конспект, написанный таким образом, будет представлять собой головоломку, которую еще предстоит разгадать.

Другой и более эффективный путь улучшение техники конспектирования. Практика свидетельствует, что многие студенты способны научиться скоростному конспектированию лекций, используя специальные способы и приемы записи учебной информации. В основе формирования индивидуальной техники быстрого конспектирования лежат определенные принципы:

1. Конспект это не точная запись текста лекции, а запись смысла, сути учебной информации.

2. Конспект это записка самому себе, а не произвольному читателю, поэтому записи в нем могут быть понятны только автору.

3. Конспект пишется для последующего чтения и это значит, что формы записи следует делать такими, чтобы их можно было легко и быстро прочитать спустя некоторое время.

4. Конспект должен облегчать понимание и запоминание учебной информации.

Скоростное конспектирование предполагает предварительную подготовку к лекции. Нужно быть готовым к конспектированию еще до того, как в аудиторию войдет преподаватель. Это означает, что необходимо:

во-первых, психологически настроить себя для просушивания и конспектирования лекции. Вспомнить или посмотреть в конспекте тему предыдущего занятия, вопросы, которые на нем рассматривались. Важно подготовить себя к тому, что предстоит напряженная работ по пониманию, осмыслению и конспектированию учебного материала;

во-вторых, подготовить рабочее место для конспектирования лекции. Убрать со стола все лишнее. Заранее приготовить тетрадь, ручку, 2—3 цветных карандаша или фломастера, линейку. Проверить и при необходимости отчертить в тетради с левой стороны страницы поля шириной 3—4 см. На них, как правило, записывается число, фамилия лектора, делаются другие различные пометки. Конспектирование лекции начинается с полной и точной записи темы, учебных вопросов и списка литературы, рекомендовавшей для изучения.


В целях увеличения скорости конспектирования лекции целесообразно использовать следующие приемы:

- сокращение записи слов, словосочетаний и термина (гос-во, приват., КРФ, ФЗ)

Конкретную систему необходимых сокращений, обозначений каждый студент вырабатывает самостоятельно, исходя из своих вкусов и пристрастий, выбирая, то, что для него больше всего подходит. Предложенные способы сокращения слов чисто технические и не требуют большой мыслительной работы. К ним нужно просто привыкнуть и после небольшой тренировки они выполняются автоматически.

- ускоренное конспектирование фраз. В отличие от рассмотренных приёмов записи отдельных слов и словосочетаний приемы конспектирования фраз более сложные, поскольку требуют полного осмысления и переработки текста. Если речь в лекции идет о политической системе, то эти кратко записанные фразы имеют отношение именно к этой системе.

Виды: пространственная запись, (монархия: достоинства, недостатки,) макроконтекст (не записывается то, что известно), преобразование фраз (применение синонимов, например, вместо длинной фразы лектора о несправедливом отношении к кому-либо, пишется одно слово - «придирки»),

- применение для составления конспекта цветных карандашей, ручек, фломастеров и т. п. Давно замечено, что книга с цветными иллюстрациями читается с большим интересом и быстрее. То же самое относится и к конспекту лекции. Расцвеченный различными цветами конспект легче и быстрее читается, лучше запоминается. Основными способами использования цвета при конспектировании являются:

1. Рубрикация — выделение различным цветом начала заголовков, формул, цитат, пунктов, подпунктов, перечислений в тексте конспекта.

2. Концентрация внимания — выделение, подчеркивание закрашивание цветом фраз, формул, определений, заголовков. Текст в данном случае оказывается написанным как бы на соответствующем цветном фоне.

3. Работа цветом по важности — выделение различным цветом частей конспекта, имеющих разную значимость.

Обобщая все сказанное, можно сформулировать краткие методические рекомендации по освоению техники скоростного конспектирования лекции:

1. Творчески и внимательно продумайте собственную индивидуальную систему сокращения слов, их обозначений, записи фраз, выделения текста. Аккуратно запишите ее на отдельном плотном листе бумаги или в записной книжке используйте в качестве шпаргалки во время тренировок.

2. Хорошо запомните выработанную систему и постепенно вводите ее в практику конспектирования. Сначала при изучении печатных источников, а затем, по мере освоения, и в ходе лекций. Если какие-то сокращения, обозначения, символы запоминаются с трудом или могут толковаться неоднозначно— усовершенствуйте их.

3. Обязательно дорабатывайте конспект, написанный в xoде лекции. Не всегда удается хорошо записать то, что сказал преподаватель, что-то нужно выписать и из учебника. Психологи предупреждают: 70% услышанной человеком информации забывается в первые 10 часов. Поэтому помните: конспект должен быть доработан в тот день, в который прочитана лекция.



1.3. Подготовка к практическим занятиям

Методика поиска необходимой учебной и научной литературы. Одним из условий успешного обучения в институте является умение студентов быстро подобрать соответствующую литературу для выполнения учебных заданий и научной работы. Самостоятельный подбор литературы осуществляется при подготовке к семинарским, практическим занятиям, при написании контрольных курсовых, дипломных работ, научных рефератов.

Существует несколько способов определения списка необходимой литературы:

Во-первых, в программах учебных дисциплин, выдаваемых студентам в начале каждого учебного года, приводится список литературы, которую рекомендуется изучить по соответствующей теме или разделу учебной дисциплины.

Во-вторых, в большинстве учебников и книг делаются ссылки, сноски на другие литературные источники, приводится список литературы по раскрываемой в книге проблеме.

В-третьих, наиболее полный список литературы по соответствующей теме в диссертациях

Методика работы с текстом.

1. До чтения. Начинайте работу с осмысливания заголовка. Проанализируйте оглавление, эпиграф, аннотацию к книге. Настройтесь для дальнейшей работы над текстом.

2. По ходу чтения. Старайтесь понять все слова и предложения в тексте, выделить важные и ключевые из них. Ведите мысленный диалог с текстом; задавайте вопросы самому себе по содержанию прочитанного, обоснованию изучаемых положений; стройте свои предположительные ответы и сверяйте их с текстом. По ходу чтения попытайтесь осознать, что Вам непонятно, в чем возникают сомнения. Выясните наиболее трудные для Вас вопросы. Делайте выписки, выделяйте главные мысли, составляйте схемы, чертежи, таблицы. Анализируйте конкретные примеры.

3. После прочтения текста. Сформулируйте главную мысль прочитанного текста. Прочитайте повторно наиболее сложные для Вас части текста. Продумайте план. Задайте вопросы себе по всему тексту. Составьте конспект прочитанного текста. Через некоторое время проверьте себя.

Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарским и практическим занятиям. При подготовке к семинарским и практическим занятиям самостоятельная учебная деятельность достигает наибольшей интенсивности. В отличие от других форм учебных занятий, в ходе семинаров и практикумов студенты имеют возможность в большей степени проявить себя, показать свою активность, самостоятельность, способность применять полученные теоретические знания при анализе практических проблем профессиональной деятельности.

Семинарские и практические занятия проводятся по наиболее сложным вопросам, темам, разделам учебной дисциплины и имеют своей целью:

во-первых, закрепить знания, полученные во время лекций и самостоятельной работы с учебной литературой;


во-вторых, расширить и углубить представления студентов по наиболее актуальным теоретическим и практическим проблемам;

в-третьих, сформировать и развить практические навыки и умения, необходимые для 6удущей профессиональной деятельности;

в-четвертых, осуществить контроль за качеством усвоения студентами учебной программы.

Подготовку к семинару или практическому занятию лучше начинать сразу же после лекции по данной теме или консультации преподавателя. Проводить ее рекомендуется в определенной последовательности. Прежде всего, следует доработать текст лекции по соответствующей теме, внимательно изучить план семинара (практического занятия), содержание основных учебных вопросов, выносимых для обсуждения, а также список рекомендованной литературы и дополнительные задания, которые могут быть даны преподавателем. Важно тщательно спланировать самостоятельную работу по подготовке к занятию: когда, какие источники, по какой проблеме следует найти и изучить; когда и по каким вопросам подготовить краткие письменные ответы, выступления или доклады. Работа должна быть спланирована таким образом, чтобы подготовка к семинарскому (практическому) занятию распределялась равномерно на все оставшееся до занятия время и студент мог бы легко обойтись без авралов и бессонных ночей.

В дальнейшем необходимо подобрать в библиотеке литературу, которая рекомендована для подготовки к занятию и бегло просмотреть ее. Это даст возможность выбрать те источники, где имеются ответы на поставленные учебные вопросы. Затем более внимательно ознакомиться с содержанием книги или статьи, отметить те части текста, в которых вопросы семинара раскрываются наиболее глубоко и подробно, сделать в книге закладку. На полях плана семинара рядом с соответствующим вопросом можно сделать пометку, которая могла бы иметь следующий вид: 4/163-186. Первая цифра (4) означает номер литературного источника, указанного в плане семинарского, практического занятия, а вторая и третья цифры - номера страниц, на который содержится материал к ответу на поставленный вопрос.

Предварительное изучение рекомендованной литературы позволяет студентам отобрать необходимую учебную информацию и выяснить, по каким вопросам занятия следует подобрать дополнительные литературные источники. Их поиск осуществляется в соответствующих библиографических справочниках, либо в систематическом каталоге библиотеки. Просмотр и беглое изучение дополнительно найденных книг, газетных и журнальных статей осуществляется таким же образом, что и литературы, указанной в плане семинарского занятия, только в пометках на полях плана указывается не цифра, а полное библиографическое описание источника. Некоторые студенты делают пометки не на полях плана семинара, а выписывают план семинара в тетрадь и подбирают литературу по каждому указанному в нем вопросу. Это позволяет иметь библиографию по всем основным теоретическим и практическим проблемам будущей профессиональной деятельности.