ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.07.2020

Просмотров: 2107

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

осуществлять юридическую экспертизу и готовить юридическое обоснование каких либо решений и проектов (например, инвестиционных);

консультировать по отдельным вопросам различных субъектов (руководителей, специалистов, клиентов).

В первом случае юрист обычно работает в команде наряду с другими консультантами и в его обязанности входит проработка всей нормативной основы регулирующей комплекс данных отношений, юридической практики, прогнозирование различных вариантов развития ситуации, возможности защиты прав клиента и многое другое. Объем и перечень выполняемых действий здесь зависит от многих факторов: вида проекта или решения, задания на проведение работ, объема и уровня правового регулирования. Надо сказать, что корпоративный юрист или юридическая служба не так часто сталкиваются с подобного рода проблемами. Обычно предприниматели предпочитают пользоваться услугами специализированных консалтинговых фирм. Гораздо чаще приходится консультировать членов организации по текущим, конкретным вопросам или давать консультации клиентам в качестве сотрудника юридической консультации.

Наукой и практикой выработаны определенные общие правила проведения консалтинга, которые успешно могут применяться юристами. Эти правила позволяют вывести общую формулу консалтинга, которая выглядит следующим образом: Кто? Что хочет? От кого и на каком основании? Исходя из чего? Получив ответы на эти вопросы, юрист с уверенностью может дать оценку проблемы, определить порядок своих действий и дать квалифицированный ответ клиенту. Цель консалтинга не разрешение проблем или удовлетворение требований клиента, это задача иных органов (например, суда), а дача обоснованных рекомендаций, которые определят дальнейшие действия и поведение клиента. Привлечение юриста для разрешения проблемы это следующий этап юридической деятельности, который зависит от волеизъявления сторон.

Для достижения целей консалтинга применяются определенные приемы и средства, совокупность которых получила название техника консалтинга.


4.5. Понятие квалифицированной юридической помощи

Право на квалифицированную юридическую помощь является конституционным, поэтому ему корреспондирует обязанность государства создать определенные условия по его реализации. В настоящее время такие условия государством созданы, в частности Законом об адвокатуре, где прописаны достаточно серьезные профессиональные требования к адвокатам. Таким образом, ответственность за деятельность адвокатов, за квалифицированность оказываемой ими помощи государство полностью разделяет. Однако в то же время гарантировать деятельность иных представителей юридической профессии государство не может, поскольку их деятельность регламентирована лишь отчасти. Учитывая изложенное, некоторыми исследователями понятия «адвокатская деятельность» и «квалифицированная юридическая помощь» признаются равнозначными .


Итак, квалифицированную юридическую помощь может оказать только квалифицированный специалист - лицо, обладающее специальными познаниями в области права, т.е. юрист. Подтверждением наличия у лица специальных познаний в области права, его способности оказывать квалифицированную юридическую помощь могут служить диплом о высшем юридическом образовании и иные документы о юридическом образовании, а также документы, подтверждающие наличие у данного лица опыта работы по юридической специальности либо прохождение им соответствующей стажировки.

В целом данные требования носят формальный характер и такие формальные признаки не являются гарантией получения квалифицированной юридической помощи.

Для признания юридической помощи квалифицированной необходимо руководствоваться совокупностью кА минимум двух критериев. Такая помощь должна оказываться специальными субъектами – юристами и предоставляться качественно, с соблюдением норм действующего законодательства.

Кроме того, учитывая, что такая помощь гарантируется государством, целесообразно наладить контрольные функции последнего, в том числе через механизм введения специальных экзаменов, стажировок. Бесспорно, что лучшим вариантом решения данной проблемы станет законодательное оформление всех критериев квалифицированной юридической помощи.

Чаще всего юридические услуги оказываются на основании договора об оказании юридических услуг.

В юридической практике сложились разнообразные виды договоров возмездного оказания услуг. Одним из самых распространенных договоров возмездного оказания услуг является договор оказания юридических услуг.

Оказание юридических услуг также подчинено общим правилам, установленным гл.39 ГК РФ. Вместе с тем на практике применение норм данной главы, а также договорных условий в договоре оказании юридических услуг вызвало неоднозначное толкование. В связи с этим в информационном письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 сентября 1999 г. № 48 «О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров" содержатся разъяснения, прежде всего, относительно предмета такого договора. Договор об оказании юридических услуг может считаться заключенным, если в нем перечислены определенные действия, которые обязан совершить исполнитель, либо указана определенная деятельность, которую он обязан осуществить. В последнем случае круг возможных действий исполнителя согласно образцу договора оказания юридических услуг может быть определен согласно ст.431 ГК РФ на основании предшествовавших заключению договора переговоров и переписки, практики, установившейся во взаимоотношениях сторон, обычаев делового оборота, последующего поведения сторон и т. д.

Если в образец договора оказания юридических услуг включаются условия о предоставлении исполнителем заказчику материальных результатов его действий или деятельности (письменные консультации и разъяснения, проекты договоров, заявлений, жалоб и других документов правового характера), то такой договор оказания юридических услуг приобретает смешанный характер и содержит в себе элементы договора подряда и договора возмездного оказания услуг.


Что касается вопроса об оплате юридических услуг, то согласно исполнитель приобретает право на оплату услуг только при совершении определенных в договоре действий или деятельности, поэтому отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг недопустим. Возможно включение в договор условия о полной или частичной предоплате.


Глава 5. Деятельность юриста в правоохранительной сфере.


5.1. Понятие и виды правоохранительной деятельности.

К сожалению, до настоящего времени правовая наука не выработала единого подхода к такому ключевому и широко употребляемому в научной литературе и на практике понятию, как "правоохранительная деятельность". Данное понятие является сравнительно молодым. Оно введено в юридический обиход всего лишь в конце 50-х - начале 60-х г.г. Приведем наиболее распространенное определение правоохранительной деятельности.

Под правоохранительной деятельностью следует понимать государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка. Таким образом, к существенным признакам правоохранительной деятельности относят:

во-первых, осуществление этой деятельности не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия;

во-вторых, соответствие применяемых в ходе ее осуществления юридических мер воздействия предписаниям закона или иного правового акта;

в-третьих, реализация правоохранительной деятельности в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур;

в-четвертых, возложение реализации правоохранительной деятельности на специально уполномоченные государственные органы.

Правоохранительная деятельность имеет не только сложные и многогранные цели, задачи и функции, но и довольно сложную структуру. Она может быть классифицирована на ряд относительно укрупненных групп, образований, направлений. Это, например, борьба с преступностью в целом, с организованной преступностью, с экономической преступностью, оперативно-розыскная деятельность, следственная деятельность, борьба с нарушениями правил дорожного движения, борьба с административными правонарушениями, деятельность по профилактике правонарушений, борьба с противопожарной безопасностью, укрепление общественного порядка и ряд других направлений. Каждый из них имеет важное значение и в известной мере относительно самостоятельный характер.


5.2. Работа в органах внутренних дел и ее виды.

Структура МВД достаточно сложная, назовем лишь главные его структуры:

- следственный департамент;

- Федеральная миграционная служба:

- ГУ вневедомственной охраны;

- ГУ по обеспечению безопасности дорожного движения:


- ГУ по обеспечению охраны общественного порядка;

- ГУ по противодействию экстремизма;

- ГУ собственной безопасности;

- ГУ по обеспечению безопасности на транспорте;

- ГУ уголовного розыска;

- ГУ по обеспечению экономической безопасности.

Подробное раскрытие деятельности каждого подразделения займет достаточно много времени, кроме того эти вопросы будут изучаться в других юридических дисциплинах, поэтому остановимся на краткой характеристике лишь основных видов деятельности, а именно оперативно-розыскной деятельности, следствия и дознания.

Оперативно-розыскная деятельность регулируется ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» №144-ФЗ, от 12.08.1995 г.

Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

- добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

- установление имущества, подлежащего конфискации.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:

1. Опрос.

2. Наведение справок.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

4. Проверочная закупка.

5. Исследование предметов и документов.

6. Наблюдение.

7. Отождествление личности.

8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

10. Прослушивание телефонных переговоров.

11. Снятие информации с технических каналов связи.

12. Оперативное внедрение.

13. Контролируемая поставка.

14. Оперативный эксперимент.

Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

1. Наличие возбужденного уголовного дела.

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;


2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

3. Поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.

4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.

5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность:

1. Органы внутренних дел Российской Федерации.

2. Органы федеральной службы безопасности.

4. Федеральные органы государственной охраны.

6. Таможенные органы Российской Федерации.

7. Служба внешней разведки Российской Федерации.

8. Федеральная служба исполнения наказаний.

9. Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.

Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.


5.3. Следствие и дознание: понятие и принципы деятельности.

Помимо следственного департамента в МВД имеется такой орган, выделенный из прокуратуры – Следственный комитет РФ. Его деятельность регулируется Федеральным законом «О Следственном комитете Российской Федерации» от 28.12.10 №403-ФЗ.

Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Следственный комитет осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.