Файл: модули ПО ИСТОРИИ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.07.2020

Просмотров: 870

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3) Усиливался кризис и внутри феодального сословия, так как крупные феодалы переманивали крестьян у более мелких; последние, сидевшие в обезлюдевших поместьях, оказались в очень тяжелом положении.

4) Нарастало недовольство тяглового населения, натерпевшегося от войн и неурожаев, с недовернем относившегося к новому царю Б.Г., избранному на царство Земским собором.

5) Казачество, к началу века превратившееся в значительную социальную силу, противилось попыткам правительства подчинить казацкие земли.

Борис Годунов (7 января 1598 -13 апреля 1605) Земским собором был избран царем. Он продолжал политику утверждения самодержавия и укрепления государства, основанную на укреплении положения дворянства и ослаблении феодальной знати. В 1589 г. было введено патриаршество. Первым патриархом стал Иов. Б.Г. несколько упрочил международное положение страны. После войны со Швецией в 1590 г. были возвращены земли в устье Невы, утерянные Россией после Ливонской войны. В 1592 г. был отражен набег крымского хана Казы-Гирея. В 1600 г., будучи уже царем, Борис Годунов заключил перемирие с Польшей на 20 лет. Однако его положение внутри страны оставалось непрочным. Знать всячески сопротивлялась утверждению самодержавия, стремясь к большей власти. В 1601-1603 гг. страну поразил страшный неурожай. Правительство в борьбе с голодом установило предельную цену на хлеб, в ноябре 1601 г. разрешило переход крестьян, начало раздачу хлеба из государственных амбаров, усилило репрессии по разбойным делам и разрешило холопам уходить от своих хозяев, если те не могли их прокормить. Однако эти меры успеха не имели.

Лжедмитрий I. В соседней Речи Посполитой только и ожидали повода вмешаться во внутренние дела ослабевшей России. В 1602 г. там объявился чудом спасшийся царевич Дмитрий, сын Ивана IV, убитый в Угличе 15 мая 1591 г. В действительности самозванцем был галичский дворянин Юрий (Григорий) Отрепьев. Поначалу польский король Сигизмунд III помогал самозванцу тайно. Лжедмитрий же не скупился на обещания. Он тайно перешел в католичество и обещал папе римскому, что вся Россия последует его примеру. В октябре 1604 г. Лжедмитрий I вступил в южные окраины страны, охваченные волнениями и восстаниями. На сторону самозванца перешел рад городов, он получил пополнение отрядами запорожских и донских казаков, местных повстанцев. К началу 1605 г. под знаменами -царевича" собралось более 20 тыс. человек. 21 января 1605 г. в окрестностях села Добрыничи Комарицкой волости произошло сражение между отрядами самозванца и царским войском князя Ф.И.Мстиславского. Разгром был полный: Лжедмитрий I чудом спасся бегством в Путивль. В этот критический для самозванца период 13 апреля 1605г. внезапно умер царь Борис Годунов и на престол вступил его 16- летний сын Федор. Боярство не признало нового царя и перешло на сторону Лжедмитрия I. Царь Федор был свергнут и задушен вместе с матерью. 20 июня 1605 г. самозванец торжественно въехал в Москву и венчался на царство в Успенском соборе. Обещаний Лжедмитрий не выполнил. Нарастает недовольство новым царем. 17 мая 1606 г. бояре-заговорщики убили самозванца, и на престол вступил один из организаторов заговора князь Василий Шуйский. При воцарении новый царь сделал так называемую крестоцеловальную запись, ограничивающую его в правах. С воцарением В.Шуйского закончился первый период смуты и начался второй.


Болотников. Сразу после воцарения Шуйского пошли слухи о чудесном спасении Лжедмитрия I. Центром движения опять стала Северская земля, откуда летом 1606 г. от имени спасшегося царя начал свой поход на Москву Иван Исаевич Болотников. Болотников выступал как воевода Дмитрия и в своих грамотах призывал выступать против Шуйского. После побед под Кромами и в устье Угры октября 1606 г. восставшие, к которым присоединились отряды дворян и казаков, подошли к Москве. Дворяне пошли на сговор с Шуйским, против которого еще недавно выступали. В сражении у села Коломенского Болотников потерпел по­ражение, снял осаду Москвы и отошел к Калуге. Восставшие укрепились в Туле. Правительство Шуйского принимало меры для подавления восстания. Для консолидации землевладельцев в 1607 г. был издан указ о пятнадцатилетнем сроке сыска беглых крестьян. Болотников 4 месяца держался в Туле. Царь обещал сохранить жизнь восставшим, если они сложат оружие. Ворота Тулы были открыты. Шуйский не сдержал своего слова. Однако с поражением восстания Болотникова народные выступления не закончились, а продолжались вплоть до 1615 г.

Лжедмитрий II. В 1607 г. в Польше объявился, наконец, тот, от чьего имени уже год как сражался Болотников. Основную часть вооруженных сил Лжедмитрия II составляли польские шляхтичи и казаки. В январе 1608 г. Лжедмитрий II двинулся на Москву. Разбив в нескольких боях войска Шуйского, к началу июня Лжедмитрий II дошел до подмосковного села Тушина, где и обосновался лагерем. В этот период царь Василий Иванович решил просить военной помощи у Швеции. На Север для сбора войска был отправлен царский племянник князь М. Скопин-Шуйский. Он заключил военный договор со Швецией, которая за уступку города Корелы с уездом прислала вместо 15-тысячного воинского отряда лишь 7 тыс. наемников. С собранным войском. пополняясь по пути местными ополчениями, Скопин-Шуйский несколько раз разбил тушенцев и снял осаду с Троице-Сергиевой лавры. 12 марта 1610 г. полководец вступил в Москву. Это стало сигналом к распаду тушинского лагеря. Самозванец бежал в Калугу. Польский король, убедившись в том. что Лжедмитрий II не в состоянии овладеть Москвой, решил непосредственно вмешаться в русские дела. Сигизмунд III с огромной армией осенью 1609 г. начал осаду Смоленска. Лжедмитрий II вновь подступил к Москве. Это решило судьбу Шуйского, против которого поднялись дворяне, бояре Бояре-тушинцы заключили с Сигизмундом договор об избрании на московский трон его сына королевича Владиславу. В договоре 4 февраля 1610 г. была оговорена масса условий, с тем чтобы не ущемлялись права русских и православной Церкви. 17 июня 1610 г. бояре свергли Шуйского, вынудив его постричься в монаха Власть временно перешла в руки Боярской думы из 7 бояр ("семибоярщина") во главе с Ф.И.Мстиславским. Боярская дума поспешила предложить трон Владиславу на условиях договора февраля. Боярское правительство согласилось впустить в Москву польские войска во избежание бунта в поддержку Лжедмитрия (21 сентября 1610 г.). Бежавший от Москвы Лжедмитрий II вновь укрепился Калуге. Здесь его настигла смерть (11 декабря) - самозванец был убит на охоте татарским князем из его личной охраны.



12. Подъём освободительного движения в России. Минин и Пожарский. Освобождение Москвы. Начало династии Романовых.


Первое и второе народные ополчения. Минин и Пожарский. После убийства Лжедмитрия II 11 декабря 1610 г. смута приобрела преимущественно характер национальной борьбы, в которой русские стремились освободиться от польских интервентов. Зимой 1611 г. в Рязанской земле было образовано первое народное ополчение, которое возглавил Прокопий Ляпунов, В состав ополчения входили жители Нижнего Новгорода, Мурома, Ярославля, Вологды, Костромы, казаки во главе с Иваном Заруцким. Ополчение подошло к Москве. 19 марта 1611 г. в столице вспыхнуло восстание москвичей. Разгорелись уличные бои, в которых интервенты стали терпеть неудачу. Тогда они подожгли город, который выгорел дотла. Польский гарнизон укрылся за стенами Кремля и Китай-города. Когда ополчение подошло к Москве, то нашло на ее месте только пепелище. К Ляпунову примкнули тушинские дворяне во главе с Д.Т. Трубецким и казаки под начальством атамана И. Заруцкого. Началась осада польского гарнизона. Внутри ополчения произошел раскол. Ляпунов высказался за возврат беглых крестьян, что привело к недоволь­ству среди ополченцев-крестьян и казаков. Ляпунов был убит на казачьем кругу. Вскоре первое земское ополчение распалось. Под столицей остались только казачьи отряды. Тем временем Сигизмунд II взял обескровленный Смоленск. Шведы начали переговоры с новгородским боярством о признании русским царем сына короля Швеции Карла-Филиппа. Осенью 1611 г. Российское государство стояло на грани национальной катастрофы. На вооруженную борьбу с польско-шведской интервенцией поднялся русский народ. В Нижнем Новгороде в октябре 1611 г. земский староста Козьма Минин-Сухорук, мелкий торговец мясом и рыбой, обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение для освобождения Москвы, Патриотический призыв нашел горячий отклик у нижегородцев, которые решили отдать на создание ополчения "третью деньгу", т.е. третью часть личного имущества. По инициативе Минина создается "Совет всея земли", явившийся временным правительством. Возглавить земскую рать приглашается князь Д.М. Пожарский, отличившийся во время московского восстания против поляков. В начале марта 1612 г. ополчение начинает поход на Москву через Ярославль, который становится местом сбора военных сил. В конце августа 1612 г. войско Минина и Пожарского подошло к столице и соединилось с остатками первого земского ополчения. 22-24 августа под стенами Москвы произошло ожесточенное сражение с королевской армией под командованием гетмана Хоткевича, спешившей на помощь осажденному гарнизону. Поляки были наголову разбиты и бежали восвояси. Засевшие за кремлевской стеной интервенты капитулировали 26 октября 1612 г. Столица России была полностью освобождена. Сложность политической обстановки в Речи Посполитой и отсутствие средств для продолжения военных действий заставили Сигизмунда III на время отказаться от своих претензий на русский престол Освобождение Москвы позволило восстановить государственную власть в стране. В столице собрался Земский собор. Решался вопрос об избрании нового русского царя, 21 февраля 1613 г. Земский собор избрал на престол Михаила Федоровича Романова (1613-1645), сын митрополита Филарета. В июле 1613 г. совершилось в Москве венчание Михаила Федоровича. Во время этого торжества, по обычаю, объявлены разные милости; князь Пожарский, бывший прежде стольником, получил сан боярина, а Козьма Минин пожалован в думные дворяне и награжден поместьем. Михаил Федорович был женат дважды. В 1624 г. он женился на Евдокии Лукьяновне Стрешневой, дочери малоизвестного дворянина. От этого брака родилось шесть детей: три дочери - Ирина, Анна, Татьяна и три сына - Иван, Василий, Алексей. В 1639 г. в течение трех месяцев умирают царевичи Иван и Василий. 12 июня 1645 г. государь скончался. Однако для укрепления централизованной власти в государстве тре­бовалась постоянная поддержка широких кругов дворянства и верхушки городского посада. Поэтому Земский собор с 1613 по 1619 г. заседал практически беспрерывно. "Великое московское разорение" начала XVII в. опустошило Россию. С большими трудностями шло восстановление хозяйственной жизни, как в городах, так и в деревнях. Внутриполитическое положение в стране оставалось неустойчивым. Смоленск находился в руках поляков, Новгород - шведов. После неудачной попытки в 1615 г. овладеть Исковым, Швеция пошла на мирные переговоры с Москвой. 27 февраля 1617 г. в деревне Столбово между ними был заключен мирный договор. Новгородская земля возвращалась России, за Швецией оставалась Нева с Ижорской землей, город Корела с уездом и город Орешек. Россия лишилась единст­венного выхода к Балтийскому морю. 1 декабря 1618 г. в селе Деулино было заключено перемирие между Россией и Польшей сроком на 14 с половиной лет. За речью Посполитой оставались Смоленская и Чернигово-Северская земли. Подписанием двух неравноправных договоров закончилось для России Смутное время и польско-шведская интервенция. Сохранив национальную независимость, страна обеспечила свое дальнейшее развитие и решение первоочередных внутренних я внешнеполитических задач.



13. Россия в XVII в. Соборное уложение 1649 г. Оформление крепостного права.


Первого сентября 1648 г. начал работу Земский собор, и в январе 1649 г. он принял Соборное Уложение. Разработка проекта Уложения была поручена особой комис­сии в составе бояр, князей и дьяков. 28 июня 1648 г. правительством были разосланы грамоты о присылке в Москву к 1 сентября выборных людей для обсуждения и утверждения на Земском Соборе проекта Уложения. Обсуждение проекта Уложения началось 3 октября 1648 г. в двух па­латах. В одной из них заседал царь с Боярской думой и Освященным со­бором, в другой, Ответной палате, совещались выборные люди под пред­седательством князя Ю.А.Долгорукого. 29 января 1649 г. Уложение было принято; его скрепили подписями патриарх, представители высшего ду­ховенства, бояре и 277 выборных земских людей. Новый свод статей назван Соборным Уложением. Соборное Уложе­ние, получившее силу государственного закона, весной 1649 г. было от­печатано особой книгой и разослано, для руководства всем воеводам по городам и во все московские приказы. Уложение состояло из XXV глав и 967 статей. "Соборное Уложение" завершило долгий процесс складывания кре­постного права, прошедший ряд этапов. Было оконча­тельно оформлено крепостное право. Как указывалось выше, крепостное право – это зависимость крестьянина от феодала (или от феодального го­сударства) в личном, земельном, имущественном, юридическом отноше­ниях, основанная на прикреплении крестьянина к земле. Соборное Уложение по своему содержанию было крепостническим и отражало победу дворянства. В этом документе провозглашалась отмена "урочных лет" и установление бессрочного сыска беглых крестьян и по­садских людей. Землевладение закреплялось как привилегия господствующего фео­дального класса. При увольнении со службы поместья служилых людей переходили детям, братьям, племянникам или внукам, которые записы­вались на службу. Разрешалось менять поместья на вотчины, что приво­дило к слиянию дворянского поместья с вотчиной. Крепостное право в стране получило законодательное утверждение: частновладельческие крестьяне навечно закреплялись за помещиками, боярами и монастырями. Устанавливалась наследственность владения крепостными и право распоряжаться их имуществом. Крестьяне лиша­лись права самостоятельно выступать в судах со своими исками. Феодал по своей воле мог также устраивать браки и семейные разделы крепост­ных. Ряд статей Уложения отразил тенденцию к дальнейшей централиза­ции власти, укреплению самодержавия. Традиционная монархия с Бояр­ской думой постепенно уступала место абсолютной монархии. Абсолютизм - такая форма правления, когда законодательная, исполни­тельная и судебная власть полностью сосредоточена в руках монарха, а последний опирается на назначаемый и контролируемый исключительно им разветвленный чиновничье-бюрократический аппарат. В царствование Алексея Михайловича (1645-1676) все реже собирались Зем­ские соборы, снижалась роль Боярской думы, с другой стороны все бо­лее разветвленной становилась приказная система.



14. Россия в XVII в. Церковный раскол в русской православной церкви.


В XVII в. в России довольно отчетливо прослеживались два обще­ственных течения. В духовно-идеологической сфере начинали сталкиваться позиции российских западников и проводников национально-культурной само­бытности России. Много внимания этому вопросу уделялось и православной церко­вью. Передовые священнослужители ратовали за такой вариант эволюции России, который вел бы к полити­ческой и экономической мощи при сохранении своеобразия духовной культуры. Русский народ ими представлялся хранителем подлинной хри­стианской нравственности, поэтому они протестовали против распро­странившихся из Немецкой слободы нравов, нередко переходящих грань распущенности. Традиционная нравственность русских людей оберегалась, прежде всего, церковью, поэтому была связана с религиозностью. Церковные установки к тому времени прочно впитались в русский быт. Церковь строила свою деятельность так, чтобы влиять на все стороны общественной жизни. Эпоха Смуты наложила своеобразный отпечаток и на православную церковь. В настроения духовенства и монахов были привнесены элемен­ты воинственности. Привыкнув воевать, сохранили дух воинственности и после Сму­ты. Он проявлялся в непримиримости к влиянию неправославных веро­учений. Стремление сохранить сильные позиции в отношениях с царской ад­министрацией просматривалось в поведении преемников Филарета. Осо­бенно это было характерно для Никона (в миру Никита Минов ), ставшего патриархом в 1652 г. Никон получил титул "Великого госуда­ря" и потребовал, чтобы его голос имел решающее значение в любом го­сударственном деле. В 1653 г. Никон стал инициатором церковно-обрядовой реформы (1653-1656), которая была проведена без должной подготовки массового сознания. Была введена греческая обрядность вместо старорусской: двоеперстие было заменено троеперстием, символом культа был объявлен че­тырехконечный крест вместо восьмиконечного и "аллилуйя" петь триж­ды, а не дважды, крестные ходы, вокруг храмов совершать по ходу солн­ца и т.п. Никон объявил об исправлении старославянских церковных тек­стов по греческим образцам. Исправлением церковных книг занялись выходцы с Украины. Украинское влияние нарастало также в иконописи и литургии. Никоновская реформа имела политический подтекст. Именно в это время решался вопрос о присоединении Малороссии. Период относи­тельной стабилизации усилил Русское государство. На Украине к тому времени были проведены изме­нения в обрядах по греческому образцу. Никон стремился продемонстрировать отсутствие каких-либо различий между православием в Московии и на Украине. Как дипломат и политик, Никон действовал осмысленно, как глава русской православной церкви – допустил поспешность. Реформа вызвала первый серьезный раскол русской церкви. Никону противостояла груп­пировка церковных деятелей во главе с протопопом Аввакумом, высту­пившая под флагом "хранителей древнего благочестия" с резким протес­том против нововведений. С точки зрения исторических фактов были правы Аввакум и его союзники: не русские, а греки отступили от тради­ций первых христиан, перейдя в XII веке от двоеперстия к троеперстию, пересмотрев и другие обрядовые нормы. Церковный раскол приобрел характер широкого народного движения. В общем-то сторонники Никона были не меньшими патрио­тами, чем старообрядцы. Реформы не были направлены против духа православия, однако, внесли расстройство в массовое сознание. Пострадало единство церкви. В лоне старообрядческой церкви осталась треть верующих. Расколь­ники проявили фанатичную духовную стойкость. В борьбе против них официальная церковь обращается за содействием к государству, волей-неволей сделав шаг в сторону подчинения светской власти. Алексей Михайлович этим воспользовался, а его сын Петр окончательно расправился с самостоятельностью православной церкви. Государство преследовало старообрядцев. Старообрядчество продолжило древ­нерусскую духовную традицию, предписывающую постоянный поиск ис­тины и напряженный нравственный тонус. Раскол ударил по тради­ции, когда после падения престижа официальной церкви советская власть установила контроль над системой образования. Наметилась подмена главных целей образования: вместо человека - носителя высшего духов­ного начала стали готовить человека, выполняющего узкий круг опреде­ленных функций.