Файл: модули ПО ИСТОРИИ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.07.2020

Просмотров: 873

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


6. Проект правительства и общественных сил России по модернизации страны в первой четверти XIX в.


19 век для России фактически начался в ночь с 11 на 12 марта 1801 г., когда в результате заговора был убит император Па­вел I. Александр I начал с того, что восстановил отмененные Павлом "Жалованные грамоты" дворянству и городам, дворянские корпоратив­ные органы, освободил дворян от телесных наказаний, объявил амни­стию всем, бежавшим от павловских репрессий за границу, и ссыльным. Были отменены и другие павловские указы, вроде запрета носить круг­лые французские шляпы, выписывать иностранные газеты и журналы, выезжать за границу. Большинство историков выделяют в царствовании Александра I (1801-1825) два периода: до войны с Наполеоном 1812-1814 гг. и после победы, когда во внут­ренней и внешней политике стали преобладать консервативные тенден­ции. В 1801 г. при императоре сложился Негласный комитет, в который вошли его молодые друзья-аристократы - П.А.Строганов, Н.Н.Новосильцев, В.П.Кочубей, А.А.Чарторыйский. Преобразования в системе государственных учреждений, изменения в крестьянском законодательстве, осуществленные Александром I в пер­вые пять лет своего царствования, прямо или косвенно были связаны с деятельностью комитета. 20 февраля 1803 г. был издан указ "О вольных хлебопаш­цах". В соответствии с ним земледельцы могли отпускать на волю крепо­стных крестьян с землей на условиях выкупа. Однако этот акт имел лишь моральное значение: к концу царст­вования Александра I в "вольных хлебопашцах" числилось 47153 кресть­янина. Указы 1804-1805 гг. в определенной степени ограничивали крепост­ное право в Лифляндской и Эстляндской губерниях. Крестьян запреща­лось продавать без земли. Они объявлялись наследственными владельца­ми своих земельных наделов. Их повинности в пользу помещиков фикси­ровались и определялись особыми комиссиями, вводилось крестьянское самоуправление и крестьянские суды. В 1803 г. было издано новое положение "Об устройстве учебных за­ведений". Универ­ситетский устав 1804 г. закрепил автономию университетов, разрешив Совету профессоров выбирать ректора и деканов. Манифест 8 сентября 1802 г. об учреждении министерств. Вместо 11 коллегий - 8 министерств. Министры, назначае­мые царем и подотчетные ему, единолично принима­ли решения и несли за них персональную ответственность. В целях координации деятельности министерств учреждался Комитет министров. Более четко структура и функции мини­стерств были определены в 1811 г – «Общие учреждения министерств» - число министерств увеличивается до 12. Новый виток реформаторской активности Александра I связан с именем М.М.Сперанского (1772-1839). В конце 1808 г. Алек­сандр I поручил ему составить общий план государственных преобразо­ваний. В начале октября 1809 г. проект реформы, названный М.М.Сперанским "Введение к Уложению государственных законов", был закончен. В основе проекта преобразований М.М.Сперанского был заложен принцип разделения властей. С этой целью законодательные функции сосредотачивались в новом органе – Государственной думе, судебные – в Сенате, исполнительная власть предос­тавлялась министерствам. Для координации действий высших государст­венных учреждений создавался Государственный совет, его члены не из­бирались, а назначались императором. Совет наделялся правом предва­рительного рассмотрения законов до их внесения в Государственную ду­му. Исключительное право законодательной инициативы и утверждении новых законов сохранялись за императором, в его руках сосредотачива­лась и вся полнота управления страной. Гражданскими правами, по мысли Сперан­ского, следовало наделить все население страны, включая и крепостных крестьян. Для депутатов Государственной думы вводился имущественный ценз. Председатель Думы, избранный депутатами, утверждался царем. Государственная дума рассматривала законопроекты, представленные министрами, Государственным советом или императором. Закон вступал в силу только после одобрения Думой. Она также контролировала дея­тельность исполнительных органов власти. Александр I одобрил план Сперанского, но не решился на осуществ­ление реформ. По его мнению, преобразования следовало начать с цен­тральной системы государственного управления, а затем поэтапно пере­носить их на другие области. 1 января 1810 г. был учрежден Государственный совет - законосовещательный орган при государе. Этим, по существу, и ограничился Александр I в реализации рефор­маторских замыслов Сперанского. В марте 1812 г. Сперанский был уво­лен с государственной службы. Второй период (1815-1825) царствования большинст­вом историков характеризуется как консервативный. В 1818-1819 гг. Александр I поручил А.А.Аракчееву разработать проект освобождения крестьян при максимальном соблюдении интересов поме­щиков. Аракчеев предложил освободить крестьян посредством выкупа их у помещика с последующим наделением землей за счет средств казны. По личному распоряжению Александра I тайно, практически одно­временно с разработкой проектов по крестьянскому вопросу, велась ра­бота над конституционными проектами. 27 ноября 1815 г. Александр I подписал Конституцию Польши. Польша становится конституционной монархией. Согласно Конституции король (он же российский царь) осу­ществлял исполнительную власть, определенную часть законодательных функций сосредотачивалась в сейме. Первая палата сейма - Сенат - на­значалась царем пожизненно из представителей духовенства и высших должностных лиц. Вторая палата - Посольская - избиралась на основе имущественного ценза (100 злотых). Крестьянам избирательного права не предоставлялось. Конституция декларировала неприкосновенность личности, свободу печати, независимость суда, признание польского языка официальным. Это была одна из самых либеральных конституций своего времени. В марте 1818 г. император поручил группе своих советников во главе с бывшим членом Негласного комитета, главой российской администрации в царстве Польском Н.Н.Новосильцевым разработать проект конституции для России. В 1819 г. такой проект под названием "Государственная уставная грамота Российской империи" был предоставлен государю и одобрен им. Конституция Новосильцева являлась шагом назад в сравнении с проектом Сперанского (система назначения в Думу вместо выборности; дополнение имущественного ценза у Сперанского сословным принципом у Новосильцева, так как большая часть депутатов избиралась от дворян­ства). Однако на реализацию и этого проекта Александр I не решился. В рассматриваемый период получили широкое развитие военные по­селения - особая организация войск в России в 1810-1857 гг., совмещав­ших военную службу с занятием в сельском хозяйстве. Вводились они с целью снижения расходов на армию и создания резерва обученных войск. Претерпела изменения и политика правительства в сфере образова­ния. В 1819 г. 11 профессоров Казанского университета были уволены за вольнодумство. Аналогичная участь постигла некоторых либеральных преподавателей Петербургского университета в 1821 г. Ужесточилась цензура. Указом 1822 г. Александр I восстановил право помещиков направлять на поселение в Сибирь крепостных крестьян "за дурные проступки".


Южное и Северное общества. В марте 1821 г. были образованы Северное общество в Петербурге (основатели Н.М.Муравьев) и Южное общество на Украине (руководи­тель П.И.Пестель). Северным обществом управляла Дума из 3 человек, Южным - Директория. Оба общества были взаимосвязаны и рассматри­вались как единая организация. Каждое общество имело свой программный документ. Северное - "Конституцию", написанную Н.М.Муравьевым. Южное - "Русскую прав­ду", написанную П.И.Пестелем. Оба программных документа выражали единую цель - уничтожение крепостного права и ликвидацию самодержавного правления. Однако если по "Конституции" Россия объявлялась конституционной монархией с предоставлением законодательной власти двухпалатному парламенту - Народному вече, то по "Русской правде" в России провозглашалась пар­ламентская республика с президентской формой правления, где законо­дательным органом был парламент - Народное вече, а исполнительным - Державная Дума, состоящая из 5 человек. Более радикально разрешала "Русская правда" и вопрос о наделении крестьян землей, и об избирательном праве. Если "Конституция" огра­ничивала избирательные права граждан 500-рублевым имущественным цензом, то по "Русской правде" предусматривалось участие в выборах всего мужского населения после 20-летнего возраста. "Конституция" провозглашала право частной собственности на землю священным. По "Русской правде" часть помещичьей земли конфисковалась, крестьяне безвозмездно наделялись землей. "Конституция" выражала либеральный характер преобразований, "Русская правда"- радикальный. Воплощение в жизнь любой из программ вело к переустройству общества по примеру буржуазно-демократических стран Европы. Революционный переворот заговорщики планировали совершить летом 1826 г. во время армейских учений. Но неожиданно 19 ноября 1825 г. умер Александр I, и это событие подтолкнуло заговорщиков к актив­ным действиям раньше намеченного срока.


7. Официальная идеология и общественная мысль в России в первой половине XIX в. о путях развития страны.


Восстание декабристов подтолкнуло оппозиционную правительственную часть студенчества к организации различного рода кружков и тайных обществ.

В 20-30-е гг. XIX столетия ядро этих организаций составляли главным образом студенты Московского университета. На рубеже 30-40-х гг. XIX в. центром общественно-политической жизни стали журналы и газеты В Московском журнале "Телескоп" в 1836 г. было опубликовано "Философское письмо" П.Я.Чаадаева Чаадаев крайне пессимистически оценивал прошлое, настоящее и будущее Россия. "Прошлое ее бесполезно, настоящее - тщетно, а будущего никакого у нее нет", - писал он. За эту публикацию журнал был закрыт, а Чаадаев по высочайшему повелению объявлен сумасшедшим. К концу 1830-х гг. в русском обществе сложились течения западников и славянофилов. Западники (историки Т.Н.Грановский. П.Н.Кудрявцев, юрист и философ К.Д.Кавелин. литераторы В.П.Боткин, П.В.Анненков, В.Ф.Корш и др.) исходили из мысли о единстве исторического развития человечества, а следовательно, я о единстве исторических путей России и Европы. Поэтому, считали западники, в России со временем должны утвердиться европейские порядки. Идеалом для них был Петр I и его реформы. В сфере государственного устройства они склонялись к конституционной монархии и рассматривали в качестве образца для России парламентскую Англию и Францию. Западники отрицательно относились к крепостному праву, высказывались за преобразования во всех сферах общественной жизни. Иных взглядов на исторический путь России придерживались славянофилы (А.С.Хомяков, братья И.В. и П.В.Киреевские, братья К.С. и И.С.Аксаковы, Ю.Ф.Самарин). Они считали, что у каждого народа своя судьба и что Россия развивается по пути, отличному от европейского. Это однако не делало славянофилов сторонниками правительственной идеологии. Власть царя должна оставаться неогра­ниченной, считали славянофилы, однако народ должен при этом получить право свободно выражать своё мнение - в печати и на земских соборах, получить свободу совести. В основе русской жизни, по мнению славянофилов, лежало общинное начало и принцип согласия (в отличие от европейских порядков, основанных на противоборстве индивидуалистических начал и формальной законности). Глубоко близка русскому национальному характеру была, по мнению славянофилов, православная религия, ставящая общее выше частного, призывающая, прежде всего к духовному совершенствованию, а не к преобразованию внешнего мира. Гармоничный уклад русской жизни был, по мнению славянофилов, разрушен реформами Петра I.


А.И Герцен сравнивал славянофилов и западников с двуликим Янусом. они смотрели в разные стороны, но в груда у них билось одно сердце. Действительно, западников и славянофилов сближали защита прав личности, общественной свободы, протест против деспотизма и бюрократизма, крепостничества. Общим для западников и славянофилов было и решительное неприятие революции. Революционно-социалистические течения. От западнического крыла постепенно откалывается особое направление, представителями которого были А.И.Герцен, Н.П.Огарев и круп­нейший литературный критик В.Г.Белинский. Занимая радикальные позиции в западническом лагере они постепенно пришли к отрицанию уклада современной им Европы: предоставляя гражданам формальные политические свободы, этот уклад не спасал людей от нищеты. Спасение Белинский, Герцен и их единомышленники видели в социализме - справедливом общественном строе, в котором отсутствует частная собственность и эксплуатация человека человеком. В ХVIII-XIX вв. социалистические идеи были глубоко разработаны западными мыслителями - А.Сен-Симоном и Ш.Фурье. Однако русские радикалы - в первую очередь Герцен, считали, что первой к социализму' придет не Европа, слишком глубоко погрязшая в буржуазной стихии, а Россия, которой буржуазные отношения пока чужды. Опорой же социализма в России станет сохранившаяся с глубокой древности крестьянская община. Русские леворадикальные деятели склонялись к революционным методам или прямо признавали их необ­ходимость. В 1844 г. в Петербурге возник кружок В.М.Буташевича-Петрашевского - чиновника Министерства иностранных дел. На собраниях Петрашевского бывали М.Е.Салтыков-Щёдрин. Ф.М.Достоевский, Большинство петрашевцев, в отличие от либералов, выступало за республиканское устройство, полное освобождение крестьян без выкупа, Наиболее популярно в среде петрашевцев было учение Фурье. В кружке обсуждались планы народного восстания. В.М.Петрашевский и участники его кружка (в том числе и великий русский писатель Ф.М.Достоевский) были арестованы, приговорены к расстрелу, но затем помилованы и сосланы на каторгу в Сибирь. Революционные и социалистические настроения сильны были в Кирилло-Мефодиевском обществе, действовавшем с 1845 г. на Украине. Члены этого общества, к которому принадлежал и великий украинский поэт Т.Г.Шевченко. выступали за всеславянскую республиканскую федерацию. В 1847-1848 гг. правительство разгромило общество петрашевцев и Кирилло-Мефодиевское общество. Волна европейских революций 1848 г. повергла правительство в ужас, наступило "мрачное семилетие" - время безудержной реакции, которое с 1885 г. сменилось общественным подъемом.


3 модуль.

1. Объективная необходимость модернизации России в XIX в. Крестьянская реформа 1861 г.


В 60-70-е гг. были проведены экономические (ликвидации крепостного права и др.), политические реформы (изменения в системе управления - судебная, земская, городская, военная реформа), реформы в области образования и культуры (школьная, университетская, цензурная). Причины: Толчком к преобразованию послужила проигранная Крымская ком­пания. Во-вторых, Крымская война привела Россию к международной изоляции. В-третьих, неудачи в войне и смерть Николая I (18.02.1855 г.). Александр II (19 февраля 1855 - 1 марта 1881) решился на преобразо­вания исключительно по воле обстоятельств. Став императором в разгар не­удачной для России Крымской войны, Александр II начал склоняться к мысли о необходимости перемен в политическом курсе. В начале 1857 г. для подготовки реформы был учрежден Секретный комитет. В феврале 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный. Помещики предлагали в черноземных губерниях освободить крестьян без земли или с маленьким наделом, в нечерноземных губерниях - освободить крестьян с землей за выкуп. 19 февраля. 1861 г. Александр II подписал манифест "О всемилости­вейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сель­ских обывателей" и "Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости". По манифесту крестьянин сразу получал личную свободу и ряд граждан­ских прав: от своего имени заключать разного рода гражданские и иму­щественные сделки, открывать торговые и промышленные заведения, пе­реходить в другие сословия. "Положение 19 февраля 1861 г." распространялись на 45 губерний Европейской России, в которых насчитывалось 22563 тыс. душ обоего пола крепостных крестьян. В Манифесте объявилось, что крестьяне в течение двух лет (до 19 февраля 1863 г.) обя­заны отбывать те же самые повинности, что и при крепостном праве. Отменялись лишь так называемые добавочные сборы и барщина ограничивалась 3(мужскими) днями с тягла в неделю, несколько сокращалась подводная повинность, запрещался перевод крестьян с оброка на барщину и в дво­ровые. Крестьянские учреждения. В июне-июле 1861 г. в селениях бывших помещичьих крестьян поя­вились органы крестьянского "общественного управления". Крестьяне одной общины или бывшего имения составляли сельское общество, не­сколько сельских обществ образовывали волость, насчитывавшую от 300 до 2 тыс. душ мужского пола. Домохозяева сельского общества составляли сельский сход, который избирал на 3 года сельского старосту, сборщика податей и представителей на волостной сход (одного от 10 дворов). Волостной сход избирал также на 3 года волостного старшину и волостной суд, судивший крестьян данной волости по мелким уголовным и гражданским делам. Старшина являлся главой волостного управления, в которое входили сельские старосты и сборщики податей. Крестьянские сельские и волостные учреждения имели ограниченную компетенцию и находились в полном подчинении у местных администра­тивно-полицейских властей. Закон 1861 г. сохранял общину, которую правительство и помещики использовали как фискально-полицейскую ячейку в пореформенной деревне. Крестьянский надел. Правительство знало, что требование предос­тавления земли очень громко звучало в крестьянском движении предреформенных лет. Полное обезземеление крестьян было экономически не­выгодно и социально опасной мерой: лишая помещиков и государство возможности получать прежние доходы с крестьян, оно создавало мно­гомиллионную армию безземельного пролетариата и грозило крестьян­ским восстанием. При определении норм надела учитывались особенности местных природных и экономических условий. Территория Европейской России подразделялась на три полосы - нечерноземную, черноземную и степную. В нечерноземной и черноземной полосах устанавливалась "высшая" и , "низшая" нормы наделов. Закон предусматривал отрезку от крестьянско­го надела, если он превышал определенную для данной местности выс­шую или указанную норму, и прирезку, если надел не достигал низшей нормы. В то время как отрезка по отдельным губерниям была произведе­на у 40-65% крестьян, прирезка коснулась только 3-15% крестьян. В итоге крестьянское землепользование в целом по стране сократилось более чем 1/5, при этом в земледельческих, черноземных губерниях, где преоблада­ла барщинная система эксплуатации и земля высоко ценилась, отрезки доходили до 30-40%. Землевладение крестьян было "утеснено" не только отрезками, но и чересполосицей, лишением крестьян лесных угодий (лес включался в кре­стьянский надел только в лесистых северо- восточных губерниях). Выкуп. Законом 28 декабря 1881 г. устанавливался перевод крестьян на обязательный вы­куп начиная с 1 января 1883 г. Перевод их на выкуп завершился к 1895 г. Выкуп оказался для государства чрезвычайно выгодной операцией. Общая выкупная сумма за крестьянские наделы была определена в 867 млн.руб., в то время как рыночная стоимость этих наделов по ценам 1863-1872 гг. составляла 648 млн.руб. С 1862 по 1907 г. бывшие помещи­чьи крестьяне выплатили казне 1 540 570 тыс.руб. выкупных платежей и все еще оставались ей должны. Мощное аграрное движение крестьян в революции 1905-1907 гг. за­ставило царизм прекратить взимание выкупных платежей с 1 января 1907 г. Проводя выкупную операцию, казна решила и проблему возврата до­реформенных долгов с помещиков. К 1861 г. 65% крепостных крестьян были заложены и перезаложены их владельцами в различных кредитных учреждениях, а сумма долга этим учреждениям составила 425 млн.руб. Этот долг был вычтен из выкупной ссуды помещикам. Таким образом, реформа 1861 г., освободив помещиков от долгов, спасла их от финансо­вого банкротства.


Итоги.

Во-первых, кресть­янская реформа стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством. Причем интересы помещиков были мак­симально учтены, так как иного пути освобождения крестьян, по-види­мому, не было.

Во-вторых, условия освобождения крестьян изначально заключали в себе будущие противоречия: крестьянское малоземелье и наличие крупного по­мещичьего землевладения, обремененность крестьян различными плате­жами и повинностями. Это также было следствием компромиссного ха­рактера реформы.

В-третьих, реформа предотвратила массовые выступления крестьян. В-четвертых, с освобождением крестьян уходил в прошлое старый административный строй, основанный на крепостном праве и сословном преобладании дворянства.


2. Буржуазные реформы 60-70-х годов XIX в.


Отмена крепостного права в России вызвала необходимость прове­дения политических реформ (изменения в системе управления - судебная, земская, городская, военная реформа), реформы в области образования и культуры (школьная, университетская, цензурная). Они преследовали цель приспособить самодержавный политический строй России к по­требностям капиталистического развития, сохранив его классовую, дворянско-помещичью сущность. Отсюда двойственный характер всех реформ, сочетавших в себе и новое, и старое, их непоследовательность, противоречивость. В реорганизации системы государственного управления одним из первых шагов стала земская реформа. 1 января 1864 г. было утверждено "Положение о губернских и уездных земских учреждениях". В губерниях и уездах создавалась система местного самоуправления - губернские и уездные Земские собрания. Гласные земств избирались на основе закона, учиты­вающего имущественные и сословные различия населения. Выборы про­изводились на основе имущественного ценза, по куриям. Первая курия -землевладельческая - состояла из обладателей от 200 до 800 десятин или недвижимости стоимостью от 15 тыс.рублей. Вторая курия - городская - объединяла собственников городских промышленных и торговых заведений с оборотом не менее 6 тыс. рублей и представителей владельцев собственности, составлявшей до 1/20 части ценза. Выборы по третьей курии - сельских крестьянских обществ - были многостепенными. Земства изби­рались на 3 года. Собрание уездных гласных избирало уездную управу и губернских гласных, которые затем избирали губернскую управу. В губернских и уездных земских собраниях председательствовали соответственно гу­бернские и уездные предводители дворянства.

Городская реформа началась в 1861 г. Проект, пред­ставленный в 1864 г., долго обсуждался. Правительство опасалось пре­вращения городских дум в политическую трибуну. "Городовое положение" было утверждено 16 июня 1870 г. В городах создавались городская дума (распорядительный орган) и городская упра­ва под председательством городской головы (исполнительный орган). Выборы в городскую думу проводились по трем куриям на основе иму­щественного ценза. Первую курию составляли крупные налогоплатель­щики, вносившие треть городских налогов; вторую - более мелкие, упла­тившие другую треть налогов; третью - все остальные. Каждая курия избирала равное число гласных в городскую думу. Имущественный ценз ограничивал число избирателей. В наиболее крупных городах они со­ставляли в среднем 5,6% от населения. Городской голова, избранный думой, утверждался губернатором или министром внутрен­них дел. 20 ноября 1864 г. были обнародованы указ о судебной реформе и "Новые судебные уставы". Суд строился на принципах бессословности судопроизводства, равенства сторон перед законом, гласности, состяза­тельности судебного процесса, независимости его от администрации. Страна была разделена на 108 судебных округов. Вводились два ви­да судов: мировые и общие. Мировые суды в лице мирового судьи разби­рали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, утвер­ждались Сенатом и могли быть уволены только по собственному жела­нию или по суду. Общий суд состоял из трех инстанций: окружной суд, судебная пала­та, Сенат. Окружные суды рассматривали серьезные гражданские и уго­ловные дела (уголовные дела - с участием присяжных заседателей). Су­дебные палаты (по одной на несколько округов) рассматривали апелля­ции и являлись судом первой инстанции для политических и государст­венных дел. Сенат являлся высшей судебной инстанцией и мог отменять решения судов, поданных на кассацию, решение о виновности подсуди­мого в окружном суде выносили присяжные заседатели - представители общества. Присяжные заседатели назначались губернскими земскими со­браниями и городскими думами на основе имущественного ценза (2 тыс. руб. в городах). Судьи общих судов назначались царем. Они были вклю­чены в систему чинопроизводства и получали высокие денежные оклады.


Военная реформа. Подготовка реформ на флоте началась еще до войны. В 60-е гг. было реорганизовано управление флотом и военно-морскими учебными заведениями. В 1857 г. была ликвидирована система военных поселений. Срок службы нижних чинов сократился с 25 до 10 лет. В 1861 г. военным министром стал талантливый государственный деятель Д.А.Милютин. В 1862 г. началась реформа военного управления. Страну разделили на 15 военных округов. Были реорганизованы Военное министерство и Главный штаб. Числен­ность армии снизилась с 1132 тыс. человек до 742 тыс. при сохранении военного потенциала. В 1865 г. началась военно-судебная реформа на принципах гласности и состязательности судебного процесса. В 60-е годы по настоянию Военного министерства были построены железные дороги по западным и южным границам России. В 1870 г. появ­ляются железнодорожные войска. Перевооружение армии требовало ко­ренной технической реконструкции старых и создания новых предпри­ятий. В России впервые в мире начали производить орудийные стволы из литой стали. Оружие закупали и за рубежом. В течение 70-х гг. перевоо­ружение в основном завершилось. В армии появились но­вые уставы, уделявшие главное внимание боевой и физической подготов­ке солдат. В ходе реформы военно-учебных заведений были созданы во­енные и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения. В них принимались лица всех сословий. 1 января 1874 г. был утвержден Устав о воин­ской повинности. Вместо рекрутского набора вводилась всеобщая воин­ская повинность мужского населения по достижении 21 года. Солдаты служили 6 лет на действительной службе и 9 лет в запасе, мат­росы - 7 лет и 3 года. Окончившие начальную школу служили 3 года, гимназию - 1,5 года, выпускники высших учебных заве­дений - несколько месяцев. В результате реформы была создана небольшая армия мирного вре­мени со значительным обученным резервом на случай войны.

Реформа народного образования. 60-х гг. "Положение о начальных народных учи­лищах" от 14 июня 1864 г. ввело кроме государственных и церковно­приходских земские и воскресные училища. Устав гимназий и прогимназий, утвержденный 19 ноября 1864 г., разделил средние учебные заведения – гимназия – на классические и реаль­ные с семилетним сроком обучения. Создавались также прогимназии, программа которых соответствовала четырем классам гимназии. В 1871 г. дифферен­циация усилилась: в классических гимназиях был введен восьмилетний срок обучения, а реальные гимназии переименовывали в училища с шес­тилетним обучением. Плата за обучение была довольно высокой. В 1865 г. - 96 гимназий, в середине 90-х гг. - около 600. Перестройка школы не привела к полной демократизации образова­ния. Сословная полити­ка и сложившиеся общественные ориентиры превращали классическую школу в удел дворянства. Для низших слоев, как правило, она была не­доступна из-за высокой платы за обучение. Новый устав для университетов был утвержден 18 июня 1863 г. Восстанавливалось университетское самоуправление. Совет университета получал право избирать ректора, проректора и универси­тетских судей, рассматривал финансовую смету, присуждал ученые сте­пени, назначал студентам стипендии и т.д. Вместе с тем университетская реформа устранила далеко не все пе­режитки крепостнической поры. Сохранилось право министра просвеще­ния назначать и увольнять преподавателей, утверждать университетские инструкции и правила. В 1858 г. появились женские гимназии. Поступать в университеты женщинам было запрещено. Их допускали туда на правах вольных слу­шательниц на рубеже 70-80-х годов. В 60-70-е гг. были организованы высшие женские курсы с университетской программой в Москве (проф. В.И.Герье), в Петербурге (проф. К.Н.Бестужев-Ромин), Казани, Киеве.