ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.08.2020

Просмотров: 1470

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вторая подгруппа юридических фактов предусмотрена ст. 119 Основ гражданского законодательства и ст. 41212 ГК РОФСР. Она включает один положительный юридический факт—завещание, которое является односторонней сделкой наследодателя, определяющей круг его наследников и порядок распределения между ними наследства.

Ст. 118 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик относит родителей (усыновителей) умершего к наследникам первой очереди независимо от факта нетрудоспособности. По ст. 418 ГК РСФСР для наследования родителя в первой очереди наследников требуется еще наличие факта его нетрудоспособности.

В качестве наследников могут быть назначены одно или несколько лиц, находящихся в живых ко времени составления завещания, как входящих, так и не входящих в круг наследников по закону, а также государство или отдельные государственные, кооперативные и общественные организации. При этом не имеет значения очередность призвания их к наследованию, а равно призвание их к наследованию по праву представления.

Однако независимо от содержания завещания несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя (в том числе усыновленные), а также нетрудоспособный супруг, родители (усыновители) и иждивенцы умершего наследуют не менее двух третей доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (обязательная доля).177

На основании ст. 422 ГК РСФСР лишь при отсутствии лиц, указанных в ст. 418 ГК РСФСР, имущество может быть завещано любому другому лицу, хотя бы и не входящему в число наследников по закону.

Под отсутствием наследников и в этом случае, как для призвания к наследованию наследников второй и соответственно третьей очереди, понимается их отсутствие в точном смысле, а также непринятие ими наследства или отказ от наследства всех имеющихся в наличии наследников по закону, включая и дееспособных нетрудоспособных наследников, имеющих право на обязательную долю178.

Такое утверждение, на первый взгляд, противоречит п. 15 постановления Пленума Верховного Суда СССР №2 от 10 апреля 1957 г. «О судебной практике по делам о наследовании»^, в котором сказано, что «отсутствие лиц, входящих в круг наследников по закону, устанавливается не ко времени удостоверения завещания, а на момент открытия наследства...». Это противоречие только кажущееся. Оно снимается правильным толкованием приведенного указания.

Завещание, составленное в пользу «постороннего» Лица, действительно не только тогда, когда на день открытия наследства нет законных наследников, но также и тогда, когда имеющиеся наследники по закону не приняли наследство или отказались от него и таким образом самоустранились с обратным действием этого акта (как и акта принятия наследства). Доказательством является то положение ст. 418 ГК, РСФСР, что наследники второй очереди призываются к наследованию в случае отсутствия наследников первой очереди или непринятия ими наследства.


Поэтому следует признать совершенно необоснованным утверждение, что наличие наследников по закону ко времени открытия наследства устраняет наследование «посторонних» наследников то завещанию даже в тех случаях, когда все наследники по закону не приняли наследство или отказались от него в соответствии с требованиями ст. ст. 429 и 430 ГК РСФСР.

Ограничение свободы завещательных распоряжений имеет целью защиту интересов наследников по закону, а отнюдь не увеличение случаев выморочности и связанного с ней перехода выморочных имуществ в собственность государства. В связи с этим нужно приветствовать позицию, занятую в данном вопросе Генеральным Прокурором СССР и Президиумом Верховного Суда УССР по делу о наследстве гр-ки Красной.

Нотариус отказал гр-ну Д. в выдаче свидетельства о праве наследования на завещанную ему гр-кой Красной часть дома. Д. обжаловал действия нотариуса в судебную коллегию по гражданским делам Закарпатского областного суда. Последним его жалоба была отклонена. Судебная коллегия Верховного Суда УССР оставила определение в силе.

По протесту Генерального Прокурора СССР Президиум Верховного Суда УССР отменил судебное определение по делу Д., считая действия нотариальной конторы неправильными, и обязал нотариуса выдать Д. свидетельство о праве наследования на 1/3 часть дома умершей Красной, признав, что «как отказ наследника от наследственного имущества, так и непринятие им наследства в установленный законом срок равносильны отсутствию наследников по закону». Президиум

Верховного Суда УССР указал на неправильное толкование нотариусом и судебными органами, рассматривавшими дело по жалобе Д.,. ст. 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945 г. «О наследниках по закону и по завещанию» и пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 10 апреля 1957 г..179

Рассмотренные вопросы частично снимаются ст. ст. 117 и 119 Основ гражданского законодательства СССР и союзных республик, частично получают иное решение.

На основании ст. 119 Основ: «Каждый гражданин может оставить по завещанию все имущество или часть его (не исключая предметов обычной домашней обстановки и обихода) одному или нескольким лицам как входящим, так и не входящим в круг наследников по закону, а также государству или отдельным государственным, кооперативным и общественным организациям.

Несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя (в том числе усыновленные), а также нетрудоспособные супруг, родители (усыновители) и иждивенцы умершего наследуют, независимо от содержания завещания, не менее двух третей доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (обязательная доля). При определении размера обязательной доли учитывается и стоимость наследственного имущества, состоящего из предметов обычной домашней обстановки и обихода. . .»


Таким образом, наследодатель при определении круга наследников по завещанию не связан кругом наследников по закону, за исключением тех из них, в пользу которых установлена обязательная доля. Последняя гарантируется независимо от содержания завещания.

С другой стороны, в силу ст. 117 Основ непринятие наследства наследниками приравнивается к их отсутствию. Поэтому непринятие наследства дееспособным наследником, имеющим право на обязательную долю, равносильно отсутствию этого наследника, а его доля может перейти к наследникам по завещанию.

Таковы пределы завещательной свободы, значительно расширенные в Основах гражданского законодательства.

Завещание должно быть составлено в письменном виде, подписано лично завещателем и нотариально удостоверено (ст. 425 ГК РСФСР). Оно принадлежит к числу таких сделок, которые не могут быть совершены через представителей, но при невозможности для завещателя вследствие неграмотности или физических недостатков лично подписать завещание его подпись может быть заменена подписью рукоприкладчика. Последний подписывает завещание по личной просьбе завещателя, присутствующего при подписании завещания (ст. ст. 28 и примеч. к ст. 425 ГК РСФСР). Следует иметь в виду, что судьба наследства может быть одновременно определена и в порядке наследования по закону и по завещанию. Такое положение имеет место в тех случаях, когда завещатель по тем или иным соображениям составил завещание только на определенную часть своего имущества. Тогда остальное его имущество перейдет к наследникам по закону. Такое же положение имеет место при несоблюдении завещателем правил об обязательной доле. Наследники, имеющие право на таковую, будут наследовать как наследники по закону и получат причитающиеся им доли. Остальное имущество перейдет к наследникам по завещанию.180

2) Юридический факт—открытие наследства, которое приурочивается к моменту смерти наследодателя или объявления его в судебном порядке умершим вследствие безвестного отсутствия или безвестной пропажи (ст. 10 Основ гражданского законодательства. СССР и союзных республик, ст. 12 ГК РСФСР).

Открытием наследства завершается первый юридический состав наследственного преемства, приводящий к возникновению права наследников на принятие наследства.

Временем открытия наследства считается день смерти наследодателя или признание безвестно отсутствующего наследодателя умершим (ст. 12 ГК РСФСР).181 Таким образом, закон и судебная практика не придают значения моменту смерти н а следодателя. Лица, умершие в пределах одних суток, признаются умершими одновременно. Значит, если кто-либо из потенциальных наследников по закону или по завещанию умер, хотя и позднее наследодателя, но в те же календарные сутки, он не считается пережившим наследодателя и у него не возникает права на принятие наследства. Сказанное не исключает того положения, что наследник, умерший хотя бы через несколько минут после наследодателя, но уже в следующие календарные сутки (после 24 часов), не должен считаться умершим одновременно. У него возникло право на принятие наследства, и, если он присутствующий наследник, он должен считаться принявшим наследство.


Несмотря на категорическое указание закона, что временем открытия наследства считается день смерти наследодателя, в практике и в литературе по данному вопросу имеются существенные колебания. По мнению Б. С.Антимонова и К. А. Граве: «в тех случаях, когда имеет значение и час смерти гражданина, допустимо установление такого уточнения даты смерти в судебном порядке».182

Местом открытия наследства считается последнее постоянное местожительство наследодателя. При неизвестности его последнего местожительства — место нахождения наследственного имущества или основной его части183.

Таким образом., наличие первых двух групп юридических фактов уже образует юридический состав, влекущий возникновение права на принятие наследства.

Это право, будучи, особым имущественным правом, в свою очередь способно перейти по наследству к наследникам данного наследника, если он умрет в период времени, предоставленный для принятия наследства. В этом случае имеет место наследование в порядке наследственной трансмиссии, предусмотренной п. 14 того же постановления Пленума Верховного Суда СССР № 2 от 10 апреля 1957 г.

Если смерть наследника имеет место после открытия наследства, но до истечения срока на его принятие, к наследникам этого наследника в составе наследства переходит также право на принятие наследства, открывшегося в пользу их наследодателя, которое они могут осуществить в пределах остающегося срока для принятия наследства. Разумеется, данное право может перейти по наследству, если оно не осуществлено первым наследником.

При этом имеется два открывшихся наследства: после основного (первого) наследодателя и после наследника, который умер, не успев принять наследства.

В состав второго наследства входит все имущество (совокупность имущественных прав и обязанностей) первого наследника, включая и право на принятие наследства (право на причитающуюся ему долю в этом наследстве). Таким образом, наследник, наследующий в порядке наследственной трансмиссии, становится универсальным правопреемником первого и второго наследодателя. Происходит два наследственных правопреемства, поскольку первый наследник не приобрел наследства и его право наследования перешло по наследству к его . наследнику.

Поэтому, как правильно указывает В. И. Серебровский: «Наследники, призываемые к наследованию в порядке перехода по наследству права наследования, несут ответственность .не только перед кредиторами наследодателя, но и перед кредиторами умершего наследника».184

3) Завершающим юридическим фактором юридического состава возникновения права»наследника на наследство является акт принятия наследства.

Принятие наследства является односторонней сделкой, которая содержит волеизъявление наследника, направленное на приобретение наследства.


Этим актом завершается накопление юридического состава наследственного правопреемства, приводящего к возникновению для наследника права на наследство как единую совокупность прав и обязанностей, включающую право собственности на вещи, принадлежавшие наследодателю, другие абсолютные имущественные права и обязательственные требования, а также имущественные обязанности наследодателя, в том числе его денежные долги, могущие перейти в порядке наследования.

Принятие наследства является актом исключительного значения, так как именно в момент принятия наследства наступает наследственное правопреемство с обратной силой ко времени, открытия наследства.

Односторонняя сделка принятия наследства может быть выражена в форме заявления органу, охраняющему наследство (нотариальной конторе), или иных положительных действий, свидетельствующих о намерении приобрести право на наследство, в частности путем предъявления иска.185 Возможно также принятие наследства путем бездействия, умолчания.

Действующие гражданские кодексы союзных республик, в том числе ГК РСФСР, проводят в этом отношении различие между «присутствующими» и «отсутствующими» наследниками. При этом «присутствующими в месте открытия наследства считаются наследники, постоянно проживающие в месте открытия наследства к моменту смерти наследодателя»186. Отсутствующими признаются прочие наследники, в том числе и «наследники, проживающие в месте нахождения наследственного имущества, если оно не совпадает с местом открытия наследства...»187.



На основании ст. 429 ГК РСФСР присутствующий наследник считается принявшим наследство, если он в течение трех месяцев со дня открытия наследства не заявил надлежащему нотариальному органу об отказе от наследства.

Вместе с тем, как от присутствующего, так и от отсутствующего наследника требуется акт принятия наследства. Различие в. их положении заключается лишь в том, что присутствующий наследник считается принявшим наследство без какого-либо заявления с его стороны. При этом возникает вопрос о том, имеет ли в данном случае место юридическая презумпция опровержимая или не опровержимая. Обе точки зрения представлены в советской цивилистической науке.

За опровержимость презумпции принятия наследства присутствующим наследником высказываются, в частности, И. С. Перетерский, В. И. Серебровский, Б. С. Антимонов и К. А. Граве.188

Эту презумпцию считают неопровержимой преимущественно наши процессуалисты, в том числе Я. Б. Левенталь, А. Ф. Клейнман189.

Вовсе отрицает наличие презумпции в ст. 429 ГК РСФСР и таким образом приближается к признанию неопровержимой презумпции К. С. Юделысон.190

Принятие той или иной точки зрения требует внимательного изучения теоретической и практической стороны этого вопроса. Разумеется, сложность его возникает при полном отсутствии со стороны присутствующего наследника не только заявления о принятии наследства, но также и всяких других действий, свидетельствующих о наличии воли, направленной на принятие наследства. Наличие таких действий является доказательством принятия наследства, а потому не требуется никакой презумпции.