Файл: Инновационные стратегии фирмы: методы обоснования и выбора (Инновации как важнейший фактор повышения конкурентоспособности инжиниринговых компаний).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В исследовании В.В. Кумина «Инновационное развитие научно-проектной деятельности и инжиниринга в условиях реструктуризации электроэнергетики» [35] автор рассмотрел проблемы реструктуризации и диверсификации научно-проектного комплекса ОАО РАО «ЕЭС России», обусловленные реформированием отрасли и направленные на создание на базе научно-исследовательских и проектных организаций многопрофильных научно-технических инженерных центров (НТЦ) по территориальному принципу. Обосновывая необходимость, экономическую целесообразность создания и основные преимущества НТЦ: «…комплексность при выполнении работ; многопрофильность (диверсификация рынков); способность выполнять крупные заказы «под ключ»; повышение эффективности работ и конкурентоспособности организаций НПК», автор практически не рассматривает вопросы, связанные со стратегическими направлениями развития этих компаний [35]. В.В. Кумин отмечает, что рынок инжиниринговых услуг будет поделен между этими НТЦ по региональному принципу, а мелкие специализированные компании не смогут составить им конкуренцию и будут выполнять определенные работы по своей узкой специализации на подряде у инженерных центров. Однако практика опровергает это предположение: рынок инжиниринговых услуг стал более конкурентным за счет появления на нем новых инжиниринговых компаний, обладающих профессиональным менеджментом, специалистами, материальными и финансовыми ресурсами.

В работе В.П. Воронина [24] рассмотрены проблемы продвижения наукоемких технологий и новой техники в энергетические компании, образованные в результате реформирования электроэнергетики, обоснована необходимость и эффективность внедрения системы электронных торгов на площадке В2В-энерго, которая получила дальнейшее развитие и в настоящее время является основной электронной торговой площадкой не только для энергетического оборудования, но и для инжиниринговых услуг.

В исследовании А.В. Мильто «Стратегическое управление инжиниринговой энергетической компанией» [42] автор предлагает при разработке стратегии инжиниринговой энергетической компаний применить структурирование факторов с использованием метода экспертных оценок на основе процедуры парных сравнений. Предлагаемый А.В. Мильто методический подход к выбору стратегии развития инжиниринговой энергетической компании основан на методике сравнительного экономического анализа стратегических альтернатив, увязанных с объемами инвестиций в электроэнергетику. Такой подход являются вполне обоснованными, но не соответствующими современным требованиям по следующим причинам: во-первых, с 2008 года и особенно после 2014 года существенно изменились условия развития электроэнергетики России. Это в первую очередь относится к темпам развития экономики, определяющим уровни электропотребления, которые оказались значительно ниже заложенных в Энергетической стратегии России до 2020 года, что определило существенное снижение потребности во вводах новых генерирующих мощностей на электростанциях разных типов; во-вторых, введенные против Российских компаний санкции значительно усложнили возможности энергетических компаний к доступу зарубежным инновационным технологиям, значительно выросла конкуренция на рынке инжиниринговых работ за счет появления новых компаний; в-третьих, инжиниринговый рынок стал строго структурирован по направлениям: строительство, научно- технологические и инженерные услуги, узкоспециализированные работы. Соответственно в каждом сегменте рынка конкурируют соответствующие инжиниринговые компании. Особо следует выделить многопрофильные инжиниринговые компании, которые могут оказывать услуги не только энергетическим компаниям, но и предприятиям в других секторах экономики. Такие компании обладают более широким спектром услуг и значительно большими возможностями для своего развития.


В работе О.В. Старшиновой «Методология исследования и управления инновационными процессами в экономических системах, реализующих комплексные услуги в области электроэнергетики» автор предлагает разрабатывать стратегии компаний «по четырем параллельным этапам инновационного и инвестиционного развития, сопровождаемым комплексными показателями результативности (технико- технологическими, экономическими, экологическими, социальными):

  • ликвидации дефицита энергетического ресурса;
  • создания надежного резерва энергетического продукта как доли превышения уровня выработки энергетического ресурса над уровнем потребления;
  • комплексное повышение эффективности использования ресурсов ЭС;

-диверсификации инновационной деятельности» [11].

Предложенный О.В.Старшиновой «комплекс методических рекомендаций по совершенствованию форм и способов исследования инновационных процессов в экономических системах, реализующих комплексные услуги в области электроэнергетики, за счет: развития методов оптимизации управления инновационными процессами; развития методов повышения инвестиционной привлекательности инноваций путем минимизации коммерческих рисков; поиска резервов инновационно- инвестиционного развития» не рассматривает проблемы формирования стратегий инновационного развития инжиниринговых компаний их системную реализацию [11].

Таким образом, на основе анализа выполненных ранее исследований по проблемам совершенствования управления и организации деятельности инжиниринговых компаний в электроэнергетике можно сделать вывод о том, что вопросы разработки стратегии инновационного развития в современных условиях с учетом внешних ограничений из-за санкций и внутренних проблем практически не рассматривались.

Как было показано выше, в связи с реформированием электроэнергетики проявились основные предпосылки и необходимость перехода инжиниринговых компаний к стратегическому управлению, поскольку:

  • тактическое (оперативное) управление не обеспечивает постоянного роста и эффективности работы инжиниринговых компаний;
  • формирование и развитие рыночной среды заставляет топ- менеджеров компаний искать новые конкурентные преимущества;
  • ключевые показатели эффективности (КПЭ), устанавливаемые акционерами, не всегда соответствуют реальному положению инжиниринговых компаний на рынке.

Так КПЭ, устанавливаемые собственниками, имеют ряд серьезных недостатков:


  • система КПЭ основана преимущественно на финансовых показателях, которые отражают уже свершившиеся факты и действуют с отставанием;
  • КПЭ недостаточно ориентированы на выявление причин и факторов, определяющих то или иное значение результата;
  • система КПЭ не обеспечивает достаточной согласованности долгосрочных и краткосрочных целей.

Таким образом, успешное функционирование и инновационное развитие инжиниринговых компаний в современных условиях возможно лишь при учете и их адаптации своей деятельности к динамично изменяющемуся окружению, которые требуют постоянного контроля на основе методов стратегического анализа изменений в бизнес-среде. Именно эти задачи могут быть успешно решены при переходе к стратегическому управлению компанией.

Основные направления стратегии развития многопрофильных инжиниринговых компаний должны включать:

  • реализацию комплексной долгосрочной программы по повышению компетенций персонала организации, в т.ч. ее руководящего состава;
  • активизацию разработки и внедрения новых технологий и технических средств, включая IT-технологии, направленные на повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности заказчиков в лице энергетических компаний, улучшение их экологических и энергосберегающих показателей;
  • реализацию комплексной программы стратегического маркетинга по продвижению инновационных продуктов (работ, услуг), поиску новых заказчиков для реализации крупных проектов по профилю компании как в российских, так и в зарубежных энергетических компаниях;
  • оптимизацию структуры компаний для освоения новых рынков, новой продукции и технологий с целью более полного удовлетворения заказчиков в рамках реализации комплексных проектов.

Для успешного взаимодействия в цепочке взаимодействия «рынок – заказчик – инжиниринг» должны быть установлены взаимовыгодные отношения между заказчиками и инжиниринговыми компаниями, реализуемые через профессиональных работников, обладающих соответствующими знаниями, опытом и компетенциями в соответствующих отраслях экономики. При этом компании, реализующие инжиниринговые услуги, должны быть ориентированы на творческий и адаптирующийся процесс, в ходе которого реализуется трансферт не какой-то отдельной технологии, а производится интеграция различных технологий и инноваций, принадлежащих различным научным школам, фирмам, странам, в оптимальном их сочетании, наиболее выгодном для заказчика. Такой подход к формированию и реализации стратегии инновационного развития инжиниринговых компаний позволит им решить многие изложенные выше проблемы.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В проведенном исследовании показано, что в настоящее время перед российской электроэнергетикой стоят серьезные проблемы, обусловленные санкционным давлением западных стран. Эти проблемы могут быть успешно разрешены на базе передовых отечественных достижений науки, техники и производственного сектора за счет хорошо скоординированных совместных действий фундаментальной и прикладной науки, ускорения развития ресурсной базы, масштабного ввода новых генерирующих мощностей, магистральных и распределительных электрических сетей, замены устаревшего энергетического оборудования и повышения уровня надежности и экономичности электро- и теплоснабжения, повышения энергоэффективности.

Это требует качественно новых подходов к формированию стратегий, в основе которых должно быть положено инновационное направление развития и управления не только отраслью в целом, но и энергетическими компаниями, на базе широкого внедрения в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности, эффективной коммерциализации отечественных научных разработок и новых технологий.

В работе проанализированы основные концепции инновационного развития, изложенные в российских и зарубежных источниках информации. Отмечено, что в современных исследованиях инновации определяются как важнейший инструмент повышения конкурентоспособности и создания дополнительной стоимости. При этом развитие инновационной экономики во многом зависит от инвестиций в научные исследования, разработку и внедрение наукоемкой продукции. Важнейшим инструментом управления этим процессом является стратегия инновационного развития, которая при решении долгосрочных задач развития общества, опирается на повышение инновационной активности компаний, комплексного развития человеческого потенциала и качественного социального обеспечения.

Выполненный в работе анализ зарубежного опыта организации инновационной деятельность инжиниринговых компаний в электроэнергетике (США, Германия, Франция) показал, что инжиниринговый бизнес в этих странах быстро развивается и характеризуется высоким уровнем организации и эффективности. Однако использование зарубежного опыта при реформировании научно-проектного комплекса в электроэнергетике России в 2003-2004 годах оказалась не таким эффективным как ожидалось в силу ряда факторов системного характера, присущих российской экономике. В частности, созданное некоммерческое партнерство «Инновации в электроэнергетике» не достигло поставленных перед ним целей: организации финансовых пулов для разработки НИОКР и технических стандартов по заказам энергетических компаний; создания Единой корпоративной информационной системы по техническому регулированию; баз данных по НТД, НИОКР, по авариям и нарушениям в работе оборудования и пр.


Анализ современного состояния и перспектив развития инжинирингового бизнеса в электроэнергетике России выявил существенные недостатки в организации и управлении инновационной деятельностью, а также большие перспективы развития конкурентного рынка инжиниринговых работ.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок от 21.07.2014 г. № 11–ФКЗ) // Российская газета. – 21.01. 2009. – № 7(4831).
  2. Гражданский кодекс РФ. Часть I, II. М.: Юрист, 2016. 360 с.
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197–ФЗ (ред. от 30.12.2006) // Собрание законодательства РФ. – 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
  4. Базаров Т.Ю. Управление персоналом / Т.Ю. Базаров. – М.: Академия. 2016. – 224 с.
  5. Басаков М. И. Менеджмент: краткий курс. М. Дашков и К, 2012. 144 с.
  6. Бильманн В. Основы управления предприятием: пер. с нем. / под ред. В. А. Антонова. – М.: ТЕИС, 2013. – 100 с.
  7. Богачев В. Ф. Стратегия малого предпринимательства. СПб.: Корвус, 2011. 265 с.
  8. Веснин В. Р. Основы менеджмента : учебник / В. Р. Веснин. – М.: Проспект, 2015. – 320 с.
  9. Веснин В. Р. Основы менеджмента. М.: Триада, 2014. 384 с.
  10. Виханский О. С. Стратегическое управление. – М.: Гардарики, 2013. – 296 с.
  11. Генкин Б. М. Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях: Учебник для ВУЗов. – М.: Норма, 2013. – 464 с.
  12. Генкин Б. М. Экономика и социология труда. – М.: Норма, 2013. – 448 с.
  13. Герчикова И. Н. Менеджмент: учебник. М. ЮНИТИ, 2013. 511 с.
  14. Герчикова Н. Н. Менеджмент. – М.: Кнорус, 2013. – 269 с.
  15. Гинзбург А. И. Экономический анализ для руководителей малых предприятий: учебное пособие. СПб.: Москва, 2013. 308 с.
  16. Глазырин Ю. А. Внутризаводское планирование: подготовка нормативных документов // Справочник экономиста. 2013. № 8. С. 14–25.
  17. Голубков Е. П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. М.: Дело, 2011. 192 с.
  18. Грибов В. Д. Менеджмент: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2014. 280 с.
  19. Гурьева Л. С. Стиль руководства и эффективность работы организации / Л. С. Гурьева // Компетентность. – 2015. – № 2. – С. 42–45.
  20. Дойль П. Маркетинговое управление и стратегии. СПб.: Москва, 2015. 195 с.
  21. Драчева Е. Л. Менеджмент: учебник. М.: Академия, 2013. 288 с.
  22. Егоршин А. П. Управление персоналом: Учебник. – Н.Новгород: НИМБ, 2014. – 310 с.
  23. Жигун Л. А. Менеджмент: современные основы организации контроля на предприятии: учебное пособие. Ростов–на–Дону: Феникс, 2013. 469 с.
  24. Зайцев Л. Г. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: Юрист, 2013. – 414 с.
  25. Зуб А. Н. 10 шагов стратегического планирования // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2013. № 6. С. 446–461.
  26. Казакова Р. П. Теория экономического анализа: учебное пособие. М.: Инфра–М, 2013. 351 с.
  27. Кибанов А. Я. Основы управления персоналом: Учебник. – М.: ИНФРА–М, 2013. – 304 с.
  28. Кибанов А. Я. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация. – М.: Экзамен, 2015. – 416 с.
  29. Кочергов Д. Управление эффективностью бизнеса // Экономика и жизнь. 2012. № 19. С. 33–37.
  30. Максименко Г. Б. Менеджмент: учебное пособие. М.: Дашков и К, 2014. 364 с.
  31. Мерсимцев М. М. Менеджмент: учебник. М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2012. 320 с.
  32. Переверзев М. П. Менеджмент. М.: ИНФРА–М, 2013. 288 с.
  33. Платонова Н. А. Планирование деятельности предприятия: учебное пособие. М.: Дело и Сервис, 2011. 432 с.
  34. Попов С. Г. Основы управления персоналом: учебное пособие. – М.: Ось–89, 2013. – 144 с.
  35. Румянцева З. П. Общее управление организацией. Теория практика: Учебник. – М.: Инфра–М, 2013. – 236 с.
  36. Смирнов Э. А. Разработка управленческих решений: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2013. – 480 с.
  37. Травин В. В. Менеджмент персонала предприятия: учеб-практ. пособие. – М.: Дело, 2015. – 272 с.
  38. Управление персоналом / под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. – М.: ЮНИТИ, 2013. – 560 с.
  39. Флеминг И. Тайм–менеджмент. – М.: Hippo Publishing, 2016. – 110 с.
  40. Хендерсон Р. И. Компенсационный менеджмент. – М.: Питер, 2013. – 880 с.
  41. Царьков В.А. О бонусной системе стимулирования сотрудников банка // Банковское дело. – 2015. – № 1. – С. 5–10.
  42. Чернов А. Мотивация уже устарела? // Справочник по управлению персоналом. – 2013. – 18 сентября. – С. 45–46.
  43. Четвертаков. И. Совершенствовать оплату труда // Экономика сельского хозяйства России. – 2013. – № 9. – С. 23–24.
  44. Чудновский А. Д. Управление индустрией туризма: Учебное пособие. – М.: Кнорус, 2016. – 448 с.
  45. Шабанова Г. П. Сдельные и повременные системы заработной платы // Маркетинг в России и за рубежом. – 2016. – № 12. – С. 12-14.
  46. Шабанова Г. П. Системы оплаты труда и компенсаций на предприятии // Маркетинг в России и за рубежом. – 2017. – № 12. – С. 17-21.
  47. Шадрина О. Трудовые мотивы // Эксперт Сибирь. – 2015. – № 7. – С. 21–22.
  48. Шекшня С. В. Стратегическое управления персоналов в эпоху Интернета. – М.: Бизнес–школа Интел–Синтез, 2016. – 336 с.
  49. Шепеленко Г. И. Экономика, организация и планирование на предприятии: учебное пособие для студентов. – М.: ИКЦ Март, 2014. – 608 с.
  50. Юткина Ю. Как эффективно платить зарплату. Личные Деньги // Биржа. – 2015. – № 8. – С. 43–44.
  51. Яковлева Т. Г. Эффективные системы оплаты труда: Как построить оплату труда, чтобы она стимулировала работников трудиться с максимальной отдачей. – М.: Альфа–Пресс, 2012. – 321 с.