Файл: Становление и развитие теории государственных и муниципальных финансов (Понятие финансов и их значение).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Соблюдение указанных требований и подходов к организации и функционированию финансового механизма является залогом не только его успешного использования в ходе управления финансами на макро- и микроуровне, но прежде всего грамотного построения финансовых отношений внутри финансовой системы государства.

ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ

2.1. Содержание государственных и муниципальных финансов

Финансовая система – это совокупность различных финансовых институтов. Государственные и муниципальные финансы в этой системе занимают главенствующую роль. Их роль велика не только в финансовой системе Российской Федерации, но и любой другой страны.

Государственные и муниципальные финансы — это денежные отношения, возникающие в ходе формирования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Необходимость государственных и муниципальных финансов обусловлена удовлетворением потребностей общества. Эти потребности удовлетворяются в ходе выполнения возложенных на органы государственности власти и местного самоуправления полномочий.

Например, государственные и муниципальные финансы обеспечивают исполнения полномочий по следующим пунктам:

  • Национальная безопасность;
  • Обороноспособность;
  • Государственное и муниципальное управление;
  • Образование;
  • Медицина;
  • Социальная защита граждан.

Также государственные и муниципальные финансы призваны распределять и перераспределять финансовые ресурсы между различными сферами и отраслями видов деятельности, между территориальными образованиями, между различными социальными группами.

Планирование государственных и муниципальных финансов проводится очень тщательно, потому что в дальнейшем необходимо, чтобы органы государственной власти и органы местного самоуправления в полном объеме сумели исполнять все возложенные на них полномочия.

Выделим основные задачи организации государственных и муниципальных финансов:

  1. Оптимизация пропорций разграничения финансовых ресурсов между органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с возложенными на них полномочиями.
  2. Наделение органов государственной власти и органов местного самоуправления финансовыми правами, позволяющими оказывать активное влияние на социально-экономическое развитие.
  3. Стимулирование органов государственной власти и органов местного самоуправления к проведению инвестиционных, институциональных, социальных преобразований.
  4. Повышение ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления за эффективность и результативность управления государственными и муниципальными финансами.

Государственные и муниципальные финансы выполняют следующие функции[6]:

• Мобилизационную (посредством функционирования государственных денежных фондов формируется национальный доход страны);

• Распределительную (финансовые отношения имеют своей целью стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов и, в первую очередь, государственных средств);

• Регулирующую (через государственные фонды осуществляется регулирование темпов и пропорций развития экономики);

• Контрольную (через фонды осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов).

Существуют принципы организации государственных и муниципальных финансов:

  1. Принцип единства. Предполагает единый порядок формирования финансов, единую правовую базу, единый порядок ведения бухгалтерского учёта и финансирования бюджетов всех уровней, а также наложение бюджетных санкций в соответствии с законодательством.
  2. Принцип разграничения доходов и расходов федеральных, региональных и муниципальных.
  3. Принцип самостоятельности бюджетов всех уровней. Предполагает, что каждый бюджет принимается на каждом уровне самостоятельно без чьего-либо вмешательства.
  4. Принцип наличия собственных источников доходов и направлений расходов внебюджетных средств.
  5. Принцип равенства бюджетных прав субъектов и муниципальных образований.

Организация и использование финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления осуществляется в форме:

  • Бюджет – совокупность всех доходов и расходов государства, необходимый для аккумулирования средств, а также их использования для удовлетворения различных потребностей и запросов общественности.
  • Внебюджетные фонды[7] – форма накопления и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления для решений функциональных задач (целевое распределение средств).
  • Государственный кредит.

Источники государственных финансов:

  • Валовый внутренний продукт[8];
  • Поступления от внешнеэкономической деятельности;
  • Часть национального богатства[9] (доходы от продажи земли, нематериальных активов);

Источники муниципальных финансов:

Валовой региональный продукт[10];

Часть национального богатства, находящегося или обращенного в муниципальную собственность.


Также следует разграничить общегосударственные, региональные и местные финансы.

Общегосударственные финансы – совокупность федерального бюджета, внебюджетных фондов (Пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования и социальных страховой фонд), а также государственный кредит.

Общегосударственные финансы, с экономической точки зрения, это денежные отношения по поводу распределения и распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства, необходимых ему для выполнения экономических, социальных и политических функций.

Региональные финансы – это совокупность бюджетов всех субъектов Российской федерации:

  • бюджеты республик;
  • бюджеты автономных областей;
  • бюджеты федеральных округов;
  • бюджеты областей;
  • бюджеты городов федерального значения.

Местные финансы – форма образования фондов денежных средств, формируемых и использованных для решения вопросов местного значения.

К местным фондам относятся:

  • окружные,
  • городские,
  • районные бюджеты,
  • бюджеты поселков и сельских населенных пунктов;
  • районные бюджеты в городах;
  • муниципальные и государственные ценные бумаги;
  • муниципальные кредиты;
  • финансовая помощь.

Таким образом, необходимо обратить внимание на многообразие классификаций и форм государственных и муниципальных финансов.

2.2. Организация государственных финансов

Определяющим фактором организации государственных финансов в стране является форма территориального государственного устройства.

В странах с унитарным характером государственного устройства положен принцип централизации государственной власти, которое не предполагает разделение власти по уровням, как, например, в странах федеративного устройства. В связи с этим, можно отметить, что в странах с унитарной формой устройства государства все финансовые ресурсы находятся в одних руках, а в странах с федеративным устройством – распределяются по уровням. Россия как раз относиться к стране с федеративным устройством.

Федеральные органы государственной власти, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, осуществляющие финансовую деятельность:


  1. Государственная Дума обсуждает и принимает федеральные законы;
  2. Президент Российской Федерации подписывает и обнародует федеральные законы;
  3. Правительство РФ в финансовой сфере обеспечивает проведение единой финансовой, денежной, кредитной политики; осуществляет разработку, представление проекта федерального бюджета и его исполнение.

Для осуществления функций в области финансов создаются специальные органы государственного управления – это:

  1. Министерство финансов Российской Федерации;
  2. Федеральное казначейство Российской Федерации;
  3. Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

Министерство финансов Российской Федерации[11] – является

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в представленных направлениях и сферах деятельности:

  • Бюджет;
  • Налоговые отношения;
  • Бухгалтерский учет и отчетность;
  • Кредитная операция;
  • Микрофинансовая деятельность;
  • Государственный долг;
  • Резервный фонд;
  • Страховая деятельность;
  • Банковская деятельность;
  • Фонд национального благосостояния;
  • Международные финансовые отношения и международное сотрудничество.

Главные задачи, стоящие перед Министерством финансов:

  • организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета; ведение счетов исходя из принципа единства кассы;
  • регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами;
  • сбор, обработка, анализ информации и краткосрочное прогнозирование потребности в государственных финансовых ресурсах;
  • ведение операций по учету государственной казны Российской Федерации.

Федеральное казначейство Российской Федерации[12] представляет собой единую централизованную систему органов федерального казначейства. Главные задачи казначейства:

Обеспечение исполнения Федерального бюджета.

  • Кассовое обслуживание.
  • Учет поступлений.
  • Ведение бюджетного учета и формирование бюджетной отчетности.
  • Ведение и обслуживание государственных информационных систем.
  • Обеспечение деятельности Федерального казначейства.
  • Осуществление иных функций в установленной сфере деятельности.

Центральный банк[13] – это контрольный федеральный орган государственной власти, осуществляющий регулирование кредитной системы государства. Роль Центрального банка очень велика, потому что он способен использовать все инструменты кредитно-денежной политики без ограничений. Кроме того, он может самостоятельно выбирать вектор кредитно-денежной политики и назначать руководителя (которым сейчас является Эльвира Сахипзадовна Набиуллина). Это и есть главные отличия Центрального банка от других финансовых институтов страны.


Центральный банк осуществляет следующие функции:

• разработка и проведение единой кредитно-денежной политики в России;

• осуществление эмиссии наличных денег;

• утверждение рубля и знака рубля в качестве национальной валюты и символа;

• установление правил проведения банковских операций;

• осуществление надзора за национальной платежной системой;

• осуществление надзора за деятельностью всех финансовых организаций страны.

Органы власти субъектов Российской Федерации, занимающиеся вопросами финансов, при осуществлении финансовой деятельности наделяются полномочиями, которые присущи Министерству финансов.

Исполнительные и законодательные органы исполнительной власти субъект федерации:

  • Утверждают, исполняют и контролируют исполнение бюджетов субъекта;
  • Устанавливают областные налоги, сборы и иные обязательные платежи.
  • Устанавливают льготы и преимущества отдельным группам лиц.
  • Реализация социально-экономических, экологических и демографических программ.

Самым главным механизмов на государственном уровне, обеспечивающим функционирования страны и её субъектов является федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации.

Бюджет состоит из налоговых и неналоговых доходов.

Таблица 2.2. Состав налоговых доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации

Налоговые доходы федерального бюджета

Налоговые доходы бюджетов субъектов РФ

Доходы от налогов и сборов, регулируемых федеральным законодательством

и зачисляемых полностью:

от налога на добавленную стоимость,

от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и др.

от налога на добычу общераспространенных полезных

ископаемых, сбора за пользование объектами

животного мира и др.

-

Доходы от налогов, регулируемых федеральным законодательством и законодательством субъектов

Российской Федерации и зачисляемых полностью:

от транспортного налога, налога на имущество организаций, налога на игорный бизнес

Доходы от налогов и сборов, регулируемых федеральным законодательством и зачисляемых частично:

от налога на прибыль организаций, акцизов на спиртосодержащую продукцию и др.

от акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья, сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов и др.

Доходы от денежных взысканий за нарушение налогового законодательства Российской Федерации по налогам и сборам, подлежащим зачислению в соответствующий бюджет