Файл: Становление и развитие теории государственных и муниципальных финансов (Понятие финансов и их значение).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Понятие финансов и их значение
ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ
2.1. Содержание государственных и муниципальных финансов
2.2. Организация государственных финансов
2.3.Особенности организации муниципальных финансов
ВВЕДЕНИЕ
Я выбрала тему курсовой работы «Становление и развитие теории государственных и муниципальных финансов».
Эта тема является основополагающей во всей дисциплине «Государственные и муниципальные финансы», которая позволяет раскрыть представление о государственных и муниципальных финансах, их содержания и функциях.
Актуальность этой темы обусловлена современной экономической ситуации, в которой финансы играют значительную роль и осознание их значимости необходимо в данный момент.
Важно отметить, что такой важнейший институт как финансы затрагивает не только экономическую сферу, но и социальную, духовную, политическую и другие. В связи с этим необходимо понимать каким образом воздействие финансовых механизмов отразиться на той или иной сфере, а в последствии и на всем обществе в целом.
Государственные и муниципальные финансы – это важнейшие звенья всей финансовой системы в Российской Федерации. На основе государственных и муниципальных финансов организуется деятельность государственных и муниципальных органов власти. Именно с помощью института финансов реализуется запланированный как государственный, так и муниципальный бюджет.
Целью написания курсовой работы является изучение государственных и муниципальных финансов, конкретно изучение их сущности и функций на государственном и муниципальном уровне.
Для реализации поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить сущность финансов;
- изучить сущность государственных и муниципальных финансов;
- изучить функции государственных и муниципальных финансов.
Объектом моего теоретического исследования являются финансы как инструмент государственного и муниципального функционирования, а предметом - выявление роли и значения государственных и муниципальных финансов.
ГЛАВА 1. Понятие финансов и их значение
1.1.Сущность финансов
Термин финансы используется в мире уже более шести столетий, однако до сих пор у учёных нет единого понимание что же такое финансы и что конкретно финансы как наука должна изучать.
Для понимаю сущности финансов можно рассматривать две принципиально разные финансовые системы: традиционная школа отечественных финансов (СССР) и зарубежная финансовая теория.
Зарубежная теория уделяла особое внимание прежде всего на изучение закономерностей функционирования финансовых рынков, а также вопросами управления финансовыми ресурсами организации.
В сравнении с плановой централизованной экономикой СССР, зарубежная теория финансов была в некоторой степени достаточно гибкая. В условиях плановой экономики финансы носили ограниченный характер: отсутствовал финансовый рынок, финансовые операции субъектов хозяйствования строго регламентировались государством. Экономические планы были жестко закреплены, что даже при наличии возможности у предприятия расширить свои масштабы – оно не могла себе такое позволить, если расширение не было предусмотрено в народнохозяйственном плане.
Важно отметить, что толчком для развития отечественной теории финансов стало совещание работников финансовых кафедр вузов по вопросу о предмете и методе теории финансов, инициированное сектором кадров Народного комиссариата финансов СССР в 1931 году[1].
Отечественная финансовая школа определяет термин финансы как экономические отношения, которые стоят за любой финансовой операцией. Однако следует различать финансовые и экономические отношения. Выделим особенные черты финансовых отношений:
1. Денежный характер финансовых отношений (финансовые операции всегда осуществляются в денежной форме).
2. Распределительный характер финансовых отношений (существует распределение финансовых средств между субъектами таких отношений: домохозяйства, государство, различные организации).
3. Формирование денежных доходов за счёт финансовых операций (в результате финансовых операций экономические субъекты в момент распределения формируют денежные доходы, поступления и накопления).
Рассматривая сущность финансов нельзя не упомянуть о финансовых ресурсах, к ним относятся: поступления, накопления и денежные доходы организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, а также домохозяйств.
Несмотря на историческую судьбу, опыт прошлых лет и многие другие факторы, всё-таки существуют определенные положения о финансах, в которых отечественная финансовая школа соответствует другим зарубежным школам.
Примером является тот факт, что финансы всегда связывают с движением денежных средств, а на макроуровне — с процессом распределения валового внутреннего продукта (ВВП) или валового национального продукта (ВНП).
Таким образом, можно сделать вывод, что же такое финансы.
Финансы[2] – это денежные распределительные отношения по поводу формирования и использования денежных доходов, поступлений и накоплений домохозяйств, организаций, государства (муниципальных образований) в целях решения социально-экономических задач.
1.2.Финансовые ресурсы
В результате распределения (перераспределения) финансовых отношений у всех субъектов таких отношений формируется особы денежный капитал, который и называется финансовые ресурсы.
Можно сказать, что финансовые ресурсы являются носителем финансовых отношений.
Термин финансовые ресурсы необходимо изучить, исходя из того, что он широко используется в современной экономике, в текстах законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, а также в международных документах.
Каждый год Министерством экономического развития Российской Федерации в дополнение к проекту закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период разрабатывает баланс финансовых ресурсов Российской Федерации (Сводный финансовый баланс). Этот сводный баланс характеризует объем и использование финансовых ресурсов Российской Федерации и секторов экономики.
В ст. 175 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено[3]:
1. Сводный финансовый баланс РФ — документ, характеризующий объем и использование финансовых ресурсов Российской Федерации (валового национального располагаемого дохода) и секторов экономики.
2. Сводный финансовый баланс РФ составляется в целях оценки объемов финансовых ресурсов при разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и влияния федеральной политики в области экономического развития на показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
3. Порядок разработки сводного финансового баланса РФ определяется Правительством Российской Федерации».
Необходимо отметить, что финансовые ресурсы, в отличие от информационных, трудовых, технических – являются особенными и выражаются в денежной форме. Также важно знать, что все финансовые ресурсы — это денежные средства, но не все денежные средства — это финансовые ресурсы.
Таким образом, финансовые ресурсы – это денежные средства, находящиеся в собственности или распоряжении организаций, домохозяйств и государства и используемые ими на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей.
Существует несколько видов финансовых ресурсов с точки зрения экономики:
- Доходы – часть финансовых ресурсов, полученные субъектом финансовых отношений от своей основной деятельности.
Пример: у индивида – заработная плата, у государства – налоговые поступления, у коммерческого предприятия – прибыль.
- Поступления – часть финансовых ресурсов, полученные субъектом финансовых отношений извне (эти денежные средства не относятся к результатам основой деятельности субъекта).
Пример: у индивида – пенсия, у государства – поступления из источников финансирования дефицита бюджета, у коммерческого предприятия – страховое возмещение в случае пожара (в случае, если имущество застраховано).
- Накопления – часть финансовых ресурсов субъекта финансовых отношений, которые не были израсходованы в прошлых периодах.
Пример: у индивида – накопительный счёт в банке, у государства – остатки неизрасходованных бюджетных средств, у коммерческого предприятия – неиспользованная прибыль прошлых лет.
Говоря о финансовых ресурсах, необходимо отметить какими методами они формируются:
1. Финансовый метод. Его используют для формирования финансовых ресурсов на безвозмездной и безвозвратной основе.
Пример: этот метод используют для формирования финансовых ресурсов в коммерческих и некоммерческих организациях.
2. Метод кредитования. Этот метод направлен на предоставление денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности.
Пример: в соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации: «Бюджетный кредит - денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах»[4].
3. Налоговый метод. Этот метод направлен на формирование финансовых ресурсов за счёт налоговых поступлений бюджеты различных уровней принудительно и на безвозмездной основе.
Пример: уплата налогов физических и юридических лиц в счёт государства.
4. Страховой метод. Данный метод подразумевает, что формирование финансовых ресурсов осуществляется за счёт страховых взносов.
1.3.Финансовый механизм
Для организации всех финансовых операций всеми субъектами финансовых отношений (домохозяйств, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления) им необходимо использовать особенные методы и инструменты для реализации поставленных задач.
На данный момент существует две точки зрения понимания что же такое финансовый механизм. Одни учёные-экономисты считают, что элементы финансового механизма совпадают с функциями управления финансами:
- финансовое планирование (планирование всех источников доходов и всех направлений расходов);
- финансовое регулирование (совокупность мер по распределению и перераспределению финансовых ресурсов среди субъектов финансовых отношений);
- финансовый контроль (контроль, который осуществляется соответствующими органами государственной власти в рамках действующего законодательства).
Другие учёны рассматривают более комплексное понятия финансового механизма. В своих обоснованиях они опираются не только на определение финансового механизма через управление финансами, но и делают акцент на экономическое содержание финансов, а именно, говорят о экономическом составе финансовых отношений.
Финансовый механизм[5] представляет собой совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.
В соответствие со ст.1 Конституции Российской Федерации «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Исходя из федеративного устройства Российской Федерации в финансовом механизме выделяют три звена: государственный финансовый механизм на федеральном уровне, государственный финансовый механизм на уровне субъектов РФ (региональном уровне) и финансовый механизм на уровне местного самоуправления.
Такое деление, прежде всего, обусловлено набором компетенций и полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования финансовых отношений, регламентируемой Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ и Налоговым кодексом РФ.
Эффективность использования финансового механизма определяется единством его элементов, а именно их взаимосвязь, согласованность и комплексный подход.
Существуют критерии измерения на сколько эффективно задействован финансовый механизм:
- Объективная обоснованность финансового механизма. Финансовый механизм должен быть разработан и внедрён с учётом объективных закономерностей экономики государства. Соблюдение данного правило может обеспечить стабильность и сбалансированность бюджета.
- Соответствие условиям развития экономики и методам хозяйствования. В современной рыночной экономике задействован механизм, который предусматривает широкий выбор инструментов финансового регулирования и стимулирования экономики.
- Связь финансового механизма с факторами производства и экономическими интересами субъектов финансовых отношений. В результате использования финансового механизма должны быть видны очевидные результаты: удовлетворение потребностей всех участников общественного воспроизводства в финансовых ресурсах, а также достижение их устойчивого развитий.
- Взаимосвязь составных элементов финансового механизма, их взаимное регулирование.