Файл: Становление и развитие теории государственных и муниципальных финансов (Понятие финансов и их значение).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В федеральный бюджет поступают лишь те денежные средства, которые регламентированы нормами федерального законодательства. В свою очередь в бюджет субъекта федерации поступают доходы, закрепленные как в федеральных законах, так и в нормативных актах соответствующего субъекта.

Важно отметить, что федеральные органы власти устанавливают в местные бюджеты от налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Таблица 5.2 Состав неналоговых доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов

Неналоговые доходы федерального бюджета

Неналоговые доходы бюджета субъекта РФ

Неналоговые доходы государственных внебюджетных фондов

-

Доходы от страховых взносов на обязательное социальное страхование: от страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной

нетрудоспособности и в связи с материнством и др.

Доходы от внешнеэкономической деятельности: от таможенных пошлин и др.

-

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности:

В виде дивидендов по акциям, принадлежащим РФ и др.

В виде процентов от предоставления бюджетных кредитов за счет средств бюджетов субъектов РФ и др.

От размещения временно свободных средств фонда социального страхования РФ и др.

Доходы от платежей при пользовании природными ресурсами:

От платы за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и др.

От платы за использование водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ и др.

-

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства:

От платы за предоставление информации, содержащейся в Едином государственном реестре налогоплательщиков и др.

От платы за оказание услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения и др.

От доходов, поступающих в порядке возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Пенсионным фондом РФ и др.


2.3.Особенности организации муниципальных финансов

Важно отметить, что органы власти местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и поэтому государственные и муниципальные финансы рассматриваются отдельно друг от друга.

Муниципальные финансы – это совокупность финансовых отношений по вопросам формирования и исполнения местных бюджетов. Муниципальные финансы также занимаются выпуском и погашение государственных муниципальных бумаг.

Организация местного самоуправления регламентирована следующими документами:

  1. Конституцией Российской Федерации;
  2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ[14];
  3. Иные нормативно-правовые документы субъекта федерации и муниципальных образований (уставы, законы субъекта, уставы муниципальных образований).

Организация муниципальных финансов регламентирована местным бюджетом, ценными бумагами, кредитными и финансовыми ресурсами.

Органы местного самоуправления принимают участие в финансово-кредитных отношениях, они взаимодействуют с территориальными органами Государственной налоговой службы Российской Федерации и Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления в сфере финансовой политики имеют право:

  • выбирать уполномоченный банк путем проведения открытого конкурса;
    • осуществлять эмиссию муниципальных облигаций и жилищных сертификатов;
    • взаимодействовать с органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам путем контроля за своевременным и полным поступлением налогов, взаимного представления необходимой информации;
    • создавать муниципальную налоговую службу для сбора местных налогов;
    • взаимодействовать с территориальными органами Главного управления Федерального казначейства, заключать с ними соглашения об обслуживании исполнения местных бюджетов;
    • создавать муниципальное казначейство за счет средств местного бюджета;
    • возложить на уполномоченный банк в соответствии с заключенным договором следующие функции: кассовое исполнение местного бюджета; кассовое обслуживание органов местного самоуправления;
    • инвестирование свободных остатков денежных средств местного бюджета в государственные и муниципальные облигации с обязательным зачислением доходов по ним в местный бюджет;
    • размещение муниципальных облигаций и билетов муниципальных денежно-вещевых лотерей;
    • выдавать ссуды юридическим и физическим лицам, предусмотренные местным бюджетом, получать кредиты в банках и других кредитных организациях.

В Российской Федерации местное самоуправление гарантируется и федеральными органами государственной власти, и органами субъекта федерации. Существуют следующие виды гарантий:

  1. Экономические гарантии – предполагает наличие муниципальной собственности.
  2. Организационные и кадровые гарантии – предполагают информационное обеспечение и подготовку, переподготовку муниципальных служащих.

Система местного самоуправления состоит из следующих элементов:

  • органы местного самоуправления;

Бюджетные полномочия органов местного самоуправления включают:

  • регламентирование порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, его утверждение, исполнения и контроля за исполнением;
  • составление, рассмотрение, утверждение, исполнение и контроль за исполнением местного бюджета;
  • установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;
  • осуществление муниципальных заимствований, управление муниципальным долгом.

2.4. Функции государственных и муниципальных финансов

Государственные и муниципальные финансы выполняют следующие функции:

  1. Распределительная и перераспределительная функции. Эти функции очень значимы для функционирования всей государственной системы. Суть данных функций: через распределение и перераспределение финансов осуществляется удовлетворение общегосударственных потребностей. Важнейшую роль здесь играет процесс перераспределение финансовых ресурсов между различными уровнями бюджетов.
  2. Контрольная функция появляется:
  • контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;
  • контроль над соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;
  • контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Выделяют ещё социальную и стимулирующую функцию государственных финансов. Социальная функция предполагает, что государство ответственно перед всеми гражданами в плане обеспечения достойного уровня жизни, а также особое обеспечение незащищенных слоев населения.

Стимулирующая функция осуществляется с помощью систему налогообложения, а также через систему межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении необходимо отметить, что государственные и муниципальные финансы являются системообразующим элементом всей систему государственного аппарата.

В рамках рассмотрения моей темы «Сущность и функции государственных и муниципальных финансов» мою были изучены: понятие финансов, финансовые ресурсы, финансовые отношения, финансовый механизм, государственные и муниципальные финансы, их функции.

Характерной и новаторской чертой современного законодательства стало то, что оно предусматривает возможность организации специальных местных финансовых органов: муниципальной налоговой службы и муниципального казначейства. Это сделано для того, чтобы централизовано управлять местным бюджетом и его обслуживать.

Данное положение подтверждает тот факт, что на муниципальном уровне финансовая система работает по подобию государственной финансовой системы.

Подводя итог, необходимо отметить, что муниципальные финансы имеют характерные черты в отличие от государственных, но всё же существуют схожие элементы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Экономическая учебная и специальная литературы:

  1. Государственные и муниципальные финансы: учебник / М.Л. Белоножко, А.Л. Скифская. — СПб: ИЦ «Интермедия», 2014. — 208 с.:
  2. Татынов С.И. Теоретический анализ концепций сущности финансов при социализме и в современной экономике // Финансы и кредит. М., 2009. 659 с.
  3. Финансы: учебник / коллектив авторов; под ред. Е.В. Маркиной. — 2-е изд., стер. — Ф59 М.: КНОРУС, 2014. — 432 с.
  4. Финансы: учебник для вузов / под ред. В.М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 1995. 408 с.

Интернет-источники:

  1. http://base.garant.ru
  2. http://www.cbr.ru/
  3. http://www.consultant.ru
  4. http://base.garant.ru
  5. http://www.minfin.ru/ru/
  6. http://www.roskazna.ru/
  7. http://studopedia.ru
  1. Татынов С.И. Теоретический анализ концепций сущности финансов при социализме и в современной экономике // Финансы и кредит. М., 2009. С. 28.

  2. Финансы: учебник / коллектив авторов; под ред. Е.В. Маркиной. — 2-е изд., стер. — Ф59 М.: КНОРУС, 2014. С.11

  3. http://www.consultant.ru/popular/budget/56_28.html#p5373

  4. http://base.garant.ru/12112604/1/#block_1000

  5. Финансы: учебник для вузов / под ред. В.М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 1995. С. 66.

  6. Государственные и муниципальные финансы: учебник / М.Л. Белоножко, А.Л. Скифская. — СПб: ИЦ «Интермедия», 2014. — С.22

  7. http://studopedia.ru/1_112725_vnebyudzhetnie-fondi.html

  8. макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства.

  9. макроэкономический показатель, представляющий в денежном выражении совокупность активов, созданных и накопленных обществом.

  10. валовой национальный продукт отражает совокупную стоимость благ, созданных только её резидентами, вне зависимости от их географического положения.

  11. http://www.minfin.ru/ru/

  12. http://www.roskazna.ru/

  13. http://www.cbr.ru/

  14. http://base.garant.ru/186367/