Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Теоретические основы роли налогов в современной экономике России).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы роли налогов в современной экономике России
1.1. Понятие и сущность налогов
1.2. Роль налогов в экономике страны
2. Анализ динамики налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации
2.1. Динамика поступления налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации
2.2. Анализ эффективности фискальной деятельности налоговых органов Российской Федерации
3. Направления повышения эффективности налоговой политики России
3.1. Анализ эффективности современной налоговой политики России
В перспективе на 2018 год, основные приоритеты Правительства России в области налоговой политической деятельности остаются такими же, а именно создание эффективной и эластичной налоговой системы, обеспечивающей экономическую стабильность на среднесрочный и долгосрочный период. Главными целями налоговой политики являются поддержка вложений, улучшение человеческого капитала, увеличение значения активности предпринимателей. Налоговая система РФ обязана сберечь собственную конкурентоспособность на мировом рынке за привлечение вложений, а процедуры налогового администрирования обязаны быть очень удобными для налогоплательщиков. Основным моментом проводимой налоговой политической деятельности считается надобность укрепления сбалансированности экономной системы в России. Аналогично, нужно сберечь неизменность налоговой нагрузки на отрасли, в которых достигнут ее стабильный высокий уровень.
Налоговая система и режим отражают особенности отношения государства к предпринимателям, специфику их взаимоотношений, функционирования институтов гражданского общества. Государственная налоговая политика и режим налогообложения влияют на формирование ключевых характеристик каждой составляющей социально-политической модели, формирования безопасности предпринимательства. Налоговая политика государства возникает одной из интегральных характеристик целостной социально-политической модели безопасности предпринимательства, что и обусловливает актуальность данной научной работы.
Анализ научных источников и публикаций свидетельствует, что, с одной стороны, в литературе проблемам системы налогообложения как элемента модели социально-политической безопасности предприятий не уделено достаточного внимания, они остаются малоисследованными. С другой стороны, оптимизации механизмов налогового администрирования с экономической позиции и точки зрения государственного управления уделяется сегодня повышенное внимание, обусловленная трансформациями, которые осуществляются в государстве.
Неоднозначность системы налогового обложения, поскольку нормативная база и законодательная слишком запутаны и трудоемки. Сложность составляет методология расчета взимания налогов. Зачастую появляются споры насчет формулирования статей Налогового кодекса РФ, такие дела нередко доходят и до арбитражного суда.
И зачастую суд принимает сторону налоговых плательщиков, собственно заявляя про то, что не многие сотрудники налоговых органов в состоянии, верно, использовать общепризнанных мерок налогового законодательства. Увеличение уровня жизни, постоянный подъем экономического роста, считаются ключевыми направлениями налоговой политической деятельности страны. Большую роль играют экономико-правовые нюансы осуществления налоговой политической деятельности. Прежде всего, обязаны быть реализованы главные ее направления. Одним из главных направлений считается улучшение законодательной базы налогового обложения имеющая цель понижения налоговой нагрузки и обеспечение устойчивого становления экономики страны. В настоящее время ощущается недостаточность комплексного теоретического исследования управления налоговыми рисками, налогового планирования и методологических подходов к его использованию с точки зрения оптимизации социально-политической модели, формирования системы безопасности предпринимательства.
Кроме того, анализ показывает, что недостаточно исследовано влияние налоговой безопасности на достижение экономического выравнивания субъектов предпринимательства. Поэтому определение элементов и характеристик именно налоговой безопасности предпринимательской деятельности является действительно актуальным сегодня.
В данный момент принимается решение вопроса замены имущественного и земельного налогов, единым налогом на недвижимость. Законопроект, который находится в Госдуме призван регулировать социальный аспект налогообложения в целях укрепления состояния народонаселения и соблюдения принципа справедливости налогообложения. Налогообложению отводится основное место посреди экономических рычагов, с помощью которых правительство влияет на социально-экономическое развитие.
В налоговом законодательстве содержится много противоречивых общепризнанных мерок, которые нужно проработать и довести до совершенства. Значение налоговой безопасности часто вырастает по мере перехода к экономике, основанной на рыночных принципах и механизмах хозяйствования.
Предоставление государством населению общественных благ и услуг, также их число и качество сильно зависят от налоговой безопасности страны, которая является одной из составляющих безопасности предпринимательства вообще [4]. Поэтому налоговая безопасность предпринимательской деятельности в рамках социально-политической модели диалектически взаимодействует с налоговой безопасности страны.
Бюджетно-налоговая политика страны обязана быть ориентирована на достижение такого состояния налоговой системы, которое характеризуется устойчивостью и стабильностью всех ее элементов, предусматривает способность защищать экономические интересы государства и противостоять внешним и внутренним угрозам, возможность реализации и развития налогового потенциала страны, эффективное использование конкурентных преимуществ налоговой системы в условиях глобализации [4].
Непосредственное влияние на обеспечение налоговой безопасности государства осуществляет существующая система налогообложения, которая выступает подсистемой налоговой системы страны и представляет собой совокупность налогов и сборов, существующих в государстве, и механизма их взимания.
С одной стороны, система налогообложения, что способствует повышению надежности и стабильности предпринимательской деятельности, является одной из определяющих составляющих обеспечения экономического роста государства.
От действующих механизмов взимания налогов зависят обеспеченность государства финансовыми ресурсами и развитие субъектов хозяйствования. Кроме, того неэффективность государственной налоговой политики является дестабилизирующим фактором, негативно влияет на экономическую безопасность государства, а также создает условия для развития теневых процессов в экономике.
В налогах и налоговой политике и для государства, и для отдельного субъекта хозяйствования следует рассматривать как компоненты социально-политической модели формирования безопасности предпринимательства, так и факторы риска [3].
3.2. Пути повышения роли налогов в экономике России
Налоговые органы считаются ключевым звеном увеличение успешности воздействия налоговой системы. Для достижения укрепления хозяйственных субъектов, нормы налогового законодательства РФ, затрагивающие налоговое обложение юридических лиц обязаны быть ориентированы на увеличение внесения ясности в законодательство и на однозначность его применения налоговыми плательщиками [11].
В настоящий момент выездные налоговые проверки стали менее результативными в следствии неудачных взысканий с налоговых плательщиков доначисление суммы с налогов, потому руководство страны приняло направление на ограничение их числа, и увеличение проведения камеральных налоговых ревизий. Вероятнее всего, что и приведет к уменьшению налоговых поступлений в бюджет страны.
Малоэффективность выездных налоговых проверок, возможно, избежать, если четко осуществлять отбор объектов проверки; качественно проводить предпроверочный анализ всей имеющейся информации о налогоплательщике, приобретенной из внутренних и наружных источников. Увеличение налоговых поступлений в бюджет возможно только при точном решении всех критериев правового регулирования вопросов налогообложения [2].
К факторам, которые тормозят процесс роста налоговых поступлений, необходимо отнести налоговое нарушение закона. Абсолютная правовая черта разрешает расценить факты нарушений налогового законодательства.
В налоговом законодательстве Российской Федерации присутствуют нормы, регламентирующие порядок предоставления объяснений по надлежащим вопросам, дозволяющие минимизировать опасности налогоплательщиков в доли непредсказуемых доначислений. Большое налоговое давление, заставляет людей вводить в тень большие денежные средства, в связи с эти сужается сфера банковского кредитования, особенно на долгосрочный период.
Как показывает опыт других стран, уменьшение размеров налоговой нагрузки способствует увеличению числа производства, созданию мотивации чистой и честной предпринимательской деятельности с открытыми денежными потоками. Чем ниже налоги, тем обширнее поле налогообложения и, как результат, общая сумма собранных налогов, а не наоборот, когда налоговая система конфискационного характера заставляет производителей вести теневую политику, во избежание потерь.
Становление принципиально новой модели взаимоотношений между рыночными субъектами и государством в пределах налоговых отношений обусловливает возникновение новых задач в сфере налогообложения, которые требуют учесть налоговую составляющую при разработке и реализации многих решений государственного управления и формирования системы безопасности предпринимательства [4].
Таким образом, возможно, сделать последующие выводы о том, что налоговое законодательство России в настоящий момент довольно противоречиво. Правовые нормы, регулирующие налоговые отношения должны быть доведены до совершенства. При этом необходимо осознавать неоднозначность вопросов технического направления.
Так же, для эффективного функционирования нового единого налога на недвижимость надлежит сформировать общую информационную базу обо всех существующих единицах недвижимости. Важное значение имеет факт определения единицы налогового обложения и слаженная методология подсчета налоговой базы и сумм налога. В настоящее время складывается то, что выездные налоговые ревизии стали безрезультативными в связи с невозможностью взыскать с налогового плательщика доначисление суммы налогов, вследствие этого управление страны взяло курс на их уменьшение и увеличение числа камеральных налоговых проверок.
Однако, данное обстоятельство может привести к уменьшению налоговых поступлений в государственный бюджет. Таким образом, можно заключить, что отсутствие эффекта выездных налоговых ревизий реально избежать, в случае если обоснованно совершать отбор объекта для ревизии; качественно проводить предпроверочное исследование информации о налогоплательщике, приобретенной из внутренних и наружных источников.
Заключение
В заключение стоит еще раз особо отметить, что по своей сути налоги – один из основных способов формирования доходов бюджета. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения платежеспособности различных уровней государственной власти. Налоговая система возникала и развивалась с момента образования государства. Развитие и изменение форм государственного устройства неизменно влекли преобразование налоговой системы. С развитием государства налоги постепенно стали главным источником пополнения государственной казны.
Определенную неравномерность поступления акцизов со значительной долей вероятности можно объяснить отклонениями значений показателей выпуска подакцизной продукции по регионам, решающее значение среди которой занимают нефтепродукты. Что касается распределения поступления налога на прибыль между федеральным бюджетом и бюджетами территорий, то средние пропорции более или менее характерны для всех федеральных округов. Интересы бюджета требуют, чтобы налоговые доходы поступали в течение года равномерно.
В целом поставленная задача выполняется, хотя в первом месяце квартала налоговые доходы выше, чем в последующих. Результаты анализа показывают, что колебания налоговых доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации разнятся. Настораживает создание большого количества фондов, регулирующих доходную базу бюджетов субъектов Федерации. Это указывает на то, что происходит нерациональная концентрация налоговых ресурсов на федеральном уровне, явно усугубившаяся решением о закреплении такого крупного источника налоговых поступлений, как НДС, в бюджете Федерации.
В рамках дальнейшего реформирования налоговой системы России имеются два основных направления действий в налоговой сфере, между которыми предстоит сделать выбор государству. Одно из них – наращивание контрольного аппарата, другое – радикальное реформирование налоговой системы, с тем чтобы имеющихся возможностей контроля было достаточно для обеспечения сбора налогов.
В рамках первого направления находятся предлагаемые правительством меры, которые выдаются за реальную налоговую реформу. Теоретически такое решение возможно: меньшая тяжесть налогов при более жестком контроле смещает баланс интересов налогоплательщиков в пользу легального бизнеса. Однако даже мощный и дорогостоящий налоговый аппарат развитых стран не обеспечивает полного контроля за ситуацией в сфере уплаты налогов.
Другое направление учитывает отечественный и зарубежный исторический опыт. Оно связано с введением налогов, легко контролируемых, основанных не на собственной отчетности плательщиков (как в нынешней, слепо заимствованной на Западе системе), а на наличии не скрываемых от обнаружения ценных объектов, свидетельствующих о реальных доходах.
В результате для предпринимателей, занятых нормальным, а не криминальным бизнесом, сокрытие доходов становится бессмысленным. Соответственно исчезают налоговые препятствия для капиталовложений, создаются предпосылки для возвращения теневых капиталов в страну. Проблема теневой экономики решается не путем ее уничтожения (что стало бы огромным бедствием – ведь до 70% реальных доходов россияне получают именно там и благодаря этому выживают десятки миллионов людей), а на основе интеграции, возвращения теневого сектора в легальную сферу.