Файл: Функции системы управления персоналом в спортивной организации (Особенности функции системы управления персоналом в сфере физической культуры и спорта).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Знание мотивов спортсменов играет важную роль в построении системы их мотивации, особенно сегодня, когда проблема недостаточной психологической мотивации зачастую является главной причиной низких результатов выступлений на соревнованиях различного уровня.

По мнению учёного С.В. Ильинского, для разных видов спорта характерны свои доминирующие мотивы. Мотивы спортивных достижений формируются при условии, что в организации имеется необходимый перечень благ, соответствующих потребностям спортивного персонала, а трудовая деятельность позволяет получить данные блага с меньшими моральными и материальными издержками, чем другие виды деятельности.

При этом для эффективного действия системы мотивации важную роль играет и соблюдение ряда последовательных этапов ее построении, при этом в рамках каждого этапа должны использоваться соответствующие инструменты и методы.

Выделяются следующие этапы создания эффективной системы мотивации персонала спортивной организации.

I этап. Оценка мотивов и ведущих потребностей персонала организации. Оценка актуальных мотивов и потребностей персонала спортивной организации в настоящее время осуществляется далеко не всегда, это связано, прежде всего, с затратностью временных и материальных ресурсов, а также с тем, что потребности - явление динамичное, подвергающееся изменениям под влиянием внешних и внутренних факторов. К методам определения ведущих потребностей и мотивов можно отнести: беседу, наблюдение, анкетирование, опрос, метод экспертных оценок.

II этап. Разработка индивидуальной системы мотивации по результатам оценки мотивов и потребностей персонала. На данном этапе важно сформировать систему мотивации, которая в полной мере будет соответствовать актуальным потребностям конкретного индивида, а не носить массовый безадресный характер.

III этап. Внедрение системы мотивации персонала в условиях конкретной спортивной организации. Грамотно организованный процесс внедрения системы мотивации играет большую роль. Система мотивации должна соответствовать ряду требований: в основе опираться на достижения современной науки, быть доступной и понятной для спортивного персонала, а также носить индивидуальный характер.

IV этап. Оценка эффективности внедренной системы мотивации персонала. В рамках данного этапа стоит учитывать динамику следующих показателей: удовлетворенность спортивного персонала, показатели их профессиональных достижений, изменение положения спортивной организации. Результаты оценки эффективности действующей системы мотивации служат основой для дальнейших корректирующих действий.


Современные спортивные организации имеют колоссальное социально-экономическое значение. Нельзя не заметить, что нормальное функционирование любой спортивной организации невозможно без наличия высококвалифицированного персонала. В связи с тем, что в последние годы в России резко разрослась сеть спортивных организаций, имеющих разный статус, проблема изучения основных принципов организации подготовки и переподготовки персонала стала чрезвычайно актуальной. Внимания заслуживает как зарубежный опыт, так и уже появляющийся опыт собственный. В свою очередь, нужно заметить, что система обучения персонала, широко применяемая на Западе, не всегда оказывается применимой в России. Объясняется это несколько иными экономическими условиями и значительными отличиями социально-культурных традиций. Кроме того, большое значение имеет менталитет, характерный исключительно для жителей России.

Персонал в каждой спортивной организации является не только непосредственным исполнителем предписаний, предлагаемых руководством. Специфика деятельности в сфере спорта такова, что каждый сотрудник обязан обладать целым комплексом личных качеств и, в первую очередь, высочайшей квалификацией. Эффективная работа спортивной организации обеспечивается только наличием сплоченного, чётко взаимодействующего коллектива сотрудников. И это недостижимо без качественного обучения персонала.

Необходимость обучения персонала очевидна, поскольку далеко не каждый служащий имеет опыт работы и владеет необходимыми профессиональными навыками. Даже люди, непосредственно сталкивающиеся с особенностью работы в сфере физической культуры и спорта, далеко не всегда обладают самыми элементарными познаниями и не понимают глубинной сущности экономических и социально-политических процессов, протекающих в настоящее время в России. В связи с этим нельзя не утверждать, что уровень квалификации каждого сотрудника спортивной организации чрезвычайно важен для успешного функционирования коммерческих структур как таковых.

Спортивная организация должна функционировать непрерывно и качественно. Поэтому важно следить за тем, чтобы подготовка и переподготовка персонала производилась действительно на высоком уровне. Обучение персонала спортивной организации должно, в связи с этим, проводиться регулярно, по мере надобности. Необходимо обучать не только молодых сотрудников, не имеющих опыта практической деятельности, но и обеспечивать постоянное повышение квалификации высокопрофессиональных специалистов. При переводе сотрудников на другую работу или при продвижении их по службе возникает насущная потребность корректировки профессиональных навыков.


Обучение сотрудников спортивной организации находится в центре внимания руководства, это важная часть стратегического плана деятельности фирм, их развития. План по трудовым ресурсам и показатели планирования профессий ориентируются на выход новых законодательных актов, влияющих на экономические процессы, протекающие в масштабах всей страны.

Поэтому для нормальной работы спортивной организации нужно обеспечение качественного обучения персонала. Процесс обучения персонала базируется не только на обязательной подготовке к работе сотрудников, не имеющих практического опыта, но и на переподготовке профессионалов, продемонстрировавших чрезвычайно высокий уровень владения необходимыми навыками.

Необходимость обучения может вызываться многими причинами. Как правило, руководство спортивной организации анализирует некоторые статистические данные и на основании их заключает вывод о том, что стоит организовать обучение персонала. Данными, указывающими на необходимость обучения, могут являться плохая работа спортивной организации или некоторых из её отделов, низкое качество работы и ее низкая производительность. Кроме того, обучение персонала становится необходимым в том случае, если на рабочую силу затрачивается слишком много средств. О необходимости организации обучения персонала могут свидетельствовать следующие статистические данные: заметный рост текучести кадров, рост процента прогулов и заболеваемости. Важным показателем, свидетельствующим о необходимости обучения, являются регулярные жалобы клиентов фирмы.

Как правило, обучение может затрагивать сферу непосредственной профессиональной деятельности служащих и сферу межличностного общения. В первом случае обучение предстает в виде систематических занятий по изучению какого-либо оборудования или в виде ознакомления с образцами документации и т.д. Во втором же случае важна организация разного рода психологических тренингов и консультаций со специалистами по работе с клиентами.

Кроме того, свидетельством необходимости организации обучения является нездоровая конкуренция среди сотрудников или высокий уровень конфликтности. Все это является для опытного руководителя сигналом о необходимости проведения переквалификации персонала или повышения профессионального уровня. Надо заметить, что, как правило, вопрос о необходимости обучения решается индивидуально для каждого из сотрудников.

Руководитель спортивной организации в этом случае наблюдает и анализирует работу каждого человека. Знания, умения и действия отдельного работающего также изучаются; расхождение между имеющимися и требуемыми для данной работы параметрами, по меньшей мере, теоретически, может быть установлено. На практике определение требований к обучению вполне доступно на низших уровнях, где объем знаний и умений может быть легко установлен. На более высоких уровнях это сложнее, потому что не всегда ясно, какие именно требования понадобятся для успешного выполнения работы.


Обычно руководство спортивной организации с помощью ведущих сотрудников выявляет круг вопросов, требующих приобретения персоналом дополнительных профессиональных навыков. Это либо какие-то конкретные операции, либо чисто теоретические знания, нужные в работе. На основании всего этого составляется примерная программа обучения, разделенная на несколько пунктов.

В спортивной организации обычно создаются так называемые комиссии экспертов, занимающихся разработкой конкретных рекомендаций по организации обучения персонала. Такие комиссии могут заниматься проблемами обучения всех сотрудников или только отдельных специалистов. Комиссии экспертов иногда называются консультативными комитетами.

Иногда руководители спортивной организации заранее составляют программы обучения, корректируемые время от времени в процессе деятельности и работы с клиентами. Подобные программы учитывают знания, используемые работниками спортивной организации повседневно и требуемые в первую очередь и знания, нужные для каких-либо ответственных, но редко выполняемых операций. Иначе такие программы называют резервом профессиональных знаний.

На основе личных наблюдений и результатов психологических тестов руководство спортивной организации рекомендует конкретную программу обучения для каждого сотрудника индивидуально в зависимости от его личных особенностей.

Но, несмотря на это, существуют и самые общие рекомендации по организации обучения персонала в спортивной организации. В первую очередь, это подготовка к введению в должностные обязанности и инструктирование.

Подготовка к введению в должностные обязанности важна для сотрудников, только что поступивших на работу или переведенных на какую-либо новую должность. Новички, не имеющие опыта, должны как можно скорее привыкнуть к сотрудникам и атмосфере спортивной организации. Очень часто в роли новичков оказываются выпускники высших и средних специальных учебных заведений. Для них важно перестать чувствовать себя дискомфортно в новом коллективе, поскольку без этого какое-либо сотрудничество и обучение невозможны.

Для обеспечения быстрого привыкания новичков к рабочей обстановке нужно не только представить их коллегам, но и обеспечить на первое время наличие старшего опытного наставника, который помогал бы решать не только непосредственные профессиональные проблемы, но и обеспечивал психологическую поддержку человеку. После того, как новичок перестал ощущать дискомфорт, ему можно приступить к обучению на новом рабочем месте.


Очень важно инструктирование как реальная форма помощи в изучении должностных обязанностей. Обучение большей частью происходит в процессе выполнения работы. Ведь именно осуществление самого рабочего задания позволяет приобретать необходимые знания и умения. Формальные курсы обучения могут помочь приобрести знания, а также использовать умения в моделируемых условиях, но, в конечном счете, именно повседневная практика приводит к высоким показателям в работе.

Если повседневное самостоятельное выполнение какой-либо операции позволяет освоить служебные обязанности, то инструктаж позволяет проделать это за более короткий срок.

Инструктирование состоит в сознательном и планомерном использовании благоприятных возможностей в самой работе. Для руководства спортивной организации очень важна разумная и рациональная организация инструктирования сотрудников, наибольшее значение имеет непринужденная, дружеская атмосфера в офисе, наличие терпеливого и опытного наставника. В свою очередь, наставники могут давать рекомендации ненавязчиво, мягко подталкивать сотрудников к повышению собственного профессионального уровня. Инструктировать нужно не только новичков, но и людей, имеющих немалый опыт, в связи с применением каких-либо новых приемов в работе.

Стиль обучения выбирается индивидуально для каждого сотрудника спортивной организации. Но наиболее важно то, чтобы каждый сотрудник осознавал, что знания, предлагаемые для изучения, действительно имеют ценность для практической работы и базируются на уже имеющемся опыте, как профессиональном, так и жизненном. Инструктаж должен проводиться рационально, с учётом времени. Знания должны закрепляться практикой. При этом, обучающиеся сотрудники должны реально видеть и оценивать свои успехи.

Пока с сожалением приходится констатировать, что рыночный механизм спроса и предложения специалистов спортивного менеджмента в нашей стране еще не сформирован. Оптимизма добавляет внедрение профессиональных стандартов работников спортивной отрасли и процедуры обязательной аттестации специалистов. Это позволит, с одной стороны, провести инвентаризацию управленческих кадров в отрасли, а с другой, выявить приоритеты управленческих специальностей в общем перечне должностей спортивного менеджмента.