Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (Теоретические аспекты антимонопольного регулирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Резюмировав содержание основных целей антимонопольного законодательства, существующих как в отечественной, так и зарубежной концепциях, следует выделить четыре:

- защита конкуренции как таковой, так и публичного блага;

- защита профессиональных участников рынка, их прав и интересов в процессе осуществления своей деятельности от незаконных посягательств лиц, преследующих свои экономические интересы неправомерными способами;

- развитие экономической системы общества и эффективного функционирования рынка;

- защита прав и интересов потребителей.

Эти цели правового регулирования присутствуют в каждой национальной правовой системе управления отношений в той или иной области, в законодательстве, а также в международно-правовом регулировании вопросов конкуренции и монополии.[8] Но в зависимости от специфики социально-экономического развития страны, мировоззрения общества, его исторического и правового развития в конкретной области одной из целей конкурентного регулирования может быть отдано главенствующее значение, а остальным отводится вторичная роль по отношению к первостепенной. Одни теоретики считают, что особое внимание должно уделяться поддержке конкуренции как средству достижения различных социально-экономических благ, другие - конкурентное право должно способствовать развитию экономической эффективности, росту и стратегическим интересам социально-экономической безопасности, третьи - конкурентное право должно защищать законные права и интересы предпринимателей, четвертые - обеспечивать экономическое благосостояние общества в целом, и в первую очередь конечного потребителя.

Таким образом, национальные системы антимонопольного законодательства имеют свои особенности, исходя из специфики развития страны, восприятия основных целей и задач данного регулирования в соответствии с политической обстановкой в обществе, социально-экономическими и правовыми представлениями.

Глава 2. Эволюция антимонопольного законодательства

2.1 Американская модель государственного регулирования конкуренции


Тенденция концентрации производства в отдельных отраслях и как следствие возникновение монополий начинает появляться в XIX веке в индустриально развитых странах. Рост их числа потребовал необходимость в появлении антимонопольного регулирования.

Впервые антимонопольное законодательство появилось в США. Здесь оно получило наибольшее развитие и стало основой для законодательства других стран.

Начало развития современного антимонополистического движения в США приходится на 1890 год. Основываясь на конституционное право, конкретно на регулирование торговли между штатами и «Положении о монополиях», Конгресс США принял Акт Шермана, который стал первым общенациональным антитрестовским законом в истории государства. Основные положения Акта:

Параграф 1: «Любой контракт, комбинация, реализованная в форме треста или другим образом, или конспирация, осуществленная в целях ограничения торговли между несколькими штатами или иностранными государствами, настоящим объявляется незаконной»

Параграф 2: «Любое лицо, монополизирующее или пытающееся монополизировать…любую часть торговли или коммерции между несколькими штатами или с иностранными государствами, будет считаться виновным в преступлении».[9]

Акт Шермана предусматривал гражданские меры пресечения противоправной коммерческой деятельности и условные наказания в равной степени.

Для промышленности США конца XIX века свойственно объединение производства и капитала, появление крупных предприятий. Такие компании уже оказывали влияние на уровень цен и объем выпускаемой продукции с помощью принятия соглашений о разделе рынка. Необходимость осуществления мер государственного регулирования была вызвана ростом числа трестов, а как следствие монополизации.

Цель Закона Шермана - защита одних конкурентов от других (окончательный итог - защита от свободного выбора потребителей продукции). Данная цель совпадала с существовавшими в тот период протекционистскими законами. Особенность применявшихся средств отвечала текущей изменившейся ситуации: максимальную угрозу для фермеров и промышленников стали представлять более эффективные оппоненты внутри страны, а не других стран. В данном ключе, антитрестовский (антимонопольный) закон стал схожим с протекционизмом для "внутреннего использования", отличаясь от обычного интенсивной "прорыночной" риторикой.[10]

Главным двигателем такого быстрого развития стали крупные компании, которые характеризовались серьезным преимуществом в эффективности в сравнении с более мелкими производителями. Это и послужило толчком к активной лоббистской работе с парламентариями. Среди них был сенатор Джон Шерман. Предложения промышленников были новыми, но их новизна была больше в выбранных инструментах, чем в целях. Косвенные доказательства того, что защита конкурирующих компаний – основная цель введения в США антимонопольного законодательства, изложены в Обзоре переписки сенатора Шермана. Обзор демонстрирует отсутствие просьбы в адрес сенатора о введении антимонопольного законодательства от потребителей, которые пострадали от подозреваемого монополизма на американском рынке. Однако такие предложения поступали от представителей промышленности. Часть таких предложений становились основой актов, которые продвигал сенатор.


В целом закон Шермана не решил некоторые вопросы, что стало необходимостью совершенствования и развития принятых законодательных актов. К нерешенным проблемам можно отнести отсутствие конкретного разграничения законных и незаконных действий, определение роли государственных органов в сфере антимонопольного регулирования.

Следующим шагом совершенствования антимонопольного законодательства США стало принятие закона Клейтона 1914 г., который был направлен на поддержку конкурентной среды. Действия, ослабляющие конкуренцию, были призваны противозаконными. К ним можно отнести ценовую дискриминацию, принудительные соглашения, межкорпорационное участие в капиталах путем владения акциями друг друга.

Принятие закона Клейтона разрешило отслеживать слияния и поглощение, проводить антимонопольную политику.

Еще один очень важный закон «О Федеральной торговой комиссии» был принят конгрессом США в 1914 г. Целью данного закона стало предотвращение и пресечение недобросовестных методов. На его основе была создана Федеральная торговая комиссия, которая устанавливала инструкции и правила регулирования торговли, осуществляла контроль за деятельностью компаний и в случае необходимости расследовала их действия.

В 1936 г. в силу вступает закон Робинсона – Пэтмана, запретивший. ценовую дискриминацию. Причиной введения закона стало увеличение числа случаев продажи одной и той же продукции разным группам покупателей по различным ценам при сохранении одинаковых издержек производства.

Поправка Уилера – Ли к закону «О Федеральной торговой комиссии усилила права Федеральной торговой комиссии относительно ложной рекламы и недостоверной информации о свойствах и качестве продукта, а также в отношении компаний, которые оказывали негативное влияние как на конкурентов, так и на потребителей и общество в целом.

Значимые изменения в закон Клейтона были внесены в 1950г., ограничивающие горизонтальные слияния и поглощения компаний. Поправка, которая запретила компании приобретать активы другой фирмы, за исключением акции, в результате чего происходил спад конкуренции, получила название Селлера – Кефовера (Закон Селлера-Кефовера).

Таким образом, сегодняшнее антимонопольное законодательство США имеет два основных критических положения, направленные на контроль действий, регулируемые правилом разумности (т.е. полный анализ действий компании, например, договоров поставки, соглашения между компаниями-дилерами и дистрибьюторами о разделе территорий реализации продукции), и противозаконные действия (т.е. действий, направленных против развития конкуренции, например, ценовая дискриминация, соглашение компаний разделе долей рынка).


2.2 Реализация антимонопольной политики Европейского союза

Кардинально другим способом складывается антимонопольное законодательство в Европейском экономическом сообществе (ЕЭС, позднее — Евросоюзе). В начале XX века в Австро-Венгрии был разработан закон о запрете антиконкурентных (картельных) соглашений, но не принят в результате распада империи. Первый европейский антимонопольный закон был принят в Германии в 1923 году из-за неконтролируемой государством инфляции, основанную по большей части постоянным ростом цен в частном секторе. Закон не смог оказать никакого влияния на действующие экономические процессы в стране. До принятия этого закона германская промышленность характеризовалась наличием картелей: в 1905 году в Германии их насчитывалось 385 и объединяли они 12 000 компаний, а в 1923г. Их число выросло уже до 1500 картелей. Соглашения о разделе рынка, установлении единой цены были законным и достаточно распространенным явлением, а сами картели устраняли реальную конкуренцию. Закон не запрещал антиконкурентные соглашения, а только требовал их обязательной их регистрации в уполномоченном органе для предотвращения злоупотребления рыночной властью. Такая практика сопровождалась ростом числа картелей и введением обязательного участия в картеле компаний, действующих на «нестабильных» рынках. Нацисты, пришедшие к власти в 1933 году, не отменили закон, а наоборот практически способствовали полной картелизации германской промышленности. Таким образом, предвоенный опыт Германии, единственной европейской страны с собственным антикартельным законодательством, скорее доказывал его общественную значимость[11].

Реальное действенное антимонопольное законодательство появилось в Западной Европе в конце 1950-х. 1 января 1958 года вступил в силу Римский договор о создании Европейского экономического сообщества. Вплоть до сегодняшнего дня в нем сохранились наднациональные правовые нормы о защиты конкуренции[12].

В связи с тем, что европейское наднациональное антимонопольное законодательство легло в основу российского, есть смысл рассмотреть его более детально. Римский договор содержит два запрета на антиконкурентное поведение: на антиконкурентные соглашения и решения объединений компаний и правила, в соответствии с которыми такие соглашения могут быть признаны допустимыми; на злоупотребление преобладающим положением на товарном рынке. Более - Римский договор вводит специальные положения о применении данных запретов к так называемым публичным предприятиям и предприятиям, наделенным специальными или исключительными правами. Для таких предприятий договором определены ограниченные исключения из запретов на антиконкурентное поведение. Позже актами Совета ЕЭС[13] был установлен контроль за слияниями и поглощениями, запрет на оказание государственной помощи (т.е. избирательное предоставление публично-правовыми образованиями льгот и преимуществ хозяйствующим субъектам) и исключения из запрета, а также процедура предоставления разрешения на помощь участникам рынка. Совету и Еврокомиссии предоставлено право издавать нормативные акты, которые устанавливали правила применения положений Римского договора о конкуренции (чего не было у антимонопольных органов США). Например, Совет санкционировал Еврокомиссию издать исключения из запрета на антиконкурентные соглашения (block exemptions), правила рассмотрения дел о нарушении положений Римского договора о конкуренции, правила рассмотрения жалоб, проведения расследований и слушаний. Совет сам выпустил документ, содержащий основное регулирование по защите конкуренции стран-членов положений Римского договора о конкуренции, определив сферу полномочий каждого.


Таким образом, Европейский суд сыграл важную роль в развитии антимонопольного регулирования. Его решения основываются на концептуальных представлениях суда о правовых аспектах защиты конкуренции, формируют базовые нормы материального права в сфере защиты конкуренции.

Глава 3. Антимонопольное законодательство в России

3.1 Этапы развития

Российское антимонопольное законодательство формировалось под сильным влиянием европейских норм. Первый закон был принят во времена СССР[14]. Он был направлен на защиту конкуренции, содержал запрет на антиконкурентные соглашения, действия публично-правовых образований, злоупотребление преобладающим положением хозяйствующего субъекта на товарном рынке, включал правила и перечень объектов государственного контроля за экономической концентрацией. Первый Закон не действовал на отношения между участниками финансового и фондового рынков в силу их отсутствия на тот период.

Следующий Федеральный закон был принят в 1999 году[15]. Он фактически дублировал положения Закона РСФСР № 948-1[16], но действовал только на отношения, возникающим на финансовом и фондовом рынках. Только в 2006 году был принят федеральный закон, который имеет один предмет регулирования и распространяется на все виды рынка и хозяйствующих субъектов.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции)[17] стал важным этапом совершенствования российского антимонопольного законодательства. В принципе, он подытожил 15-летний период развития российского антимонопольного законодательства, долгого опыта его применения антимонопольным органом, судами, понимания проблем правовой защиты конкуренции.

За 15 лет практики применения антимонопольного законодательства ежегодно подписывалось около 800 судебных решений, 3500 решений федерального антимонопольного органа, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рассмотрел несколько десятков дел, связанных с применением данного законодательства, и в 1997 году в специальном Информационном письме[18] консолидировал разъяснения отдельных аспектов антимонопольного законодательства, а Решением пленума в 2008 году суммировал практику его применения[19].