Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (Теоретические аспекты антимонопольного регулирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

За время становления антимонопольного законодательства вопрос конкуренции как отдельного объекта правовой защиты был рассмотрен некоторыми гуманитарными науками (институциональная экономическая теория[20] и юриспруденция[21], экономическая социология), что привело к созданию теоретического фундамента для детализации некоторых понятий и положений антимонопольного законодательства.

Основными нововведениями Закона о защите конкуренции стали:

  • установлен стандартный для всех видов рынка (как товарный, так и финансовый) понятийный аппарат;
  • детализированы запреты на антиконкурентное поведение всех участников рынка, что способствовало увеличению и уточнению перечня видов антиконкурентного поведения, попадающие под такие запреты;
  • установлено качественно новое регулирование государственного избирательного вмешательства в деятельность рынка, а также последствия такого вмешательства, определено понятие антиконкурентного характера;
  • детально установлены процедуры вмешательства антимонопольного органа в деятельность товарных рынков, позволяющие суммировать принятие решения антимонопольным органом с учетом определенных обстоятельств, гарантировать хозяйствующему субъекту предусмотренное законом участие в принятии такого решения;
  • закреплен принцип сорегулирования в отношении некоторых товарных рынков (совместного принятия решения антимонопольным органом и органом государственной власти, если на данном рынке требуется вмешательство государства для восстановления конкуренции.

Тем не менее, несмотря на существенные изменения в антимонопольном законодательстве с момента принятия первого нормативного акта и по сегодняшний день, существуют основы, объединяющие как утратившие силу законы, так и действующие:

- предмет регулирования — отношения, связанные с защитой конкуренции, вне зависимости от формы и сферы их существования;

- государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, позволяющий участникам рынка защищать свои права;

- осуществление такого контроля уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Орган исполнительной власти, осуществляющий антимонопольное регулирование. Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур был создан в 1990г. в соответствии с Законом РСФСР «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР»[22]. В целях обеспечения развития рыночных отношений и конкуренции в 1992г. утверждено Положение о Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, где был увеличен круг задач и функций). В марте 1997 года Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур реорганизован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 1998 года были упразднены несколько структур, связанных с антимонопольным регулированием, вместо них создано Министерство Российской федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), упраздненное 9 марта 2004г. Его функции контроля над деятельностью естественных монополий и соблюдением законодательства о рекламе перешли к Федеральной антимонопольной службе, которая сегодня является главным антимонопольным органом.[23]


Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным органом исполнительной власти, в функции которого входит принятие нормативно-правовых актов, контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, защита конкуренции, контроль за деятельностью субъектов естественных монополий и рекламы, оказание услуг для государственных и муниципальных потребностей, контроль за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.

Важную роль в совокупности основных институтов антимонопольного регулирования в России играет Высший Арбитражный суд Российской Федерации (ВАС РФ). С 1998г. ВАС РФ нормативными актами коллегиальных органов сформировал важные составляющие конкурентного права: уточнил сферу применения антимонопольного законодательства, расширил определения ключевых понятий, установил пределы полномочий антимонопольного органа и др.

3.2 Проблемы и перспективы

Антимонопольное регулирование - одно из самых сложных сфер правового регулирования. Это вызвано тем, что конкуренция тесно связан монополией, которая усложняет нормальную деятельность рынка. Одновременно объяснимая направленность монополизации на рынке вызывает необходимость в государственном регулировании конкурентных отношений. Последствия функционирования конкуренции не всегда эффективны. Вследствие чего государство осуществляет целенаправленное воздействие для уменьшения негативных проявлений действий рынка.

Область антимонопольного регулирования - одна из новейших для российского права, т.к. ее развитие началось в постсоветский период. Переход к эффективной рыночной экономике подразумевает государственную поддержку конкуренции, ограничение монопольных направленностей. Необходимость в регулировании этих процессов объясняется образующимся характером рыночной экономики, свойственному большинству развитых стран. Принятие Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и в последствии других законов включило Россию в число более чем 90 стран мира с антимонопольным законодательством.

В связи с вышесказанными особенностями российская сфера антимонопольного регулирования строилась как экспериментальная методом проб и ошибок. И до сегодняшнего дня есть проблемы без должного решения.


В целом наличие монополий не является негативным явлением. Это один из объективных процессов рыночной экономики, а антимонопольные органы «контролируют форму концентрации и проверяют, не препятствуют ли эти процессы свободной конкуренции»[24]. С такой точки зрения государство не стремится к чистой конкуренции и не препятствует образованию монополий, а лишь минимизирует негативные последствия монополизации в интересах развития экономики и населения.

Такое регулирование в России сегодня осуществляется неравномерно. Наибольшее влияние в воздействии находится в сфере естественных монополий, которая является приоритетной. Например Закон «О естественных монополиях» предусматривает прямое государственное вмешательство в деятельность субъектов естественных монополий и жесткое государственное регулирование их деятельности[25].

Такой подход приводит к тому, что остальные экономические сферы в меньшей степени регулируются государством, т.к. надежда государства в данном случае возложена на рыночные механизмы саморегулирования. Это может привести и часто приводит к ущемлению интересов граждан, например, к установление монопольно высоких цен на товары и услуги, являющиеся жизненно необходимыми.

Таким образом необходимо разработать механизм регулирования со стороны государства в сфере установления цен на такие товары и услуги. Например, федеральный закон о государственном регулировании цен на товары и услуги социальной необходимости. В рамках принятия подобного федерального закона следует учесть постановление Правительства Российской Федерации «Перечень товаров и услуг социальной необходимости, регулирование которых осуществляется государством».

Следует отметить, что государственное регулирование цен на товары применялось в советское время и положительно охарактеризовало себя как способ защиты жизненно важных интересов граждан.

В период глобального реформирования российской правовой системы в начале 90-х гг. был принят Указ Президента РСФСР от 3 декабря 1991 г. № 297 «О мерах по либерализации цен»[26], подразумевающий применение рыночных цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги. В качестве приложения был принят Перечень основных потребительских товаров и услуг, на которые применяются государственные регулируемые цены (тарифы). На сегодняшний день данный Перечень утратил силу.


В настоящее время складываются предпосылки для возврата некоторых направлений в сфере государственного регулирования монопольно высоких цен на товары и услуги социальной необходимости. Эти меры могут модернизировать государственное антимонопольное регулирование и способствовать реализации принципа социального государства, провозглашённого Конституцией.

Еще одной сложностью применения антимонопольного законодательства в России являются существующие ограничения на свободу хозяйствующих субъектов в выборе способа ведения своей деятельности, а точнее широкий перечень их запретов. В основном Законом о защите конкуренции запрещается не действие, а эффект, к которому данное действие может привести. Такой подход приводит к огромным трудностям хозяйствующих субъектов, а также судей, самих сотрудников антимонопольных органов. Основная сложность состоит в корректном определении перечня действий, способных негативно повлиять на конкуренцию. В такой ситуации предприниматели фактически лишены возможности планировать свою деятельность, что может привести к серьезными негативными последствиями, таких как штраф, административная и уголовная ответственности, если антимонопольный орган решит данный запрет нарушенным.

Таким образом, основным недостатком российском антимонопольной политики является ограничение конкуренции, в то время как развития эффективной конкуренции рынка – очень широкая задача и требует направленности всего комплекса мер экономической политики государства.

Заключение

Антимонопольное регулирование – одна из самых важных частей государственной экономической политики с развитой рыночной экономикой. В сочетании с поддержкой предпринимательства и организацией защиты прав потребителей она является основным фактором благополучного социально-экономического развития. Эффективность экономических преобразований зависит от взвешенной системы регулирования конкурентных отношений и монопольных процессов.

Государство в данном контексте выступает регулятором рыночных отношений. Самоустранение государства от регламентирования вопросов конкуренции и монополии приводит к непредвиденным последствиям для экономики страны, социальной нестабильности и политическим разногласиям общества.

Необходимость антимонопольного законодательства определяется его целями: защита конкуренции, защита профессиональных участников рынка, их прав и интересов, развитие экономической системы общества и эффективного функционирования рынка, защита прав и интересов потребителей.


Эти цели правового регулирования присутствуют в каждой национальной правовой системе управления отношений в той или иной области, в законодательстве, а также в международно-правовом регулировании вопросов конкуренции и монополии. А развитие антимонопольного законодательства каждой страны целиком зависит от исторически сложившихся рыночных отношений как внутри страны, так и на международном уровне.

Таким образом, основным недостатком российском антимонопольной политики является ограничение конкуренции, в то время как развития эффективной конкуренции рынка – очень широкая задача и требует направленности всего комплекса мер экономической политики государства.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 25 декабря 1993 г. -№ 237.
  2. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ (в ред. от 29.07.2017г.) «О защите конкуренции» // Российская газета – 27.07.2006г. — № 162.
  3. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О естественных монополиях"// Российская газета. – 24.08.1995г. - N 164.
  4. Конкурентное право России: учебник / Д. А. Алешин, И. Ю. Артемьев, Е. Ю. Борзило и др.; отв. ред. И. Ю. Артемьев, А. Г. Сушкевич; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики,2012. – С.391
  5. Писенко К.А., Бадмаев Б.Г., Казарян К.В. Антимонопольное (конкурентное) право: учебник // СПС КонсультантПлюс. - 2014. – С.10-11
  6. Правила для бизнеса 2013. Уроки судебных дел; редактор Завязочникова М.В. - изд-во Альбина Паблишер, 2013. - С.512
  7. Бакренева Т.Д. Антимонопольное законодательство. Обеспечение защиты конкуренции: // Мастер продаж. -2012. - №1. - С.46-47
  8. Антитрестовские законы. URL: http://economy-ru.info/page/16112319411000517600801807316824701200920320419 (Дата обращения 21.03.2018г.)

Ежеквартальный журнал австрийской экономики. URL: http://www.qjae.org/journals/rae/pdf/R62_3.pdf. (Дата обращения 21.03.2018г.)

  1. Понятие и необходимость антимонопольного регулирования. URL: https://studwood.ru/759147/ekonomika/ponyatie_neobhodimost_antimonopolnogo_regulirovaniya (Дата обращения 22.03.2018г.)
  2. Правовое обеспечение конкуренции и ограничения монополистической деятельности (Мартыненко Г.И.). URL: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=1517 (Дата обращения 23.03.2018г.)

Энциклопедия по экономике. URL: http://economy-ru.info/page/161123194110005176008018073168247012009203204197/ (Дата обращения 22.03.2018г.)

  1. Федеральная антимонопольная служба. URL: https://fas.gov.ru/pages/about/overview/istoriya-antimonopolnogo-regulirovaniya-v-rossii.html (Дата обращения 22.03.2018г.)