Файл: Государственная поддержка сельскохозяйственного производства в регионе в рыночных условиях..pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Сущность государственной поддержки и ее роль в развитии агропромышленного комплекса
1.3 Влияние правил на субсидиарную государственной поддержки хозяйства России
2 Анализ и системы государственной сельскохозяйственных организаций Республике Карелия
2.1 современного состояния комплекса Республики
2.2 Анализ и основных государственной поддержки организаций Республики
2.3 эффективности государственной сельскохозяйственных организаций
А.А. Халяпин, обобщая мнения целого ряда ученых, предлагает учитывать также следующие принципы:
- поддержание эквивалентности обмена между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, паритета и регулирования доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- сочетание индикативности и директивности;
- стимулирование товаропроизводителей к интенсификации производства;
- сочетание экономических и социальных целей[14].
По мнению В.Г. Брыжко, в качестве ключевого принципа следует рассматривать первоочередной учет национальных, государственных, общественных интересов, а также такие принципы как: непрерывность, научная обоснованность, комплексный характер поддерживающих действий, необходимость достижения не только экономического, но и социального и экологического эффектов при использовании средств поддержки[15].
Кроме этого, в литературе можно встретить перечень и других принципов: гарантированность, адресность, направленность на обеспечение продовольственной безопасности страны, устойчивость. Что касается последнего принципа, то он в определенной степени противоречит обозначенному выше принципу соответствия системы мер изменяющимся условиям хозяйствования. В настоящее время, гибкость системы государственной поддержки аграрного сектора при изменении политических и экономических условий имеет большее значение, чем устойчивость, что наглядно иллюстрирует ситуация, связанная с присоединением России к ВТО.
В 2012 году специалистами и научной общественностью широко обсуждались последствия этого важнейшего для экономики страны решения, в том числе касающиеся изменения требований к государственной поддержке сельского хозяйства.Поэтому целесообразно дополнить рассматриваемую систему принципов необходимостью учета требований ВТО[16].
Важным принципом на современном этапе развития также должен быть стимулирующий характер государственной поддержки, которую следует предоставлять при выполнении определенных условий, заданных органами управления отраслью в соответствии с поставленными целями[17].
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что ключевой целью государственной поддержки является содействие устойчивому, сбалансированному и эффективному развитию сельскохозяйственного производства, способного обеспечить продовольственную безопасность страны и стабилизировать внутренний продовольственный рынок. Для достижения данной цели должны быть решены следующие задачи:
- повышение конкурентоспособности отечественного сельского хозяйства;
- формирование и развитие социальной инфраструктуры в сельской местности;
- сближение уровней дохода работников сельского хозяйства и промышленности;
- обеспечение соблюдения норм экологической безопасности в агросекторе;
- совершенствование механизмов регулирования рынков сельскохозяйственной продукции;
- обеспечение развития научно-технического прогресса[18].
1.2 Методы, формы и направления государственной поддержки агропромышленного комплекса в рамках вступления России в ВТО
Государственная поддержка российского агропромышленного комплекса осуществляется посредством прямых и косвенных методов экономического воздействия государства.
Одним из форм косвенной государственной поддержки сельского хозяйства льготное налогообложение является. Сельскохозяйственными товаропроизводителями сегодня применяются следующие налоговые системы[19]:
- Общая система налогообложения;
- Льготный налоговый режим в виде единого сельскохозяйственного налога;
- Льготный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения.
Рисунок 4. Методы и формы государственной поддержки агропромышленного комплекса России[20]
Сравнительная характеристика условий функционирования сельскохозяйственных товаропроизводителей при разных системах налогообложения в сравнении с основной массой экономических субъектов российского рынка представлена в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительная характеристика налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей и остальных участников рынка[21]
Вид налога |
Налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей |
Ставки налогов по основной массе участников рынка в России |
||||
ОСН |
УСН |
ЕСХН |
ОСН |
УСН |
||
Налог на прибыль |
0% от реализации произведенной и переработанной сельхозпродукции |
6% от базы «доходы» 15% от базы «Доходы-расходы» |
6% от базы «Доходы-расходы» |
20% |
6% от базы «доходы» 15% от базы «Доходы-расходы» |
|
НДС |
10% |
Освобождены |
18% |
Освобождены |
||
Налог на имущество |
До 2,2% |
Освобождены |
До 2,2% |
Освобождены |
||
Страховые взносы |
30,2% если доля выручки от сельхоздеятельности менее 70%; 27,1% если доля выручки от сельхоздеятельности более 70% |
27,1% |
30,2% |
Оценивая налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей, стоит отметить, что они находятся в более выгодном положении в отличие от остальных участников рынка. Предприятия агропромышленного комплекса пользуются расширенным перечнем налоговых льгот, применяют пониженные ставки налогов и взносов по сравнению с другими хозяйствующими субъектами. Применение льготного налогообложения дает положительный результат в развитии отечественного сельского хозяйства.
Однако данная форма имеет также недостатки. Во-первых, налоги изначально носят фискальную функцию. Функции стимулирования и регулирования они приобрели позднее в процессе совершенствования налоговых систем. Следовательно, посредством предоставления налоговых льгот можно стимулировать экономическое развитие, однако это будет иметь второстепенное значение и в меньшей степени повлияет на сельское хозяйство в сравнении с прямой государственной поддержкой[22].
Во-вторых, в России налоговое стимулирование направлено на сельское хозяйство в целом, в то время как в структурном разрезе его составляющие находятся в совершенно неравных условиях (например, развитое птицеводство и убыточное мясное животноводство).
Прямой метод государственной поддержки аграрного сектора осуществляется в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 в форме предоставления межбюджетных субсидий, которые представляют собой безвозмездные поступления целевого характера для долевого финансирования совместно-расходных обязательств[23].
Государственная программа разработана в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» (от 29.12.2006 №264-ФЗ) и предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, а также сфер деятельности агропромышленного комплекса с учетом вступления России во Всемирную торговую организацию. Ответственным исполнителем Государственной программы является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
В рамках Государственной программы предусмотрено выделение значительных по российским меркам средств на поддержку сельского хозяйства. Всего на бюджетное финансирование агропромышленного комплекса из федерального бюджета планируется выделить 2126,22 млрд.руб. Рассматривая запланированные объемы государственной поддержки по годам, видно, что объем ежегодно выделяемых субсидий имеет положительную динамику. В среднем прирост выделяемых бюджетных средств составляет 13%[24].
Рисунок 5. Прогнозный объем финансового обеспечения реализации Государственной программы из федерального бюджета
Принцип распределения субсидий в Государственной программе ограничивается выделением конкретных направлений субсидирования (представлены в таблице 2.).
Таблица 2
Структура субсидиарной формы государственной поддержки аграрного сектора по основным направлениям[25]
Направления субсидиарной формы государственной поддержки |
Удельный вес в общем объеме финансирования |
Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства |
33,20% |
Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства |
37,20% |
Поддержка малых форм хозяйствования |
6,34% |
Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие |
1,75% |
Устойчивое развитие сельских территорий |
7,75% |
Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения |
4,54% |
Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства |
4,29% |
Развитие финансово-кредитной системы АПК |
4,92% |
В структуре субсидирования аграрного сектора по направлениям наибольшие объемы финансирования выделяются на развитие подотрасли растениеводства и животноводства, переработки и реализации продукции в этих подотраслях (33,20% и 37,20% от общего объема выделяемых бюджетных средств соответственно). Это обусловлено в первую очередь тем, что первоочередной целью государственной поддержки аграрного сектора является обеспечение продовольственной безопасности страны[26].
Субсидии на поддержку отраслей выделяются на цели: возмещение затрат на и уход виноградниками, возмещение затрат на семян с доставки в Крайнего Севера приравненные к местности, возмещение затрат на элитных семян, части затрат закладку и за многолетними и ягодными , возмещение части на раскорчевку из эксплуатации садов и раскорчеванных площадей, продукции растениеводства низкопродуктивной пашне районах Крайнего и приравненных ним местностях, несвязанной поддержки товаропроизводителям в растениеводства.
Виды на государственную отраслей животноводства следующим образом: развитие молочного , на поддержку животноводства, на племенного крупного скота мясного , на возмещение затрат по поголовья северных , маралов и табунных лошадей, возмещение части по наращиванию поголовья овец коз, на производства и тонкорунной и шерсти[27].
В достижения устойчивого сельских территорий субсидии на жилищных условий , проживающих в местности, в числе молодых и молодых , на комплексное объектами социальной инженерной инфраструктуры пунктов, расположенных сельской местности, строительство и автомобильных дорог, грантовую поддержку инициатив граждан, в сельской [28].
На поддержку форм хозяйствования следующие виды : на возмещение затрат крестьянских () хозяйств, включая предпринимателей, при в собственность ими земельных из земель назначения, на семейных животноводческих , на поддержку фермеров, а субсидии в грантовой поддержки потребительских кооперативов развития материально- базы[29].
Под финансово-кредитной агропромышленного комплекса предоставление субсидий возмещение части сельскохозяйственных товаропроизводителей уплату страховой , начисленной по сельскохозяйственного страхования области животноводства растениеводства, а субсидий на части процентной по следующим кредитов (займов):
- кредиты (займы):
- развитие растениеводства, и развития и логистического рынков продукции и продукции ;
- на строительство реконструкцию объектов и молочного ;
- краткосрочным кредитам ()
- на развитие и растениеводства, также переработки реализации продукции этих подотраслях;
- развитие молочного
- по долгосрочным, и краткосрочным , взятым малыми хозяйствования[30].
На мелиорации земель назначения субсидии на строительство, , техническое перевооружение систем общего индивидуального пользования отдельно расположенных сооружений, принадлежащих товаропроизводителям, на в собственность мелиоративных систем гидротехнических сооружений случаях, предусмотренных законодательством Российской , за исключением , связанных с расходами, на и фитомелиоративные , на культуротехнические [31].
В целях и технологической и инновационного сельского хозяйства субсидирование производителей техники, реализации инновационных проектов агропромышленном комплексе, прямых понесенных на создание модернизацию объектов комплекса[32].