Файл: Экономика гостиничного и ресторанного бизнеса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 Сущность и понятие эффективности организации

Понятие эффективности деятельности организации

Понятие «эффективность» в экономической литературе трактуется неоднозначно Его употребляют в различных аспектах: как эффективность капитальных вложений, эффективность совершенствования технологических процессов, эффективность рационализации производства [2, c.88].

Можно выделить несколько основных подходов к определению эффективности организаций:

1. Понимание эффективности как степени достижения целей организации. В этом случае важно признание динамичности целей и различия между официальными и оперативными целями организации Такой подход коре проектной, если организационные цели конкретные, охватывающих широкий спектр деятельности организации и поддаются измерению.

2. Понимание эффективности как способности организаций использовать среду с целью приобретения редких ресурсов

Одним из основных аспектов этой концепции является взаимозависимость между организацией и внешней средой организации как формы обмена определенными ресурсами. В отличие от требования "максимизации", выдвигаемый в других подходах, эта методология предполагает "оптимизировать" использование внешней среды.

3. Понимание эффективности как способности организаций достигать максимальные результаты при фиксированных расходов или способности минимизировать затраты достигнув необходимых результатов.

4. Понимание эффективности как способности к достижению цели на основе "хороших" внутренних характеристик. По мнению сторонников этого подхода, эффективная организационная структура усиливает удовлетворенность, от гарантированности и контроля персонала над деятельностью организации Основной недостаток этой концепции - чрезмерное внимание к средствам достижения цели в ущерб оценке результативности.

5. Понимание эффективности как степени удовлетворенности населения организацией и ее продуктом. Данный подход можно применить к ситуации, когда большие группы лиц вне организации способны оказывать существенное влияние на ее функционирование.

Известный экономист Д. Синко под эффективностью организационной системы понимает результативность ее функционирования, которая содержит следующие семь составляющих:

- действенность - уровень достижения поставленной цели;

- экономичность - уровень использования ресурсов;

- качество - уровень соответствия требованиям и назначению;

- доходность как соотношение между валовым доходом и суммарными затратами;

- производительность - соотношение количества произведенного продукта в потребленных ресурсов;

- качество трудовой жизни - степень удовлетворения личных потребностей и запросов работников в процессе трудовой деятельности;

- внедрение нововведений как характеристика превращение научно-технического потенциала организации [3, c.112].

Таким образом, исходя из этого, эффективность системы оценивается через систему показателей, отражающих каждую из названных признаков. Эффективность организации рассматривается через систему общественных ценностей, отвечающих потребностям общественного развития, и трактуется как способность системы к достижению цели, экономичности (достижение определенного соотношения между результатами и затратами). Это определение достаточно широкое и охватывает как внутренние, так и внешние аспекты эффективности.

1.2. Особенности оценки эффективности организации

2. Анализ системы управления ООО «Отелит»

2.1 Общая характеристика ООО «Отелит»

2.2. Анализ конкурентоспособности ООО «Отелит»

2.3. Анализ эффективности бизнес-процессов в ООО «Отелит»

3 Рекомендации по повышению эффективности деятельности ООО «Отелит»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

2.2. Анализ конкурентоспособности ООО «Отелит»

Аналитики отмечают, что в условиях кризиса сегмент гостиничных услуг, ориентированный на деловую активность и бизнес-туризм (характерный для Новосибирска) пострадал не существенно. Несмотря на смещение спроса в более дешевые ниши, происходящее в условиях кризиса, он продолжает оставаться относительно стабильным [26].

Базовую долю гостиничного рынка занимают такие гостиницы, как:

– «Новосибирск» (450 номеров);

«River Park Ob Hotel» (294 номера);

«Сибирь» (258 номеров);

«Центральная» (305 номеров);

«Северная» (128 номеров);

«Золотая долина» (152 номера, находится в Академгородке);

– «Sky Port» (130 номеров) [27].

В Новосибирске гостиницы можно разделить на три большие категории: малые гостиницы (до 150 номеров), средние (от 151 до 300 номеров), крупные (от 301 до 600 номеров) (рис. 2.2).

Рисунок 2.2 – Доли гостиниц г. Новосибирска по категориям, по состоянию на 01.05.2017 (по данным консалтингового агентства ООО «АлтИнвест»). [28]

В настоящее время наблюдается рост малых гостиниц, в т.ч. квартирного типа (рассчитанные на 10-20 постояльцев).

Доли рынка услуг малых гостиниц Новосибирска распределяются следующим образом (рис. 2.3).

11%

9%

17%

20%

43%

Антей

Ассоль

Набережная

Отелит

другие

Рисунок 2.3 – Доли рынка малых гостиниц г. Новосибирска по состоянию на 01.05.2017 [27]

Основным конкурентами «Отелит» являются малые гостиницы «Ассоль» и «Антей», «Набережная», как близкие по классу и ассортименту гостиничных услуг, уровню цен.

В целом, отрасль гостиничного сервиса является одной из отраслей сферы услуг, которая развивается быстрыми темпами.

В целом, рынок гостиничных услуг г.Новосибирска имеет следующие характеристики:

1. Присутствует достаточно большое количество покупателей, которые отмечают недостаточную информацию об услугах в рекламе гостиничных предприятий (в частности, о ценах, месте расположении);

2. На рынке работает большое количество гостиниц, отелей, услуги которых различны, но при этом различия достаточно незначительны: наличие платной автостоянки или ее отсутствие, возможность заказать завтра в номер, и пр.

3. Можно отметить высокие входные барьеры: для вхождения в отрасль нужно располагать значительным капиталом, поскольку строительство и необходимое гостиничное оборудование стоят достаточно дорого. При этом время выход из отрасли не ограничен практически никакими барьерами: здание гостиницы относительно несложно переоборудовать, номера можно сдать в аренду и т.д.


Таблица 2.4 – Конкуренты гостиницы «Отелит»

Название гостиницы

Располо-жение

Номерной фонд

Спектр услуг

Реклама

Категория клиентов

Нали-чие питания

1

2

3

4

5

6

7

«Ассоль»

ул.Народная, д. 20/1

м.Заельцовская

23

Низкий (сауна, организация бизнес-мероприятий)

Постоян-ное размещение в печатных изданиях

туристы

+

«Антей»

ул.Писарева, д.89

22

Средний (организация экскурсий по городу, организация бизнес-мероприятий и пр.)

Печатная реклама (листовки, каталоги)

туристы

+

«Набережна»

ул. Инская д. 39

26

Низкий (сауна, кафе)

Реклама по радио, листовки

молодожёны, туристы

-

«В Центре»

ул.Ядринцевская, д. 54

22

Средний (в т.ч. организация бизнес-мероприятий, прокат автомобилей)

Реклама по ТВ, печатных издания, наружная

Деловые люди, туристы

+

«Отелит»

ул. Гоголя, 8

10

Низкий (сауна, услуги прачечной и пр.)

Наружная реклама (придорожные щиты)

молодожёны, туристы

-

«Отелит» испытывает угрозу со стороны внутриотраслевых конкурентов, имеющих достаточно твёрдые позиции на действующем рынке, возможно вхождение в рынок новых конкурентов, привлечённых получаемыми доходами.

Таким образом, основными конкурентными преимуществами гостиницы «Отелит» являются:

– уникальный и разнообразный дизайн гостиничных номеров («Англия», «Романтика», «Ассоль», «Египед», «Китай», «Япония», «Мексика», «Египет»);

– система скидок (карта постоянного гостя выдается после пяти посещений или на пятые сутки пребывания в гостинице);

– невысокие цены на проживания в номерах (в среднем на 10-14% ниже чем в аналогичных малых гостиницах);

– известность гостиницы (более 70% - постоянные клиенты гостиницы).

Преимуществом гостиницы «Отелит» является отказ от стандартизации в выборе интерьера номеров: все номера имеют оригинальный дизайн и соответствуют какой-либо определенной тематике: отличаются друг от друга по доминирующему цвету и внутреннему убранству, по общему настроению. В ценообразовании гостиница использует метод установления цены на основе уровня текущих цен на рынке. В среднем цена одного номера составляет 3800 руб. в сутки.


Таблица 2.5 – PEST – анализ «Отелит»

Политика

Экономика

- Правительственный курс в настоящее время переменчивый (в связи с предстоящими выборами президента)

- Международная политическая обстановка в целом благоприятная, за исключением стран, где были отмечены проявления терроризма (Великобритания, Египет, Турция, Франция)

Порядок проведения сертификации услуг гостиниц установлен «Правилами сертификации туристских услуг и услуг гостиниц»

- Федеральные и региональные программы направлены на развитие в сфере гостиничного дела

Сценарий: В настоящее время в Новосибирске действует много политических организаций, что влечет за собой увеличение потока бизнес-гостей,

- На новосибирском рынке гостиничных услуг полного возвращения спроса к докризисному периоду пока не произошло, но с 2015 по май 2017г. прослеживается стабильный рост продаж.

- многие гостиничные проекты как в России, так и за рубежом сейчас заморожены. Девелоперы стремятся довести до конца лишь те проекты, которые уже близки к завершению.

- В связи с кризисом обострилась проблема финансирования проектов.

- Изменение внешних издержек организации: стабильный рост цен за электроэнергию, цен на бензин, рост арендной платы;

- В 2016 г. загруженность Новосибирских гостиниц сократилась на 22,8% по сравнению с 2015 г.

Социум

Технология

- дефицит квалифицированных кадров; растущие издержки в связи с последствиями кризиса привели к необходимости сокращения штата персонала «Отелит на 5%;

- снижается активность как обычных, так и бизнес-туристов. Падение благосостояния и рост цен вынуждает многих экономить и отказываться от поездок, как за рубеж, так и по стране. Гостиницы практически всех крупных городов отмечают снижение показателей рентабельности гостиничного бизнеса;

- во время экономических потрясений цена на недвижимость падает и, соответственно, снижается цена за номер;

Сценарий: Потребителям гостиничных услуг нужен хороший отдых, с хорошим интерьером, удобным расположением и обслуживанием на высшем уровне.

- Государственная технологическая политика направлена на совершенствование гостиничного дела.

- Отмечается внедрение в отрасли новых информационных технологий, которые позволяют значительно облегчить и ускорить работу с клиентами

Сценарий: Внедрение новых технологий в сфере гостиничного дела помогает привлечь большее число гостей, заинтересовывая их большим количеством предлагаемых услуг, а также удобством технологии работы с клиентами (бронирование номеров через Интернет, система электронных замков, компьютеризация и так далее).


Пути уменьшения воздействия последствий кризиса 2012-2013гг примерно одинаковы для всех гостиничных предприятий – оптимизация штатного расписания, структуры. Это большой комплекс работ, который не ограничивается только сокращением заработных плат или персонала гостиницы «Отелит».

Положительным фактором развития гостиничного бизнеса в Новосибирске является стабилизация объемов туристических потоков, главным образом -  в сфере деловых поездок, привели к увеличению заполняемости отелей до 55-65% в зависимости от категории гостиницы в первом квартале 2017г. Для сравнения, в первом полугодии 2016г. этот показатель составил 45-50% [26].

Хотя ситуация на рынке гостиничных услуг в 2015-2016г намного лучше, чем в пиковый кризисный 2013г., посткризисному рынку еще потребуется существенное время для возврата к былому предкризисному уровню. 

Успешное разрешение острых кризисных явлений на пике экономической депрессии потребовало высокого уровня профессионализма, нестандартных управленческих маневров и маркетинговых ходов.

Новосибирский рынок гостиничных услуг вырос на 3% в 2015 г. и на 4,5% в 2016г. 

Проведем анализ внутренней среды гостиницы «Отелит» на основе SWOT-анализа.

Таблица 2.6 – SWOT – анализ гостиницы «Отелит»

Возможности:

  1. Резкий рост спроса на гостиничный услуги
  2. Вложения со стороны иностранных или российских инвесторов
  3. Заключение договоров с компаниями и предприятиями их других городов/стран на размещение своих сотрудников или туристов

Угрозы:

  1. Появление новых малых гостиниц-конкурентов
  2. Ужесточение политики со стороны местных органов власти (рост налогов, отказ в аренде собственности и т.д.)
  3. Социально-экономическая нестабильность в городе/стране

Сильные стороны

1. Уникальный дизайн комнат

2. Высокое качество услуг

3. Надежная репутация, известность в городе, большое количество постоянных клиентов

4. Большой опыт руководителей (более 8-10 лет стажа на руководящих должностях в гостиничном бизнесе)

Стратегия гостиницы согласно имеющимся возможностям и слабым сторонам должна состоять в следующем:

  1. Совершенствовать и развивать систему договорных отношений с поставщиками туристов или сотрудников-командировщиков с компаниями и туристическими фирмами
  2. Улучшить имидж гостиничного предприятия, повысить культуру обслуживания
  1. Провести маркетинговое исследование по предпочтениям клиентов гостиниц (нужды в дополнительных услугах, специфические требования каждой группы потребителя
  2. Поддержание политики невысоких цен при повышении качества обслуживания
  3. Политика неотставания от новых технологий и услуг в гостиничной деятельности

Слабые стороны

1. Неэффективная рекламная политика

2.Отсутствие фирменного стиля

Необходимо:

Повысить оперативность управления оказания услуг в гостинице

Улучшить имидж «Отелит» на рынке

Стратегия «избегания», поддержание существующего состояния с перспективой на развитие


Таким образом, основными угрозами для ООО «Отелит», является появление новых малых гостиниц-конкурентов, ужесточение политики со стороны местных органов власти (рост налогов, отказ в аренде собственности и т.д.) и социально-экономическая нестабильность в городе/стране, которая может привести к снижению уровня жизни населения и падению спроса на гостиничные услуги.

Слабыми сторонами являются, прежде всего, неэффективная рекламная политика, отсутствие фирменного стиля.

Проведем анализ внутренней среды осуществляется на основе SNW-анализа.

SNW – анализ – это усовершенствованный анализ слабых и сильных сторон. SNW – Strength (сильная сторона), Neutral (нейтральноя сторона), и Weakness (слабая сторона).

В отличие от анализа слабых и сильных сторон SNW – анализ так же предлагает среднерыночное состояние (N).

Таблица 2.7 – SNW – анализ ООО «Отелит»

Критерии

Позиция

S

Сильная

N

Нейтральная

W

Слабая

1

2

3

4

1. Уровень стратегического менеджмента

+

2. Бизнес-стратегия

+

3. Организационная структура

+

4. Общее финансовое положение

+

5. Конкурентоспособность

+

6. Использование информационных технологий

+

7. Профессионализм персонала

+

8. Уровень маркетинга

+

9. Уровень менеджмента

+

10. Известность

+

11. Репутация на рынке

+

12. Репутация как работодателя

+

13. Доля на рынке

+

14. Качество услуг

+

15. Уровень цен

+

16. Эффективность рекламы

+

Исходя из полученных данных видно, что гостинице «Отелит» есть куда стремиться и развиваться: необходимо повысить эффективность рекламы, улучшить имидж гостиницы на рынке гостиничных услуг г. Новосибирска; повысить эффективность использования информационных технологий.