Файл: «Стресс на рабочем месте: причины, диагностика создание системы профилактических мероприятий.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 4
В процессе диагностики эмоционального выгорания у многих специалистов по шкалам «эмоциональное истощение» и «деперсонализация» наблюдаются высокие показатели, а по шкале «редукция личных достижений» низкие показатели. Полученные показатели свидетельствуют о сниженном эмоциональном фоне, опустошенности, усталости, деформации отношений с другими людьми, а так же негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов.
По результатам измерения тревожности было зафиксировано, что у большинства испытуемых по шкалам «ситуативная» и «личностная» тревожность наблюдаются высокие показатели, что указывает на наличие напряженности, беспокойства и вегетативного возбуждения
В рамках определения степени удовлетворенности трудом у большинства воспитателей были зафиксированы низкие показатели.
При помощи корреляционного анализа была подтверждена связь между стрессоустойчивостью с эмоциональным выгоранием, социально-психологической адаптацией, тревожностью и удовлетворенностью трудом, что подтвердило гипотезу исследования.
Профилактика стрессоустойчивости воспитателей дошкольных учреждений осуществлялась при помощи тренинговой программы, которая проходила в форме мини-лекций, игр и упражнений.
После тренинговой программы была проведена повторная диагностика специалистов, по результатам которой оказалось, что многие тестовые показатели специалистов значительно улучшились. Результаты статистического анализа подтвердили различие тестовых результатов констатирующего и контрольного этапов. Для профилактики стрессоустойчивости специалистам были предложены методические рекомендации.
Список использованной литературы
- Абабков В. А. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика. - М. : Речь, 2010.-192 с.
- Абабков В. А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. - СПб. : Питер, 2004. - 342 с.
- Аракелов Г. Г. Стресс и его механизмы / Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, психология. 1995. № 4. С. 46.
- Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. - М.: РАН, 1995. - 185с.
- Бойко В. В. Энергия, эмоции в общении. - М.: ЭКСМО, 2008. - 215с.
- Вассерман Л. И. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика. / Л. И. Вассерман, В. А. Абабков, Е. А. Трифонов. - СПб.: Речь, 2010.- 192 с.
- Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200с.
- Вилюнас В. К. К теоретической постановке проблемы стресса// Материалы Вильнюсской конференции психологов: сборник статей. - Вильнюс: Прова, 1972. - С. 141-147
- Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. - 38с.
- Виткин Дж. Женщина и стресс. - СПб.: Питер-Пресс, 2006. - 224с.
- Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса. Соч. в 6-ти томах. Т.1. Вопросы теории и истории психологии. - М.: Изд-во Наука, 1982. - 312с.
- Грановская P.M. Эмоции и стресс. Элементы практической психологии. СПб.: Смысл, 2000. - 440с.
- Гремлинг С., Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. — СПб.: Питер, 2002. 246 с.
- Гринберг Дж. Управление стрессом. М.: Питер, 2004 г. - 480 с.
- Жариков Е. С. Психологические средства стрессоустойчивости. - М.: Московский кадровый центр, 2004. - 142с.
- Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М.: МГУ, 1991. - 180с.
- Изард К. Э. Психология эмоции/ пер. с англ. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 464с.
- Карпов А. В. К проблеме психических стрессов// Психологический журнал. - 1986. - №6. - С.21-23.
- Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. - М.: Просвещение, 2011. - 368с.
- Лазарус Р. Совладание / Психологическая энциклопедия. 2-е изд. /Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб.: Питер, 2003.-760 с.
- Леонова А. Б., Кузнецова, А. С. Психопрофилактика стрессов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. - 123с.
- Методы математической статистики - http://www.psychol-ok.ru/lib/statistics.html
- Медведев В. И. Эмоциональное напряжение и стресс // Физиология кровообращения. - М. : 1986. — С.34-
- Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта, 2008. - 200с.
- Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). - М.: «Дело», 2004. - 216с.
- Никифоров Г. С. Самоконтроль человека. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. - 192с.
- Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие/ В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачесский и др.// Под общ. ред. А. А. Крылова, С. А Маничева. - СПб: Изд-во «Питер», 2000. - 560с.: ил.
- Разумов С. А. Эмоциональные реакции и эмоциональный стресс. - В кн.: Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. - М.: Медицина, 1976.- С. 78-115
- Рогов Е. И. Личность учителя: теория и практика. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2006. - 512с.
- Руденский Е. В. Социально-психологические деформации личности учителя// Мир психологии. - 2008. - №2. - С.171-173
- Русалова Н. М. Эмоциональные реакции. - М.: Медицина, 1979. - 76с.
- Савенко Ю. С. Проблема психологических компенсаторных механизмов и их типология - В кн.: Проблемы клиники и патогенеза психических заболеваний. - М.: «Наука», 1974. - 123с.
- Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. - М.: Медицина, 1960. - 254с.
- Селье Г. Стресс без дистресса - М.: Прогресс, 1979. - 125с.
- Сосновикова Ю. С. Психические состояния человека, их классификация и дидактика. - Горький.: Изд-во Горьковский гос. пед. институт им. Горького, 1975. - 118с.
- Спилберг Ч. Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги. - М.: ФиС, 1983. - 84с.
- Субботин C.B. Устойчивость к психологическому стрессу как характеристика метаиндивидуальности учителя. Автореф. дис. канд. психол. наук.- Пермь, 1992. - 20 с.
- Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса.- М.: Медицина, 1982.- 232 с.
- Торчинская Е. Е. Роль ценностно-смысловых образований личности в адаптации к хроническому стрессу// Психологический журнал - 2001. - №2. - С. 34-35
- Ушакова Е. Здоровье учителя: причины недугов и их профилактика// Директор школы. - 2009. - №1. - С.81
- Ушакова Э. И., Ушаков Г. К., Илипаев И. Н. Об уровнях формирования стрессоров и стрессов - Труды / Ленингр. науч.-иссл. Психоневрологического ин-та им. В. М. Бехтерева. Т.82 Эмоциональный стресс и пограничные нервно-психич. расстройства. - Л., 1997. - 456с.
- Фонтана Д. Как справиться со стрессом: пер. с англ. - М.: Педагогика - Пресс, 2005. - 352с.
- Фресс П. Эмоции - В кн.: Эмоц. психология/ Под ред. Фресса. П. и Пиаже, Ж. - М., 1975. - 145с.
- Черепанова Е. М. Психологический стресс. Книга для школьных психологов, родителей, учителей. - М.: Издательский центр «Академия». -1996. - 96с.
- Шальвен М. Ж. Эти многоликие стрессы. Как противостоять им?// Директор школы. - 2000. - №1. - С.21
- Щербатых Ю.В. Психология стресса. - М. : 2005. - 320 с.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. - М.: Наука, 1989.-430 с.
- Фресс, П. Эмоции - В кн.: Эмоц. психология/ Под ред. Фресса. П. и Пиаже, Ж. - М., 1975. - 145с.
- Эмоциональный стресс/ Под ред. Леви Л. - Л.: Медицина, 1970. - 326с.
- Чшмаритян С. С. Стресс и фрустрация: возрастные аспекты: Автореф.дис. .канд.психол.наук. Ереван, 1990 14с.
-
Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. - М.: Медицина, 1960.-254с. ↑
-
Лазарус Р. Совладание / Психологическая энциклопедия. 2-е изд. /Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб.: Питер, 2003.-760с. ↑
-
Фресс, П. Эмоции - В кн.: Эмоц. психология/ Под ред. Фресса. П. и Пиаже, Ж. - М., 1975. - 145с. ↑
-
Савенко Ю. С. Проблема психологических компенсаторных механизмов и их типология - В кн.: Проблемы клиники и патогенеза психических заболеваний. - М.: «Наука», 1974. - 123с. ↑
-
Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. - М.: Наука, 1989.-430 с. ↑
-
Селье Г. Стресс без дистресса - М.: Прогресс, 1979. - 125с. ↑
-
Селье Г. Стресс без дистресса - М.: Прогресс, 1979. - 125с. ↑
-
Фонтана Д. Как справиться со стрессом: пер. с англ. - М.: Педагогика - Пресс, 2005. - 352с. ↑
-
Стресс и тревога в спорте: Международный сборник 84 научных статей/ Сост. Ю. Л. Ханин - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 288с. ↑
-
Тьюбеинг Дональд А. Избегайте стрессовых ситуаций: пер. с англ. - М.: Медицина, 2003. - 144с. ↑
-
Чшмаритян С. С. Стресс и фрустрация: возрастные аспекты: Автореф.дис. .канд.психол.наук. Ереван, 1990 14с. ↑
-
Фресс П. Эмоции - В кн.: Эмоц. психология/ Под ред. Фресса. П. и Пиаже, Ж. - М., 1975. - 145с. ↑
-
Сосновикова Ю. С. Психические состояния человека, их классификация и дидактика. - Горький.: Изд-во Горьковский гос. пед. институт им. Горького, 1975. - 118с. ↑
-
Субботин C.B. Устойчивость к психологическому стрессу как характеристика метаиндивидуальности учителя. Автореф. дис. канд. психол. наук.- Пермь, 1992. - 20 с. ↑
-
Абабков В. А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. - СПб. : Питер, 2004. - 342 с. ↑
-
Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. - М.: РАН, 1995. - 185с. ↑
-
Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта, 2008. - 200с. ↑
-
Ушакова Е. Здоровье учителя: причины недугов и их профилактика// Директор школы. - 2009. - №1. - С.81 ↑
-
Ушакова Э. И., Ушаков Г. К., Илипаев И. Н. Об уровнях формирования стрессоров и стрессов - Труды / Ленингр. науч.-иссл. Психоневрологического ин-та им. В. М. Бехтерева. Т.82 Эмоциональный стресс и пограничные нервно-психич. расстройства. - Л., 1997. - 456с. ↑
-
Математические методы обработки данных http://www.psychol-ok.ru/statistics/spearman/ ↑