Файл: «Стресс на рабочем месте: причины, диагностика создание системы профилактических мероприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Упражнение «Гардероб»

Цель. Создание каждым участником собственной схемы управления временем.

Первый этап. Группа делилась на пары, затем каждая пара в течение 10 минут рисовала идеальный шкаф на листе А4, в котором располагала необходимые вещи (каждая пара решает сама, какие вещи лучше всего разместить) на полках и вешалках, подписывая их.

Второй этап. После завершения рисования участники «слаживали» в шкаф еще несколько необходимых вещей, которые забыли положить.

Третий этап. Каждая пара показывали группе свой рисунок, рассказывала о первоначальном плане размещения вещей, сообщала о степени удовлетворенности действительным положением дел (на сколько процентов порядок в шкафу удовлетворяет каждого партнера), оценивала, насколько легко будет ориентироваться в шкафу при поиске необходимой вещи.

Четвертый этап. Ведущий интересовался у участников, как должен выглядеть идеально убранный шкаф, а затем просил каждую пару составить рекомендации себе по распределению вещей в шкафу.

В заключение упражнения ведущим была проведена аналогия между ошибками при распределении вещей в шкафу и при распределении времени.

В ходе обсуждения был обобщен опыт участников и их рекомендации на базе которых выделялись главные ошибки в управлении временем, оказывающие преграды для их успеха.

В следующем упражнении «Газета» проходила эмоциональная разгрузка участников.

Игроки встают с закрытыми глазами. Ведущий предлагает изобразить броуновское движение. «Вы — это атомы воды. Вода нагревается, атомы двигаются. Температура растет, атомы двигаются все быстрее и быстрее, вода закипает, поднимаются пузырьки, температура 1000С, вода булькает. Хаотичное движение. Выключили воду — образовались две молекулы = разделение круга на две (равные) группы. Задание группам — поместиться на газетном листе (газета большая)».

После 2,5 часов был объявлен перерыв на 60 мин.

После обеда проводилось упражнение-разминка «Четыре стихии», целью которого выступало развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Участники рассаживались по кругу и при соответствующих инструкциях выполняли определенные действия. Например, слово «земля», все должны опустить руки вниз; слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Далее с участниками проводилась мини-лекция «Цель» затем проводилось упражнение «Цель», направленная на повышение стрессоустойчивости, стрессовой толерантности.


Каждый участник получал бланк, где фиксировал цель, достижение которой является для него актуальным в настоящее время. Далее работа проходила в парах. Участники по очереди рассказывали друг другу о своих целях. Один из них выполнял роль консультанта, другой - клиента.

Далее проводилось обсуждение в соответствии с правилами формулирования цели (проверяется соответствие поставленной цели разработанным и зафиксированным в бланке критериям):

1. Реалистичность - наличие/отсутствие ресурсов, использование которых поможет ему достичь поставленной цели.

2. Эмоциональная привлекательность - представление себя в ситуации, когда уже достиг цели, и делаешь вывод о том, действительно ли это может принести положительные эмоции.

3. Личностная значимость.

4. Позитивная формулировка - успешными в жизни становятся люди, у которых сформирована мотивация достижения успеха (а не избегания неудач). Поэтому и формулировка цели должна содержать позитивную установку.

5. Экологическая проверка. Реализация цели не должна негативно сказываться на других сферах жизни человека и его окружения.

6. Если цель сформулирована корректно, можно переходить к анализу этапов ее достижения. Назначить точную дату, к реализации первого шага, ведущего к цели.

7. Обсуждение позитивных и негативных стимулов, которые будут помогать двигаться к цели.

После взаимного обсуждения и проверки, целей каждая пара участников рассказывала в кругу о результатах проведенного ими анализа.

Целью следующего упражнение «Время делиться» являлась активизация участниками друг у друга позитивных импульсов.

Группа делилась на пары, где участники сообщали своим партнерам:

- какую черту внешности в своем собеседнике они считают наиболее привлекательной,

- одно или два его особо приятных личных качества,

- один или два заметных способности или, возможно, даже таланта.

Каждый не только проговаривает свои чувства собеседнику, но и, выслушав, записывает мысли и реакцию партнера о себе в тетрадь и сохраняет эти записи на будущее. Когда у него будет «трудный» день - будет что позитивного почитать о себе и снять стресс.

Обобщающее упражнение «Портрет стрессоустойчивого человека»

Цель. Обобщение информации, полученной в течение дня.

Содержание.

Этап 1. Каждый участник записывает два личностных качества, которые помогают ему справляться со стрессом.

Этап 2. Группа делится на подгруппы, в которых составляется «Портрет стрессоустойчивого человека». Обязательное условие: в списке личностных качеств, составленном группой, должно быть два качества от каждого ее участника.


Этап 3. После составления списка подгруппы составляют резюме для участия в саммите «Самый успешный и стрессоустойчивый специалист года».

Обсуждение. Участники могут провести обсуждение тех качеств, которые наиболее часто (или наиболее редко) упоминались в резюме, проанализировать их и составить собственную программу, включающую формирование необходимых для стрессоустойчивости личностных качеств.

Упражнение "Аплодисменты по кругу"

Цель: На сплоченность группы.

Инструкция: Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Обратная связь, подведение итогов.

Участники, сидя в общем кругу, рассказывали, что нового и/или полезного они узнали в процессе занятия, что они постараются использовать в своей и в личной жизни.

Таким образом, в первый день тренинга была организована благоприятная психологическая атмосфера, в рамках которой были созданы отношения партнерства и сплоченности участников, были рассмотрены причины возникновения стресса, проводилось обучение умению распознавать характер ситуаций и действовать адекватно существующим условиям.

В основном специалисты были расположены к конструктивному взаимодействию, только в некоторых упражнениях возникали трудности исполнения.

В ходе второго дня осуществлялось обучение управлению и нейтрализации факторов возникновения стресса, умение отслеживать признаки стресса и последствий у себя и других людей.

Второй день прошел с наибольшим интересом и активным участием специалистов.

Многие были заинтересованы в проработке собственных стрессовых ситуаций, поэтому охотно включались в общую работу.

В последний день тренинга были проведены упражнения направленные на углубление знаний о методах самоконтроля и саморегуляции. Участники были обучены способам снижения эмоционального напряжения.

В последний день тренинга в группах был достигнут высокий уровень партнерства, сплоченности и открытости участников.

Специалисты выразили благоприятные отзывы о тренинге.

Выводы по главе 2

Экспериментальное исследование проходило в нескольких дошкольных учреждениях. В эксперименте приняли участие 38 воспитателей.


По результатам тестирования оказалось, что многих у специалистов (47,4%) наблюдаются низкий уровень стрессоустойчивости. Данные показатели свидетельствуют о том, что значительная часть личной энергии и ресурсов растрачивается на борьбу с негативными психологическими состояниями, которые возникают в процессе стресса.

В рамках измерения социально-психологической адаптации у большинства специалистов (55,2%) были зафиксированы низкие показатели, которые указывают на плохую приспособляемость в новой обстановке, сложностях в социальных контактах, отсутствие тяги с трудовой деятельности, сложностях переключения внимания с одного вида деятельности на другой, трудностях восприятия нового учебного материала.

В процессе диагностики эмоционального выгорания у многих специалистов по шкалам «эмоциональное истощение» (47,4%) и «деперсонализация» (50%) наблюдаются высокие показатели, а по шкале «редукция личных достижений» низкие показатели (50%). Полученные показатели свидетельствуют о сниженном эмоциональном фоне, опустошенности, усталости, деформации отношений с другими людьми, а так же негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов.

По результатам измерения тревожности было зафиксировано, что у большинства испытуемых по шкалам «ситуативная» (55,3%) и «личностная» (47,4%) тревожность наблюдаются высокие показатели, что указывает на наличие напряженности, беспокойства и вегетативного возбуждения Как правило, данное состояние отличается неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы влияния стрессовой ситуации.

Профилактика стрессоустойчивости воспитателей дошкольных учреждений осуществлялась при помощи тренинговой программы, которая проходила в форме мини-лекций, игр и упражнений.

В экспериментальную выборку на контрольном этапе вошли специалисты, у которых в рамках исследования были зафиксированы низкие показатели стрессоустойчивости. Для удобства проведения тренинга экспериментальная выборка была поделена на две группы по 9 человек. С каждой группой было проведено по 3 занятия через день по 6 часов.

В первый день тренинга проводилось знакомство с группой. Были организованы благоприятные условия для создания партнерских отношений между участниками. Были проведены мини-лекции направленные на рассмотрение причины возникновения стресса, участники обучались умению распознавать характер ситуаций и действовать адекватно существующим условиям.


В ходе второго дня специалисты обучались управлению и нейтрализации факторов возникновения стресса, а так же умению отслеживать признаки стресса и последствий у себя и других людей.

В последний день тренинга были проведены упражнения направленные на углубление знаний о методах самоконтроля и саморегуляции. Участники были обучены способам снижения эмоционального напряжения.

В целом специалисты выразили благоприятные отзывы о тренинге. Первый день прошел в благоприятной обстановке, специалисты были расположены к конструктивному взаимодействию, только в некоторых упражнениях возникали трудности исполнения. Второй день прошел с наибольшим интересом и активным участием специалистов. Многие были заинтересованы в проработке собственных стрессовых ситуаций, поэтому охотно включались в общую работу. В последний день тренинга в группах был достигнут высокий уровень партнерства, сплоченности и открытости участников.

После тренинговой программы была проведена повторная диагностика специалистов, по результатам которой оказалось, что многие тестовые показатели специалистов значительно улучшились.

Результаты статистического анализа подтвердили различие тестовых результатов констатирующего и контрольного этапов. Для профилактики стрессоустойчивости специалистам были предложены методические рекомендации.

Заключение

Литературный анализ показал, что проблема стрессоустойчивости специалистов дошкольных учреждений является проблемой обеспечения сохранения и повышения эффективности трудовой деятельности в условиях резкого изменения нагрузок, укрепления психологического здоровья, а так же преодоления критических жизненных ситуаций.

Экспериментальное исследование проходило в нескольких дошкольных учреждениях. В эксперименте приняли участие 38 воспитателей.

По результатам тестирования оказалось, что многих у специалистов наблюдаются низкий уровень стрессоустойчивости. Данные показатели свидетельствуют о том, что значительная часть личной энергии и ресурсов растрачивается на борьбу с негативными психологическими состояниями, которые возникают в процессе стресса.

В рамках измерения социально-психологической адаптации у большинства специалистов были зафиксированы низкие показатели, которые указывают на плохую приспособляемость в новой обстановке, сложностях в социальных контактах, отсутствие тяги с трудовой деятельности, сложностях переключения внимания с одного вида деятельности на другой, трудностях восприятия нового учебного материала.