Файл: «Стресс на рабочем месте: причины, диагностика создание системы профилактических мероприятий.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 4
Введение
На психологическом уровне посредством значительного роста интенсивности и напряженности современной жизни возрастает частота появления деструктивных эмоциональных переживаний, происходит формирование выраженных и длительных стрессовых состояний.
На современном этапе стрессы профессиональной деятельности вызывают наибольший интерес исследователей. Данное обстоятельство вызвано тем, что посредством организационных стрессов могут возникать нарушения работоспособности в организации, что приводит к значительной потере кадровых ресурсов. Стрессы оказывают негативное влияние на внутреннюю организационную среду, соматическое и психическое состояние, так образом, снижая эффективность трудовой деятельности специалистов, финансовую эффективность, а так же пошатывают стабильность и конкурентоспособность всего предприятия в целом.
В педагогической деятельности центральной проблемой является оптимизация взаимодействия в системе «воспитатель-воспитанник». Как правило, наиболее пристальное внимание уделяется тому, является ли выбранный педагогом-воспитателем режим воспитания и обучения оптимальным с позиции психологических и биологических критериев, однако при этом поверхностно затрагивается вопрос касаемо стрессоустойчивости специалиста к трудным ситуациям.
Профессия «педагог» относится к разряду стрессогенных профессий, в рамках которых требуются значительные резервы, сдержанности, спокойствия, умения владеть собой уравновешенностью. В рамках коциально-демографических исследованиях было зафиксировано, что в эмоциональном плане профессиональная деятельность педагогов является наиболее напряженной. Таким образом, изучение стрессоустойчивости воспитателей является одной из наиболее актуальных научно-практических задач.
Степень разработанности. Проблема профессионального стресса раскрыта в трудах таких авторов, как Г. Селье, Л. Леви, Р. Лазарус, Э. Ушакова, П. Фресс, Ю. С. Савенко, Л.А. Китаева-Смык, Ф. Е. Василюк и др.
Цель исследования: изучить особенности профессионального стресса воспитателей МБДОУ.
Задачи исследования.
1. Рассмотреть основные теоретические подходы к изучению проблема стресса.
2. Выявить особенности стрессоустойчивости педагогов в профессиональной деятельности.
3. Провести эмпирическое исследование особенностей профессионального стресса у воспитателей МБДОУ.
4. Составить и провести тренинговую программу профилактики стрессоустойчивости воспитателей.
5. Предоставить анализ коррекционных мероприятий.
Объект исследования – профессиональный стресс воспитателей дошкольных учреждений.
Предмет исследования – особенности переживаний профессионального стресса, а так же его коррекция воспитателей дошкольных учреждений.
В ходе эмпирического исследования планируется использовать следующие методы исследования: 1. Теоретический; 2. Эмпирический: тестирование; опрос, психодиагностические методики, тест на стрессоустойчивость; 3. Статистический: количественный и качественный анализ данных эмпирического исследования (коэффициент корреляции Спирмена, Т-критерий Вилкоксона).
Экспериментальная база исследования. Экспериментальное исследование проходило в трех дошкольных учреждениях (ясли сад № 1, детский сад №2, детский сад №3) г. Ноябрьск. Выборка испытуемых составила 38 воспитателей в возрасте от 32 до 45 лет.
Глава 1.Теретические аспекты изучения профессионального стресса
1.1 Основные теоретические подходы к изучению проблема стресса
Одним из первых исследователей предоставивших определение понятия «стресс», внесший существенный вклад в разработку данной проблемы был Г. Селье. Согласно представлениям автора стресс является своеобразной реакцией организма на влияние деструктивных агентов, который проявляется в симптомах общего адаптационного синдрома. Г. Селье считал, что находясь в состоянии полного расслабления человек испытывает определенное стрессовое воздействие [1].
В последующих исследованиях были предприняты настойчивые попытки ограничить притязания данного понятия, подчинив его традиционной проблематике и терминологии. Р. Лазарусом было введено представление о психологическом стрессе, выступающим специфической реакцией, в форме защитных процессов на угрожающие факторы [2].
Согласно представлениям Дж. Эверилла основой стрессовой ситуации является утрата контроля, проявляющаяся в отсутствии адекватной реакции при значимости для субъекта последствий отказа от реагирования.
Как считает П. Фресс стресс является специфическим видом эмоциональных ситуаций. Главным образом, данный термин целесообразно применять к ситуациям, постоянно повторяющиеся, в которых могут возникать нарушения адаптации [3].
По определению Ю. С. Савенко психический стресс как, является состоянием в котором человек оказывается в условиях, препятствующих ее самоактуализации[4].
Таким образом, одной из важных задач психологии является сохранение основного содержания - идею неспецифичности стресса, несмотря на все более расширяющиеся объемы данного понятия.
Только у человека, не способного справляться ни с какими требованиями любое требование среды может вызвать критическую, экстремальную ситуацию. Удовлетворение потребностей является внутренней необходимостью жизни. В связи с данным обстоятельством человек, у которого нормальный жизненный мир характеризуется легкостью и простотой, психическая активность находится на низком уровне.
Как считает З. Фрейд это связано с «принципом удовольствия». Осуществление подобной установки может прорываться самыми обычными, любыми требованиями действительности. Подобный прорыв можно рассматривать как критическую жизненную ситуацию - стрессом.
На современном этапе понятие стресс рассматривается как критическое событие, а так же перманентное жизненное состояние, влияющее на адаптацию индивида и его психическую активность[5].
В науке имеется множество определений стресса. Так согласно определению Г. Селье стресс является состоянием общего психофизического напряжения, которое возникает у человека под воздействием сложных условий, а так же способствует нарушению механизмов адаптации систем организма и психики.
Концепция стресса впервые была предложена Г. Селье, который обнаружил данное состояние в эксперименте, как синдром ответа на повреждение как таковое, и получивший название «триада» и выраженный в[6]:
- увеличении и повышении активности коркового слоя надпочечников;
- уменьшения вилочковой железы (тимуса) и лимфатических желез;
- точечные кровоизлияния, кровоточащие язвочки в слизистой оболочке желудка и кишечника.
Впоследствии автор сопоставил данные реакции с симптомами, свойственными фактически для любого заболевания: чувство недомогания, разлитые болевые ощущения и чувство ломоты в суставах и мышцах, желудочно-кишечные расстройства с потерей аппетита и уменьшением веса тела. Интегрирование в общую систему была возможна только при наличии общего механизма управления данными реакциями и общего процесса развития. Именно данному процессу автор дал название стресс.
Постоянное воздействие стрессогенных факторов оказывает воздействие ан интенсивность изменения правлений триады стресса. На базе данных процессов были выделены три стадии развития стресса[7]:
1) стадия тревоги проявляется в мобилизации по тревоге адаптационных ресурсов организма, в котором появляются импульсы, сообщающие об отсутствии баланса стрессогенных воздействий среды и ответов организма на данные воздействия. Данные импульсы приводят к раскрытию внутренних ресурсов человека. В период развития данной стадии заканчивается формирование новой «функциональной системности» организма, адекватной новым сложным воздействиям среды;
2) стадия резистентности, является сбалансированным расходованием адаптационных резервов. При этом поддерживается практически не отличающееся от нормы существование организма в условиях повышенного требования среды;
3) стадия истощения выражается в издержке адаптационных резервов. На данной стадии сигналы являются призывом о помощи, которая может прийти только извне: в виде поддержки и в форме устранения стрессора.
В нормальном здоровом организме человека существует механизм, который направлен на борьбу с негативным фактором, влияние которого может привести к гибели организма. Данный механизм был назван стресс-реакцией, так же его называют общий адаптационный синдром.
Таким образом, в рамках концепции Г. Селье был изложен механизм управления стрессом на физиологическом уровне, предоставлено определение понятия, а так же выделены три стадии развития стресса.
Учение о стрессе оказало существенное воздействие на различные направления науки о человеке (медицина, психология, социология, этнография).
В современной науке выделяют три вида стресса, характеризующиеся эмоциональным, социальным, информационным напряжением[8].
- Эмоциональный стресс является аффективным переживанием, которое сопровождает данное состояние и может проводить к негативным изменениям в организме субъекта.
- Социальный стресс характеризуется различными видами социального напряжения, давления, нагрузок, которые требуют многообразных адаптивных реакций, сложного уравновешивания в системе социального поведения и взаимодействия.
- Информационный стресс является состоянием информационной перегрузки, из-за которой человек не может адекватно справляться с поставленной задачей, не успевает принимать правильные решения в необходимом темпе, будучи ответственным, за результат принятых решений.
В современных условиях одним из отдельных видов стресса основательно изучается «профессиональный стресс». Данное обстоятельство обусловлено значительным интересом к повышению качества работы специалистов, посредством исключения различных факторов, которые снижают эффективность трудовой деятельности, в том числе стресса.
Профессиональный стресс, таким образом, рассматривается как состояние эмоционального напряжения, которое появляется в результате действия негативных факторов, приводящих к снижению качества выполняемой профессиональной деятельности, а так же деформации личностных и характерологических качеств субъекта.
Не следует рассматривать стресс как систему напряжений, блокирующую всякую целенаправленную личностную активность, такая систем является внешним сбивающим фактором, который порождается экстремальностью ситуации. По продолжительности экстремальные ситуации подразделяются на[9]:
- кратковременные ситуации способствуют активизации программ реагирования,
- длительные ситуации связаны с адаптационной перестройкой функциональных систем субъекта.
Основываясь на данную классификацию можно заключить, что кратковременные экстремальные воздействия оказывают воздействие на кратковременный стресс, а длительные воздействия - длительный стресс.
Кратковременный стресс является всесторонним проявлением начала длительного стресса. Начало развитие стресса может быть неточным с ограниченным числом адаптационных процессов, притом, что действие стрессоров может вызывать длительный стресс. В связи с данным обстоятельством кратковременный стресс в определенной степени является усиленной моделью начала длительного стресса. Следует отметить, что между проявлениями кратковременного и длительного стресса есть отличительные особенности, однако в их основе лежат похожие механизмы, хотя и функционируют они в различных режимах, с различной интенсивностью[10].
Кратковременный стресс проявляется в бурном расходовании «поверхностных» адаптационных ресурсов и вместе с тем является началом и мобилизации более «глубоких» резервов. Если экстремальные требования среды превышают уровень поверхностных ресурсов, а темп мобилизации глубоких при этом достаточно низкий, то для восполнения растраченных адаптационных ресурсов субъекту необходима будет психологическая помощь, посредством которой раскроются неизрасходованные глубокие адаптационные резервы.
Длительный стресс выражается в постепенной мобилизации и расходовании, как «поверхностных», так и «глубоких» адаптационных ресурсов. Развитие такого стресса может быть не явным, а значит зарегистрировать изменения показателей адаптации возможно только при помощи специализированных методов. Наблюдать выраженную симптоматику стресса возможно в том случае, если субъект максимально длительно переносил стрессоры. Адаптационный процесс к таким фактором возможен в случае, если организм субъекта успевает, посредством мобилизации «глубоких» адаптационных ресурсов, подстраиваться к уровню длительных экстремальных требований среды[11].