Файл: «Стресс на рабочем месте: причины, диагностика создание системы профилактических мероприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Симптоматика длительного стресса выражается в начальных общих симптомах соматических и психических болезненных состояний. Стресс такого характера может переходить в болезнь. Повторяющийся экстремальный фактор может стать причиной длительного стресса. В таком случае попеременно включаются процессы адаптации и реадаптации.

Следует отметить, что при наличии эустресса происходит активизация и мобилизация внутренних резервов субъекта, происходит улучшение протекания психических и физиологических функций. При наличии происходит наоборот разрушительный процесс, в рамках которого поведение человека дезорганизуется, происходит ухудшение протекания психофизиологических функций.

В рамках физиологических и психофизиологических исследований длительного стресса в первой его стадии, стадии тревоги, были выделены - три периода адаптации к устойчивым стрессогенным воздействиям[12].

1. Период активизации приспособительных форм реагирования посредством мобилизации, главным образом, «поверхностных» резервов. На этом этапе происходит реагирование организма на кратковременное воздействие. Максимальная индивидуально переносимая экстремальность стрессора по продолжительности может исчисляться минутами, часами. У многих людей первый период стресса характеризуется стеническими эмоциями и повышенным уровнем трудовой активности.

2. Период перестройки, который существует независимо от экстремальных условий «функциональной системности» и становления ее новой формы, соответствующей экстремальному требованию среды. Данный период оказывает воздействие тогда, когда приспособительная активность не должает стрессогенное воздействие. В данном периоде для состояния человека типично болезненное состояние, при котором существенно падает работоспособность. Тем не менее, наличие высокой мотивации при наличии стресса может способствовать поддержанию достаточно высокой работоспособности субъекта, несмотря на то, что у человека имеется выраженная клиническая симптоматика.

Такие психологические факторы как установка и мотивация, могут посредством временной сверхмобилизации резервов задерживать деструктивные проявления второго периода. Процесс сверхмобилизация может проходить болезненно у здоровых и в достаточной мере бодрых людей.

Следует отметить, что в зрелом возрасте явно и неявно протекающие переутомления и болезни, посредством сверхмобилизации при стрессе за счет психологических побуждений может способствовать обострению, которое имеет скрытое заболевание и другие болезни стресса (сосудистые, диспластические, воспалительные и психические).


Общая продолжительность первых двух периодов при различных стрессогенных условиях в среднем составляет около 11 суток.

3. Период неустойчивой адаптации к стрессогенным условиям. Продолжительность данного периода может проходить от 20 до 60 суток.

На современном этапе в психологии выделяются факторы внешней и внутренней среды, способные вызывать стресс и различные заболевания у людей. Данные факторы были названы «стрессоры».

Выделяют следующие виды стрессоров[13]:

  • негативные стимулы окружающей среды (загазованность, высокий уровень радиации, неблагоприятный микроклимат и т. д.);
  • нарушение физиологических процессов в организме, например, при различных заболеваниях, в том числе - инфекционных, соматических и т. п.;
  • важность ускоренной обработки информации - работа в условиях дефицита времени;
  • трудовая деятельность в рискованных условиях для своей жизни и жизни других людей;
  • осознаваемая угроза жизни;
  • изоляция и заключение;
  • остракизм (изгнание, гонение), групповое давление;
  • отсутствие контроля над событиями;
  • отсутствие цели в жизни;
  • депривация - отсутствие раздражителей;

Изменения эмоций, поведения, мышления, коммуникации в трудных условиях оказывают воздействие на психологическое здоровье людей различных профессий, в том числе и на стрессоустойчивость педагогов.

1.2 Стрессоустойчивость педагогов ДОУ в профессиональной деятельности

Профессиональная деятельность педагогов и воспитателей является одной из стрессогенных специальностей. Часто причинами появления стресса у специалистов, работающих с детьми, являются высокое эмоциональное и социальное напряжение и информационные перегрузки, с которыми приходится сталкиваться воспитателям – педагогам в рамках трудовой деятельности[14].

Таким образом, профессиональный стресс в деятельности педагогов-воспитателей характеризуется состоянием напряжения, которое появилось посредством воздействия деструктивных факторов организационной деятельности и приводящего к снижению продуктивности выполняемой деятельности, а также личностной деформации и характерологических качеств специалиста.

Такое напряженное состояние выстраивает преграды в трудовой деятельности педагога-воспитателя, в результате чего происходит блокировка его коммуникативной активности, что выражается в нарушениях взаимодействия с воспитанниками и педагогическим коллективом. Так же происходит ухудшение физического и психического здоровья и адаптации специалиста. В результате, проблема стрессоустойчивости является проблемой сохранения и повышения эффективной трудовой деятельности педагога-воспитателя в ситуациях резкого возрастания нагрузок[15].


Следует отметить, что в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования возникают дополнительные стрессовые факторы:

  • ранний возраст воспитанников,
  • специфика организации общения,
  • особенности организации деятельности и пр.

Проблему стрессоустойчивости педагогов дошкольного образования необходимо постоянно поднимать для улучшения качественной стороны деятельности педагогов.

По мнению М. И. Дьяченко, В. А. Пономаренко, П. Б. Зильбермана понятие «стрессоустойчивость» можно отождествить с эмоциональной устойчивостью.

Согласно представлениям В. А. Бодрова стрессоустойчивость является «интегративным свойством человека, характеризующимся необходимым уровнем адаптации субъекта к влиянию экстремальных факторов внешней среды и трудовой деятельности. Так же стрессоустойчивость обуславливается степенью активации внутренних ресурсов организма и психики субъекта, выражение которой можно заметить в показателях функционального состояния и работоспособности субъекта. Таким образом, автор проводит четкую границу между стрессоустойчивостью и эмоциональной устойчивостью [16].

Как считает Л. М. Митина, эмоциональная устойчивость является свойством психики, в соответствии с которым специалист может наиболее эффективно выполнять необходимую деятельность в трудных эмоциональных условиях [17].

Таким образом, согласно взглядам В. А. Бодрова и Л. М. Митиной стрессоустойчивость в педагогической деятельности является интегративным свойством специалиста, элементом которого выступает эмоциональная устойчивость, в связи с тем, что воспитательно-образовательная деятельность работника дошкольного учреждения связана со сложными эмоциональными условиями.

Базовыми особенностями педагога-воспитателя, которые детерминируют механизмы регуляции и специфику проявления стрессоустойчивости являются следующие:

  • мотивация и намерения;
  • функциональные и оперативные ресурсы;
  • личностные черты и когнитивные возможности;
  • эмоционально-волевая реактивность;
  • профессиональная подготовленность и работоспособность.

В рамках эмпирического исследования В. З. Коган и ее коллег было выявлено четыре группы базовых черт личности и особенности психической адаптации педагогов дошкольного образования и среднего образовании [18]:

1) к первой группе относятся специалисты с высоким уровнем психической адаптации. Главной стратегией для такого типа является высокая стрессоустойчивость, рациональность к принятию решений, способность сглаживать конфликты с окружающими;


2) к второй группе относятся активно отстаивающие свою позицию специалисты, у которых сформирована способность к противостоянию трудностям, переживанию жизненных тягот. Когда у таких людей происходят трудности с решением проблем, они максимально переключаются в общественно-полезную деятельность. Однако следует заметить, что подобная стратегия, являясь защитным механизмом личности, при длительном влиянии способствует развитию физического и психического перенапряжения, которые могут в свою очередь повысить предрасположенность к заболеваниям.

3) к третьей группе относятся специалисты, личностная сфера которых в некоторой мере неустойчива и имеется склонностью к неврастеническим реакциям. У таких людей наблюдается чрезмерная потребность в самореализации, которая сочетается с высоким самоконтролем, а так же направленностью к сдерживанию поведенческих реакций, осторожностью и осмотрительностью, сочетающиеся с раздражительностью. Главной проблемой выступает сдерживание самореализации, чрезмерный контроль над эмоциональными реакциями, завышенные нравственные требования к себе и окружающим людям. При такой специфики возникают условия, посредством которых усиливается аффективная напряженность, в связи, с чем происходит усугубление дезадаптации, повышается внутренняя конфликтность и тревожность;

4) к четвертой группе относятся специалисты, у которых выражено невротическое личностное развитие, проявляющееся в психической неустойчивости, чувствительности к влиянию внешней среды, а так же склонности к тревожности, боязливости, что детерминирует низкую стрессоустойчивость.

Уровень эмоциональной напряженности является одним из ведущих показателей стрессоустойчивости а трудовой деятельности, которая характеризуется следующими признаками[19]:

  • ухудшение памяти, возникают трудности в сосредоточении на чем-либо,
  • в трудовой деятельности появляется много ошибок,
  • повышенная возбудимость, быстрая речь,
  • отсутствие чувства юмора,
  • чрезмерно часто появляющееся чувство усталости, частые «беспричинные» боли,
  • пристрастие к курению и алкоголю,
  • отсутствие аппетита и вкуса к еде,
  • неудовлетворенность трудовой деятельности, в связи, с чем возникают трудности с выполнением необходимых обязанностей вовремя.

Выводы по главе 1

В рамках теоретического исследования было зафиксировано, что стресс является состоянием общего психофизического напряжения, которое возникает у человека в результате экстремальных условий, нарушающих механизмы адаптации систем организма и психики.


Развитие стресса осуществляется поэтапно, проходя стадии напряжения, резистенции, истощения.

Стрессоустойчивость является интегративным свойством человека, характеризующимся необходимым уровнем личной адаптации к влияниям экстремальных факторов среды и трудовой деятельности.

Среди профессиональных стресс-факторов в деятельности воспитателей выделяются: хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность, повышенная ответственность, психологически трудный контингент, необходимость являться объектом наблюдения и оценивания, постоянно подтверждать свою компетентность.

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей профессионального стресса воспитателей ДОУ

2.1 Организация и проведение исследования профессионального стресса воспитателей ДОУ

Экспериментальное исследование проходило в трех дошкольных учреждениях (ясли сад № 1, детский сад №2, детский сад №3).

В эксперименте приняли участие воспитатели дошкольных учреждений в возрасте от 32 до 45 лет. В количестве 38 человек.

Гипотеза исследования: высокий уровень тревожности и эмоционального выгорания, низкая социально-психологическая адаптивность и удовлетворенность трудом приводят к снижению стрессоустойчивости педагогов дошкольных учреждений.

Для подтверждения гипотезы исследования были проведены следующие методики:

1. Тест на стрессоустойчивость Холмса и Раге;

2. Самооценка психологической адаптивности Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов;

3. Опросник эмоционального выгорания (MBI) К. Маслач и С. Джексон, адаптирован Н.Е. Водопьяновой;

4. Методика определение уровня тревожности Ч.Д.Спилберг, Ю.Л.Ханин

5. Интегральная удовлетворенность трудом А. В. Батаршев.

На первом этапе проводился тест на стрессоустойчивость Холмса и Раге.

Цель: определение стрессоустойчивости и социальной адаптации.

Инструкция: испытуемым предлагалось внимательно прочитать весь перечень жизненных событий и указать затем в соответствующем столбце количество раз, когда ситуация имела место быть за последние два года.

Обработка проводилась в форме сложения баллов событий, которые присутствовали в жизни тестируемого за последний год.

Ключ.

  • 0-150 – большая сопротивляемость стрессу,
  • 150-199 – высокая сопротивляемость стрессу,
  • 200-299 – пороговая сопротивляемость стрессу
  • 300 и более - низкая сопротивляемость стрессу

В ходе измерения социально-психологической адаптивности (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов) испытуемые знакомились с утверждениями, на которые впоследствии записывали свои ответы согласия или несогласия с данным утверждением.