Файл: «Стресс на рабочем месте: причины, диагностика создание системы профилактических мероприятий.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 4
Многие участники пришли к выводу о том, что человеку необходимо не только опираться на собственный опыт реагирования на стрессоры, а так же знать, какие ситуации являются стрессовыми для других людей.
После проведенных упражнений с группой был сделан перерыв в течении часа на обед.
После обеда была проведена мини-лекция «Классификация стрессов».
Затем было проведено упражнение «Виды стресса», целью которого выступала необходимо в классификации стресса.
Каждый участник получал бланк, который заполнял, ориентируясь на полученную в мини-лекции информацию, вписывая примеры, иллюстрирующие все виды стресса. Затем участники разбивались в подгруппы по 4-5 человек и выбирали наиболее интересные, по мнению группы, случаи.
Упражнение «Два на два, или Новый Юлий Цезарь» проводилось с целью обучения действовать в стрессовых условиях, не теряя способностей концентрировать внимание на проблеме.
В каждом раунде игры принимало участие четверо игроков и двое судей. Первый и второй игроки присаживались на стулья напротив друг друга на расстоянии 2-2,5 м. Третий и четвертый игроки вначале располагались за стулом второго участника. Такая позиция была стартовой, которая по ходу игры менялась, и игроки могли свободно передвигаться по комнате.
Игроки играли по следующим правилам. В течение 2-3 минут первый игрок повторял все движения второго игрока. Второй игрок выполнял любые движения, сидя, стоя, передвигаясь по комнате. Первый игрок отвечал на непрерывные вопросы третьего и четвертого игроков. Вопросы были различными. Важным условием выступало правило о том, чтобы между вопросами не было длинных пауз. Первый игрок мог отвечать с юмором, нелогично, фантазировать, но ответы «Да», «Нет», «Не знаю» использовать ему нельзя было. Судьи также принимали участие в игре.
Первый судья следил за тем, чтобы игрок не пропускал движений и повторял каждое из них. За каждое пропущенное движение начислялось штрафное очко. Второй судья начислял штрафные очки, если игрок использовал запрещенные ответы. За каждый запрещенный ответ начислялось штрафное очко.
В ходе обсуждения игрокам задавались следующие вопросы:
• Какие действия было сложнее выполнять — повторять движения партнера или отвечать на вопросы?
• Были ли во время игры ситуации, когда вам казалось, что вы теряете контроль над ситуацией? Что помогло собраться и продолжить выполнение упражнения?
• Что вы вынесли для себя из игры? Какие параллели вы можете провести с этой игрой и вашими профессиональными стрессами?
Затем были введены дополнительные инструкции, повышающие напряженность данного упражнения за счет:
• введения системы штрафов за паузу между вопросом и ответом, составляющую более 3 секунд;
• судья при начислении штрафа за нарушение инструкции вслух громко произносит: «Штраф за нарушение инструкции»;
• вводятся вопросы личного характера («Кого ты больше любишь — отца или мать?», «Нравятся ли твоему мужу длинноногие блондинки?», «Как ты относишься к своему начальнику?» и т. д.).
Перерыв 15 мин
Следующая игра «Темп» направлена на восстановление сил, мобилизацию участников для следующего творческого упражнения.
Каждый участник по команде ведущего в течение одной минуты выполнял следующие действия: дотрагивались до всех углов в комнате, прикасались к полу и к шести парам коленок присутствующих игроков, писали свое имя на доске.
После игры велось обсуждение, в рамках которого участники отмечали повышение уровня работоспособности.
Далее с участниками проводилась мини-лекция на тему «Профессиональные стрессы», в рамках которой обсуждались причины возникновения стресса
Целью следующей игры «Здесь сидит Таня...» является снятие эмоционального напряжения, продолжение знакомства участников группы, выявление стратегии поведения в стрессовой ситуации.
Участники, сидя в кругу, называли себя по имени. Затем водящий вставал со своего места, а тот, у кого справа образовался пустой стул, ставил правую руку на него и говорил: «Здесь сидит...» и называет имя любого участника. Тот, кто был назван, спокойно шел к пустому стулу и занимал его. Сидящий же справа от вызванного игрок ставил правую руку на пустой стул и повторял фразу «Здесь сидит...».
Задачей водящего являлось вовремя занять свободный стул, то есть до того, как будет произнесена вся фраза «Здесь сидит...» и назван имя. Если имя еще не было названо, то водящий занимал свободный стул, а тот, кто замешкался, не успев, называл имя, и шел водить. Игра проходила с эмоциональным подъемом.
В ходе упражнения «Пластилиновый стресс» осуществлялось снижение эмоционального напряжения.
Участникам предлагался пластилин разных цветов. Каждый участник брал один или несколько кусков пластилина любого цвета в соответствии с тем, с каким именно цветом ассоциировался у него стресс. Затем каждый лепил свой стресс.
После того, как участники закончили с лепкой, была предложена беседа на тему того, как каждый из присутствующих относится к своему стрессу. Предлагалось «поговорите» с ним, и высказать все, что хочется.
После окончания упражнения участники отмечали, что было интересного, полезного в материалах рабочего дня. Какие эмоции переживались, из-за чего возникало сопротивление, какие упражнения этого дня были наиболее эффективными для них, а какие менее
Завершающим упражнением первого дня стало упражнение "Спасибо за приятное занятие". Целью данного упражнения являлось сплочение группы.
Участники становились в общий круг. Затем им предлагалось поучаствовать в церемонии, которая должна была помочь всем участникам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу.
Игра проходила следующим образом: один участник становился в центр, другой подходил к нему, пожимал руку и произносил:
«Спасибо за приятное занятие!».
Оба оставались в центре, держа друг друга за руки. Затем подходил третий участник, брал за свободную руку либо первого, либо второго, пожимал ее и говорил:
«Спасибо за приятное занятие!»
Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивалась. Все участники держали друг друга за руки. Когда к группе присоединялся последний участник, круг замыкался, и церемония завершалась безмолвным крепким троекратным пожатием рук.
День второй.
Целью второго дня являлось управление факторами возникновения стресса, умение отслеживать признаки стресса и последствий у себя и других людей, научиться нейтрализовать факторы, вызывающие стресс.
Первоначально с участниками проводилась игра-приветствие «Локотки»
Цель. Установление контактов между участниками, разрушение привычных стереотипов приветствия, развитие креативности, умения понимать позицию партнера по общению.
Содержание. Все участники рассчитывались на «первый-второй-третий-четвертый». Затем первые номера складывали руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; участники под вторыми номерами упирались руками в бедра, чтобы локти были направлены в разные стороны; участники под третьими номерами клали левую руку на левое бедро, правую — на правое колено, локти согнутых рук отведены в стороны; участники под четвертыми номерами держали сложенные крест- накрест руки на груди, при этом локти развернуты в стороны.
После того как все участники принимали исходное положение, им предлагалось поздороваться как можно с большим числом присутствующих, назвав при этом свое имя и прикоснувшись друг к другу локтями. Через 5 минут ведущий собирал участников в 4 подгруппы, и они приветствовали друг друга внутри каждой из них (первые номера здороваются только с первыми, вторые — со вторыми и т. д.).
После игры велось обсуждение о том, с какой группой игроков было комфортнее всего здороваться и почему? Кто несет ответственность за эмоциональный климат в коллективе? Какие стратегии могут помочь в совершенствовании взаимоотношений в коллективе? Что может являться причиной стрессов на работе?
В упражнении «Шумовой квадрат» осуществлялось развитие слухового внимания и умения слышать партнера.
Участники делились на четыре подгруппы, каждая из них становилась у одной из стен комнаты (лица всех обращены к стене). Каждая группа получала листок со стихотворением, и по команде все четыре группы одновременно начинали читать вслух. Остальные должны догадаться, что именно читала каждая команда.
Упражнение «Достойный ответ» направлено на обработку навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.
Все участники сидели в кругу. Каждый получал от ведущего карточку, на которой содержалось определенное замечание по поводу внешности или поведения одного из участников. Все слушатели по кругу (по очереди) произносили записанную на карточку фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого заключалась в достойном ответе на этот «выпад».
Затем тот, кто ответивший поворачивался к своему соседу справа и зачитывал фразу со своей карточки. После того как все по кругу выполнили задание, проводилось обсуждение. Тренер спрашивает участников, легко ли им было выполнять задание, принимали ли они близко к сердцу нелестное замечание о себе. Слушатели говорили, что грубые высказывания их не взволновали, потому что они не воспринимали их как направленные конкретно против себя. Затем проводилось обсуждение вариантов конструктивного поиска, который поможет и в реальных жизненных условиях так же воспринимать негативную информацию от партнеров по общению.
Цель упражнения «Вы не поверите, что...» являлось знакомство участников с понятием «психологический (внутренний) ресурс личности».
Участникам предлагалось поделиться своим успешным опытом преодоления стрессов. Первым рассказал свою историю ведущий, обязательно связанную с успешным преодолением какой-либо проблемы, трудности, страха. Далее участники по мере готовности приводили примеры подобных ситуаций из своего опыта.
В рамках обсуждения упражнения участники делились своими эмоциями и высказывали свое восхищение тем участникам, рассказы которых особенно их удивляли и восхищали.
Упражнение «Рисуем кошку» Участники развивали навыки работы с партнером, выявляли эффективные стратегии взаимодействия, осознавали необходимость совместного продвижения к единой цели.
Группа делилась на пары, в каждой из которых один участник -«руководитель», второй - «подчиненный».
Тренер выходил из аудитории с «руководителями» и сообщал, что они - руководители проекта по рисованию кошек.
Задача каждой пары - нарисовать кошку, при этом у «подчиненного» закрыты глаза, а «руководитель» имеет право давать только вербальные инструкции по рисованию отдельных элементов, без сообщения цели работы.
Затем каждая пара по очереди показывала свою работу, а «руководители» и «подчиненные» рассказывали, что мешало, что помогало им в процессе работы, описывали свои ощущения от совместной деятельности. Обсуждение.
Перерыв 15 мин
Целью следующего упражнения «Минута» является изучение ориентации во времени.
Участники закрывали глаза и старайтесь после команды ведущего («Начали») уловить тот момент, когда пройдет минута. При этом они не должны были считать про себя. После того, как по ощущению прошла минута участник закрывал глаза, поднимал руку и сидел молча, ждал, пока не откроют глаза все участники.
Данное упражнение позволяет получить некоторую информацию об уровне адаптивности участников. Люди с низкой способностью к адаптации воспринимают минуту как временной отрезок, в реальности меньший, чем 60 секунд. Самое быстрое восприятие минуты может свидетельствовать о депрессии или переживании сильной тревоги.
Упражнение «Делу время — потехе час»
Цель. Осознание индивидуальной стратегии управления временем.
Упражнение выполнялось в подгруппах по 4-5 человек. Ведущий предлагал каждой подгруппе список пословиц и афоризмов, связанных с понятием времени, и просил проанализировать их. Каждый участник выбирал одну пословицу, которая совпадала с его жизненной философией, и одну, противоречащую его установкам и ценностям, и объяснял группе критерии выбора.
В упражнении «Поглотители времени» осуществлялся анализ существующих помех времени и выявление стратегий эффективного управления временем.
Ведущий делил группу на подгруппы, каждая подгруппа получала список «Поглотители времени» (нечеткая постановка цели, отсутствие приоритета в делах, неумение выбирать главное, попытка слишком много сделать за один раз, отсутствие ясного представления о предстоящих задачах и путях решения и т.д.).
Участники анализировали полученные списки и выбирали те ловушки времени, которые наиболее часто мешали им в работе, в жизни, затем ранжировали их. После этого каждый по кругу зачитывал три самых главных «пожирателя» времени. Затем ведущий обобщал сказанное и выделял несколько групп помех, актуальных именно для них и несколько стратегий преодоления.