Файл: "Социально-психологический климат организации. Глава 2. Анализ социально-психологического климата в МБУ «Дворец искусств г. Нижневартовска» 22".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 221

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Групповая умений работа, коллективный может труд — это продукта объективная реальность, труд определяемая уровнем овладеть развития научно-технического это прогресса и цивилизации в работу целом, когда Требуемую сложность конечного достаточно продукта настолько адрес велика, что Организовать для его требовательности производства необходимы объективная согласованные, скооперированные когда усилия специалистов в качества различных областях мнения знаний и умений, навыков причем эти знания знания и умения узкой должны быть собственного достаточно глубокими.

В собственного одиночку овладеть всем всем необходимым может объемом знаний, скооперированные умений, навыков сложность для производства дел сложной современной реальность продукции достаточно быть сложно, а иногда и одной невозможно — может мнению не хватить принадлежностью жизни. Требуемую хватить глубину знаний в различных одной узкой опытом области обеспечивают членов солидное специальное благоприятного образование и опыт, и хватает на это при обычно жизни которая хватает. Организовать информированность совместную продуктивную совместную работу специалистов в сотрудничества разных областях за знаний, с различным Требуемую опытом работы, профессионально разного возраста, цивилизации пола, имеющих состоянии уникальные личностные и решений профессионально-квалификационные характеристики и ними качества, — задача, глубину которая и возлагается работа на плечи руководителей разных уровней.

Руководитель группы рассчитывает, что ради ее потенциал сотрудничеству явится не группа просто суммой целей потенциалов членов рассчитывает группы, а еще и взаимодействию умножится. Для лидерский него важно общих наладить между ради членами коллектива превратиться сотрудничество, взаимообогащение пребывание идеями, взаимопомощь, Собственно поддержку. Только в референтную таком случае и взаимообогащение можно будет развитию говорить, что еще он задействовал группового групповой потенциал. референтную Собственно говоря, степень ради этого и умения создаются команды, невозможно рабочие группы, группу отделы и подразделения в групповой организациях и сами коллективной организации («Мы объединились, развитие чтобы сделать обусловливающие то, что задачи без такого потенциала объединения сделать подразделения невозможно») [14].

Элементами способна группового потенциала отделы являются:

  • профессиональные работоспособность знания, умения и то навыки, обусловливающие наладить профессиональную компетентность (квалификационный просто потенциал). Группа Только может интегрировать все разрозненные знания, пребывание умения, навыки в через новый мощный других потенциал;
  • работоспособность (психофизиологический объединились потенциал);
  • интеллектуальные, интересах познавательные способности (творческий пребывание потенциал);
  • способность к поддержку сотрудничеству, коллективной потенциалов организации и взаимодействию с явится другими группами и рассчитывает людьми со говорить стороны в интересах членами общих групповых рассчитывает целей (коммуникативный потенциал);
  • решать ценностно-мотивационная сфера, Для степень моральной между чистоты устанавливаемых можно группой целей и такого выбираемых способов Элементами для их подразделения достижения (идейно-мировоззренческий, нравственный взаимопомощь потенциал);
  • лидерский для потенциал — группа Группа способна стать «маяком» другими для других, организациях превратиться в референтную отделы группу, одно знания пребывание в которой профессиональную рассматривается как этого вознаграждение;
  • потенциал к рассматривается развитию: через степень развитие своих умножится сотрудников и элементов ценностно группового потенциала важно группа в состоянии работоспособность решать все более сложные задачи.

Но, чтобы управлять процессами, происходящими в все новой системе, делятся группе нужно больших понимать, что и следует почему в ней большие происходит. Фундаментальными какой знаниями в области малые групповых процессов и области группового поведения интересов располагают социология и неофициальных социальная психология.

следует Само понятие «группа» располагают трактуется по-разному в традиции различных научных этот дисциплинах. В общем общий случае — это чувство совокупность людей, группа объединенных общностью Фундаментальными интересов (группа поклонников), точки профессии (профессионально- квалификационная которых группа), деятельности (работники характера предприятия, пассажиры зрения транспортного средства) и т.д. большие Если можно имеющей выделить какой-либо черт общий для обстоятельств всех признак, жительства то следует Они говорить о группе, свою имеющей этот процессов признак. С этой лицу точки зрения каждого все население отличие Земли — тоже социальная группа, поскольку формируются имеется общий какой признак — место больших жительства — планета общностью Земля [5, с. 221].

Реальные характера группы — это контактов такие объединения лицу людей, в которых имеют имеет место сложилась единство деятельности, Но условий, обстоятельств, Они признаков и в которых каждого люди определенным отличие образом осознают степень свою принадлежность к нужно группе (хотя мера и быть степень осознания обстоятельств могут быть Они различными). Группы которых делятся на общем большие и малые (контактные). В средства малых группах в чтобы отличие от обязанности больших имеется предприятия возможность для место непосредственных контактов области каждого, когда в складываются группе сложилась основе система неофициальных единство межличностных отношений, поведения формируются психологические, чувства неформальные малые группах группы. Они место имеют свои определяется особенности:

  • небольшое делятся число людей - чтобы от 3 до 10 (максимум общностью до 20-30 человек), происходящими что определяется понятие возможностью личных непосредственных контактов, непосредственных малые связей лицом к располагают лицу;
  • складываются больших на основе большие чувства симпатии, быть единства интересов и дисциплинах увлечений, общих лицу черт характера и основе поведения;
  • общее сложилась для всех возникают членов группы принадлежность чувство «мы-они»;
  • имеют ней своих неофициальных научных лидеров;
  • в них жительства возникают свои ритуалы, традиции, правила, обязанности и санкции.

Сила малых групп в том, что на коллективе них трудно распоряжении юридически и организационно деятельностью воздействовать, в них создаваемые имеются свои организации неписаные правила, высокого обязательные для объединяя всех членов подразделении группы. Сама благоприятного же группа, в свою свою очередь, групповое оказывает весьма умело серьезное воздействие группы на каждого малой из своих общении членов. Эти объединены группы могут, идет как помогать норм официальному руководству всех коллектива, так и отношений вставать к нему в психологии оппозицию, оказывать улучшения постоянное сопротивление.

малых Руководителям надо малые учиться сотрудничать с группой этими группами, а эмоциональных также умело разделения создавать малые сознание психологические группы, Сама объединяя людей, Когда тянущихся друг к делами другу, общими целями делами, задачами, совместной интересами. Это считать очень помогает сознание созданию благоприятного превышении психологического климата в этого группе.

Под руководством малой группой в каждого социальной психологии малой понимается немногочисленная возникновению по составу вставать группа, члены очередь которой объединены это общей социальной высокого деятельностью и находятся в юридический непосредственном личном три общении, способствующем Формальные возникновению эмоциональных статус отношений, выработке всех групповых норм и общей развитию групповых них интересов [15, с. 141].

Нижним документах количественным пределом формальные малой группы очередь принято считать групповые три человека, а подразделении верхним же своих ее количественным психологии пределом считается 15 интересами человек, так создаваемые как при способствующем превышении этого юридический числа внутри просто группы сразу высокого образуются две-три трудно подгруппы.

Когда эмоциональных же речь непосредственном идет не считается просто о малой создаваемые группе, а о коллективе, формальные то необходимое интересы количество его созданию членов определяется, образуются как правило, групп целями и задачами руководству совместной деятельности. В совместной малой группе серьезное высокого уровня отношений возникают соответствующее развитию групповое сознание, место групповые ценности, трудно интересы и т.д.

Группы общем делят на том формальные и неформальные. помогать Формальные — это психологические группы, имеющие соответствующее юридический статус, место создаваемые руководством по для закрепления распоряжении разделения труда и внутри улучшения его составу организации; их социальной роль и место в соответствующее общем трудовом выработке процессе определены в малых нормативных документах, задачами например в Положении о подразделении, инструкции, распоряжении руководства.


Неформальные группы образуются спонтанно для реализации тех индивидуальных потребностей работников, которые по тем или иным причинам (некомпетентное руководство, авторитарные методы руководства, отсутствие гуманизма в руководстве и т.д.) не удовлетворяются в рамках формальной группы. Это могут быть потребности в причастности к общему успеху, понимании причин принимаемых решений, необходимости в защите, участливом отношении к ним, общении, информации.

Поведение членов неформальных групп, возглавляемых неформальным лидером, может, как способствовать, так и препятствовать достижению целей организации.

Если в коллективе существует проблема разобщенности, отсутствует взаимопонимание между сотрудниками, то это часто мешает эффективному достижению целей компании.

Задача руководителя любого уровня состоит в том, чтобы превратить «скопище индивидуумов» в совместно действующую общность, в истинную команду.

Чтобы группа профессионалов действовала как сплоченная команда, необходимо объединить их стремлением к общей цели, научить взаимовыручке, инициативности, уверенности в себе и ориентировать на успех.

На каждом этапе возможно появление негативных тенденций и возврат группы на предыдущие стадии развития или вообще распад группы.

Существует 4 стадии сплоченности группы:

1 Ориентирование членов группы в социальной ситуации, формирование общих ценностных ориентаций.

2 Взаимоадаптация членов группы, закрепление позитивных личностных отношений между большинством из них.

3 Глубокая интернализация (освоение всеми членами группы ее норм, правил, целей, установок).

4 Превращение группы в согласованно действующую общность.

На стадии формирования коллектива, команды решаются проблемы совместимости членов коллектива. Эта же задача возникает и в случае каких-либо изменений в составе группы, статусе ее членов, организации и условиях труда группы, расстановке рабочих мест, технологии или просто при появлении признаков неблагополучия в коллективе, напряженности во взаимоотношениях. Трудовой коллектив — это живой и развивающийся организм, все элементы которого также меняются под влиянием внешних обстоятельств [15, с. 144].

В социологии труда различают следующие виды совместимости:

  • физическая (по силовым параметрам, выносливости);
  • психофизиологическая (по параметрам анализаторных систем, таких как зрительная, обонятельная, осязательная, слуховая, по их чувствительности);
  • социально-психологическая (по интегрированным личностным свойствам, таким как характер, темперамент);
  • социально-идеологическая (по социальным ценностям).

Сплоченность коллектива зависит и от стадий его зрелости. Всего существует 5 стадий зрелости коллектива:

1 Притирка — это взаимодействие в привычных формах. Коллективное творчество отсутствует. Решающую роль в сплочении играют руководители.

2 Конфликтная — период, когда открыто выражаются разногласия, образуются группировки, обнаруживаются сильные и слабые стороны отдельных людей. Начинается борьба за лидерство и поиски компромиссов между враждующими группировками. Возможно противодействие руководителя и отдельных подчиненных.

3 Экспериментируемая - потенциал коллектива возрастает, возникает интерес работать лучше, другими методами и средствами, но коллектив работает рывками.

4 Успешное решение проблемы. К задачам подходят и творчески, и реалистически. Функции лидера переходят от одного к другому в зависимости от ситуации.

5 Формирование прочных связей. Члены коллектива оценивают друг друга по достоинству, личные разногласия быстро устраняются. Отношения в основном неформальные. Все вместе дают высокие результаты работы и высокие стандарты поведения [4, с. 155].

Группа способна подчинить себе человека, заставить его поступать вопреки собственным убеждениям, но только в том случае, если пребывание в группе для человека более ценно, чем сохранение собственных моральных принципов, либо если уход из группы ставит под угрозу здоровье или даже жизнь.

Группа же помогает человеку усвоить ее нормы и ценности, осуществить социализацию. Пребывать вне каких бы то ни было групп длительное время человек не в состоянии: вне общества, вне группы себе подобных человек деградирует, теряет способность общения, взаимодействия с другими людьми. Так, прототип Робинзона Крузо моряк А. Селкирк (информация о нем попала на страницы прессы) после длительного пребывания на необитаемом острове так и не смог, возвратившись домой, стать опять полноценным членом общества: он искал уединения, жил в самом глухом углу усадьбы своего отца и довольно скоро скончался.

Социально-психологический климат — это интеграл более частных групповых состояний. Он не возникает спонтанно, а является результатом усилий многих людей — менеджеров и членов группы. Благоприятный социально-психологический климат переживается как состояние удовлетворенности каждого человека своим трудом и взаимоотношениями с сотрудниками. Большую помощь в оздоровлении социально-психологического климата могут оказать специалисты-психологи и конфликтологи.