ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.09.2020
Просмотров: 1276
Скачиваний: 4
Развивающее обучение предполагает, что в ходе обучения помимо формирования знаний и специальных умений надо предпринимать специальные меры по общему развитию учащихся. Надо особо подчеркнуть, что обучение всегда было развивающим, но круг развиваемых качеств был несколько суженным. В этом смысле переход к развивающему обучению означал расширение сферы развивающих влияний, усиление творческих элементов в учебной деятельности.
Особенностью функции развития является то, что она не существует самостоятельно, а является следствием образовательной и воспитательной функций обучения. Но интенсивность, разносторонность широта и углубленность развития зависят от того, как будут реализовываться образование и воспитание.
14. Развитие познавательных способностей учащихся. Формирование основ научного мировоззрения.
В процессе учебной деятельности учащегося, большую роль играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей учащихся.
Внимание – это форма организации познавательной деятельности во многом зависит от степени сформированности такого познавательного процесса как внимание.
В учебный материал должны включаться содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.
Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельности как взрослого человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе. Психологические исследования показали, что одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение.
Интеллект человека, в первую очередь, определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления.
Регулярное использование на занятиях активных методов обучения, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет кругозор учащихся, способствует их развитию, повышает качество их подготовленности, позволяет им более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности.
Мастерство преподавателя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.
Формирование мировоззрения – это долговременный и сложный процесс развития в органическом единстве и одновременно научного сознания, базирующегося на научных знаниях, культуры мышления, чувств и эмоциональных отношений, целеустремленности и культуры волевых действий.
Основным средством формирования научного мировоззрения в учебно-воспитательном процессе является создание условий для усвоения учащимися системы знаний, которая отражает, насколько это возможно, структуру современного научного знания, организуется вокруг и на основе методологических идей, теорий и принципов.
Чтобы знания переросли во взгляды и убеждения, нужно, чтобы они проникли в сферу чувств и переживаний учащихся. В этом смысле важным средством формирования научного мировоззрения предстает создание в педагогическом процессе положительного эмоционального состояния учащегося и воспитание его воли для преодоления препятствий и трудностей, возникающих в учении.
Наряду с интеллектуальным и эмоционально-волевым компонентом в состав мировоззрения входит практическо-действенный. В связи с этим значимым средством формирования научного мировоззрения школьника можно назвать организацию разнообразной воспитательной деятельности,причем сфера практических действий учащихся должна быть достаточно широкой.
Наиболее общими критериями сформированности научного мировоззрения школьника являются:
- наличие фактических учебных знаний, их глубина и объединенность в целостную систему, объясняющую сущность и закономерности явлений природы, общества, мышления;
- развитая способность диалектического осмысления действительности, обнаруживающаяся в умениях учащихся анализировать природные и общественные явления, обобщать их, делать выводы на основе познанного;
- проявление социальной активности школьников, сформированность гражданской позиции, экономического и экологического мышления.
15. Особенности содержания: усиление научных основ и воспитательного потенциала школьной географии, расширение типологического и страноведческого подходов, уменьшение номенклатурных данных, гуманизация, социологизация и экологизация географии как учебного предмета.
Обобщая и систематизируя знания о значении природы в жизни и хозяйственной деятельности человека, о природных ресурсах, о роли географической науки учитель дает полное представление о значении географических знаний в решении глобальных проблем человечества, увидеть место человека в природе, возможности его положительного и отрицательного воздействия на природу в условиях инновационных технологий. Учащиеся должны осознать необходимость географических знаний в реальной жизни для того, чтобы уметь беречь и защищать природу, разумно использовать ее богатства. Множество фактов неразумного природопользования, создание крайне острых экологических ситуаций во многих регионах страны и мире могут вызвать у ребят чувство обреченности, безысходности, неверия в будущее.
Основными источниками получения информации для учащихся являются: учебник, атлас, справочные материалы, дополнительные сведения из периодической печати, ТВ, спецлитература.
Для повышения воспитательного потенциала у учащихся на уроках географии целесообразно проводить уроки в нетрадиционной форме: уроки-семинары; дискуссии; урок-игра; возможны и проведение уроков на межпредметной основе. Совместные усилия учителей при подготовке таких уроков будут способствовать усилению воспитательного потенциала данного урока, расширят кругозор школьников, что явно убедит их в необходимости получения разнообразных знаний для решения реальных жизненных проблем.
При изучении отдельных тем по географии учащиеся должны уметь систематизировать, делать выводы, принимать обоснованное решение, вести дискуссию, логично и четко формулировать свои мысли и слушать других, использовать различные источники информации.
Типологический подход - нацеливает методы на выделение наиболее существенных черт, сходство и различие в изучаемой географической конкретике, прежде всего использует сравнительно-географический метод (социально-экономическая типология стран мира).
Страноведение (регионоведение) тоже относится к древнейшим областям знания. Им накоплен гигантский материал об особенностях формирования стран, о характере взаимоотношений человека с природой, о закономерностях функционирования внутренней структуры стран. Но, по признанию многих ученых, общепризнанной системы группировки стран в типы пока не существует.
Есть объективные причины такого «отставания». Страны – результат деятельности обществ, людей, а потому они более изменчивы, чем объекты живой и неживой природы. Эта быстротечность затрудняет поиск полностью сопоставимых критериев для сравнения. Наличие различных концептуальных, идеологических подходов к классификации и типологизации стран вносит субъективные моменты в выстраиваемые группировки стран.
Сокращение номенклатуры объектов производства на основе рационального выбора их типажа повышает серийность выпуска, расширяет возможности механизации и автоматизации производства и внедрения прогрессивных методов изготовления с соответствующими увеличением производительности, уменьшением стоимости продукции и повышением ее качества. Устраняется распиливание средств на выпуск машин малыми сериями, облегчается эксплуатация, ремонт и снабжение запасными частями, создаются предпосылки централизованного и рентабельного изготовления запасных частей.
Задача сокращения номенклатуры и числа объектов производства решается следующими основными способами:
- созданием параметрических рядов машин с рационально выбранными интервалами между каждой из них;
- увеличением универсальности машин, т. е. расширением круга ими выполняемых операций;
- заложением в конструкцию резервов развития и последовательным использованием этих резервов по мере роста потребностей народного хозяйства.
Все способы можно сочетать как один с другим, так и со способами унификации. Например, возможно параллельное создание унифицированных и параметрических рядов поршневых двигателей; унифицированные ряды состоят из двигателей с одинаковыми цилиндрами, но с различным их числом и расположением; параметрические ряды - из двигателей с тем же числом и расположением цилиндров, но с другим диаметром последних.