ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.09.2020
Просмотров: 3824
Скачиваний: 7
интенсивности и продолжительности воздействия вредных факторов
окружающей среды, при которых они безопасны для человека.
Государственное санитарно-гигиеническое нормирование включает:
1)
разработку единых требований к проведению научно-
исследовательских работ по обоснованию санитарных правил;
2)
контроль за проведением научно-исследовательских работ по
государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию;
3)
разработку (пересмотр), экспертизу, утверждение и опубликование
санитарных правил;
4)
контроль за внедрением санитарных правил, изучение и обобщение
практики их применения;
5)
регистрацию и систематизацию санитарных правил, формирование и
ведение единой федеральной базы данных в области государственного
санитарно-эпидемиологического нормирования.
Государственное
санитарно-гигиеническое
нормирование
осуществляют органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы
Республики Беларусь на основании положения, утвержденного
правительством Республики Беларусь. В результате санитарно-гигиеническое
нормирования устанавливаются санитарные нормы и правила, утверждаемые
Министерством здравоохранения Республики Беларусь и обязательные для
исполнения как государственными органами, так и иными организациями и
физическими лицами.
Техническое нормирование обеспечивает установление технических
требований к продукции, процессам ее разработки, производства,
эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и
утилизации или оказания услуг, соблюдение которых обеспечивает
необходимое качество окружающей среды.
В отношении ТНПА основополагающим является Закон «О
техническом нормировании и стандартизации» (2004), который регулирует
правоотношения, возникающие при разработке, утверждении и применении
технических требований к продукции, процессам ее разработки,
производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки,
реализации и утилизации или оказанию услуг. Он определяет как правовые и
организационные основы технического нормирования и стандартизации, так
и цели технического нормирования и стандартизации с учетом обеспечения и
защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества,
сохранения окружающей среды, обеспечения национальной безопасности и
рационального использования природных ресурсов.
К ТНПА в области технического нормирования и стандартизации
относятся:
•
технические регламенты;
•
технические кодексы;
•
стандарты (государственные и стандарты организаций);
•
технические условия.
46
РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ
Технические регламенты
разрабатываются в целях защиты жизни,
здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей
среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение
потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или
безопасности. Разработка технических регламентов осуществляется
республиканскими органами государственного управления в пределах
предоставленных им полномочий. Технический регламент должен содержать
обязательные для соблюдения технические требования, связанные с
безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства,
эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и
утилизации или оказания услуг, а также исчерпывающий перечень объектов
технического нормирования, в отношении которых устанавливаются
требования
технического
регламента.
Требования
утвержденного
технического регламента являются обязательными для соблюдения всеми
субъектами технического нормирования и стандартизации.
Технические кодексы
разрабатываются с целью реализации требований
технических регламентов, повышения качества процессов разработки
(проектирования), производства, эксплуатации (использования), хранения,
перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг.
Разработка и утверждение технических кодексов осуществляются
республиканскими органами государственного управления. Требования
технических кодексов к процессам разработки (проектирования),
производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки,
реализации и утилизации продукции или оказания услуг основываются на
результатах установившейся практики.
Государственные нормативы (стандарты)
разрабатываются, как
правило, техническими комитетами по стандартизации, а при их отсутствии -
любыми заинтересованными лицами.
Государственные нормативы основываются на современных
достижениях науки, техники, международных и межгосударственных
(региональных) стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по
стандартизации, прогрессивных стандартах других стран. Государственные
стандарты не должны противоречить требованиям технических регламентов.
Государственные нормативы могут использоваться в качестве основы
для разработки технических регламентов, технических кодексов.
Государственные нормативы полностью либо частично (или в виде ссылки
на них) могут приводиться в тексте технических регламентов, технических
кодексов. Если в техническом регламенте дана ссылка на государственный
норматив, то это требование становится обязательными для соблюдения.
Если производитель или поставщик продукции (услуги) применили
государственный стандарт и заявили о соответствии ему своей продукции
(услуги), а также если продукция (услуга) производителя или поставщика
сертифицирована на соответствие требованиям государственного норматива,
47
РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ
соблюдение требований государственного стандарта для них становится
обязательным.
Правовое регулирование разных видов нормирования предопределило
специфику установления нормативов, определяющих качество окружающей
среды и допустимые уровни воздействия на нее.
3.4
Нормирование качества окружающей среды
и
допустимого воздействия
на нее
Нормирование качества окружающей среды
предполагает
установление пределов изменения свойств окружающей среды, не
оказывающих неблагоприятного воздействия на организм человека.
В основе установления нормативов качества окружающей среды лежит
экологическое нормирование и принципы его определяющие.
Экологическое нормирование подчиняется следующим принципам:
аналитичности — детальный предварительный экономический анализ
затрат и выгод от введения новых регламентов, оценка краткосрочных и
долгосрочных последствий;
реализма – ориентация на практическую достижимость результатов,
т.е. реальность соблюдения установленных запретов, юридических норм и
правил;
дифференцированности — различный региональный и отраслевой
подходы к установлению нормативов, что имеет особое значение для
технического и экосистемного нормирования;
динамичности — возможность внесения корректив с учетом
результативности ранее принятых регламентов, изменения экологической
ситуации и достижений научно-технического прогресса;
гласности — открытость и научная обоснованность нормативов и
правил.
Основным принципом нормирования качества окружающей среды
является установление нормативов на уровне, обеспечивающем
экологическую безопасность, и определяющим предельно допустимые
границы вредных химических, физических и биологических воздействий, так
как превышение этих порогов угрожает биологическим условиям
существования человека. Нормирование качества окружающей среды через
установление их нормативов является юридическим критерием определения
благоприятного состояния окружающей среды. При этом нормативы
качества окружающей среды как итог деятельности по их разработке зависят
от трех основных факторов:
•
экологических, т. е. пороговых уровней воздействия на человека и
окружающую природную среду, и возможностей рационального
использования природных ресурсов;
•
технологических, базирующихся на выполнении установленных
пределов воздействия на человека и среду его обитания, природные ресурсы
48
РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ
с учетом существующих технических возможностей и экономической
целесообразности;
•
научно-технических, т.е. способности науки посредством технических
и измерительных средств обеспечить контроль соблюдения установленных
пределов воздействия.
Оптимальные результаты в процессе разработки нормативов качества
окружающей среды достигаются в случае, когда в качестве лимитирующих
факторов выступают экологические требования.
Нормирование допустимого воздействия на окружающую среду
призвано обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды
с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду
определяют предельные размеры вредных воздействий на окружающую
среду. Они устанавливаются для отдельных
природопользователей,
оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Основным механизмом нормирования допустимого воздействия на
окружающую среду является
лимитирование, т.е.
деятельность по
установлению пределов вредного химического, физического, биологического
и др. воздействия на окружающую среду и человека или ограничений на
эксплуатацию природных ресурсов. На принципе лимитирования построена
система ПДК вредных веществ, ПДУ физических воздействий, ограничений
воздействия производственно-хозяйственной деятельности человека и
эксплуатации природных ресурсов. Лимитирование как механизм
ограничения включает систему общих, региональных, отраслевых и
производственных норм природопользования (для водных ресурсов — это
лимиты отведения и потребления, размеры водоохранных зон; лесных
ресурсов - нормы возраста рубок и воспроизводства лесов; промышленности
-
нормы ресурсоемкости).
Следует обратить внимание на то, что установление нормативов
допустимого воздействия на окружающую среду должно обеспечивать
соблюдение нормативов качества окружающей среды. Суть этого принципа
заключается в том, что нормативы допустимого воздействия на окружающую
среду для каждого природопользователя с учетом всех источников
воздействия на нее устанавливаются на уровне, при котором суммарные
нормативы допустимого воздействия на окружающую среду от всех
субъектов на данной территории не приведут к превышению нормативов
качества окружающей среды.
49
РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ
Глава 4. Структура нормативов
и показателей
окружающей среды
4.1 Структура нормативов окружающей среды
В соответствии со ст. 20, 21 Закона Республики Беларусь «Об охране
окружающей среды» в структуре нормативов окружающей среды выделяют:
•
нормативы качества окружающей среды;
•
нормативы воздействия на окружающую среду;
•
лимиты на природопользование,
•
иные нормативы в области ООС.
Указанные нормативы разрабатываются, утверждаются и вводятся в
действие на основе современных достижений науки и техники с учетом
международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.
Основными требованиями к разработке нормативов в области охраны
окружающей среды являются:
установление необходимости их разработки;
проведение научно-исследовательских работ по их обоснованию;
оценка
и
прогнозирование
экологических,
социальных,
экономических последствий их применения.
Нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого
воздействия на окружающую среду, а также иные нормативы в области
охраны окружающей среды устанавливаются Министерством природных
ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерством
здравоохранения
Республики
Беларусь
и
иными
специально
уполномоченными
республиканскими
органами
государственного
управления в соответствии с их компетенцией.
Нормативы качества окружающей среды
устанавливаются для
оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных
экологических систем, генетического фонда растений, животных, состояния
здоровья человека и обеспечения условий его жизнедеятельности.
Нормативы качества окружающей среды являются едиными для всей
территории Республики Беларусь. Они утверждаются и вводятся в действие
Министерством здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с
Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды
Республики Беларусь, иными компетентными государственными органами.
Нормативы качества окружающей среды устанавливают критерии
безопасности для человека компонентов окружающей среды: воды,
атмосферного воздуха, почвы и т.д.
Они одновременно являются
регуляторами уровней воздействия среды предприятий, организаций,
учреждений, отдельных отраслей народного хозяйства, на состояние
окружающей среды, которое должно обеспечивать надлежащий уровень
здоровья населения и качество его жизни. Для сохранения состояния
здоровья населения в связи с необходимостью потребления им пищевых
50
РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ