ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.09.2020
Просмотров: 3822
Скачиваний: 7
Этап III. Доработка и согласование проекта отчета по результатам
аудита (проводят аудиторы) и обсуждение его с руководством объекта.
Представление заказчику окончательного варианта отчета, включающего
выводы и рекомендации.
Этап IV. Использование результатов аудита заказчиком.
Эффективность ЭА заключается в экономии финансовых средств за
счет внедрения рациональной системы природопользования и соблюдения
требований природоохранных норм и правил.
Длительность экологического аудита - до 2-х недель, а его кратность -
от 1 до 3 лет в зависимости от мощности предприятия.
Внедрение экологического аудита в практику природоохранной
деятельности способствует решению комплекса проблем, связанных с
охраной окружающей среды хозяйствующими субъектами. Без надлежащей
постановки деятельности в области экологического аудита будет
сдерживаться работа по экологической сертификации, созданию экономико-
правового механизма экологического страхования.
Экономическое регулирование
также является одним из механизмов,
обеспечивающих осуществление экологической политики в направлении
рационального использования природных ресурсов и снижения уровня
вредных воздействий на природную среду. В основе экономического
регулирования деятельности в сфере охраны и рационального использования
окружающей среды лежит принцип платности природопользования, что
подразумевает платежи за пользование природными ресурсами, платы за
загрязнение окружающей среды и компенсационные выплаты за ухудшение
состояние среды.
Экономический механизм ООС и природопользования – это система,
инфраструктура (правовая, организационная), необходимая для направления
действия разнообразных экономических факторов в целях достижения
баланса экологических и экономических интересов.
В соответствии со ст. 79 Закона Республики Беларусь «Об охране
окружающей среды» в экономический механизм ООС и природопользования
включены следующие элементы:
-
финансирование программ и мероприятий по рациональному
использованию природных ресурсов и ООС;
-
проведение экономической оценки природных объектов;
-
проведение экономической оценки воздействия хозяйственной
деятельности на окружающую среду;
-
возмещение вреда, причиненного в результате вредного воздействия
на окружающую среду;
-
установление платежей за природопользование (экологический
налог);
-
установление мер экономического стимулирования в области ООС;
-
экологическое страхование.
41
РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ
В связи с тем, что экологический механизм реализации экологической
политики в целом не является объектом настоящего исследования, раскроем
сущность элементов, представляющих интерес для объектов нормирования
качества окружающей среды. К ним относят три последних элемента в
приведенном выше перечне.
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Беларусь «О налоге за
использование природных ресурсов», к объектам экологического
налогообложения относят объемы:
-
используемых природных ресурсов;
-
выводимых в окружающую среду выбросов (сбросов) загрязняющих
веществ;
-
переработанных нефти и нефтепродуктов;
-
перемещаемых по территории нефти и нефтепродуктов;
-
отходов производства, размещаемых на объектах;
-
производимой или импортируемой пластмассовой, стеклянной тары и
др.
Экологический налог состоит из платежей за использование природных
ресурсов, размещение отходов производства, за выбросы (сбросы)
загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах установленных
платежей и лимитов. Целью введения экологического налога является
максимальное возмещение ущерба, который причиняется хозяйственной
деятельностью. Следует отметить, что за выбросы загрязняющих веществ в
атмосферный воздух, сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в
окружающую среду, размещение отходов производства сверх лимитов, налог
взимается в размере 15 кратной ставки налога.
Установление
мер
экономического
стимулирования
ООС
осуществляется
с
целью
создания
условий
экономической
заинтересованности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
в реализации природоохранных мероприятий. В соответствии со ст. 82
Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»
экономическое стимулирование ООС осуществляется на основе:
-
установлением налоговых льгот для юридических и физических лиц;
-
ускоренной амортизации оборудования и объектов, предназначенных
для охраны и оздоровления окружающей среды.
Налоговые льготы устанавливаются при:
-
внедрении малоотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий;
-
использовании специального оборудования, минимизирующего
вредное воздействие на ООС;
-
использовании отходов в качестве повторного сырья;
-
осуществлении иной природоохранной деятельности.
Одним из важных инструментов обеспечения экологической
безопасности страны, защиты интересов граждан в их праве на
благоприятную окружающую среду может стать
экологическое страхование
,
как механизм формирования денежных фондов или резервов за счет
42
РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ
уплачиваемых страхователем страховых взносов для компенсации вероятных
потерь и предотвращении загрязнения окружающей среды (ст. 85 Закона
Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»). Введение в действие
экологического страхования является особенно актуальным в связи с
высокой степенью вероятности аварийного загрязнения окружающей
природной среды, низким уровнем капиталовложений в природоохранную
сферу и затрат на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных
ситуаций. Введение экологического страхования позволит возместить до 40%
убытков, причиняемых экологическими авариями третьим лицам, вовлекая
финансовые средства страховых компаний и тем самым снижая нагрузку на
местный бюджет. Экологическое страхование может стать источником
дополнительного финансирования природоохранных мероприятий из фонда
превентивных мероприятий страховщика и путем инвестирования средств на
развитие природоохранных технологий.
Таким образом, в Республике Беларусь существуют два паритетных
механизма системы управления и контроля качества окружающей среды:
организационно-правовой и экономический. При этом в составе
организационно – правового особое место занимает нормирование качества
окружающей среды, как основной инструмент для установления нормативов
ее качества с учетом пределов воздействия на окружающую среду.
3.3 Правовое регулирование нормирования и нормативов
качества окружающей среды
По функциональному назначению в структуре нормирования выделяют
два вида: экологическое (собственно экологическое при воздействии на
окружающую среду и санитарно-гигиеническое при воздействии на
человека) и техническое.
Экологическое нормирование – это инструмент экологической
политики, использование которого позволяет разработать и апробировать
нормативы предельно допустимого вредного воздействия на окружающую
среду и человека, нормы и правила природопользования на основе
общеметодических подходов, комплексного изучения и анализа
экологических возможностей экосистем и их компонентов. При
экологическом нормировании происходит обоснование экологических норм
(в том числе нормативов) и установление их качественных и количественных
параметров.
Правовое регулирование экологического нормирования и нормативов
качества окружающей среды напрямую связаны с общей структурой
законодательства в области охраны и рационального использования
окружающей среды (экологическое право). Экологическое право
основывается на Конституции Республики Беларусь. К источникам
экологического права в нашей стране относятся нормативные правовые акты
различной юридической силы – кодексы, законы, указы, постановления,
инструкции и иные нормативные правовые акты.
43
РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ
Становление экологического права в современном его состоянии
относится к 1990-ым годам, когда в стране были приняты ряд основных
законов, регулирующих деятельность в области охраны окружающей среды и
обеспечивающих экологическую безопасность населения и рациональное
использование природных ресурсов.
Основными источниками экологического права Республики Беларусь
являются четыре кодекса и около тридцати законов, которые можно условно
подразделить на три блока (табл. 4.1). Системный блок включает
основополагающие экологические законы, регулирующие общие вопросы
экологической политики государства. Ресурсно-средовой блок содержит
законы, регламентирующие вопросы рационального использования и охраны
определенных природных ресурсов (вода, воздух и т.п.). Блок законов по эко-
Таблица 4.1.
Структура экологического законодательства
Блоки
законов
и
кодексов
Республики Беларусь
Системный
Ресурсно-средовой
Экологической безопасности
«
Об охране
окружающей
среды» (1992)
Водный кодекс (1998),
«О питьевом
водоснабжении» (1999)
«О санитарно-
эпидемиологическом
благополучии населения»
(1993)
«О государственной
экологической
экспертизе» (1993)
«Об охране атмосферного
воздуха» (2008),
«Об охране озонового слоя»
(2001)
«
О качестве и безопасности
продовольственного сырья и
пищевых продуктов для жизни
и здоровья человека» (2003)
«Об особо
охраняемых
природных
территориях» (1994)
Кодекс Республики
Беларусь о земле (2008),
«О платежах за землю»
(1991)
«О промышленной
безопасности опасных
производственных объектов»
(2000)
Лесной кодекс (2000)
«О безопасности генно-
инженерной деятельности»
(2006)
Об архитектурной,
градостроительной и
строительной деятельности
в Республике Беларусь
(2004)
«О
защите
населения
и
территорий от чрезвычайных
ситуаций
природного
и
техногенного характера» (1998)
Кодекс Республики
Беларусь о недрах (2008)
«Об обращении с отходами»
(2007)
«О гидрометеорологической
деятельности» (2006)
«Об использовании атомной
энергии» (2008)
«О налоге за использование
природных ресурсов
(экологический налог)
(1991)
«О
правовом
режиме
территорий,
подвергшихся
радиоактивному загрязнению в
результате
катастрофы
на
Чернобыльской АЭС» (1991),
«О растительном мире» «О социальной защите граждан,
44
РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ
(2003),
«О защите растений» (2005)
пострадавших от катастрофы на
Чернобыльской АЭС, других
радиационных аварий» (2009)
«О животном мире» (2007) «О радиационной безопасности
населения» (1998)
логической безопасности направлен на регулирование различных видов
рисков от негативного воздействия на человека и окружающую среду.
Наряду с перечисленными кодексами и законами действующие нормы
экологического права рассредоточены в большом количестве иных
подзаконных нормативных правовых документов.
Формирование системы нормативов качества окружающей среды в
природоохранном законодательстве осуществляется на основании
двухуровневой системы документов:
1)
нормативных правовых актов (НПА): кодексов, законов и иных
актов законодательства;
2)
технических нормативных правовых актов (ТНПА).
Единого
нормативного
акта,
регламентирующего
вопросы
экологического нормирования, в настоящее время не существует. В
системном
основополагающем Законе Республики Беларусь «Об охране
окружающей среды» экологическому нормированию и стандартам качества
окружающей среды посвящена отдельная глава 5, в которой изложены
основные принципы и направления государственной экологической
политики в области нормирования, обеспечения единства измерений,
технического нормирования, стандартизации и экологической сертификации
в области охраны окружающей среды.
Практически во всех кодексах и законах
ресурсно-средового блока
,
а
также в нормативных актах по вопросам экологической безопасности
имеются отдельные главы или статьи, в которых регламентируются
отдельные вопросы экологического нормирования, как правило,
применительно к конкретному ресурсу – вода, воздух и т.д.
В системе экологического нормирования среди блока законов,
определяющих
экологическую безопасность,
определяющее значение
отводится санитарно-эпидемиологическому законодательству Республики
Беларусь. Так, Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом
благополучии населения» (1993) устанавливает правовые и организационные
основы предотвращения неблагоприятного воздействия на организм человека
факторов среды его обитания в целях обеспечения санитарно-
эпидемического благополучия населения и устанавливает систему
государственной санитарно-гигиенической регламентации. Ее основным
механизмом является санитарно-гигиеническое нормирование, на основании
которого осуществляется регламентирование через факторы риска вредных
воздействий на качество окружающей среды в целях профилактики и
предупреждения их негативных последствий. Целью санитарно-
гигиенического нормирования является объективное обоснование пределов
45
РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ