Файл: Стандарты качества окружающей среды.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.09.2020

Просмотров: 3820

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

определены  цели  государственной  экологической  экспертизы,  ее  место  в 

системе принятия решений, устанавливаются общий порядок организации и 

проведения экспертизы.

  

Закон  «О  государственной  экологической  экспертизе»  определяет 

основные  требования  к  проведению  государственной  экологической 

экспертизы  и  формированию  на  ее  основе  отчета  о  результатах  оценки 

воздействия  на  окружающую  среду    (ОВОС)    планируемой  хозяйственной 

деятельности,  требования  об  участии  заинтересованных  граждан  в 

подготовке  и  обсуждении  материалов  оценки  ОВОС.  В  Законе 

предусмотрены  два  варианта  проведения  экспертизы:   

государственной  и 

общественной

.  

Государственная  экологическая  экспертиза

 

является  инструментом 

регулирования  градостроительной  и  инвестиционной  деятельности, 

обеспечивающим 

реализацию 

экономической, 

научно-технической, 

социальной  и  экологической  политики  государства.  В  рамках 

государственной  экспертизы  проводится  экспертиза  градостроительной, 

предпроектной и проектной документации.  

Государственными  специально  уполномоченными  органами  для 

проведения государственной экспертизы являются: Минприроды Республики 

Беларусь  (государственная  экологическая  экспертиза),  Министерство  по 

чрезвычайным  ситуациям  (экспертиза  промышленной  безопасности)  и 

другие республиканские органы. 

Объектами государственной экологической  экспертизы Министерства 

природных ресурсов и охраны окружающей среды являются: 

концепции,  программы  и  схемы  отраслевого  и  территориального 

социально-экономического развития; 

схемы  комплексного  использования  и  охраны  природных  ресурсов 

республиканского и межобластного значения; 

схемы водоснабжения, канализации и теплоснабжения; 

градостроительная  документация  для  городов  республиканского 

значения; 

обоснование  инвестиций  в  строительство,  проектной  документации 

на строительство и реконструкцию хозяйственных и иных объектов; 

проекты мелиоративного и водохозяйственного строительства. 

Объектами  государственной  экологической    экспертизы  областных  и 

районных  комитетов    природных  ресурсов  и  охраны  окружающей  среды 

являются  вышеперечисленные  объекты  областного  и  районного  статуса 

подчинения. 

Продолжительность  проведения  государственной  экологической 

экспертизы  не  должна  превышать  двух  месяцев  с  момента  предоставления 

комплекта документов. 

При  отрицательном  заключении  государственной  экологической 

экспертизы  заказчик  обязан  учесть  предложения  государственной 

экологической экспертизы при доработке документации и представить ее на 

36 

 

РЕ

ПО

ЗИ

ТО

РИ

Й

 

БГ

ПУ


background image

повторную  экспертизу  или  отказаться  от  реализации  проектного  решения 

планируемой хозяйственной деятельности.  

При  подготовке  сводного  заключения  учитывается  заключение 

общественной  экологической  экспертизы

,  которая  организуется  и 

проводится  по  инициативе  общественных  объединений  и  граждан 

независимыми 

специалистами. 

Однако 

их 

заключение 

носит 

рекомендательный характер. 

8. 

Экологический  контроль

 

в  области  охраны  окружающей  среды  - 

система  мер,  направленных  на  предотвращение,  выявление  и  пресечение 

нарушения  законодательства  в  области  охраны  окружающей  среды, 

обеспечение  соблюдения  юридическими  лицами  и  гражданами, 

осуществляющими  хозяйственную  и  иную  деятельность,  требований  в 

области  охраны  окружающей  среды.  В  соответствии  со  ст.86  Закона  «Об 

охране окружающей среды» выделяют четыре вида экологического контроля:  

государственный; 

ведомственный; 

производственный; 

общественный. 

Государственный  экологический  контроль

 

в  области  охраны 

окружающей среды имеет своей задачей обеспечить соблюдение требований 

природоохранного  законодательства,  норм  экологической  безопасности, 

правил  и  стандартов  в  области  охраны  окружающей  среды.  При 

осуществлении  государственного  контроля  в  области  охраны  окружающей 

среды,  важнейшим  требованием  является  предупреждение  и  выявление 

нарушений природоохранного законодательства. 

Постановлением  Совета  Министров  Республики  Беларусь  №  963  от 

21.07.

2003 года «О некоторых вопросах государственного контроля в области 

охраны  окружающей  среды,  осуществляемого  Министерством  природных 

ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами», 

определены  организации,  которые  проводят  государственный  контроль  в 

области  охраны  окружающей  среды.  В  их  числе  система  территориальных 

органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды в 

составе  областных,  районных  инспекций  и  Минского  городского  комитета 

природных ресурсов и охраны окружающей среды. 

Ведомственный  контроль 

осуществляется  органами  государственного 

управления на подведомственных им объектах. 

Производственный  контроль

 

в  области  охраны  окружающей  среды 

осуществляют  юридические  лица  и  индивидуальные  предприниматели  в 

процессе  своей  хозяйственной  деятельности  в  случае  если  она  оказывает 

вредное воздействие на окружающую среду. 

Общественный  контроль

 

в  области  охраны  окружающей  среды 

производят  общественные  инспектора  охраны  природы,  общественные 

объединения,  сферой  деятельности  которых  является  охрана  окружающей 

среды. 

37 

 

РЕ

ПО

ЗИ

ТО

РИ

Й

 

БГ

ПУ


background image

Составной 

частью 

государственного, 

ведомственного, 

производственного  и  общественного  контроля  в  области  охраны 

окружающей  среды  является 

аналитический  контроль

.  Он  проводится  в 

целях  оценки  количественных  и  качественных  характеристик  выбросов  в 

атмосферный  воздух  и  сбросов  в  поверхностные  и  подземные  воды, 

определения уровня загрязнения земель и состава отходов. Государственный 

аналитический контроль осуществляется Министерства природных ресурсов 

и охраны окружающей среды и его территориальными органами. 

9. 

Экологическая сертификация

 - 

это деятельность по подтверждению 

соответствия, осуществляемая органом по сертификации, аккредитованным в 

Системе  аккредитации  Республики  Беларусь,  объектов  оценки  соответствия 

требованиям  нормативных  правовых  актов,  в  том  числе  технических 

нормативных правовых актов, в области охраны окружающей среды. 

Экологическая  сертификация  регулируется  Законами  Республики 

Беларусь  «Об  охране  окружающей  среды»,  «Об  оценке  соответствия 

требованиям  технических  нормативных  правовых  актов  в  области 

технического  нормирования  и  стандартизации»  и  осуществляется  в  целях 

контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни и здоровья 

населения.  К  числу  ее  задач  относятся:  установление  требований  и  норм  к 

сертифицируемой  продукции  и  услугам  с  учетом  достижений  науки; 

внедрение  экологически  безопасных  технологических  процессов  и 

оборудования; создание условий для организации производств, отвечающих 

современным экологическим требованиям. 

Государственное 

регулирование 

в 

области 

экологической 

сертификации  осуществляется  Президентом  Республики  Беларусь,  Советом 

Министров  Республики  Беларусь,  Государственным  комитетом  по 

стандартизации Республики Беларусь и Министерством природных ресурсов 

и охраны окружающей среды Республики Беларусь.  

Методическое  руководство,  организацию  и  координацию  работ  по 

экологической сертификации в Республике Беларусь после вступления в силу 

Закона  «Об  оценке  соответствия  требованиям  технических  нормативных 

актов  в  области  технического  нормирования  и  стандартизации» (2004г.), 

направленного  на  совершенствование  механизма  оценки  соответствия  и 

аккредитации,  выполняет  Министерство  природных  ресурсов  и  охраны 

окружающей  среды  Республики  Беларусь.  Органом  по  экологической 

сертификации является Национальная система оценки соответствия. 

  

Национальная система оценки соответствия включает:  

формы (обязательную и добровольную), 

объекты (производства, продукция, услуги), 

структуры, проводящие сертификацию. 

Объектами  экологической  сертификации  являются:  система 

управления  окружающей  средой;  продукция;  компетентность  персонала  в 

выполнении  работ,  услуг  в  области  охраны  окружающей  среды;  оказание 

услуг  в  области  охраны  окружающей  среды;  иные  объекты,  в  отношении 

38 

 

РЕ

ПО

ЗИ

ТО

РИ

Й

 

БГ

ПУ


background image

которых в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь об 

охране окружающей среды принято решение об оценке соответствия. 

К структурам, проводящим сертификацию, относят: 

государственный специально уполномоченный орган в области ООС 

(Минприроды); 

республиканский  орган  по  сертификации  Национальной  системы 

подтверждения  соответствия  Республики  Беларусь  (Государственный 

комитет по стандартизации Республики Беларусь); 

центральный  орган  по  экологической  сертификации  (учреждение 

«Центр  международных  экологических  проектов,  сертификации  и  аудита 

«Экологияинвест»); 

аккредитованные  органы  по  экологической  сертификации 

(учреждение  образования  «Белорусский  национальный  технический 

универсиситет» и  др.); 

аккредитованные лаборатории аналитического контроля. 

  10. 

Экологический  аудит  (ЭА)

  – 

представляет  собой  независимую 

документированную  проверку  соблюдения  юридическими  лицами  и 

индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и 

иную  деятельность,  требований  в  области  охраны  окружающей  среды, 

включая требования международных стандартов. 

Экологический аудит проводится в целях:  

•  

обеспечения ООС и рационального природопользования; 

• 

повышения качества природоохранной деятельности юридических лиц 

и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную или 

иную деятельность; 

• 

оценки  хозяйственной  или  иной  деятельности  экоаудируемого 

субъекта, опасности его объекта и причиненного среда окружающей среде; 

• 

определение возможностей и направлений последующей деятельности 

экоаудируемого  субъекта  на  конкретной  территории  и  необходимости 

осуществления мероприятий по восстановлению окружающей среды. 

Объектами экологического аудита являются: 

система управления окружающей средой (СУОС); 

продукция; 

компетентность персонала в выполнении работ, услуг в области охраны 

окружающей среды; 

оказание услуг в области охраны окружающей среды. 

Проведение  экологического  аудита  регламентировано  статьей  97 

«Экологический  аудит»  Закона  Республики  Беларусь  «Об  охране  окружаю-

щей  среды»,  а  также  государственными  стандартами  Республики  Беларусь: 

СТБ  ИСО  19011  -  2003  «Руководящие  указания  по  аудиту  систем 

менеджмента  качества  и  систем  экологического  менеджмента.  Процедуры 

аудита.  Проведение  аудита  систем  управления  окружающей  средой»,  СТБ 

ИСО 14001 – 2005 «Система управления окружающей средой. Требования и 

руководства по применению», СТБ ИСО 14004 - 2005 «Система управления 

39 

 

РЕ

ПО

ЗИ

ТО

РИ

Й

 

БГ

ПУ


background image

окружающей  средой.  Общие  и  руководящие  указания  по  принципам, 

системам и средствам обеспечения функционирования». 

Экологический 

аудит 

проводится 

юридическими 

лицами 

(индивидуальными  предпринимателями)  в  порядке,  установленном 

законодательством  Республики  Беларусь.  Лица,  проводящие  экологический 

аудит,  могут  оказывать  услуги  в  выработке  решений  по  повышению 

экологической безопасности производства на проверяемых объектах. 

Экологический аудит хозяйственной и иной деятельности юридических 

лиц  или  индивидуальных  предпринимателей  может  проводиться  в 

добровольном  или  обязательном  порядке  за  счет  собственных  средств  этих 

юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. 

При  приватизации  предприятий,  а  также  при  банкротстве  или 

ликвидации юридического лица, банкротстве или прекращении деятельности 

индивидуального  предпринимателя,  оказывающих  вредное  воздействие  на 

окружающую  среду,  а  также  в  иных  случаях,  установленных 

законодательными  актами  Республики  Беларусь,  экологический  аудит 

проводится  в  обязательном  порядке  за  счет  собственных  средств  этого 

юридического лица или индивидуального предпринимателя. 

В  Республике  Беларусь  функции  специально  уполномоченного 

государственного  органа  регулирования  деятельности  в  области 

экологического  аудита  выполняет  Министерство  природных  ресурсов  и 

охраны окружающей среды.  

В  ЭА  участвуют  три  стороны:  инициатор  (заказчик),  аудитор 

(аудиторская фирма) и проверяемый объект (объем или субъект). 

Процедура организации и проведения ЭА на объекте включает 4 этапа. 

Этап I. Подготовка аудита (обеспечивает заказчик).  

На этом этапе выполняются следующие виды работ: 

1. Составляется план и график ЭА. При этом аудит должен проводиться 

по возможности в обычные рабочие дни и часы.  

2. Определяются цели, уточняются критерии ЭА. 

3. Выбирается группа аудиторов или аудиторская фирма. 
4. 

Аудиторами разрабатывается программа (протокол) ЭА. 

Этап 

II. 

Проведение 

аудиторами 

экологического 

аудита 

непосредственно на объекте.  

На  этом  этапе  проводятся:  обзор  и  анализ  информации  по  объекту  (в 

соответс6твии  с  целями  аудита),  инспекция  объекта  с  посещением 

подразделений,  являющихся  значимыми  источниками  воздействия  на 

окружающую  среду.  Результаты  инспекции  отражаются  на  ситуационном 

аудиторском  плане.  Для  оценки  фактического  воздействия  субъекта  на 

окружающую  среду  аудиторами  используются  методы  материальных 

балансов  и  технологических  расчётов,  фотосъёмка  и  видеосъёмка. 

Завершается  этап  составлением  проекта  отчета,  содержащего  выводы  и 

рекомендации, и предварительное ознакомление с ними заказчика. 

40 

 

РЕ

ПО

ЗИ

ТО

РИ

Й

 

БГ

ПУ