ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.09.2020
Просмотров: 3826
Скачиваний: 7
нормировании и стандартизации» от 5 января 2004 г.
К ним, в первую
очередь, относятся: допустимые уровни содержания вредных веществ в
компонентах природной среды, которые обычно выражаются в форме
предельно допустимых концентрациях (ПДК) для воздушной, водной среды,
почв и регламентируются через лимиты выбросов (сбросов). Качество
атмосферного воздуха постоянно контролируется по 543 загрязнителям,
водных источников - по 1373.
Государственное регулирование в области нормирования и
стандартизации включает:
-
определение и реализацию в области единой государственной
политики в области нормирования и стандартизации,
-
формирование и реализацию программ разработки государственных
стандартов,
-
установление единого порядка разработки и утверждения
технических нормативов и государственных стандартов,
-
координацию
разработки
технических
нормативов
и
государственных стандартов,
-
установления порядка официального издания технических
нормативов и государственных стандартов,
-
установление порядка официального толкования по вопросам
применения технических нормативов и государственных стандартов.
Государственное регулирование и управление в области
нормирования и стандартизации осуществляется Президентом
Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь,
Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь и
иными законодательными органами в соответствии с Законодательством
Республики Беларусь.
Полномочия Президента и Совета Министров Республики Беларусь
носят законодательный характер.
Полномочия Государственного комитета по стандартизации
Республики Беларусь в области нормирования и стандартизации:
-
осуществляет реализацию государственной политики,
-
осуществляет общую координацию разработки технических
нормативов и государственных стандартов,
-
устанавливает порядок разработки, утверждения, государственной
регистрации, проверки, пересмотра, изменения, отмены, уведомления об
этом,
применения,
опубликования
технических
нормативов
и
государственных стандартов,
-
осуществляет государственный надзор за соблюдением требований
технических нормативов и государственных стандартов,
-
участвует в работе по международной и межгосударственной
стандартизации,
-
предоставляет субъектам технического нормирования и
стандартизации право на использование знаков, соответствующих
государственным стандартам,
136
РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ
-
создает и ведет Национальный фонд нормативно-правовых актов в
области нормирования и стандартизации.
На основании результатов установления соответствия между
состоянием окружающей среды и стандартами качества осуществляется
решение вопросов охраны окружающей среды при природопользовании через
экономический механизм.
Основными экономическими рычагами
являются:
-
льготное кредитование природоохранной деятельности;
-
лимиты на негативные воздействия на природную среду;
-
налоги и другие платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих
веществ;
-
возмещение в установленном порядке вреда, причиненного
окружающей среде.
При этом, размеры налогообложения и платежей зависит не только от
установленного объема выбросов или сбросов загрязняющих веществ в
природные системы, но и от соблюдения природопользователем этого
лимита.
Платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ
увеличиваются в 3-5 кратном размере по отношению к ранее
установленным лимитам.
В то же время
платежи за отрицательное
воздействие на окружающую среду в пределах установленных лимитов
включают в себестоимость продукции, а сверхлимитные - выплачиваются
из прибыли природопользователя.
Платежи за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, за
размещение отходов, штрафы за нарушение природоохранного
законодательства и средства, полученные за возмещение ущерба,
причиненного природной среде, поступают в Республиканский фонд охраны
природы.
В системе инвестирования природоохранной деятельности
все
мероприятия
по охране окружающей среды,
включая строительство
очистных сооружений, приобретение приборов контроля, как правило,
финансируются за счет собственных средств природопользователя
. Стро-
ительство общегородских очистных сооружений,
региональных приро-
доохранных мероприятий финансируется из местных бюджетов
.
Осу-
ществление государственных научно-технических и других природоох-
ранных программ и мероприятий
финансируется
из средств государ-
ственного бюджета и Республиканского фонда охраны природы.
В Республике Беларусь сложилась целостная система програм-
мирования мероприятий по охране окружающей среды и прогнозиро-
ванию
ее состояния. Наиболее масштабными и характерными в этом плане
являются:
«Национальная программа рационального использования
природных ресурсов и охраны окружающей среды», Государственная
научно-техническая программа «Природопользование и охрана
окружающей среды», упоминавшаяся «Национальная стратегия
устойчивого развития Республики Беларусь» на период до 2010 г.
Кроме
того, широко практикуются разработка и реализация программ и
137
РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ
комплексных проектов по решению конкретных проблем в области охраны
окружающей среды.
Как достижение следует рассматривать создание в Беларуси
широкой
сети особо охраняемых природных территорий; восстановление
нарушенных хозяйственной деятельностью природных объектов; увеличение
до 36 % удельного веса лесистости территорий; развитие мощного
потенциала экологической науки и успешное решение многих других
вопросов.
В
глобальном масштабе,
учитывая высокую степень освоенности при-
родных территорий и ресурсов и сложившуюся в связи с этим экологическую
ситуацию, основной комплекс проблем сохранения биологического
разнообразия природы может быть решен благодаря научно обоснованной
системе особо охраняемых природных территорий и объектов.
В связи с
этим в Республике Беларусь в соответствие со
ст.40 Закона Республики
Беларусь «Об охране окружающей среды» 20 октября 1994 г. был принят
специальный Закон Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных
территориях и объектах (ООПТ)»,
согласно которому в пределах ООПТ
экологические интересы имеют приоритет перед экономическими. Для
реализации этого тезиса в настоящее время разрабатываются нормативы
нагрузок на различные виды особо охраняемых природных объектов с учетом
особенностей видового состава растительного и животного мира.
В настоящие время сеть особо охраняемых природных территорий в
Беларуси включает: 1 заповедник, 4 национальных парка (общая их площадь
417615 га, или 2 % территорий страны, в них работает около 1800 чел.), 82
заказника и 162 памятника природы. Общая площадь ООПТ- 1,2 млн. га, или
5,9 % площади страны. Сеть ООПТ формируется на основе Схемы
рационального размещения охранных территорий Республики Беларусь,
утвержденной постановлением Кабинета Министров РБ №132 от 13 марта
1995 г. Во исполнение своих обязательств, вытекающих из ратифи-
цированной в 1993 г. Беларусью «Конвенции о биологическом раз-
нообразии»(Рио-де-Жанейро, 1992 г.) разработаны и реализуются
«Национальная стратегия и План действий по сохранению и устойчивому
использованию биологического разнообразия Республики Беларусь»
(одобрены в 1997 г. правительством).
В Беларуси в настоящие время функционируют 4 основных
общественных объединения: Белорусское общество охраны природы
(БООП), Белорусское общество охотников и рыболовов (БООР), Белорусское
молодежное экологическое движение «Белая Русь», Белорусский социально-
экономический союз (контролирует негативные последствия чернобыльской
катастрофы).
Большое внимание в Республике Беларусь уделяется
международному
сотрудничеству в области охраны окружающей среды.
Беларусь на
постоянной основе поддерживает
контакты с межправительственными
организациями:
-
ООН по окружающей среде,
138
РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ
-
Всемирной метеорологической организацией,
-
Всемирной организацией здравоохранения,
-
Европейской экономической комиссией ОО по проблемам
окружающей среды и водным ресурсам,
-
Исполнительными органами Конвенции о трансграничном
загрязнении воздуха на большие расстояния,
-
Международной справочной системой источников информации по
окружающей среде (ИНФОТЕРРА) и другими.
Таким
образом,
основным
механизмом
государственного
регулирования состояния окружающей среды являются стандарты
качества окружающей среды и воздействия на нее.
Тема 2. Санитарно-гигиенические стандарты качества воздуха (2
часа),
Вопросы:
1
. Глобальные экологические проблемы, связанные с загрязнением
атмосферного воздуха
2. Основные источники загрязнения атмосферного воздуха.
2
.1. Источники загрязнения природного происхождения.
2.
.2.Техногенные источники загрязнения атмосферного воздуха.
2.2.1 Электростанции и теплоэлектроцентрали.
2
.2.2. Промышленные предприятия.
2
.2.3. Автомобильный и другие виды транспорта.
2
.2.4. Агропромышленный комплекс.
1.
Глобальные экологические проблемы, связанные с загрязнением
атмосферного воздуха
В последние десятилетия сформировалось устойчивое мнение о гло-
бальном характере загрязнения атмосферного воздуха и обозначились
связанные с этим основные глобальные экологические проблемы.
В числе первых можно назвать проблему трансграничного (и транс-
континентального) переноса загрязнений атмосферного воздуха, источник
которых расположен на территории иностранного государства.
Перенос загрязняющих веществ природного происхождения (вулка-
ническая пыль, степные пыльные бури) с атмосферным воздухом имел место
всегда. Однако в последние десятилетия проблема трансграничного переноса
привлекла внимание международного сообщества в связи с нарастанием
выбросов в атмосферный воздух химических веществ из антропогенных
источников. В 1979 г. в рамках Европейской экономической комиссии (ЕЭК)
ООН была принята «Совместная программа наблюдений и оценки переноса
загрязняющих веществ в Европе» (ЕМЕП). Программа дает возможность
139
РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ
регулярно оценивать концентрации в воздухе, объемы и распределение
плотности выпадений контролируемых веществ на территориях и акваториях
49 государств-участников Конвенции. В ней рассматриваются суммарные
трансграничные выпадения, а также их доли от конкретных стран — сторон
Конвенции. В суммарные трансграничные выпадения включают выпадения
от национальных источников, от источников в государствах-участниках
Конвенции и других странах, от природных источников (вулканов, морей).
На Европейской территории России (ЕТР) в 2002 г. за счет западного
переноса из Западной Европы, Прибалтийского региона, Украины выпало
3321 т тяжелых металлов -— свинца, ртути, кадмия, более 23 т стойких
органических соединений — бенз(а)пирена, полихлориро-ванных бифенилов,
диоксинов, фуранов и других веществ, которые подпадают под действие
Конвенции. Установлено, что суммарные выпадения свинца на ЕТР
составили 3195 т, в том числе 1731 т за счет трансграничных переносов
западными ветрами и 1464 т от российских источников. Наибольший вклад в
трансграничный перенос свинца приходится на Украину — 89,8 т, Польшу
—
61,5 т, Италию — 46,2 т, Румынию — 43 т. Кадмия выпало на ЕТР 99,1 т,
из них 65,0 т за счет трансграничных переносов. Выпадения ртути на ЕТР в
сумме составили в 2002 г. 26,9 т, из них 23,3 т за счет трансграничных
переносов. По данным ЕМЕП, в 2002 г. бенз(а)пирена выпало 18,9 т, из них
12,45 т за счет трансграничных переносов. Поступление полихлорированных
бифенилов колеблется от 0,1 до 4 г/км2. Наибольшие их выпадения отмечены
на территориях севера России, при этом из 4,3 т на долю трансграничных
переносов приходится 60%. В том же году в результате трансграничного
переноса на почву и акватории ЕТР выпало около 2 млн т оксидов серы и
азота. Эти соединения, реагируя с тяжелыми металлами и высокотоксичными
органическими соединениями, увеличивают их подвижность в почве, водах и
донных осадках, а также вызывают их подкисление. В то же время более 60%
серы, которая поступает в атмосферный воздух в пределах ЕТР, переносится
на восток — в Уральский регион и Сибирь.
В последующем в дополнение в Конвенции были приняты протоколы
об ограничении выбросов летучих органических соединений (ЛОС), о
дальнейшем сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков,
протокол об ограничении выбросов оксидов азота. Россия активно участвует
в реализации этих важных документов. В Федеральном законе «Об охране
атмосферного воздуха» (2004) в статье 20 говорится о том, что в целях
уменьшения
трансграничного
загрязнения
атмосферного
воздуха
источниками выбросов загрязняющих веществ, расположенными на
территории России, Российская Федерация обеспечивает проведение
мероприятий по уменьшению выбросов, а также осуществляет иные меры в
соответствии с международными обязательствами Российской Федерации в
области охраны атмосферного воздуха.
С трансконтинентальным переносом техногенных загрязнений ат-
мосферы связана и вторая глобальная проблема загрязнения атмосферы —
появление так называемых кислотных дождей. Известно, что при сжигании
140
РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ