Файл: Стандарты качества окружающей среды.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.09.2020

Просмотров: 3682

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

нормировании  и  стандартизации»  от  5  января  2004  г. 

 

К  ним,  в  первую 

очередь,  относятся:  допустимые  уровни  содержания  вредных  веществ  в 

компонентах  природной  среды,  которые  обычно  выражаются  в  форме 

предельно допустимых концентрациях (ПДК) для воздушной, водной среды, 

почв  и  регламентируются  через  лимиты  выбросов  (сбросов).  Качество 

атмосферного воздуха постоянно контролируется по 543 загрязнителям, 

водных источников - по 1373. 

Государственное  регулирование  в  области  нормирования  и 

стандартизации включает: 

определение  и  реализацию  в  области  единой  государственной 

политики в области нормирования и стандартизации, 

формирование и реализацию программ разработки государственных 

стандартов, 

установление  единого  порядка  разработки  и  утверждения 

технических нормативов и государственных стандартов, 

координацию 

разработки 

технических 

нормативов 

и 

государственных стандартов, 

установления  порядка  официального  издания  технических 

нормативов и государственных стандартов, 

установление  порядка  официального  толкования  по  вопросам 

применения технических нормативов и государственных стандартов. 

Государственное  регулирование  и  управление  в  области 

нормирования  и  стандартизации  осуществляется  Президентом 

Республики  Беларусь,  Советом  Министров  Республики  Беларусь, 

Государственным  комитетом  по  стандартизации  Республики  Беларусь  и 

иными  законодательными  органами  в  соответствии  с  Законодательством 

Республики Беларусь. 

Полномочия  Президента  и  Совета  Министров  Республики  Беларусь 

носят законодательный характер. 

Полномочия  Государственного  комитета  по  стандартизации 

Республики Беларусь в области нормирования и стандартизации: 

осуществляет реализацию государственной политики, 

осуществляет  общую  координацию  разработки  технических 

нормативов и государственных стандартов, 

устанавливает порядок разработки, утверждения, государственной 

регистрации,  проверки,  пересмотра,  изменения,  отмены,  уведомления  об 

этом, 

применения, 

опубликования 

технических 

нормативов 

и 

государственных стандартов, 

осуществляет государственный надзор за соблюдением требований 

технических нормативов и государственных стандартов, 

участвует  в  работе  по  международной  и  межгосударственной 

стандартизации, 

предоставляет  субъектам  технического  нормирования  и 

стандартизации  право  на  использование  знаков,  соответствующих 

государственным стандартам, 

 

136 

РЕ

ПО

ЗИ

ТО

РИ

Й

 

БГ

ПУ


background image

создает и ведет Национальный фонд нормативно-правовых актов в 

области нормирования и стандартизации. 

На  основании  результатов  установления  соответствия  между 

состоянием окружающей среды и стандартами качества осуществляется 

решение вопросов охраны окружающей среды при природопользовании через

 

экономический механизм.

 

Основными экономическими рычагами

 

являются: 

льготное кредитование природоохранной деятельности; 

лимиты на негативные воздействия на природную среду; 

налоги  и  другие  платежи  за  выбросы  (сбросы)  загрязняющих 

веществ; 

возмещение  в  установленном  порядке  вреда,  причиненного 

окружающей среде. 

При этом, размеры налогообложения и платежей зависит не только от 

установленного  объема  выбросов  или  сбросов  загрязняющих  веществ  в 

природные  системы,  но  и  от  соблюдения  природопользователем  этого 

лимита. 

Платежи  за  сверхнормативные  выбросы  загрязняющих  веществ 

увеличиваются  в  3-5  кратном  размере  по  отношению  к  ранее  

установленным  лимитам.

 

В  то  же  время 

платежи  за  отрицательное 

воздействие  на  окружающую  среду  в  пределах  установленных  лимитов 

включают  в  себестоимость  продукции,  а  сверхлимитные  -  выплачиваются 

из прибыли  природопользователя.

 

Платежи  за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, за 

размещение  отходов,  штрафы  за  нарушение  природоохранного 

законодательства  и  средства,  полученные  за  возмещение  ущерба, 

причиненного природной среде, поступают в Республиканский фонд охраны 

природы. 

В  системе  инвестирования  природоохранной  деятельности

 

все 

мероприятия 

по  охране  окружающей  среды,

 

включая  строительство 

очистных  сооружений,  приобретение  приборов  контроля,  как  правило, 

финансируются  за  счет  собственных  средств  природопользователя

.  Стро- 

ительство  общегородских  очистных  сооружений,   

региональных  приро-

доохранных  мероприятий  финансируется  из  местных  бюджетов

Осу-

ществление  государственных  научно-технических  и  других  природоох-

ранных  программ  и  мероприятий

 

финансируется 

из  средств  государ-

ственного бюджета и Республиканского фонда охраны природы. 

В  Республике  Беларусь  сложилась  целостная  система  програм-

мирования  мероприятий  по  охране  окружающей  среды  и  прогнозиро-

ванию

 

ее  состояния.  Наиболее  масштабными  и  характерными  в  этом  плане 

являются: 

«Национальная  программа  рационального  использования 

природных  ресурсов  и  охраны  окружающей  среды»,  Государственная 

научно-техническая  программа  «Природопользование  и  охрана 

окружающей  среды»,  упоминавшаяся  «Национальная  стратегия 

устойчивого  развития  Республики  Беларусь»  на  период  до  2010  г. 

Кроме 

того,  широко  практикуются  разработка  и  реализация  программ  и 

 

137 

РЕ

ПО

ЗИ

ТО

РИ

Й

 

БГ

ПУ


background image

комплексных  проектов  по  решению  конкретных  проблем  в  области  охраны 

окружающей среды.  

Как  достижение  следует  рассматривать  создание  в  Беларуси 

широкой 

сети  особо  охраняемых  природных  территорий;  восстановление 

нарушенных хозяйственной деятельностью природных объектов; увеличение 

до  36  %  удельного  веса  лесистости  территорий;  развитие  мощного 

потенциала  экологической  науки  и  успешное  решение  многих  других 

вопросов. 

В 

глобальном масштабе,

 

учитывая высокую степень освоенности при-

родных территорий и ресурсов и сложившуюся в связи с этим экологическую 

ситуацию,  основной  комплекс  проблем  сохранения  биологического 

разнообразия  природы  может  быть  решен  благодаря  научно  обоснованной 

системе  особо  охраняемых  природных  территорий  и  объектов. 

В  связи  с 

этим  в  Республике  Беларусь  в  соответствие  со 

ст.40  Закона  Республики 

Беларусь «Об охране окружающей среды» 20 октября 1994 г. был принят 

специальный Закон Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных 

территориях  и  объектах  (ООПТ)»,

 

согласно  которому  в  пределах  ООПТ 

экологические  интересы  имеют  приоритет  перед  экономическими.  Для 

реализации этого тезиса в настоящее время разрабатываются нормативы 

нагрузок на различные виды особо охраняемых природных объектов с учетом 

особенностей видового состава растительного и животного мира.

  

В  настоящие  время  сеть  особо  охраняемых  природных  территорий  в 

Беларуси включает:  1 заповедник, 4 национальных парка (общая их площадь 

417615 га, или 2 % территорий страны, в них работает около 1800 чел.), 82 

заказника и 162 памятника природы. Общая площадь ООПТ- 1,2 млн. га, или 

5,9  %  площади  страны.  Сеть  ООПТ  формируется  на  основе  Схемы 

рационального  размещения  охранных  территорий  Республики  Беларусь, 

утвержденной  постановлением  Кабинета  Министров  РБ  №132  от  13  марта 

1995  г.  Во  исполнение  своих  обязательств,  вытекающих  из  ратифи-

цированной  в  1993  г.  Беларусью  «Конвенции  о  биологическом  раз-

нообразии»(Рио-де-Жанейро,  1992  г.)  разработаны  и  реализуются 

«Национальная  стратегия  и  План  действий  по  сохранению  и  устойчивому 

использованию  биологического  разнообразия  Республики  Беларусь» 

(одобрены в 1997 г. правительством). 

В  Беларуси  в  настоящие  время  функционируют  4  основных 

общественных  объединения:  Белорусское  общество  охраны  природы 

(БООП), Белорусское общество охотников и рыболовов (БООР), Белорусское 

молодежное экологическое движение «Белая Русь», Белорусский социально-

экономический союз (контролирует негативные последствия чернобыльской 

катастрофы). 

Большое внимание в Республике Беларусь уделяется

 

международному 

сотрудничеству  в  области  охраны  окружающей  среды.

 

Беларусь  на 

постоянной  основе  поддерживает 

контакты  с  межправительственными 

организациями:  

ООН по окружающей среде, 

 

138 

РЕ

ПО

ЗИ

ТО

РИ

Й

 

БГ

ПУ


background image

-  

Всемирной метеорологической организацией,  

Всемирной организацией здравоохранения,  

Европейской  экономической  комиссией  ОО  по  проблемам 

окружающей среды и водным ресурсам,  

Исполнительными  органами  Конвенции  о  трансграничном 

загрязнении воздуха на большие расстояния,  

Международной  справочной  системой  источников  информации  по 

окружающей среде (ИНФОТЕРРА) и другими. 

Таким 

образом, 

основным 

механизмом 

государственного 

регулирования  состояния  окружающей  среды  являются  стандарты 

качества окружающей среды и воздействия на нее.  

 
 
 
 
 

Тема  2.  Санитарно-гигиенические  стандарты  качества  воздуха  (2 

часа), 

Вопросы: 
1

. Глобальные экологические проблемы, связанные с загрязнением 

атмосферного воздуха 

2. Основные источники загрязнения атмосферного воздуха. 
2

.1. Источники загрязнения природного происхождения. 

2.

.2.Техногенные источники загрязнения атмосферного воздуха. 

2.2.1 Электростанции и теплоэлектроцентрали. 
2

.2.2. Промышленные предприятия. 

2

.2.3. Автомобильный и другие виды транспорта. 

2

.2.4. Агропромышленный комплекс. 

 
1. 

Глобальные экологические проблемы, связанные с загрязнением 

атмосферного воздуха 

В  последние  десятилетия  сформировалось  устойчивое  мнение  о  гло-

бальном  характере  загрязнения  атмосферного  воздуха  и  обозначились 

связанные с этим основные глобальные экологические проблемы. 

В  числе  первых  можно  назвать  проблему  трансграничного  (и  транс-

континентального)  переноса  загрязнений  атмосферного  воздуха,  источник 

которых расположен на территории иностранного государства. 

Перенос  загрязняющих  веществ  природного  происхождения  (вулка-

ническая пыль, степные пыльные бури) с атмосферным воздухом имел место 

всегда. Однако в последние десятилетия проблема трансграничного переноса 

привлекла  внимание  международного  сообщества  в  связи  с  нарастанием 

выбросов  в  атмосферный  воздух  химических  веществ  из  антропогенных 

источников. В 1979 г. в рамках Европейской экономической комиссии (ЕЭК) 

ООН была принята «Совместная программа наблюдений и оценки переноса 

загрязняющих  веществ  в  Европе»  (ЕМЕП).  Программа  дает  возможность 

 

139 

РЕ

ПО

ЗИ

ТО

РИ

Й

 

БГ

ПУ


background image

регулярно  оценивать  концентрации  в  воздухе,  объемы  и  распределение 

плотности выпадений контролируемых веществ на территориях и акваториях 

49  государств-участников  Конвенции.  В  ней  рассматриваются  суммарные 

трансграничные выпадения, а также их доли от конкретных стран — сторон 

Конвенции.  В  суммарные  трансграничные  выпадения  включают  выпадения 

от  национальных  источников,  от  источников  в  государствах-участниках 

Конвенции и других странах, от природных источников (вулканов, морей). 

На Европейской территории России (ЕТР) в 2002 г. за счет западного 

переноса  из  Западной  Европы,  Прибалтийского  региона,  Украины  выпало 

3321  т  тяжелых  металлов  -—  свинца,  ртути,  кадмия,  более  23  т  стойких 

органических соединений — бенз(а)пирена, полихлориро-ванных бифенилов, 

диоксинов,  фуранов  и  других  веществ,  которые  подпадают  под  действие 

Конвенции.  Установлено,  что  суммарные  выпадения  свинца  на  ЕТР 

составили  3195  т,  в  том  числе  1731  т  за  счет  трансграничных  переносов 

западными ветрами и 1464 т от российских источников. Наибольший вклад в 

трансграничный  перенос  свинца  приходится  на  Украину  —  89,8  т,  Польшу 
— 

61,5 т, Италию — 46,2 т, Румынию — 43 т. Кадмия выпало на ЕТР 99,1 т, 

из них 65,0 т за счет трансграничных переносов. Выпадения ртути на ЕТР в 

сумме  составили  в  2002  г.  26,9  т,  из  них  23,3  т  за  счет  трансграничных 

переносов. По данным ЕМЕП, в 2002 г. бенз(а)пирена выпало 18,9 т, из них 

12,45 т за счет трансграничных переносов. Поступление полихлорированных 

бифенилов колеблется от 0,1 до 4 г/км2. Наибольшие их выпадения отмечены 

на  территориях  севера  России,  при  этом  из  4,3  т  на  долю  трансграничных 

переносов  приходится  60%.  В  том  же  году  в  результате  трансграничного 

переноса  на  почву  и  акватории  ЕТР  выпало  около  2  млн  т  оксидов  серы  и 

азота. Эти соединения, реагируя с тяжелыми металлами и высокотоксичными 

органическими соединениями, увеличивают их подвижность в почве, водах и 

донных осадках, а также вызывают их подкисление. В то же время более 60% 

серы, которая поступает в атмосферный воздух в пределах ЕТР, переносится 

на восток — в Уральский регион и Сибирь. 

В последующем в дополнение в Конвенции были приняты протоколы 

об  ограничении  выбросов  летучих  органических  соединений  (ЛОС),  о 

дальнейшем  сокращении  выбросов  серы  или  их  трансграничных  потоков, 

протокол об ограничении выбросов оксидов азота. Россия активно участвует 

в  реализации  этих  важных  документов.  В  Федеральном  законе  «Об  охране 

атмосферного  воздуха»  (2004)  в  статье  20  говорится  о  том,  что  в  целях 

уменьшения 

трансграничного 

загрязнения 

атмосферного 

воздуха 

источниками  выбросов  загрязняющих  веществ,  расположенными  на 

территории  России,  Российская  Федерация  обеспечивает  проведение 

мероприятий по уменьшению выбросов, а также осуществляет иные меры в 

соответствии  с  международными  обязательствами  Российской  Федерации  в 

области охраны атмосферного воздуха. 

С  трансконтинентальным  переносом  техногенных  загрязнений  ат-

мосферы  связана  и  вторая  глобальная  проблема  загрязнения  атмосферы  — 

появление так называемых кислотных дождей. Известно, что при сжигании 

 

140 

РЕ

ПО

ЗИ

ТО

РИ

Й

 

БГ

ПУ