Файл: Стандарты качества окружающей среды.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.09.2020

Просмотров: 3684

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Мирового  океана,  сокращение  разнообразия  животного  и  растительного 

мира, среднегодовой температуры поверхности Земли  и т.д. 

Назначение  стандартов  качества  окружающей  среды  в  системе 

глобального  контроля  и  управления  состоянием  окружающей  среды 

заключается  в  регулировании  уровня  антропогенного  воздействия    с 

последующим  формированием  системы  механизмов  воздействия  на 

антропогенез,  в  результате  которых  система  «окружающая  среда  - 

человек» имела сбалансированный характер с хозяйственной деятельностью 

человека.

  

Прерогатива  функции  управления  глобальной  экологической 

безопасностью 

принадлежит: 

Совету 

мира, 

ООН, 

Научно-

исследовательским  центрам  по  важнейшим  проблемам  выживания 

человечества и Фонду ноосферного развития и др., что в первую очередь 

связано  с  громадными  затратами  на  научные  исследования  охраны 

окружающей  среды  в  системе  эволюции  биосферы  и  ее  составляющих 

элементов ( рис. 1, рис. 2). 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.1  Организационная  структура  управления  глобальными 

экологическими процессами. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.2  Организационная  структура  управления  по  сохранению  и 

восстановлению  экосистем. 

С

С

о

о

в

в

е

е

т

т

 

 

м

м

и

и

р

р

а

а

 

 

О

О

р

р

г

г

а

а

н

н

и

и

з

з

а

а

ц

ц

и

и

я

я

 

 

О

О

б

б

ъ

ъ

е

е

д

д

и

и

н

н

е

е

н

н

н

н

ы

ы

х

х

 

 

Н

Н

а

а

ц

ц

и

и

й

й

  

Н

Н

а

а

у

у

ч

ч

н

н

о

о

-

-

и

и

с

с

с

с

л

л

е

е

д

д

о

о

в

в

а

а

т

т

е

е

л

л

ь

ь

с

с

к

к

и

и

е

е

 

 

ц

ц

е

е

н

н

т

т

р

р

ы

ы

 

 

п

п

о

о

 

 

в

в

а

а

ж

ж

н

н

е

е

й

й

ш

ш

и

и

м

м

 

 

б

 

 

 

 

 

 

Ф

Ф

о

о

н

н

д

д

 

 

н

н

о

о

о

о

с

с

ф

ф

е

е

р

р

н

н

о

о

г

г

о

о

 

 

р

р

а

а

з

з

в

в

и

и

т

т

и

и

я

я

 

 

С

С

о

о

в

в

е

е

т

т

 

 

п

п

о

о

 

 

с

с

о

о

х

х

р

р

а

а

н

н

е

е

н

н

и

и

ю

ю

 

 

и

и

 

 

в

в

о

о

с

с

с

с

т

т

а

а

н

н

о

о

в

в

л

л

е

е

н

н

и

и

ю

ю

 

 

э

э

к

к

о

о

с

с

и

и

с

с

т

т

е

е

м

м

ы

ы

 

 

И

И

с

с

п

п

о

о

л

л

н

н

и

и

т

т

е

е

л

л

ь

ь

н

н

ы

ы

й

й

 

 

о

о

р

р

г

г

а

а

н

н

 

 

п

п

о

о

 

 

с

с

о

о

х

х

р

р

а

а

н

н

е

е

н

н

и

и

ю

ю

 

 

и

и

 

 

в

в

о

о

с

с

с

с

т

т

а

а

н

н

о

о

в

в

л

л

е

е

н

н

и

и

ю

ю

 

 

э

э

к

к

о

о

с

с

и

и

с

с

т

т

е

е

м

м

ы

ы

  

Н

Н

а

а

у

у

ч

ч

н

н

о

о

-

-

 

 

и

и

с

с

с

с

л

л

е

е

д

д

о

о

в

в

а

а

-

-

 

 

т

т

е

е

л

л

ь

ь

с

с

к

к

и

и

й

й

 

 

ц

ц

е

е

н

н

т

т

р

р

 

 

Э

Э

к

к

о

о

л

л

о

о

г

г

и

и

ч

ч

е

е

с

с

к

к

и

и

й

й

 

 

ф

ф

о

о

н

н

д

д

 

 

Э

Э

к

к

о

о

л

л

о

о

г

г

и

и

ч

ч

е

е

с

с

к

к

и

и

й

й

 

 

б

б

а

а

н

н

к

к

 

 

С

С

т

т

р

р

а

а

х

х

о

о

в

в

а

а

я

я

 

 

э

э

к

к

о

о

л

л

о

о

г

г

и

и

ч

ч

е

е

с

с

к

к

а

а

я

я

 

 

к

к

о

о

м

м

п

п

а

а

н

н

и

и

я

я

 

 

 

131 

РЕ

ПО

ЗИ

ТО

РИ

Й

 

БГ

ПУ


background image

 

Методы  управления  этого  уровня  включают: 

принятие 

между-

народных  актов  по  защите  окружающей  природной  среды,  на  основе 

которых разрабатываются единые, унифицированные стандарты качества 

окружающей  среды  и  нормативы  воздействия  на  нее,  происходит 

реализация  совместных  межгосударственных  экологических  и  других 

глобальных  программ  и  проектов,  создание  межправительственных  сил  и 

средств  быстрого  реагирования  в  случае  необходимости  ликвидации 

экологических  катастроф,  связанных  с  действием  как  природных,  так  и  

антропогенных факторов. 

Для  решения  глобальных  экологических  проблем

 

необходима 

унификация  правового  межгосударственного  поля,

 

на  основе  которого

 

проводится  унификация  всех  видов  стандартов  качества  окружающей 

среды  и  определение  нормативов  воздействия

 

(для  сохранения 

количественного  и  качественного  биоразнообразия  на  Земле;  качества 

атмосферы,  гидросферы,  топливно-энергетических  и  минеральных  ресурсов 

и  т.д.).  Изучение  устойчивости  природных  комплексов  Арктики  и 

Антарктики как естественных зон, не затронутых хозяйственным освоением, 

является  основой  для  разработки  нормативов  воздействия  на  окружающую 

среду  с  целью  дальнейшего  прогнозирования  направления  развития 

трансформированных  зон  и  участков  биосферы  по  сравнению  с 

ненарушенными ее областям  

Важнейшим  методом  управления  глобальной  экологической 

безопасностью  после  правового  поля 

в  условиях  экологического  кризиса, 

является

 

экономический механизм, необходимый для

 

реализации концепции 

коэволюции  человека  и  природы.

 

Параллельно  необходимо  проведение 

демографической  политики,  направленной  на  стабилизацию  роста 

численности населения. 

Методы управления на региональном уровне включают:  разработку

 

международных актов по защите окружающей природной среды

 

в пределах 

крупных географических, экономических зон, иногда территорий нескольких 

государств,  объединенных  региональной  спецификой,  для  которых 

разрабатываются  единые,  стандарты  качества  окружающей  среды  и 

нормативы воздействия на нее, на основе которых происходит реализация 

совместных  экологических  программ  и  проектов,  создание  системы  сил  и 

средств быстрого реагирования для  ликвидации экологических катастроф 

природно-антропогенного характера (

Западная и Восточная Европа, Азия). 

На 

региональном  уровне

 

важнейшими  составляющими 

звеньями 

системы управления экологической безопасностью являются

экологизация  экономики,  ключевым  элементом  которой  является 

система  внедрения  единых  стандартов  качества  окружающей  среды  и 

нормативов воздействия на нее; 

уровень  экономического  развития,  который  не  должен  превышать 

темпов восстановления ресурсов и качества окружающей среды

 

132 

РЕ

ПО

ЗИ

ТО

РИ

Й

 

БГ

ПУ


background image

новейшие  малоотходные,  безотходные  и  экологически  безопасные 

технологии, 

рациональное и сбалансированное использование природных ресурсов 

в пределах возможности их возобновления и комплексного использования не 

возобновляемой части природно-ресурсного потенциала, 

создание условий для реализации экологической сертификации. 

Для  реализации  поставленных  существует  система

  

управления 

экологической безопасностью различных уровней

 

(рис. 3). 

Важнейшим  инструментом  реализации  системы  управления 

экологической безопасностью на 

локальном уровне является экологический 

анализ. Это процедура дифференциации природного процесса или предмета 

хозяйственной  деятельности  на  составные  элементы  для  определения 

уровня отрицательного воздействия природного объекта или антропогенной 

деятельности на окружающую среду в результате идентификации данных 

мониторинга  с  системой  стандартов  качества  для  последующей 

разработки механизма устранения этого загрязнения или неблагоприятного 

воздействия.  

Локальный уровень включает отдельные города, районы, предприятия 

всех  видов  обрабатывающей  промышленности.  Механизм  управления 

экологической безопасностью  осуществляется администрацией отдельных 

городов,  районов,  предприятий,  АПК  с  привлечением  соответствующих 

служб,  ответственных  за  санитарное  состояние  и  природоохранную 

деятельность. 

На  локальном  уровне  решаются  конкретные  проблемы, 

которые  определяют  возможность  достижения  цели  управления 

экологической безопасностью регионального и глобального уровня. 

Однако,  достижение  целей  управления  экологической  безопасностью 

окажется  невозможным  в  случае  нарушения  принципа  передачи 

объективной  информации  от  локального  к  региональному  и  глобальному 

уровням. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

О

О

б

б

ъ

ъ

е

е

к

к

т

т

 

 

у

у

п

п

р

р

а

а

в

в

л

л

е

е

н

н

и

и

я

я

 

 

С

С

о

о

ц

ц

и

и

о

о

э

э

к

к

о

о

с

с

и

и

с

с

т

т

е

е

м

м

ы

ы

 

 

О

О

к

к

р

р

у

у

ж

ж

а

а

ю

ю

щ

щ

а

а

я

я

 

 

п

п

р

р

и

и

р

р

о

о

д

д

н

н

а

а

я

я

 

 

с

с

р

р

е

е

д

д

а

а

 

 

Э

Э

к

к

о

о

н

н

о

о

м

м

и

и

к

к

а

а

 

 

Ф

Ф

и

и

н

н

а

а

н

н

с

с

ы

ы

 

 

Р

Р

е

е

с

с

у

у

р

р

с

с

ы

ы

 

 

П

П

р

р

а

а

в

в

о

о

 

 

А

А

д

д

м

м

и

и

н

н

и

и

с

с

т

т

р

р

и

и

р

р

о

о

в

в

а

а

н

н

и

и

е

е

 

 

Х

Х

о

о

з

з

я

я

й

й

с

с

т

т

в

в

е

е

н

н

н

н

а

а

я

я

 

 

д

д

е

е

я

я

т

т

е

е

л

л

ь

ь

н

н

о

о

с

с

т

т

ь

ь

 

 

П

П

р

р

о

о

б

б

л

л

е

е

м

м

ы

ы

 

 

М

М

е

е

д

д

и

и

к

к

о

о

-

-

 

 

с

с

о

о

ц

ц

и

и

а

а

л

л

ь

ь

н

н

ы

ы

 

 

Э

Э

к

к

о

о

н

н

о

о

м

м

и

и

ч

ч

е

е

с

с

к

к

и

и

е

е

 

 

Ф

Ф

и

и

н

н

а

а

н

н

с

с

о

о

в

в

ы

ы

е

е

 

 

Д

Д

у

у

х

х

о

о

в

в

н

н

о

о

-

-

 

 

э

э

с

с

т

т

е

е

т

т

и

и

ч

ч

е

е

с

с

к

к

и

и

 

 

П

П

р

р

о

о

м

м

ы

ы

ш

ш

л

л

е

е

н

н

н

н

о

о

с

с

т

т

ь

ь

:

:

 

 

 

 

 

 

 

 

С

С

е

е

л

л

ь

ь

с

с

к

к

.

.

 

 

и

и

 

 

л

л

е

е

с

с

н

н

.

.

 

 

х

х

о

о

з

з

-

-

в

в

о

о

;

;

 

 

 

 

 

 

 

 

Т

Т

р

р

а

а

н

н

с

с

п

п

о

о

р

р

т

т

 

 

П

П

р

р

е

е

д

д

п

п

р

р

и

и

я

я

т

т

и

и

е

е

 

 

 

133 

РЕ

ПО

ЗИ

ТО

РИ

Й

 

БГ

ПУ


background image

Рис.3. Схема управления экологической безопасностью. 

 

3

.  Пути  обеспечения  реализации  экологической  политики  в 

Республике Беларусь. 

Основной 

целью  экологической  политики

 

Республики  Беларусь 

является 

обеспечение  экологически  безопасных  условий  для  проживания 

людей, рациональное использование и охрана природных ресурсов, выработка 

правовых  и  экономических  основ  охраны  окружающей  среды  в

 

интересах

 

настоящего и будущих поколений.

  

Основными направлениями работы

 

по 

реализации государственной 

экологической  политики

 

являются: 

совершенствование  природоохранного 

законодательства  с  целью  создания  более  четкой  нормативной  базы  в 

области  охраны  окружающей  среды

внедрение  эффективных  методов 

управления и контроля за охраной окружающей среды; создание целостной 

системы 

финансирования 

природоохранных 

мероприятий; 

совершенствование системы органов управления и экологического контроля; 

реализация  программы  экологической  подготовки  кадров,  повышение 

экологической 

культуры 

населения; 

развитие 

международного 

сотрудничества и более активное использование мирового опыта в решении 

экологических  проблем. 

Все  эти  положения  закреплены 

«Концепцией 

государственной  политики  Республики  Беларусь  в  области  охраны 

окружающей среды» 

(утверждена Верховным Советом Республики Беларусь 

06.09.1995 г.) 

В соответствии 

с принципами и рекомендациями Конференции ООН по 

окружающей  среде  и  развитию  (Рио-де-Жанейро,  1992  г.),

 

в  Республике 

Беларусь разработана Национальная стратегия устойчивого развития

в 

основе  природоохранной  деятельности  в  которой

 

положена  концепция  о 

единстве  взаимодействия  блоков,  обеспечивающих  охрану  окружающей 

среды  и  рациональное  использование  природно-ресурсного  потенциала.

 

Кроме того, 

указанные составляющие следует рассматривать одновременно 

и  как  неотъемлемую  часть  процесса  общего  социально-экономического 

развития,  в  котором  природопользование  должно  осуществляться  такими 

методами  и  в  таких  масштабах,  которые  обеспечивают  необходимый 

уровень  развития  экономики  при  непременном  условии  обеспечения 

возможностей  сохранения  благоприятной  окружающей  среды  и 

использования  природно-ресурсного  потенциала  не  только  для  настоящего, 

но и для будущих поколений. 

Основополагающим  нормативным  актом  в  сфере  охраны  природы 

является  Закон  Республики  Беларусь  «Об  охране  окружающей  среды» 
(1992
 

г.).

 

Этим  законом  закреплены: 

цели,  принципы  и  правовые  основания 

природоохранной  деятельности,  круг  подлежащих  охране  природных 

ресурсов,  объектов  и  комплексов,  права  и  обязанности  граждан  и 

общественных  объединений  по  охраны  окружающей  среды,  система 

экологического  просвещения,  воспитания  и  образования,  государственное 

регулирование  и  управление  в  этой  сфере,  экономический  механизм  охраны 

 

134 

РЕ

ПО

ЗИ

ТО

РИ

Й

 

БГ

ПУ


background image

окружающей среды, государственная система наблюдений за ее состоянием 

и  кадастрового  учета  природных  ресурсов,  определены  вопросы 

нормативно-технического  и  научного  обеспечения  природоохранных 

мероприятий. 

Законом предусматриваются также проведение экологической 

экспертизы и участие в ней независимых групп специалистов по инициативе 

общественных  объединений,  граждан. 

Заключения  общественной 

экологической  экспертизы  учитываются  органами,  осуществляющими 

государственную  экологическую  экспертизу. 

В  Беларуси  приняты  также 

законы  об  охране  земельных  и  лесных  угодий,  водных  источников, 

атмосферного воздуха, животного мира и др. 

Важным  рычагом  осуществления  государственной  природоохранной 

политики

 

в  стране  является  проведение 

государственной  экспертизы

 

проектов  на  строительство  или  реконструкцию  предприятий. 

В  системе 

Министерства  природных  ресурсов  и  охраны  окружающей  среды 

функционирует  специализированная  инспекция  по  государственной 

экологической  экспертизе. 

В  структуре  областных  и  Минского  городского 

комитетов  природных  ресурсов  и  охраны  окружающей  среды  также  есть 

отделы по государственной экологической экспертизе проектов. 

Проведение государственной экологической экспертизы

 

в  Беларуси, 

также регулируется «Законом Республики Беларусь «О государственной 

экологической экспертизе» от 18 июня 1993 г.,

 

в котором определены цели 

государственной  экологической  экспертизы,  ее  место  в  системе  принятия 

решений,  устанавливаются  общий  порядок  организации  и  проведения-

экспертизы, права и обязанности сторон, порядок обжалования заключений 

и рассмотрения споров. 

Ежегодно  специализированными  экспертными  подразделениями 

Минприроды  рассматривается  около  4500  проектных  материалов  на 

строительство,  реконструкцию  и  техническое  перевооружение  объектов 

хозяйственной  деятельности.  Около  30  %  рассмотренной  проектно-сметной 

документации отклоняется в связи с недостаточной проработкой проектных 

решений  по  охране  природы.  Чаще  всего  это  касается  проектов  на 

строительство  объектов  теплоэнергетики  и  промышленных  предприятий  в 

крупных городах. 

Закон  Республики  Беларусь  «Об  отходах  производства  и 

потребления»  от  25  ноября  1993  г.  регулирует  вопросы  образования, 

хранения,  утилизации  (захоронения)  твердых,  опасных  и  радиоактивных 

отходов.

 

Этот  закон

 

создает  юридические  предпосылки 

для 

предотвращения  или  уменьшения  отрицательного  влияния  отходов  на 

окружающую  среду  и  человека  при  обращении  с  ними  и  максимальному 

вовлечению  их  в  хозяйствененный  оборот  в  качестве  дополнительного 

источника сырья. 

В  системе  государственных  регуляторов  охраны  окружающей  среды 

определяющая  роль  принадлежит

 

стандартам  качества  окружающей 

среды  или  нормативам,  структура  и  система  нормирования  которых 

определяются положениями Закона Республики Беларусь «О техническом 

 

135 

РЕ

ПО

ЗИ

ТО

РИ

Й

 

БГ

ПУ