ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.09.2020
Просмотров: 3805
Скачиваний: 7
факторов. Из 102 важнейших болезней, групп болезней и травм, которые
рассмотрены в Докладе о состоянии здравоохранения в мире за 2004 г.,
факторы экологического риска вносят свой вклад в общее число болезней по
85 категориям. Среди детей в возрасте 0-14 лет доля смертности,
обусловленная факторами окружающей среды, по некоторым расчетам
составила 36%.
В настоящее время основные последствия загрязнения окружающей
среды носят широкомасштабный характер и проявляются в виде
экологического кризиса.
Экологический кризис
—
напряженное состояние взаимоотношений
между человечеством и природой, характеризующееся несоответствием
развития производительных сил и производственных отношений ресурсно-
экологическим возможностям биосферы. Основными формами проявления
экологического кризиса являются следующие экологические проблемы:
изменение климата, сохранение озонового слоя, обезлесение, опустынивание,
количественное и качественное истощение вод суши, загрязнение вод
Мирового океана, сокращение биологического разнообразия, проблема
утилизации отходов и др. Эти проблемы влекут как рост заболеваемости
населения, обусловленный ухудшением качества окружающей среды, так и
другие негативные последствия.
В качестве доминирующих среди региональных экологических
проблем по степени их воздействия на состояние здоровья населения
выделяют загрязнение водной, воздушной среды, почвы, пищевых продуктов
растительного и животного происхождения.
1.5
Исторические сведения о нормировании качества
окружающей среды
Нормирование качества вод.
В конце XIX века положено начало
научным исследованиям с целью установления нормативов качества
окружающей среды, что было обусловлено негативным влиянием качества
питьевой воды на здоровье человека.
Первый стандарт качества питьевой воды в области водоснабжения
населения был принят в США в 1914 г.
Вторым в мире и первым в Европе стал принятый в РСФСР в 1937 г.
«Временный стандарт качества очистки водопроводно-хозяйственной воды»,
определивший принципы стандартизации питьевой воды.
Для унификации требований к качеству питьевой воды в мировом
масштабе Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1958 г. были
разработаны и утверждены «Международные стандарты питьевой воды», на
основе которых в ряде стран мира были приняты национальные стандарты
качества питьевой воды.
В США первый федеральный закон о безопасности питьевой воды был
опубликован в 1974 г. На его основе в 1975 г. разработаны
общенациональные стандарты, в состав которых входили 16 нормативов (10 -
11
РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ
для неорганических веществ и 6 - для пестицидов). В 1986 г. спектр
нормируемых веществ расширился до 70.
В 1993 г. ВОЗ опубликовала «Руководство по контролю качества
питьевой воды», в котором представлен перечень ингредиентов и предельные
уровни их содержания в питьевой воде.
Регулирование качества питьевого водоснабжения в странах-членах
Европейского союза (ЕС), осуществляется в соответствии с Директивой
Совета ЕС 98/83 «О требованиях к составу и качеству воды, предназначенной
для потребления человеком и для производства пищевых продуктов». На ее
основе в странах ЕС разработаны национальные нормативы.
В Российской Федерации питьевое водоснабжение, регламентируется
Санитарными нормами и правилами (СанПиН) 2.1.4.559-96 «Питьевая вода.
Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем
питьевого водоснабжения. Контроль качества».
В Республике Беларусь для регламентации качества вод разработаны
нормативы для 800 загрязнителей.
История формирования
нормативов качества атмосферного воздуха
тесно связана с ростом масштабов его загрязнения во второй половине XIX –
начале XX века в результате развития промышленного производства в ряде
развитых стран Европы и Америки.
В этот период для регламентации и контроля негативного воздействия
поллютантов на воздушную среду были приняты первые нормативы,
регулирующие ее качественное состояние.
В СССР в первой трети XX века вследствие интенсификации
промышленного производства возникла необходимость регламентации
качества атмосферного воздуха. Приоритет первых исследований по
изучению загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных
центрах принадлежит Г.В. Хлопину, под руководством которого в 1929-1930
гг. созданы санитарные научно-исследовательские институты, в составе
которых функционировали отделы гигиены атмосферного воздуха.
В 1949 г. В.А. Рязанов разработал методологию гигиенического
нормирования загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, основные
положения которой отражены в работе «Принципы гигиенического
нормирования атмосферных загрязнений». На ее основе к 1951 г. были
разработаны первые предельно допустимые концентрации (ПДК) для 10
наиболее распространенных загрязнителей атмосферного воздуха.
В настоящее время в Республике Беларусь разработаны нормативы
более чем для 1000 загрязнителей воздуха.
Нормирование качества почв и пищевых продуктов.
Гигиеническое
нормирование качества почвы до второй половины ХХ века не
осуществлялось. Однако в конце 1960-х - начале 1970-х годов в условиях
широкой химизации сельскохозяйственного производства и интенсификации
промышленности были зафиксированы пиковые загрязнения почвы
тяжелыми металлами и пестицидами, что обусловило высокие уровни их
12
РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ
аккумуляции в продуктах питания растительного и животного
происхождения. В связи с этим возникли предпосылки для гигиенического
нормирования качества не только пищевых продуктов, потребляемых
человеком, но и почвы. Автором методики гигиенического нормирования
содержания веществ, преднамеренно вносимых в почву человеком, стал Е.И.
Гончарук (1976 г).
Нормативы качества почв в Республике Беларусь разработаны для 339
загрязнителей.
В Республике Беларусь нормативы качества для продуктов питания,
определяющие требования к содержанию загрязняющих опасных веществ,
разработаны для 40 веществ и содержатся в Санитарных правилах и нормах
«Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного
сырья и пищевых продуктов» (СанПиН 11 63 РБ 98). Нормативы по
содержанию радионуклидов в основных продуктах питания установлены в
ГН 10 – 117 – 99 «Республиканские допустимые уровни содержания
радионуклидов цезия – 137 и стронция – 90 в пищевых продуктах и питьевой
воде» по 2 радионуклидам: цезию – 137 и3 стронцию – 90. Причем,
содержание цезия - 137 нормируется для 20 групп пищевых продуктов
растительного и животного происхождения, составляющих основу рациона
питания населения Республики Беларусь. Нормы содержания стронция – 90
установлены для 4 групп пищевых продуктов растительного и животного
происхождения, для которых установлена тенденция его аккумуляции.
Нормативы допустимого воздействия.
Первыми нормативами
допустимого воздействия окружающей среды на организм человека были
показатели физических и химических видов воздействия, разработанные для
жилых и производственных зданий.
Согласно оценкам ВОЗ, в помещениях человек проводит более 80%
своего времени. В связи с этим, качество внутренней среды зданий способно
существенно влиять на здоровье человека через негативные факторы
физической, химической и биологической природы, которые участвуют в
формировании системы «жилая среда» (микроклимат, воздушная и световая
среды, электрические и магнитные поля, ионизирующее излучение,
акустические и вибрационные факторы и др.). Антропогенное загрязнение
(возникающее в результате хозяйственной деятельности людей) привело к
накоплению в организме человека некоторых поллютантов в биологически
значимых количествах, которые являются причиной возникновения целого
ряда заболеваний человека.
В связи с этим в конце XIX века ученым Петтенкофером разработан
первый в мире норматив химического воздействия воздуха жилища по
содержанию углекислоты, который используется до настоящего времени.
Вторым нормативом, определяющим допустимый уровень химического
воздействия, стал показатель по формальдегиду. В качестве третьего
норматива, установлен показатель по пыли. Четвертый норматив, по
аэроионам, регламентирующий уровень допустимого воздействия, имел
13
РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ
физическую природу. Он был разработан в 30-ые гг. ХХ века российским
ученым А.Л.Чижевским. Появление этого норматива было обусловлено
наличием патологических реакций от результатов воздействия аэроионов на
организм человека.
В 60-70 гг. ХХ века в связи с интенсификацией промышленного
производства, обусловленного научно технической революцией, повлекшим
за собой внедрение новых технических средств, воздействующих на органы
слуха и основные системы организма, был разработан ряд нормативов,
определяющих уровень их допустимого физического воздействия. В их
числе: нормативы акустического и вибрационного воздействия,
определявшие уровни звукового давления и звука, тональный и импульсный
шумы.
Возрастающие
антропогенные нагрузки
на окружающую среду и их
негативные последствия привели к необходимости установления нормативов
по критическим нагрузкам, то есть обязательным пределам воздействия для
экосистемы с целью сохранения ее структуры и функций, а также всех ее
компонентов, используемых в процессе хозяйственной деятельности. В
настоящее время нормативы антропогенной нагрузки относятся к наименее
разработанной группе и в основном представлены показателями,
определяющими биологическую продуктивность и хозяйственную
производительность, различные виды критических нагрузок (ландшафтной,
рекреационной, пастбищной, градостроительной и др.), которые разработаны
для конкретного компонента, а не для экосистемы в целом. Кроме того,
использование нормативов критических нагрузок для установления
нормативов воздействия на окружающую среду субъектов хозяйствования не
практикуется по причине отсутствия в стране соответствующего нормативно-
правового и методического обеспечения.
14
РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ
Глава 2. Экологическая
политика, экологическая
безопасность
и
экологический риск
2.1. Экологическая
политика
и экологическая
безопасность
На современном этапе характер и масштабность воздействия человека
на окружающую среду достигли апогея, что проявилось в форме
экологического кризиса. В отличие от катастрофы
экологический кризис
–
это обратимое состояние, при условии осуществления человеком активных
действий по его преодолению. Стратегией выхода человечества из
экологического кризиса является формирование единой экологической
политики как в мировом масштабе, так и в рамках отдельно взятой страны.
Экологическая политика
–
это выработанные государством стратегия
и тактика, определяющие цели, принципы, задачи и средства, направленные
на регулирование состояния окружающей среды и рациональное
использование природных ресурсов в рамках территории какого-либо
государства, континента или мира в целом (глобальная экологическая
политика).
Основные принципы, направления экологической политики и меры по
ее совершенствованию определены в Национальной стратегии устойчивого
развития - 2020, в основу которой положена концепция о единстве
взаимодействия блоков, обеспечивающих охрану окружающей среды и
рациональное использование природно-ресурсного потенциала. Кроме того,
указанные составляющие следует рассматривать одновременно и как
неотъемлемую часть процесса общего социально-экономического развития, в
котором природопользование должно осуществляться такими методами и в
таких масштабах, которые обеспечивают необходимый уровень развития
экономики при непременном условии обеспечения возможностей сохранения
благоприятной окружающей среды и использования природно-ресурсного
потенциала и для будущих поколений.
Основные
направления
социально-экономического
развития
Республики Беларусь на 2006 - 2015 годы утверждены Постановлением
Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2006г. № 1475. В
разделе 14.2 Постановления сформулированы целевые ориентиры и задачи
социально-экономического развития применительно к охране окружающей
среды и мерам по ее улучшению. Основной целью экологической политики в
Республике Беларусь на данном этапе является обеспечение экологически
безопасных условий для проживания людей, рациональное использование и
охрана природных ресурсов, выработка правовых и экономических основ
охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений.
В Концепции государственной экологической политики в Республике
Беларусь, разработанной в соответствии Конституцией Республики Беларусь,
отмечено, что ее ведущим направлением является реализация прав граждан
на благоприятную окружающую среду, использование природно-ресурсного
15
РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ