Файл: Стандарты качества окружающей среды.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.09.2020

Просмотров: 3667

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

факторов.  Из  102  важнейших  болезней,  групп  болезней  и  травм,  которые 

рассмотрены  в  Докладе  о  состоянии  здравоохранения  в  мире  за  2004  г., 

факторы экологического риска вносят свой вклад в общее число болезней по 

85  категориям.  Среди  детей  в  возрасте  0-14  лет  доля  смертности, 

обусловленная  факторами  окружающей  среды,  по  некоторым  расчетам 

составила 36%.  

В  настоящее  время  основные  последствия  загрязнения  окружающей 

среды  носят  широкомасштабный  характер  и  проявляются  в  виде 

экологического кризиса.  

Экологический  кризис 

— 

напряженное  состояние  взаимоотношений 

между  человечеством  и  природой,  характеризующееся  несоответствием 

развития  производительных  сил  и  производственных  отношений  ресурсно-

экологическим  возможностям  биосферы.  Основными  формами  проявления 

экологического  кризиса  являются  следующие  экологические  проблемы: 

изменение климата, сохранение озонового слоя, обезлесение, опустынивание, 

количественное  и  качественное  истощение  вод  суши,  загрязнение  вод 

Мирового  океана,  сокращение  биологического  разнообразия,  проблема 

утилизации  отходов  и  др.  Эти  проблемы  влекут  как  рост  заболеваемости 

населения,  обусловленный  ухудшением  качества  окружающей  среды,  так  и 

другие негативные последствия.  

В  качестве  доминирующих  среди  региональных  экологических 

проблем  по  степени  их  воздействия  на  состояние  здоровья  населения 

выделяют загрязнение водной, воздушной среды, почвы, пищевых продуктов 

растительного и животного происхождения. 

1.5

 

Исторические сведения о нормировании качества 

окружающей среды

 

Нормирование  качества  вод.

 

В  конце  XIX  века  положено  начало 

научным  исследованиям  с  целью  установления  нормативов  качества 

окружающей  среды,  что  было  обусловлено  негативным  влиянием  качества 

питьевой воды на здоровье человека.  

Первый  стандарт  качества  питьевой  воды  в  области  водоснабжения 

населения был принят в США в 1914 г. 

Вторым в мире и первым в Европе стал принятый в РСФСР в 1937 г. 

«Временный стандарт качества очистки водопроводно-хозяйственной воды», 

определивший принципы стандартизации питьевой воды. 

Для  унификации  требований  к  качеству  питьевой  воды  в  мировом 

масштабе  Всемирной  организацией  здравоохранения  (ВОЗ)  в  1958  г.  были 

разработаны и утверждены  «Международные стандарты питьевой воды», на 

основе  которых  в  ряде  стран  мира  были  приняты  национальные  стандарты 

качества питьевой воды.  

В США первый федеральный закон о безопасности питьевой воды был 

опубликован  в  1974  г.  На  его  основе  в  1975  г.  разработаны 

общенациональные стандарты, в состав которых входили 16 нормативов (10 - 

11 

 

РЕ

ПО

ЗИ

ТО

РИ

Й

 

БГ

ПУ


background image

для  неорганических  веществ  и  6  -  для  пестицидов).  В  1986  г.  спектр 

нормируемых веществ расширился до 70.  

В  1993  г.  ВОЗ  опубликовала  «Руководство  по  контролю  качества 

питьевой воды», в котором представлен перечень ингредиентов и предельные 

уровни их содержания в питьевой воде.  

Регулирование  качества  питьевого  водоснабжения  в  странах-членах 

Европейского  союза  (ЕС),  осуществляется  в  соответствии  с  Директивой 

Совета ЕС 98/83 «О требованиях к составу и качеству воды, предназначенной 

для потребления человеком и для производства пищевых продуктов». На ее 

основе в странах ЕС разработаны национальные нормативы. 

В  Российской  Федерации  питьевое  водоснабжение,  регламентируется 

Санитарными нормами и правилами (СанПиН) 2.1.4.559-96 «Питьевая вода. 

Гигиенические  требования  к  качеству  воды  централизованных  систем 

питьевого водоснабжения. Контроль качества». 

В  Республике  Беларусь  для  регламентации  качества  вод  разработаны 

нормативы для 800 загрязнителей. 

История  формирования 

нормативов  качества  атмосферного  воздуха

 

тесно связана с ростом масштабов его загрязнения во второй половине XIX – 

начале XX века в результате развития промышленного производства в ряде 

развитых стран Европы  и Америки. 

В этот период для регламентации и контроля негативного воздействия 

поллютантов  на  воздушную  среду  были  приняты  первые  нормативы, 

регулирующие ее качественное состояние.  

В  СССР  в  первой  трети  XX  века  вследствие  интенсификации 

промышленного  производства  возникла  необходимость  регламентации 

качества  атмосферного  воздуха.  Приоритет  первых  исследований  по 

изучению  загрязнения  атмосферного  воздуха  в  крупных  промышленных 

центрах принадлежит Г.В. Хлопину, под руководством которого в 1929-1930 

гг.  созданы  санитарные  научно-исследовательские  институты,  в  составе 

которых функционировали отделы гигиены атмосферного воздуха.  

 

В  1949  г.  В.А.  Рязанов  разработал  методологию  гигиенического 

нормирования  загрязняющих  веществ  в  атмосферном  воздухе,  основные 

положения  которой  отражены  в  работе  «Принципы  гигиенического 

нормирования  атмосферных  загрязнений».  На  ее  основе  к  1951  г.  были 

разработаны  первые  предельно  допустимые  концентрации  (ПДК)  для  10 

наиболее распространенных загрязнителей  атмосферного воздуха.  

В  настоящее  время  в  Республике  Беларусь  разработаны  нормативы 

более чем для 1000 загрязнителей воздуха. 

Нормирование  качества  почв  и  пищевых  продуктов. 

Гигиеническое 

нормирование  качества  почвы  до  второй  половины  ХХ  века  не 

осуществлялось.  Однако  в  конце  1960-х  -  начале  1970-х  годов  в  условиях 

широкой химизации сельскохозяйственного производства и интенсификации 

промышленности  были  зафиксированы  пиковые  загрязнения  почвы 

тяжелыми  металлами  и  пестицидами,  что  обусловило  высокие  уровни  их 

12 

 

РЕ

ПО

ЗИ

ТО

РИ

Й

 

БГ

ПУ


background image

аккумуляции  в  продуктах  питания  растительного  и  животного 

происхождения.  В  связи  с  этим  возникли  предпосылки  для  гигиенического 

нормирования  качества  не  только  пищевых  продуктов,  потребляемых 

человеком,  но  и  почвы.  Автором  методики  гигиенического  нормирования 

содержания веществ, преднамеренно вносимых в почву человеком, стал Е.И. 

Гончарук (1976 г).  

Нормативы качества почв в Республике Беларусь разработаны для 339 

загрязнителей. 

В  Республике  Беларусь  нормативы  качества  для  продуктов  питания, 

определяющие  требования  к  содержанию  загрязняющих  опасных  веществ, 

разработаны для 40 веществ и содержатся в Санитарных правилах и нормах  

«Гигиенические  требования  к  качеству  и  безопасности  продовольственного 

сырья  и  пищевых  продуктов»  (СанПиН  11  63  РБ  98).  Нормативы  по 

содержанию  радионуклидов  в  основных  продуктах  питания  установлены  в 

ГН  10  –  117  –  99  «Республиканские  допустимые  уровни  содержания 

радионуклидов цезия – 137 и стронция – 90 в пищевых продуктах и питьевой 

воде»  по  2  радионуклидам:  цезию  –  137  и3  стронцию  –  90.  Причем,  

содержание  цезия  -  137  нормируется  для  20  групп  пищевых  продуктов 

растительного  и  животного  происхождения,  составляющих  основу  рациона 

питания населения Республики Беларусь. Нормы содержания стронция – 90 

установлены  для  4  групп  пищевых  продуктов  растительного  и  животного 

происхождения, для которых установлена тенденция его аккумуляции. 

Нормативы  допустимого  воздействия. 

Первыми  нормативами 

допустимого  воздействия  окружающей  среды  на  организм  человека  были 

показатели физических и химических видов воздействия, разработанные для 

жилых и производственных зданий.  

Согласно  оценкам  ВОЗ,  в  помещениях  человек  проводит  более  80% 

своего времени. В связи с этим,  качество внутренней среды зданий способно 

существенно  влиять  на  здоровье  человека  через  негативные  факторы 

физической,  химической  и  биологической  природы,  которые  участвуют  в 

формировании системы «жилая среда» (микроклимат, воздушная и световая 

среды,  электрические  и  магнитные  поля,  ионизирующее  излучение,  

акустические  и  вибрационные  факторы  и  др.).  Антропогенное  загрязнение 

(возникающее  в  результате  хозяйственной  деятельности  людей)  привело  к 

накоплению  в  организме  человека  некоторых  поллютантов  в  биологически 

значимых  количествах,  которые  являются  причиной  возникновения  целого 

ряда заболеваний человека.  

В  связи  с  этим  в  конце  XIX  века  ученым  Петтенкофером  разработан 

первый  в  мире  норматив  химического  воздействия  воздуха  жилища  по 

содержанию  углекислоты,  который  используется  до  настоящего  времени. 

Вторым  нормативом,  определяющим  допустимый  уровень  химического 

воздействия,  стал  показатель  по  формальдегиду.  В  качестве  третьего 

норматива,  установлен  показатель  по  пыли.  Четвертый  норматив,  по 

аэроионам,  регламентирующий  уровень  допустимого  воздействия,  имел 

13 

 

РЕ

ПО

ЗИ

ТО

РИ

Й

 

БГ

ПУ


background image

физическую  природу.  Он  был  разработан  в  30-ые    гг.  ХХ  века  российским 

ученым  А.Л.Чижевским.  Появление  этого  норматива  было  обусловлено 

наличием патологических реакций от результатов воздействия аэроионов на 

организм человека.  

В  60-70  гг.  ХХ  века  в  связи  с  интенсификацией  промышленного 

производства, обусловленного научно технической революцией, повлекшим 

за собой внедрение новых технических средств, воздействующих на органы 

слуха  и  основные  системы  организма,  был  разработан  ряд  нормативов, 

определяющих  уровень  их  допустимого  физического  воздействия.  В  их 

числе:  нормативы  акустического  и  вибрационного  воздействия, 

определявшие  уровни звукового давления и звука, тональный и импульсный 

шумы.  

Возрастающие 

антропогенные  нагрузки

 

на  окружающую  среду  и  их 

негативные последствия привели к необходимости установления нормативов 

по критическим нагрузкам, то есть обязательным пределам воздействия для 

экосистемы  с  целью  сохранения  ее  структуры  и  функций,  а  также  всех  ее 

компонентов,  используемых  в  процессе  хозяйственной  деятельности.  В 

настоящее  время  нормативы  антропогенной  нагрузки  относятся  к  наименее 

разработанной  группе  и  в  основном  представлены  показателями, 

определяющими  биологическую  продуктивность  и  хозяйственную 

производительность,  различные  виды  критических  нагрузок  (ландшафтной, 

рекреационной, пастбищной, градостроительной и др.), которые разработаны 

для  конкретного  компонента,  а  не  для  экосистемы  в  целом.  Кроме  того, 

использование  нормативов  критических  нагрузок  для  установления 

нормативов воздействия на окружающую среду субъектов хозяйствования не 

практикуется по причине отсутствия в стране соответствующего нормативно-

правового и методического обеспечения. 

  
 

14 

 

РЕ

ПО

ЗИ

ТО

РИ

Й

 

БГ

ПУ


background image

Глава 2. Экологическая

 

политика, экологическая

 

безопасность

 

и

 

экологический риск

 

2.1. Экологическая

 

политика

 

и экологическая

 

безопасность

 

На современном этапе характер и масштабность воздействия человека 

на  окружающую  среду  достигли  апогея,  что  проявилось  в  форме 

экологического  кризиса.  В  отличие  от  катастрофы 

экологический  кризис

  – 

это  обратимое  состояние,  при  условии  осуществления  человеком  активных 

действий  по  его  преодолению.  Стратегией  выхода  человечества  из 

экологического  кризиса  является  формирование  единой  экологической 

политики как в мировом масштабе, так и в рамках отдельно взятой страны.  

Экологическая политика

 – 

это выработанные государством стратегия 

и тактика, определяющие цели, принципы, задачи и средства, направленные 

на  регулирование  состояния  окружающей  среды  и  рациональное 

использование  природных  ресурсов  в  рамках  территории  какого-либо 

государства,  континента  или  мира  в  целом  (глобальная  экологическая 

политика).  

Основные принципы, направления экологической политики и меры по 

ее  совершенствованию  определены  в  Национальной  стратегии  устойчивого 

развития  -  2020,  в  основу  которой  положена  концепция  о  единстве 

взаимодействия  блоков,  обеспечивающих  охрану  окружающей  среды  и 

рациональное  использование  природно-ресурсного  потенциала.  Кроме  того, 

указанные  составляющие  следует  рассматривать  одновременно  и  как 

неотъемлемую часть процесса общего социально-экономического развития, в 

котором  природопользование  должно  осуществляться  такими  методами  и  в 

таких  масштабах,  которые  обеспечивают  необходимый  уровень  развития 

экономики при непременном условии обеспечения возможностей сохранения 

благоприятной  окружающей  среды  и  использования  природно-ресурсного 

потенциала и для будущих поколений.  

  

Основные 

направления 

социально-экономического 

развития 

Республики  Беларусь  на  2006  -  2015  годы  утверждены  Постановлением 

Совета  Министров  Республики  Беларусь  от  4  ноября  2006г.  №  1475.  В 

разделе  14.2  Постановления  сформулированы  целевые  ориентиры  и  задачи 

социально-экономического  развития  применительно  к  охране  окружающей 

среды и мерам по ее улучшению. Основной целью экологической политики в 

Республике  Беларусь  на  данном  этапе  является  обеспечение  экологически 

безопасных условий для проживания людей, рациональное использование и 

охрана  природных  ресурсов,  выработка  правовых  и  экономических  основ 

охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений.  

В  Концепции  государственной  экологической  политики  в  Республике 

Беларусь, разработанной в соответствии Конституцией Республики Беларусь, 

отмечено, что ее ведущим направлением является реализация прав граждан 

на благоприятную окружающую среду,  использование природно-ресурсного 

15 

 

РЕ

ПО

ЗИ

ТО

РИ

Й

 

БГ

ПУ