Файл: Стандарты качества окружающей среды.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.09.2020

Просмотров: 3670

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Оценка  риска  здоровья  человека  на  основе  медико-биологических 

показателей 

производится  с  учетом  специфики  занятости  населения, 

определяющей наличие индивидуального и профессионального риска. 

Индивидуальный  риск

  – 

определяется  как  вероятность  наступления 

негативных последствий (болезни, летального исхода) для человека, который 

в  течение  продолжительного  времени  или  постоянно  находился  в  зоне 

воздействия  неблагоприятных  факторов.  Для  количественного  определения 

индивидуального  риска  необходимо  наличие  информации  об  уровне 

неблагоприятности  условий  для  организма  человека,  территории  их 

проявления  и  периоде  их  действия.  Определение  индивидуальных  рисков 

производится  как  при  прогнозировании  опасных  природных  явлений,  так  и 

чрезвычайных ситуациях антропогенного генезиса. 

Оценка индивидуального риска, кроме первого этапа, идентичного для 

определения всех видов риска, включает: 

оценку характера воздействия, включая описание природных условий, 

видов и способов воздействия, путей проникновения загрязняющих веществ 

в организм человека, географии распределения различных видов воздействия 

и  специфики  природных  условий,  влияющих  на  закономерности 

распределения    и  аккумуляции  загрязняющих  веществ,  определение 

количественных показателей воздействия; 

определение  характеристики  риска  на  основе    данных  о  наличии 

корреляционной  связи  между  величиной  воздействия  (дозой)  и  реакцией 

организма (оценка взаимосвязи «доза-эффект»). 

Имея  данные  по  суточной  дозе  и  корреляционной  связи  зависимости 

«доза  –  эффект»,  можно  дать  количественную  оценку  индивидуального 

риска.  Однако,  большую  сложность  представляет  установление 

количественных  закономерностей  между  суточной  дозой  и  вероятностью 

возникновения ущерба для здоровья человека. Такие данные получают в ходе 

токсикологических  тестов  на  животных  с  их  последующей  экстраполяцией 

на человека.  

Однако  количественное  выражение  зависимости  «доза-эффект» 

принципиально отличается для неканцерогенных и канцерогенных веществ. 

Установлено, что при оценке риска для первой группы токсических веществ 

определяющей является концепция их порогового действия и используют так 

называемые 

референтные  концентрации.

 

При  их  действии  не  наблюдается 

отклонений в состоянии здоровья человека в течении всего периода жизни. 

Указанные  дозы  рассчитываются  в  зависимости  от  пути  поступления 

загрязняющих веществ и периодов их действия. 

При  оценке  зависимости  «доза-эффект»  для  канцерогенов 

основываются  на  концепции  отсутствия  порога  действия,  т.е.  любой  дозе 

соответствует  определенный  уровень  риска.  Основным  параметром  для 

расчета  индивидуального  риска  в  этом  случае  является 

фактор  наклона

который 

является 

коэффициентом 

пропорциональности 

между 

среднесуточной  дозой  и  вероятностью  возникновения  онкологических 

21 

 

РЕ

ПО

ЗИ

ТО

РИ

Й

 

БГ

ПУ


background image

заболеваний у человека. Показатели индивидуального риска рассчитываются 

для всех канцерогенных веществ с учетом путей их поступления в организм 

человека.  При  этом  суммарный  индивидуальный  риск  воздействия 

канцерогенов определяется как сумма показателей индивидуального риска по 

всем веществам и путям его проникновения в организм. 

Профессиональный  риск

 

характеризует  масштаб  воздействия  в 

направлении  идентификации  численности  населения,  подверженного 

воздействию  в  результате  профессионального  контакта  с  объектом, 

являющимся  источником  опасности.  Уровень  профессионального  риска 

определяется числом пострадавших в результате воздействия антропогенных 

факторов.  Количественно  он  выражается  в  виде  произведения 

индивидуальных  рисков  на  число  людей,  которые  могут  быть  подвержены 

воздействию. 

Результаты оценки рисков являются основой для принятия решений по 

изменению  технологии  добычи  и  использования  природных  ресурсов, 

эффективности  функционирования  очистных  сооружений  и  состояния 

окружающей  среды.  В  то  же  время  для  адекватного  принятия  решения 

необходимо  найти  компромисс  между  медико-экологическими  факторами, 

целью которых является минимизация негативного влияния на окружающую 

среду включая состояние здоровья населения и социально-экономическими, 

приоритетом  которых  является  экономическая  прибыль  и  уровень  жизни 

населения.  Таким  интегральным  показателем  является 

уровень  приемлемого 

риска

,  при  котором  экологический  риск  и  риск  для  здоровья  населения, 

обусловленный  воздействием  объекта  и  социально-экономическими 

факторами  минимален.    Его  величина  определяется  отношением  уровня 

ожидаемого  ущерба  к  прибыли  от  создания  и  эксплуатации  систем 

безопасности. При значении  показателя в интервале 0 – 0,2 риск считается 

несущественным, 0,2 – 0,5 – приемлемым,  0,5 – 1,0 – критическим, более 1,0 
– 

не допустимым.  

На  основе  результатов  оценки  риска  осуществляется  управление  им 

путем разработки мер, направленных на его минимизацию, с учетом уровней 

необходимых материальных затрат на их реализацию.  

Оценка риска производится для того, чтобы посредством эффективного 

управления  им  добиться  максимального  снижения  негативного  воздействия 

на  окружающую  среду,  минимизируя  необходимые  финансовые  затраты.  В 

связи с этим управление риском включает систему организационно-правовых 

и  экономических  инструментов  экологической  политики,  использование 

которых  позволит  максимально  снизить  воздействие  с  учетом  влияния 

социально-экологических  факторов.  При  этом  нормативные  правовые  акты 

являются  основой  административного  (организационного)  регулирования 

экономических механизмов, контроля их выполнения. 

В  общем  виде  под  управлением  риском  понимается  процесс 

рационального распределения затрат на снижение различных видов риска в 

условиях 

ограниченности 

материальных 

ресурсов 

общества, 

22 

 

РЕ

ПО

ЗИ

ТО

РИ

Й

 

БГ

ПУ


background image

обеспечивающий  достижение  таких  уровней  безопасности  населения  и 

окружающей  среды,  какие  только  возможны  при  существующих 

экономических и социальных условиях. 

К общим принципам управления риском относятся: 

• принцип оправданности практической деятельности (деятельность не 

может быть разрешена, если выгода от нее ниже или на уровне вызываемого 

ею ущерба); 

• принцип оптимизации защиты (деятельность персонала предприятия 

и населения); 

•  принцип  интегральной  оценки  опасностей  (совокупный  эффект  от 

различных видов воздействия); 

• принцип устойчивости экосистем (не должны превышаться предельно 

допустимые нагрузки). 

Для практической реализации принципов управления риском использу-

ют  подход,  основанный  на  дифференциации  шкалы  рисков  на:  области 

предельно  допустимого  и  приемлемого  (пренебрежимо  малого)  риска

Значения приемлемого риска не превышают 10

-6

, а предельно допустимого – 

выше указанной границы.  

Концепция  абсолютной  безопасности  до  недавнего  времени  была 

фундаментом, на котором строились нормативы безопасности во всем мире. 

Для  предотвращения  аварий  внедрялись  дополнительные  технические 

устройства  -  инженерные  системы  безопасности,  принимались 

организационные  меры,  обеспечивающие  высокий  уровень  дисциплины, 

строгий  регламент  работы.  Считалось,  что  такой  подход  позволяет 

исключить  любую  опасность  для  населения  и  окружающей  среды  и 

обеспечит абсолютную безопасность, т. е. нулевой риск.  

В настоящее время из-за беспрецедентного усложнения производств и 

появления принципиально новых технологий, возросшей сети транспортных 

и  энергетических  коммуникаций  концепция  абсолютной  безопасности 

признана несостоятельной.  

Большинство  видов  деятельности  человека  в  производственной  и 

непроизводственной  сферах  сопряжены,  с  использованием  энергии  и 

сложных  технических  систем,  состояние  защиты  от  которых  оценивается 

степенью надежности и эффективности безопасности технических систем. В 

связи  с  этим,  существует  необходимость  их  постоянной  оптимизации, 

обязательным  элементом  которой  является  увеличение  объемов  средств, 

регулярно  направляемых  для  совершенствования  механизмов  по 

предотвращению  чрезвычайных  ситуаций.  Однако,  этот  ведет  к 

необходимости  сокращения  финансирования  ряда  социальных  программ, 

что,  повлечет  снижение  средней  продолжительность  жизни  человека  и  ее 

качества.  

В  связи  с  этим  общество  осознало  невозможность  создания 

«

абсолютной безопасности» (нулевого риска) в реальной действительности, и 

обратилось  к  необходимости  достижения  такого  уровня  риска  от  опасных 

23 

 

РЕ

ПО

ЗИ

ТО

РИ

Й

 

БГ

ПУ


background image

факторов,  который  можно  рассматривать  как  «приемлемый».  Его  уровень 

должен  быть  обоснован  на  основе  кумулятивного  эффекта  действия 

экономических  и  социальных  факторов.  «Приемлемым»  считается  риска  от 

факторов  опасности  хозяйственной  деятельности  в  случае,  если  его 

вероятность  реализации  или  возможный  ущерб  настолько  незначительны, 

что  общество  ради  получаемой  при  этом  выгоды  готово  осуществлять 

указанную деятельность.  

В то же время механизмом для регулирования уровня риска на уровне 

государств является система управлением и контроля качества окружающей 

среды,  организационная  структура  и  правовое  обеспечение  которых  будут 

рассмотрены в главе 3.  

24 

 

РЕ

ПО

ЗИ

ТО

РИ

Й

 

БГ

ПУ


background image

 

Глава 3. Система управления и контроля качеством 

окружающей среды в Республике Беларусь

  

3.1 Система 

 

органов управления качеством окружающей 

среды в Республике Беларусь

  

Система  органов  управления  качеством  окружающей  среды  является 

комплексным  социальным  механизмом,  обеспечивающим  устойчивое,  т.е. 

экологически  безопасное  природопользование,  и  устранение  негативных 

экологических рисков.   

В  ее  составе  выделяют  органы 

государственного  и  общественного 

управления. 

В структуре органов 

государственного управления

 

различают органы 

общей и специальной компетенции.  

К органам государственного управления 

общей компетенции

 

относятся 

Президент  Республики  Беларусь,  Совет  Министров  Республики  Беларусь, 

местные  Советы  депутатов,  местные  исполнительные  и  распорядительные 

органы. 

К органам государственного управления качеством окружающей среды 

специальной компетенции

 

относятся:  

1. 

Министерство  природных  ресурсов  и  охраны  окружающей  среды 

(Минприроды) Республики Беларусь.

 

Минприроды  является  республиканским  органом  государственного 

управления  и  подчиняется  Совету  Министров  Республики  Беларусь.  В 

структуру  Минприроды  входят  департаменты  и  отделы,  обладающие 

правами  юридического  лица.  В  систему  Минприроды  входят 

территориальные  органы  Минприроды:  межобластные  специализированные 

инспекции  без  прав  юридического  лица;  областные,  Минский  городской 

комитет  природных  ресурсов  и  охраны  окружающей  среды  с  правами 

юридического  лица,  включающий  городские,  районные  инспекции 

природных  ресурсов  и  охраны  окружающей  среды,  областные,  Минская 

городская, 

межрайонные 

лаборатории 

аналитического 

контроля, 

государственные  организации,  подчиненные  Министерству  природных 

ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.  

Главными  задачами  Минприроды  и  подотчетных  ему  структур 

являются: 

-

 

проведение  единой  государственной  политики,  в  том  числе 

экономической и научно-технической, в области охраны окружающей среды 

и  рационального  использования  природных  ресурсов,  а  также 

гидрометеорологической  деятельности,  экологической  сертификации  и 

экологического аудита;  

-

 

 

стандартизация  и  нормирование  в  области  охраны  окружающей 

среды; 

25 

 

РЕ

ПО

ЗИ

ТО

РИ

Й

 

БГ

ПУ