ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.09.2020
Просмотров: 3813
Скачиваний: 7
Оценка риска здоровья человека на основе медико-биологических
показателей
производится с учетом специфики занятости населения,
определяющей наличие индивидуального и профессионального риска.
Индивидуальный риск
–
определяется как вероятность наступления
негативных последствий (болезни, летального исхода) для человека, который
в течение продолжительного времени или постоянно находился в зоне
воздействия неблагоприятных факторов. Для количественного определения
индивидуального риска необходимо наличие информации об уровне
неблагоприятности условий для организма человека, территории их
проявления и периоде их действия. Определение индивидуальных рисков
производится как при прогнозировании опасных природных явлений, так и
чрезвычайных ситуациях антропогенного генезиса.
Оценка индивидуального риска, кроме первого этапа, идентичного для
определения всех видов риска, включает:
-
оценку характера воздействия, включая описание природных условий,
видов и способов воздействия, путей проникновения загрязняющих веществ
в организм человека, географии распределения различных видов воздействия
и специфики природных условий, влияющих на закономерности
распределения и аккумуляции загрязняющих веществ, определение
количественных показателей воздействия;
-
определение характеристики риска на основе данных о наличии
корреляционной связи между величиной воздействия (дозой) и реакцией
организма (оценка взаимосвязи «доза-эффект»).
Имея данные по суточной дозе и корреляционной связи зависимости
«доза – эффект», можно дать количественную оценку индивидуального
риска. Однако, большую сложность представляет установление
количественных закономерностей между суточной дозой и вероятностью
возникновения ущерба для здоровья человека. Такие данные получают в ходе
токсикологических тестов на животных с их последующей экстраполяцией
на человека.
Однако количественное выражение зависимости «доза-эффект»
принципиально отличается для неканцерогенных и канцерогенных веществ.
Установлено, что при оценке риска для первой группы токсических веществ
определяющей является концепция их порогового действия и используют так
называемые
референтные концентрации.
При их действии не наблюдается
отклонений в состоянии здоровья человека в течении всего периода жизни.
Указанные дозы рассчитываются в зависимости от пути поступления
загрязняющих веществ и периодов их действия.
При оценке зависимости «доза-эффект» для канцерогенов
основываются на концепции отсутствия порога действия, т.е. любой дозе
соответствует определенный уровень риска. Основным параметром для
расчета индивидуального риска в этом случае является
фактор наклона
,
который
является
коэффициентом
пропорциональности
между
среднесуточной дозой и вероятностью возникновения онкологических
21
РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ
заболеваний у человека. Показатели индивидуального риска рассчитываются
для всех канцерогенных веществ с учетом путей их поступления в организм
человека. При этом суммарный индивидуальный риск воздействия
канцерогенов определяется как сумма показателей индивидуального риска по
всем веществам и путям его проникновения в организм.
Профессиональный риск
характеризует масштаб воздействия в
направлении идентификации численности населения, подверженного
воздействию в результате профессионального контакта с объектом,
являющимся источником опасности. Уровень профессионального риска
определяется числом пострадавших в результате воздействия антропогенных
факторов. Количественно он выражается в виде произведения
индивидуальных рисков на число людей, которые могут быть подвержены
воздействию.
Результаты оценки рисков являются основой для принятия решений по
изменению технологии добычи и использования природных ресурсов,
эффективности функционирования очистных сооружений и состояния
окружающей среды. В то же время для адекватного принятия решения
необходимо найти компромисс между медико-экологическими факторами,
целью которых является минимизация негативного влияния на окружающую
среду включая состояние здоровья населения и социально-экономическими,
приоритетом которых является экономическая прибыль и уровень жизни
населения. Таким интегральным показателем является
уровень приемлемого
риска
, при котором экологический риск и риск для здоровья населения,
обусловленный воздействием объекта и социально-экономическими
факторами минимален. Его величина определяется отношением уровня
ожидаемого ущерба к прибыли от создания и эксплуатации систем
безопасности. При значении показателя в интервале 0 – 0,2 риск считается
несущественным, 0,2 – 0,5 – приемлемым, 0,5 – 1,0 – критическим, более 1,0
–
не допустимым.
На основе результатов оценки риска осуществляется управление им
путем разработки мер, направленных на его минимизацию, с учетом уровней
необходимых материальных затрат на их реализацию.
Оценка риска производится для того, чтобы посредством эффективного
управления им добиться максимального снижения негативного воздействия
на окружающую среду, минимизируя необходимые финансовые затраты. В
связи с этим управление риском включает систему организационно-правовых
и экономических инструментов экологической политики, использование
которых позволит максимально снизить воздействие с учетом влияния
социально-экологических факторов. При этом нормативные правовые акты
являются основой административного (организационного) регулирования
экономических механизмов, контроля их выполнения.
В общем виде под управлением риском понимается процесс
рационального распределения затрат на снижение различных видов риска в
условиях
ограниченности
материальных
ресурсов
общества,
22
РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ
обеспечивающий достижение таких уровней безопасности населения и
окружающей среды, какие только возможны при существующих
экономических и социальных условиях.
К общим принципам управления риском относятся:
• принцип оправданности практической деятельности (деятельность не
может быть разрешена, если выгода от нее ниже или на уровне вызываемого
ею ущерба);
• принцип оптимизации защиты (деятельность персонала предприятия
и населения);
• принцип интегральной оценки опасностей (совокупный эффект от
различных видов воздействия);
• принцип устойчивости экосистем (не должны превышаться предельно
допустимые нагрузки).
Для практической реализации принципов управления риском использу-
ют подход, основанный на дифференциации шкалы рисков на: области
предельно допустимого и приемлемого (пренебрежимо малого) риска
.
Значения приемлемого риска не превышают 10
-6
, а предельно допустимого –
выше указанной границы.
Концепция абсолютной безопасности до недавнего времени была
фундаментом, на котором строились нормативы безопасности во всем мире.
Для предотвращения аварий внедрялись дополнительные технические
устройства - инженерные системы безопасности, принимались
организационные меры, обеспечивающие высокий уровень дисциплины,
строгий регламент работы. Считалось, что такой подход позволяет
исключить любую опасность для населения и окружающей среды и
обеспечит абсолютную безопасность, т. е. нулевой риск.
В настоящее время из-за беспрецедентного усложнения производств и
появления принципиально новых технологий, возросшей сети транспортных
и энергетических коммуникаций концепция абсолютной безопасности
признана несостоятельной.
Большинство видов деятельности человека в производственной и
непроизводственной сферах сопряжены, с использованием энергии и
сложных технических систем, состояние защиты от которых оценивается
степенью надежности и эффективности безопасности технических систем. В
связи с этим, существует необходимость их постоянной оптимизации,
обязательным элементом которой является увеличение объемов средств,
регулярно направляемых для совершенствования механизмов по
предотвращению чрезвычайных ситуаций. Однако, этот ведет к
необходимости сокращения финансирования ряда социальных программ,
что, повлечет снижение средней продолжительность жизни человека и ее
качества.
В связи с этим общество осознало невозможность создания
«
абсолютной безопасности» (нулевого риска) в реальной действительности, и
обратилось к необходимости достижения такого уровня риска от опасных
23
РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ
факторов, который можно рассматривать как «приемлемый». Его уровень
должен быть обоснован на основе кумулятивного эффекта действия
экономических и социальных факторов. «Приемлемым» считается риска от
факторов опасности хозяйственной деятельности в случае, если его
вероятность реализации или возможный ущерб настолько незначительны,
что общество ради получаемой при этом выгоды готово осуществлять
указанную деятельность.
В то же время механизмом для регулирования уровня риска на уровне
государств является система управлением и контроля качества окружающей
среды, организационная структура и правовое обеспечение которых будут
рассмотрены в главе 3.
24
РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ
Глава 3. Система управления и контроля качеством
окружающей среды в Республике Беларусь
3.1 Система
органов управления качеством окружающей
среды в Республике Беларусь
Система органов управления качеством окружающей среды является
комплексным социальным механизмом, обеспечивающим устойчивое, т.е.
экологически безопасное природопользование, и устранение негативных
экологических рисков.
В ее составе выделяют органы
государственного и общественного
управления.
В структуре органов
государственного управления
различают органы
общей и специальной компетенции.
К органам государственного управления
общей компетенции
относятся
Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь,
местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные
органы.
К органам государственного управления качеством окружающей среды
специальной компетенции
относятся:
1.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды
(Минприроды) Республики Беларусь.
Минприроды является республиканским органом государственного
управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь. В
структуру Минприроды входят департаменты и отделы, обладающие
правами юридического лица. В систему Минприроды входят
территориальные органы Минприроды: межобластные специализированные
инспекции без прав юридического лица; областные, Минский городской
комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды с правами
юридического лица, включающий городские, районные инспекции
природных ресурсов и охраны окружающей среды, областные, Минская
городская,
межрайонные
лаборатории
аналитического
контроля,
государственные организации, подчиненные Министерству природных
ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Главными задачами Минприроды и подотчетных ему структур
являются:
-
проведение единой государственной политики, в том числе
экономической и научно-технической, в области охраны окружающей среды
и рационального использования природных ресурсов, а также
гидрометеорологической деятельности, экологической сертификации и
экологического аудита;
-
стандартизация и нормирование в области охраны окружающей
среды;
25
РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ