Файл: Стандарты качества окружающей среды.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.09.2020

Просмотров: 3811

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

потенциала  настоящим  и  будущими  поколениями  в  целях  поддержания 

устойчивого  экономического  развития,  а  также  на  решение  текущих 

социально-экономических задач в связи с необходимыми мерами по защите и 

улучшению  окружающей  среды,  сбережению  и  восстановлению 

естественных ресурсов.  

Основные  направления  государственной  политики  Республики 

Беларусь  в  области  ООС  определены  в  статье  7  Закона  «Об  охране 

окружающей среды»: 

-

 

обеспечение  права  граждан  на  благоприятную  окружающую  среду  и 

возмещение вреда, причиненного нарушением этого права; 

-

 

научное обеспечение охраны окружающей среды; 

-

 

создание  правового  и  экономического  механизмов,  стимулирующих 

рациональное использование природных ресурсов; 

-

 

рациональное использование природных ресурсов; 

-

 

совершенствование системы ООС и природопользования; 

-

 

обеспечение 

сохранения 

биологического 

и 

ландшафтного 

разнообразия; 

-

 

обеспечение  непрерывного  функционирования  Национальной 

системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь (НСМОС); 

-

 

проведение государственной экологической экспертизы; 

-

 

предоставление и распространение экологической информации; 

-

 

международное сотрудничество в области ООС. 

Объектом экологической политики является общественные отношения 

в  системе  «окружающая  среда  -  общество».  Предполагается  создание 

комфортных  условий  хозяйственной  деятельности  человека  в  среде 

обитания, рациональной системы управления качеством окружающей среды, 

комплекса  упреждающих  мероприятий,  направленных  на  предотвращение 

возникновения  чрезвычайных  ситуаций  не  только  в  рамках  хозяйственной 

деятельности человека, но и в условиях экстремальных природных явлений 
(

ураганы, вулканизм, землетрясения, наводнения, оползни и т.д.).  

В  Концепции  национальной  безопасности  Республики  Беларусь 

определены  приоритеты  Республики  Беларусь  в  области  экологической 

политики,  основанной  на  экологической  безопасности,  а  также  выделены 

факторы, создающие ей угрозу как внутри страны, так и за ее пределами. В 

связи  с  наличием  факторов,  препятствующих  обеспечению  экологической 

безопасности,  это  понятие  является  базовым  при  формировании 

экологической политики. 

Экологическая безопасность (ЭБ)

 - 

это состояние 

защищенности  человека,  общества  и  биосферы  в  целом  от  угроз, 

возникающих  в  результате  антропогенных  и  природных  (стихийных) 

воздействий  на  окружающую  среду.

 

ЭБ  характеризуется  достижением 

условий  и  уровня  сбалансированного  сосуществования  между  окружающей 

природной  средой  и  хозяйственной  деятельностью  человека,  когда  уровень 

нагрузки на среду не превышает ее способности к восстановлению.  

16 

 

РЕ

ПО

ЗИ

ТО

РИ

Й

 

БГ

ПУ


background image

Среди  приоритетных  направлений  экологической  политики  в  области 

обеспечения ЭБ в Республике Беларусь выделяют: 

формирование  целостной  общегосударственной  системы  охраны 

окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; 

совершенствование механизмов реализации экологической политики, 

включая  систему  организационно-правовых,  экономических  и  других 

инструментов,  комплекс  которых  предусмотрен  системой  законодательных 

актов. 

Реализация 

экологической 

политики 

Республики 

Беларусь 

осуществляется  посредством  выполнения  определенных  функций  и 

использования  механизмов,  в  том  числе  системы  управления  качеством 

окружающей  среды.  К  функциям  управления  в  области  ООС  и 

рационального использования природных ресурсов относятся:

 

 

планирование в области ООС и природопользования;

  

 

стандартизация и нормирование в области ООС;

 

 

лицензирование;

 

 

мониторинг окружающей среды;

 

 

учет в области качества окружающей среды и воздействия на нее;

 

 

государственная экологическая экспертиза;

 

 

экологическая сертификация;

 

 

контроль в области ООС и природопользования.

 

Проведение  экологической  политики  происходит  в  результате 

взаимосвязанной  деятельности  организационно-правового  регулирования,  а 

также  посредством  мер  экономического  характера  с  учетом  концепции 

приемлемого экологического риска.   

2.2

 

Понятие экологического риска, показатели его 

тестирования и оценки

 

Экологический риск

 – 

это вероятность наступления событий, имеющих 

неблагоприятные  последствия  для  окружающей  среды  и  вызванных 

негативным  воздействием  хозяйственной  и  иной  деятельности, 

чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Понятие 

экологического  риска  включает  также  вероятностный  характер 

возникновения  и  проявления  опасности  негативных  последствий 

планируемой  деятельности  с  учетом  медико-биологических,  социально-

экономических, психологических и иных факторов.  

Концепция риска основывается на следующих основных положениях: 

любому воздействию соответствует определенный уровень риска; 

риск  является  мерой  опасности,  связанной  с  планируемой  или 

осуществляемой деятельностью; 

для  риска  могут  быть  установлены  величины  максимально 

допустимого и приемлемого риска; 

факторы риска могут характеризоваться синергетическим эффектом; 

-  

оценка риска позволяет реализовать  механизм  управления риском. 

17 

 

РЕ

ПО

ЗИ

ТО

РИ

Й

 

БГ

ПУ


background image

С  учетом  особенностей  и  продолжительности  воздействия 

экологический  риск  предполагает  проведение  оценки  вероятностных 

последствий, которые могут выражаться в ущербе для здоровья населения и 

состоянии экосистем. 

 

Под  ущербом

 

понимают  фактические  или  возможные  социально- 

экономические  потери  (отклонение  показателей  здоровья  человека  от 

среднестатистического  значения;  нарушение  процесса  нормальной 

хозяйственной деятельности; возможность утраты того или иного ресурса и 

т.д.) или ухудшение природной среды вследствие этих потерь. 

Прогнозируемый  ущерб  для  оценки  последствий  антропогенного 

воздействия  на  окружающую  среду  преимущественно  оценивается  в 

стоимостном выражении. Однако такая стоимостная оценка ущерба является 

приблизительной, не позволяет оценить ущерб для всех категорий населения 

и по всем видам воздействий. 

Оценка  риска  включает  ряд  стадий,  содержание  которых  зависит  от 

особенностей  источника  риска  и  объектов  воздействия.  В  общем  случае 

процедура оценки состоит из следующих этапов: 

определение  источников,  факторов  риска  с  учетом  степени  их 

приоритетности; 

собственно оценка риска; 

разработка системы мероприятий по управлению риском (снижению).  

В  зависимости  от  специфики  объекта  (природно-промышленная 

составляющая  окружающей  среды,  экосистема  и  человек),  подверженного 

риску  воздействия,  определяются  особенности  процедуры  проведения  его 

оценки.  

Для 

природно-промышленной  составляющей  окружающей  среды

 

величина  риска  определяется  степенью  (кратностью)  превышения 

предельной нагрузки. 

Для 

экосистем  окружающей  среды

  

риск  может  характеризоваться 

степенью  изменения  биоразнообразия,  продуктивности,  структуры 

сообществ и популяций. 

Для 

человека  

воздействие может характеризоваться индивидуальными 

и  коллективными  (социальными)  рисками.  При  этом  риски,  связанные  с 

угрозой  здоровью  людей  тесно  связаны  с  экологическими,  и 

рассматриваются совместно.  

На  основании  исследований,  проведенных  экспертами  Агентства  по 

защите  окружающей  среды  США  (ЕРА),  была  определена  структура 

наиболее значимых 

факторов экологического риска: 

глобальное изменение климата; 

истощение озонового слоя; 

изменение компонентов окружающей среды; 

снижение уровня биоразнообразия. 

В составе доминирующих 

факторов риска

, определяющих 

состояние 

здоровья людей, 

выделены следующие

18 

 

РЕ

ПО

ЗИ

ТО

РИ

Й

 

БГ

ПУ


background image

загрязнение атмосферного воздуха; 

накопление радиоактивного радона в помещениях; 

загрязнение воздуха в жилых и производственных помещениях; 

загрязнение почв и вод пестицидами; 

истощение озонового слоя. 

Наиболее сложной после  выявления источников возникновения рисков 

является 

оценка  вероятности  возникновения 

неблагоприятных  событий. 

Одним  из  способов  оценки  аварийного  риска  при  чрезвычайной  ситуации 

является  определение  частоты  наступления  неблагоприятного  события.  Для 

ее  идентификации  используется  вероятностный  метод.    Он  базируется  на 

рассмотрении 

цепочки 

событий, 

позволяющих 

проследить 

последовательность  возникновения  чрезвычайной  ситуации.  При  этом 

устанавливается  перечень  факторов,  которые  сами  или  в  определенных 

сочетаниях  способны  вызвать  неблагоприятное  событие.  Далее 

осуществляется  прогноз  вариантов  развития  чрезвычайных  ситуаций.  Для 

каждого  сценария  экспертами  рассчитывается  вероятность  возникновения 

события и дается его оценка по шкале Хантера (табл. 2.1). 

Таблица 2.1 

Соотношение между качественной характеристикой возможности 

события и его вероятностью (шкала Хантера) 

Качественная характеристика возможности события 

Вероятность 

1. Событие является достоверным или гипотезу о нем можно 

считать весьма правдоподобным 

2. Событие не может считаться достоверным, но гипотеза о 

нем считается правдоподобной 

10

-1

 

3. Гипотеза о событии представляется неправдоподобной, 

однако ее нельзя исключить 

10

-2

 

4. Событие вероятно не произойдет, согласно имеющимся 

данным его надо считать невероятным, однако эти данные 

вызывают сомнения  

10

-3

 

5. Данные о событии являются надежными, но гипотеза о том, 

что оно произойдет, является неправдоподобной 

10

-4

 

6. Гипотеза о событии в высшей степени неправдоподобна 

10

-5 

7. Событие физически возможно, но почти наверняка не 

произойдет 

10

-6

 

8. С учетом всех имеющихся данных событие надо считать 

физически невозможным  

 

При  экспертной  оценке  вероятности  используются  оценочные  шкалы, 

градация которых сопровождается качественной характеристикой. При этом 

для  оценки  риска  необходимо  располагать  оценками  вероятности 

возникновения  ситуации  и  ущерба  (последствий),  что  вызывает 

необходимость одновременного использования двух соответствующих шкал. 

В  таблицах  2.2  и  2.3  приведен  пример  такого  подхода,  предполагающий 

19 

 

РЕ

ПО

ЗИ

ТО

РИ

Й

 

БГ

ПУ


background image

использование  шкалы  вероятности  из  пяти,  а  шкалы  ущерба  –  из  четырех 

градаций. 

 

Таблица 2.2 

Качественная и количественная оценка вероятности события 

 

Качествен-

ная оценка 

вероятности 

события 

Качественное определение 

Количествен-

ная оценка 

вероятности 

события 

Частое        Событие  происходит  достаточно  часто  на 

протяжении времени существования системы 

более 0,1 

Вероятное  Событие  происходит  несколько  раз  на 

протяжении времени существования системы 

менее 0,1, но 

более 0,01 

Возможное  Событие  происходит  в  среднем  один  раз  на 

протяжении времени существования системы 

менее 0,01, но 

более 0,001 

Редкое        Событие  вряд  ли  произойдет  за  время 

существования  системы,  но  его  нельзя 

исключать из рассмотрения 

менее 0,001, 

но более 10

-6

 

Невероят-

ное 

Событие  весьма  неправдоподобно;  можно 

полагать, что оно не произойдет за все время 

существования системы 

менее 10

-6

 

 

Таблица 2.3 

Оценка риска по результатам оценки вероятности и последствий 

возникновения события 

Ущерб  (тяжесть 

последствий) 

Вероятность (частота) события 

Частое  Вероятное  Возможное  Редкое  Невероятное 

Катастрофический 

Критический 

10 

15 

Незначительный           4 

11 

12 

14 

17 

Пренебрежимо 

малый 

13 

16 

18 

19 

20 

 

Используя  таблицу  2.3,  можно  дать  оценку  риска,  учитывающего  как 

вероятность  события,  так  и  его  последствия.  При  этом  риск  будет 

исключительно высоким, если его оценка в пределах  1-3, высоким – при 4-8, 

средним – при 9-13, низким – при 14-20. 

На  практике  для 

оценки  риска  здоровья  человека

 

используются  два 

подхода.  В  основе  первого  положена  система 

медико-биологических 

показателей

,  определяющих  уровень  фактического  или  прогнозируемого 

изменения  состояния  здоровья  населения  (заболеваемость,  инвалидность  и 

др.).  Второй  подход  является 

экологическим

 

и  обусловлен  риском 

проявлением влияния загрязнения окружающей среды на здоровье человека.  

20 

 

РЕ

ПО

ЗИ

ТО

РИ

Й

 

БГ

ПУ