ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2020
Просмотров: 1614
Скачиваний: 18
Рис
. 6.
Структура
географических
знаний
Эмпирические
знания
выражают
внешние
особенности
объектов
и
явлений
.
К
эмпирическим
знаниям
относятся
представления
и
факты
.
Представления
—
чувственно
-
наглядные
образы
объектов
и
явлений
в
сознании
,
памяти
,
которые
в
данный
момент
не
воспринимаются
органами
чувств
.
Это
образ
явления
,
объекта
в
памяти
,
который
может
быть
ярким
или
нечетким
.
В
зависимости
от
того
,
как
были
созданы
представления
,
различают
представления
памяти
и
представления
воображения
.
Представления
памяти
—
образы
тех
объектов
и
явлений
,
которые
в
прошлом
воспринимались
органами
чувств
.
Представления
воображения
—
образы
объектов
,
которые
никогда
не
воспринимались
органами
чувств
,
а
созданы
конструктивной
деятельностью
сознания
.
Различают
также
общие
и
единичные
представления
.
Общие
представления
—
обобщенный
образ
однородной
группы
объектов
и
явлений
.
Единичные
представления
—
образ
единичных
объектов
и
явлений
в
памяти
.
Географические
объекты
занимают
обширную
территорию
.
Они
характеризуются
размерами
,
формой
,
местоположением
.
Образ
территории
—
территориальное
представление
.
Географические
представления
главным
образом
формируются
на
основе
географической
карты
.
С
помощью
карты
мы
можем
обозревать
всю
земную
поверхность
,
судить
о
взаимном
расположении
объектов
,
их
форме
,
величине
.
Образ
карты
в
памяти
—
картографическое
представление
.
Формирование
представления
—
начальная
ступень
обучения
.
На
основе
представлений
создаются
теоретические
знания
,
выявляется
сущность
объектов
и
явлений
,
устанавливаются
закономерности
.
Факты
—
различные
сведения
о
величине
,
возрасте
,
структуре
,
составе
объектов
,
даты
,
географическая
номенклатура
.
Они
,
как
и
представления
,
служат
для
формирования
теоре
-
тических
знаний
.
Теоретические
знания
отражают
сущность
предметов
и
явлений
,
их
связи
и
отношения
.
Они
занимают
главное
место
в
школьной
географии
.
От
теоретических
знаний
зависит
научный
уровень
содержания
школьной
географии
.
К
теоретическим
знаниям
относят
понятия
,
причинно
-
следственные
связи
,
закономерности
,
теории
.
Понятия
—
основная
и
главная
частица
теоретических
знаний
.
Систематизированные
понятия
—
это
и
есть
главным
образом
географические
знания
.
Понятия
—
это
отражение
в
со
-
знании
сущности
географических
объектов
,
их
наиболее
характерных
свойств
,
признаков
,
особенностей
,
связей
,
отношений
между
объектами
.
Понятия
формируются
на
основе
представления
в
результате
абстрактного
мышления
.
Различают
общие
и
единичные
понятия
.
Общие
понятия
выражают
сущность
однородной
группы
объектов
и
явлений
.
Содержание
общего
понятия
раскрывается
в
его
определении
.
В
географии
есть
общенаучные
и
общегеографические
понятия
.
К
общим
географическим
относятся
понятия
о
рельефе
,
различных
его
формах
,
климате
,
погоде
и
др
.
Они
составляют
научный
фундамент
школьной
географии
.
Единичные
понятия
отражают
сущность
единичных
объектов
или
явлений
.
Содержание
этих
понятий
раскрывается
в
описании
характеристики
географических
объектов
по
опре
-
деленному
плану
.
Материал
для
описания
в
основном
берется
с
географической
карты
.
Единичные
понятия
имеют
собственные
географические
названия
.
В
единичных
понятиях
имеется
то
общее
,
что
характерно
для
однородной
группы
объектов
,
и
свое
специфическое
,
что
присуще
только
данному
объекту
.
Единичные
понятия
формируются
на
основе
общих
.
Они
имеют
сложное
строение
.
К
примеру
,
понятие
Африка
включает
и
географическое
положение
,
и
рельеф
,
и
климат
,
и
население
и
т
.
д
.
Единичные
понятия
,
которые
относятся
к
объектам
,
занимающим
значительную
территорию
,
называются
территориальными
,
или
региональными
,
понятиями
.
Большинство
единичных
географических
понятий
—
это
региональные
понятия
(
Амазония
,
Сахара
,
Аравийский
полуостров
и
т
.
д
.).
Различают
также
конкретные
(
предметные
)
и
абстрактные
понятия
.
Конкретные
выражают
сущность
конкретных
объектов
или
явлений
.
Абстрактные
понятия
—
понятия
о
признаках
и
свойствах
объектов
и
явлений
,
закономерностях
их
существования
и
развития
(
расселение
населения
,
континентальность
климата
и
т
.
д
.).
Большинство
понятий
в
школьной
географии
(
как
общих
,
так
и
единичных
)
являются
конкретными
понятиями
.
В
зависимости
от
отрасли
географической
науки
различают
понятия
картографические
,
физико
-
географические
,
экономико
-
географические
и
т
.
п
.
Причинно
-
следственные
связи
выражают
причинно
-
следственные
отношения
между
объектами
,
явлениями
и
процессами
.
От
раскрытия
этих
связей
зависит
научный
уровень
преподавания
.
Причина
всегда
предшествует
следствию
,
ее
надо
искать
в
предшествующих
явлениях
.
Следствие
—
результат
действия
причины
,
его
надо
находить
в
последующих
явлениях
.
География
оперирует
комплексом
причинно
-
следственных
связей
.
*
Закономерности
выражают
наиболее
существенные
,
повторяющиеся
,
устойчивые
связи
и
отношения
между
объектами
,
процессами
,
явлениями
и
отличаются
высоким
уровнем
тео
-
ретического
обобщения
.
Закономерность
—
это
то
,
что
характерно
для
многих
географических
объектов
и
явлений
.
Одной
из
главных
закономерностей
является
широтная
зональность
и
высотная
поясность
(
природные
условия
и
комплексы
изменяются
от
экватора
к
полюсам
и
от
подножья
гор
к
вершинам
).
В
экономической
географии
к
закономерностям
относятся
принципы
размещения
отдельных
отраслей
производства
.
Теории
—
это
основные
закономерности
объектов
природы
или
общества
.
В
школьной
географии
теории
в
основном
представлены
в
курсе
общей
географии
(
учение
о
географическом
комплексе
,
географическом
районировании
,
о
географической
оболочке
и
др
.).
Как
указывалось
ранее
,
к
компонентам
содержания
школьной
географии
относятся
также
умения
и
навыки
,
мировоззренческие
идеи
.
Умения
—
способы
деятельности
,
посредством
которых
учащиеся
оперируют
полученными
знаниями
,
применяют
их
для
решения
учебных
задач
и
получения
новых
знаний
.
Навыки
—
способы
деятельности
,
выполняемые
автоматически
.
Основными
в
учебной
географии
являются
картографические
и
краеведческие
умения
и
навыки
(
умения
по
чтению
карты
,
изучению
местных
географических
объектов
).
Географические
знания
,
умения
и
навыки
вырабатываются
с
помощью
приемов
учебной
работы
.
Прием
учебной
работы
означает
порядок
,
план
,
последовательность
действий
при
работе
с
тем
или
иным
источником
географической
информации
.
К
примеру
,
описание
гор
по
карте
включает
следующие
действия
:
найти
местоположение
гор
,
в
какой
части
материка
они
располагаются
,
по
градусной
сетке
определить
простирание
гор
,
измерить
протяженность
гор
по
масштабу
и
градусной
сетке
,
по
шкале
высот
установить
преобладающие
высоты
гор
,
по
отметкам
высот
—
максимальную
высоту
,
по
градусной
сетке
определить
географические
координаты
максимальной
точки
.
Мировоззренческие
идеи
—
это
философское
обобщение
географических
знаний
.
Они
делятся
на
диалектико
-
материалистические
,
политико
-
экономические
и
экологические
.
2.4.
Внутрипредметные
и
межпредметные
связи
Внутрипредметные
связи
означают
согласованное
изучение
отдельных
курсов
школьной
географии
.
Каждый
последующий
курс
базируется
на
предыдущем
.
Знания
предше
-
ствующего
курса
получают
развитие
в
последующих
курсах
.
В
содержании
школьной
географии
нет
знаний
,
которые
не
получали
бы
развитие
от
курса
к
курсу
.
Поэтому
учитель
географии
должен
знать
содержание
всей
школьной
географии
.
В
курсах
школьной
географии
имеются
различные
системы
знаний
:
система
топографо
-
картографических
знаний
,
геолого
-
геоморфологических
,
гидрологических
,
климатических
,
биогеографических
,
экологических
,
экономико
-
географических
,
система
знаний
по
социальной
географии
и
др
.
Эти
системы
также
развиваются
от
курса
к
курсу
.
Например
,
первоначальные
знания
о
рельефе
,
его
основных
формах
даются
в
начальном
курсе
географии
.
Эти
знания
углубляются
и
расширяются
при
изучении
географии
материков
и
стран
(
изучается
внутреннее
строение
материков
,
особенности
их
рельефа
)
В
последующем
курсе
дается
понятие
о
тектонических
структурах
,
геологическом
летоисчислении
и
геохронологической
таблице
,
выявляется
влияние
древнего
оледенения
и
геологического
строения
на
формирование
рельефа
Беларуси
,
характеризуются
основные
формы
рельефа
.
В
курсе
общей
географии
система
геолого
-
геоморфологических
знаний
углубляется
и
расширяется
,
материал
излагается
на
более
высоком
научном
уровне
.
При
изучении
любой
школьной
темы
необходимо
выявить
,
какие
знания
имеют
учащиеся
по
данной
теме
,
и
после
этого
переходить
к
изучению
нового
материала
.
Межпредметные
связи
—
это
согласованное
изучение
различных
школьных
предметов
.
Реализация
межпредметных
связей
развивает
широкий
кругозор
учащихся
,
содействует
повы
-
шению
качества
знаний
,
помогает
выработке
цельного
научного
мировоззрения
,
дает
возможность
исключить
повторы
в
обучении
и
усилить
объяснения
в
географии
.
Изучение
вопросов
физической
географии
опирается
на
естественно
-
научную
подготовку
по
предметам
«
Человек
и
мир
», «
Вселенная
» («
Природоведение
»).
Используются
также
знания
по
биологии
,
физике
,
химии
,
что
дает
возможность
лучше
раскрыть
изучаемые
темы
.
Современное
население
и
хозяйство
страны
нельзя
понять
без
ее
исторического
развития
.
В
школьных
курсах
истории
имеется
много
географической
номенклатуры
.
Работа
с
картами
,
статистическими
показателями
опирается
на
математическую
подготовку
детей
.
В
советских
программах
по
географии
в
рубрике
«
Межпредметные
связи
»
указывалось
,
какие
знания
из
других
предметов
нужно
использовать
при
изучении
той
или
иной
темы
.
Чтобы
реализовать
межпредметные
связи
,
нужно
знать
содержание
других
школьных
предметов
.
По
широте
межпредметных
связей
география
превосходит
другие
предметы
,
так
как
она
опирается
на
естественнонаучную
и
гуманитарную
подготовку
учащихся
.
Изучение
других
предметов
также
должно
опираться
на
географическую
подготовку
.
Разработка
согласованного
содержания
всех
учебных
предметов
—
одна
из
важных
проблем
дидактики
.
Каждый
учебный
предмет
имеет
свою
логику
построения
содержания
.
Поэтому
на
практике
согласованное
обучение
осуществляется
весьма
трудно
.
Многие
вопросы
физики
,
химии
сначала
изучаются
на
уроках
географии
,
а
затем
по
этим
предметам
.
2.5.
Программы
по
географии
,
их
методическое
построение
Объем
и
содержание
географических
знаний
,
которые
должны
быть
усвоены
учащимися
,
последовательность
их
изучения
на
протяжении
всего
учебного
года
определяются
программой
.
Программа
утверждается
Министерством
образования
и
является
обязательной
.
Программа
определяет
максимум
и
минимум
знаний
по
предмету
.
В
начале
программы
есть
объяснительная
записка
,
в
ней
даются
принципиальные
указания
о
назначении
каждого
курса
и
особенностях
его
преподавания
.
Затем
раскрывается
содержание
каждого
курса
школьной
географии
,
содержится
перечень
частей
курса
,
разделов
,
тем
,
раскрывается
содержание
каждой
темы
.
На
каждую
структурную
часть
указывается
количество
часов
.
Установленное
программой
содержание
школьной
географии
излагается
в
учебных
пособиях
или
учебниках
,
утверждаемых
Министерством
образования
Республики
Беларусь
.
В
программе
могут
быть
следующие
рубрики
.
1.
Практические
работы
.
По
определенным
темам
дается
перечень
практических
работ
,
обязательных
для
выполнения
.
Они
служат
для
выработки
умений
и
навыков
и
приобретения
новых
знаний
.
2.
Географическая
номенклатура
.
По
темам
дается
перечень
географических
названий
,
обязательных
для
усвоения
.
Объекты
,
соответствующие
этим
названиям
,
учащиеся
должны
быстро
находить
и
правильно
показывать
на
географической
карте
.
3.
Межпредметные
связи
.
В
рубрике
даются
указания
учителю
,
какие
знания
по
другим
предметам
можно
использовать
при
изучении
соответствующих
тем
.
4.
Обобщающее
повторение
.
Имеется
после
изучения
крупных
тем
,
разделов
или
частей
курса
.
Ее
назначение
—
обобщение
и
систематизация
полученных
знаний
.
5.
Основные
требования
к
знаниям
и
умениям
учащихся
.
По
каждой
теме
указывается
,
что
учащиеся
должны
знать
после
изучения
темы
,
какие
умения
и
навыки
должны
быть
выработаны
.
Рубрика
имеет
принципиальное
значение
.
В
ней
определен
тот
объем
знаний
и
умений
,
который
должен
быть
обязательно
усвоен
.
Она
дает
возможность
учителю
определить
главный
основной
учебный
материал
в
учебном
пособии
или
учебнике
.
Не
весь
учебный
текст
подлежит
усвоению
школьниками
.
6.
Учебное
оборудование
.
Рубрика
содержит
перечень
средств
обучения
по
каждому
курсу
школьной
географии
.
Указываются
карты
,
различные
виды
наглядных
пособий
,
техни
-
ческие
средства
обучения
,
которые
можно
использовать
при
изучении
данного
курса
.
7.
Критерии
и
показатели
учебно
-
познавательной
деятельности
школьников
.
В
советских
программах
по
географии
давались
примерные
нормы
оценки
географических
знаний
,
умений
и
навыков
,
что
способствовало
объективной
оценке
знаний
.
8.
Основные
методические
пособия
.
Содержится
перечень
методической
литературы
для
учителей
.
Некоторые
из
указанных
рубрик
отсутствуют
в
современных
программах
по
географии
Республики
Беларусь
.
3.
ТИПЫ
И
МЕТОДЫ
ОБУЧЕНИЯ
ГЕОГРАФИИ
3.1.
Типы
обучения
В
истории
дидактики
выделяют
следующие
типы
обучения
:
догматическое
,
объяснительно
-
иллюстративное
и
развивающее
.
Догматическое
обучение
.
Направлено
на
механическое
заучивание
учебного
материала
и
дословное
его
воспроизведение
.
Развивает
механическую
память
и
не
воспитывает
интереса
к
учению
.
Объяснительно
-
иллюстративное
обучение
.
Это
традиционное
,
наиболее
широко
распространенное
обучение
,
при
котором
знания
ученикам
даются
в
основном
в
готовом
виде
.
Учитель
стремится
донести
учебный
материал
до
сознания
ученика
.
Для
этого
он
использует
наглядные
пособия
.
Это
в
основном
репродуктивное
обучение
.
Ученики
должны
воспринять
новые
знания
,
осмыслить
,
запомнить
и
воспроизвести
их
.
Практические
работы
выполняются
известным
способом
,
по
образцу
.
Учение
выступает
как
припоминание
знаний
.
В
большинстве
случаев
ученик
является
пассивным
участником
процесса
обучения
.
Объяснительно
-
иллюстративное
обучение
недостаточно
активизирует
познавательную
деятельность
школьника
.
Развивающее
обучение
.
Направлено
на
развитие
познавательных
способностей
,
на
самостоятельное
добывание
знаний
учеником
.
Школьники
учатся
приобретать
новые
знания
,
работать
с
различными
источниками
географической
информации
.
Знания
,
добытые
самостоятельно
,
более
прочны
и
содержательны
.
К
развивающему
обучению
относится
проблемное
,
программированное
и
модульное
обучение
.
Проблемное
обучение
.
Суть
проблемного
обучения
—
самостоятельное
добывание
знаний
учениками
под
руководством
учителя
.
Оно
обеспечивает
активизацию
учебно
-
познавательной
деятельности
ученика
.
Учащиеся
получают
удовлетворение
от
работы
и
результата
,
что
стимулирует
процесс
усвоения
новых
знаний
.
Проблемное
обучение
содействует
развитию
мышления
и
умственных
способностей
школьника
.
Необходимое
условие
проблемного
обучения
—
создание
проблемной
ситуации
.
Последняя
определяется
как
состояние
интеллектуального
затруднения
.
Непосредственно
ответить
на
вопрос
ученик
не
в
состоянии
.
Он
это
не
может
сделать
.
Если
ученик
осознал
затруднение
и
ищет
пути
решения
,
проблемная
ситуация
превращается
в
проблему
.
Однако
не
всякая
проблемная
ситуация
может
перейти
в
проблему
.
Это
возникает
тогда
,
когда
нет
соответствующей
подготовки
ученика
для
решения
проблемного
вопроса
.
В
этом
случае
учитель
использует
метод
проблемного
изложения
.
Он
сам
раскрывает
проблему
,
показывает
пути
ее
решения
,
дает
образец
научного
поиска
.
В
обучении
можно
выделить
три
типа
создания
проблемной
ситуации
.
1.
Проблемная
ситуация
может
возникать
,
когда
ученику
недостает
знаний
для
решения
поставленной
перед
ним
задачи
или
когда
условие
задачи
содержит
неполную
информацию
.
Ученику
необходимо
пополнить
знания
и
затем
приступить
к
решению
проблемной
задачи
.
2.
Проблемная
ситуация
возникает
и
тогда
,
когда
есть
необходимые
знания
.
Для
решения
задания
нужно
отобрать
нужные
знания
.
3.
Проблемная
ситуация
возникает
тогда
,
когда
ученик
сталкивается
с
новыми
условиями
применения
знаний
.
Выявление
проблемы
,
ее
формулировка
—
первый
этап
проблемного
обучения
.
Обычно
проблемную
ситуацию
создает
учитель
.
Он
ставит
проблемные
вопросы
и
дает
проблемные
задания
: «
Какие
изменения
возможны
в
той
части
литосферы
,
где
происходит
извержение
вулкана
?», «
Как
извержение
вулкана
влияет
на
атмосферу
,
земную
кору
,
гидросферу
?»,
«
Почему
бессточное
озеро
Чад
почти
пресное
?», «
Составьте
проект
железнодорожной
магистрали
».
Затем
следует
поиск
решения
проблемного
вопроса
и
само
решение
.
Решение
и
поиск
решения
осуществляет
сам
школьник
.
Учитель
не
дает
готового
решения
,
он
может
наметить
лишь
путь
,
указать
на
трудности
.
Поиск
решения
заключается
в
обоснованных
ответах
.
Учитель
следит
за
логикой
рассуждения
,
отвергает
или
соглашается
с
доводами
ученика
.
Самое
главное
при
проблемном
обучении
—
разработка
проблемных
вопросов
и
заданий
по
темам
,
разделам
.
В
современной
школе
используются
лишь
элементы
проблемного
обучения
.
Учителя
ограничиваются
постановкой
проблемных
вопросов
при
изучении
отдельных
тем
,
иногда
постановкой
частных
проблем
.
Программированное
обучение
.
Это
обучение
возникло
как
акция
на
недостатки
традиционного
обучения
.
При
традиционном
обучении
недостаточно
учитываются
индивидуальные
особенности
ученика
.
Все
ученики
независимо
от
способностей
получают
из
учебника
и
на
уроке
одинаковую
по
количеству
информацию
.
Нет
различий
в
способе
подачи
информации
.
Но
каждый
ученик
воспринимает
материал
по
-
своему
.
При
традиционном
обучении
в
основном
страдают
слабые
и
сильные
ученики
.
Слабые
ученики
не
усваивают
учебный
материал
,
сильным
в
основном
нечего
делать
.
Незначительное
место
в
процессе
обучения
занимает
самостоятельная
творческая
работа
школьников
.
Ученики
получают
знания
в
основном
в
готовом
виде
.
При
традиционном
обучении
учитель
не
знает
,
как
каждый
ученик
усвоил
материал
.
Проверка
знаний
производится
эпизодически
.
Учитель
не
в
состоянии
опросить
всех
учащихся
на
уроке
.
Пробелы
в
знаниях
могут
быть
выявлены
лишь
по
истечении
продолжительного
времени
.
Большая
часть
процесса
обучения
остается
вне
контроля
учителя
.
Во
многом
все
эти
недостатки
ликвидируются
при
программированном
обучении
.
При
таком
обучении
каждый
ученик
самостоятельно
усваивает
новый
материал
,
учится
своим
собственным
темпом
,
что
позволяет
осуществить
индивидуализацию
учебного
процесса
.
Обучение
ведется
по
специальным
обучающим
программам
.
Программы
могут
быть
в
виде
учебников
или
закладываются
в
обучающее
устройство
—
электронную
машину
.
Обучающая
программа
состоит
из
порций
учебного
материала
и
системы
вопросов
и
заданий
по
ее
усвоению
.
В
зависимости
от
возраста
учеников
эти
порции
могут
быть
разные
по
объему
.
Поэтому
различают
линейное
и
разветвленное
программированное
обучение
.
Линейное
программированное
обучение
рассчитано
на
младших
школьников
.
Порции
учебного
материала
небольшие
.
При
ответах
на
вопросы
и
задания
ученик
ограничивается
впи
-
сыванием
соответствующих
слов
в
пропуски
.
Возможность
ошибок
исключена
.
Правильность
ответов
сразу
же
проверяется
.
Разветвленное
программирование
рассчитано
на
старших
школьников
.
Порции
учебного
материала
более
значительны
по
объему
.
На
вопросы
имеется
несколько
альтернативных
ответов
.
Если
ученик
выбрал
неправильный
ответ
,
он
не
может
двигаться
дальше
.
Программа
дает
указание
,
что
следует
изучить
.
В
некоторых
разветвленных
программах
нет
готовых
ответов
.
Ученик
формулирует
ответы
самостоятельно
.
Имеются
программы
с
элементами
линейного
и
разветвленного
программирования
.
В
нашей
школе
есть
лишь
элементы
программированного
обучения
.
Оно
направлено
в
основном
не
на
получение
новых
знаний
,
а
на
контроль
за
усвоенными
.
При
программирован
-
ной
проверке
и
оценке
знаний
разрабатывается
контрольная
программа
по
определенным
темам
школьной
географии
.
Эта
программа
представляет
собой
систему
вопросов
.
На
каждый
вопрос
есть
несколько
вариантов
ответов
,
один
из
ответов
наиболее
правильный
.
Программа
закладывается
в
обучающее
устройство
или
размножается
в
соответствующем
количестве
(
по