Файл: Учебное пособие (Галай).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2020

Просмотров: 1614

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

Рис

. 6. 

Структура

 

географических

 

знаний

 

Эмпирические

 

знания

 

выражают

 

внешние

 

особенности

 

объектов

 

и

 

явлений

К

 

эмпирическим

 

знаниям

 

относятся

 

представления

 

и

 

факты

Представления

 

— 

чувственно

-

наглядные

 

образы

 

объектов

 

и

 

явлений

 

в

 

сознании

памяти

которые

 

в

 

данный

 

момент

 

не

 

воспринимаются

 

органами

 

чувств

Это

 

образ

 

явления

объекта

 

в

 

памяти

который

 

может

 

быть

 

ярким

 

или

 

нечетким

В

 

зависимости

 

от

 

того

как

 

были

 

созданы

 

представления

различают

 

представления

 

памяти

 

и

 

представления

 

воображения

Представления

 

памяти

  — 

образы

 

тех

 

объектов

 

и

 

явлений

которые

 

в

 

прошлом

 

воспринимались

 

органами

 

чувств

Представления

 

воображения

 — 

образы

 

объектов

которые

 

никогда

 

не

 

воспринимались

 

органами

 

чувств

а

 

созданы

 

конструктивной

 

деятельностью

 

сознания

Различают

 

также

 

общие

 

и

 

единичные

 

представления

Общие

 

представления

  — 

обобщенный

 

образ

 

однородной

 

группы

 

объектов

 

и

 

явлений

Единичные

 

представления

 — 

образ

 

единичных

 

объектов

 

и

 

явлений

 

в

 

памяти

Географические

 

объекты

 

занимают

 

обширную

 

территорию

Они

 

характеризуются

 

размерами

формой

местоположением

Образ

 

территории

  — 

территориальное

 

представление

Географические

 

представления

 

главным

 

образом

 

формируются

 

на

 

основе

 

географической

 

карты

С

 

помощью

 

карты

 

мы

 

можем

 

обозревать

 

всю

 

земную

 

поверхность

судить

 

о

 

взаимном

 

расположении

 

объектов

их

 

форме

величине

Образ

 

карты

 

в

 

памяти

  — 

картографическое

 

представление

Формирование

 

представления

 — 

начальная

 

ступень

 

обучения

На

 

основе

 

представлений

 

создаются

 

теоретические

 

знания

выявляется

 

сущность

 

объектов

 

и

 

явлений

устанавливаются

 

закономерности

Факты

 — 

различные

 

сведения

 

о

 

величине

возрасте

структуре

составе

 

объектов

даты

географическая

 

номенклатура

Они

как

 

и

 

представления

служат

 

для

 

формирования

 

теоре

-

тических

 

знаний

Теоретические

 

знания

 

отражают

 

сущность

 

предметов

 

и

 

явлений

их

 

связи

 

и

 

отношения

Они

 

занимают

 

главное

 

место

 

в

 

школьной

 

географии

От

 

теоретических

 

знаний

 

зависит

 

научный

 

уровень

 

содержания

 

школьной

 

географии

К

 

теоретическим

 

знаниям

 

относят

 

понятия

причинно

-

следственные

 

связи

закономерности

теории


background image

Понятия

 

— 

основная

 

и

 

главная

 

частица

 

теоретических

 

знаний

Систематизированные

 

понятия

 — 

это

 

и

 

есть

 

главным

 

образом

 

географические

 

знания

Понятия

 — 

это

 

отражение

 

в

 

со

-

знании

 

сущности

 

географических

 

объектов

их

 

наиболее

 

характерных

 

свойств

признаков

особенностей

связей

отношений

 

между

 

объектами

Понятия

 

формируются

 

на

 

основе

 

представления

 

в

 

результате

 

абстрактного

 

мышления

Различают

 

общие

 

и

 

единичные

 

понятия

Общие

 

понятия

 

выражают

 

сущность

 

однородной

 

группы

 

объектов

 

и

 

явлений

Содержание

 

общего

 

понятия

 

раскрывается

 

в

 

его

 

определении

В

 

географии

 

есть

 

общенаучные

 

и

 

общегеографические

 

понятия

К

 

общим

 

географическим

 

относятся

 

понятия

 

о

 

рельефе

различных

 

его

 

формах

климате

погоде

 

и

 

др

Они

 

составляют

 

научный

 

фундамент

 

школьной

 

географии

Единичные

 

понятия

 

отражают

 

сущность

 

единичных

 

объектов

 

или

 

явлений

Содержание

 

этих

 

понятий

 

раскрывается

 

в

 

описании

 

характеристики

 

географических

 

объектов

 

по

 

опре

-

деленному

 

плану

Материал

 

для

 

описания

 

в

 

основном

 

берется

 

с

 

географической

 

карты

Единичные

 

понятия

 

имеют

 

собственные

 

географические

 

названия

В

 

единичных

 

понятиях

 

имеется

 

то

 

общее

что

 

характерно

 

для

 

однородной

 

группы

 

объектов

и

 

свое

 

специфическое

что

 

присуще

 

только

 

данному

 

объекту

Единичные

 

понятия

 

формируются

 

на

 

основе

 

общих

Они

 

имеют

 

сложное

 

строение

К

 

примеру

понятие

 

Африка

 

включает

 

и

 

географическое

 

положение

и

 

рельеф

и

 

климат

и

 

население

 

и

 

т

д

Единичные

 

понятия

которые

 

относятся

 

к

 

объектам

занимающим

 

значительную

 

территорию

называются

 

территориальными

или

 

региональными

понятиями

Большинство

 

единичных

 

географических

 

понятий

  — 

это

 

региональные

 

понятия

  (

Амазония

Сахара

Аравийский

 

полуостров

 

и

 

т

д

.). 

Различают

 

также

 

конкретные

  (

предметные

и

 

абстрактные

 

понятия

Конкретные

 

выражают

 

сущность

 

конкретных

 

объектов

 

или

 

явлений

Абстрактные

 

понятия

 

— 

понятия

 

о

 

признаках

 

и

 

свойствах

 

объектов

 

и

 

явлений

закономерностях

 

их

 

существования

 

и

 

развития

 

(

расселение

 

населения

континентальность

 

климата

 

и

 

т

д

.). 

Большинство

 

понятий

 

в

 

школьной

 

географии

  (

как

 

общих

так

 

и

 

единичных

являются

 

конкретными

 

понятиями

В

 

зависимости

 

от

 

отрасли

 

географической

 

науки

 

различают

 

понятия

 

картографические

физико

-

географические

экономико

-

географические

 

и

 

т

п

Причинно

-

следственные

 

связи

 

выражают

 

причинно

-

следственные

 

отношения

 

между

 

объектами

явлениями

 

и

 

процессами

От

 

раскрытия

 

этих

 

связей

 

зависит

 

научный

 

уровень

 

преподавания

Причина

 

всегда

 

предшествует

 

следствию

ее

 

надо

 

искать

 

в

 

предшествующих

 

явлениях

Следствие

  — 

результат

 

действия

 

причины

его

 

надо

 

находить

 

в

 

последующих

 

явлениях

География

 

оперирует

 

комплексом

 

причинно

-

следственных

 

связей

*

 

Закономерности

 

выражают

 

наиболее

 

существенные

повторяющиеся

устойчивые

 

связи

 

и

 

отношения

 

между

 

объектами

процессами

явлениями

 

и

 

отличаются

 

высоким

 

уровнем

 

тео

-

ретического

 

обобщения

Закономерность

 — 

это

 

то

что

 

характерно

 

для

 

многих

 

географических

 

объектов

 

и

 

явлений

Одной

 

из

 

главных

 

закономерностей

 

является

 

широтная

 

зональность

 

и

 

высотная

 

поясность

 (

природные

 

условия

 

и

 

комплексы

 

изменяются

 

от

 

экватора

 

к

 

полюсам

 

и

 

от

 

подножья

 

гор

 

к

 

вершинам

). 

В

 

экономической

 

географии

 

к

 

закономерностям

 

относятся

 

принципы

 

размещения

 

отдельных

 

отраслей

 

производства

Теории

 — 

это

 

основные

 

закономерности

 

объектов

 

природы

 

или

 

общества

В

 

школьной

 

географии

 

теории

 

в

 

основном

 

представлены

 

в

 

курсе

 

общей

 

географии

  (

учение

 

о

 

географическом

 

комплексе

географическом

 

районировании

о

 

географической

 

оболочке

 

и

 

др

.). 

Как

 

указывалось

 

ранее

к

 

компонентам

 

содержания

 

школьной

 

географии

 

относятся

 

также

 

умения

 

и

 

навыки

мировоззренческие

 

идеи

.

 

Умения

 

— 

способы

 

деятельности

посредством

 

которых

 

учащиеся

 

оперируют

 

полученными

 

знаниями

применяют

 

их

 

для

 

решения

 

учебных

 

задач

 

и

 

получения

 

новых

 

знаний

Навыки

 

— 

способы

 

деятельности

выполняемые

 

автоматически

Основными

 

в

 

учебной

 

географии

 

являются

 

картографические

 

и

 

краеведческие

 

умения

 

и

 

навыки

  (

умения

 

по

 

чтению

 

карты

изучению

 

местных

 

географических

 

объектов

). 

Географические

 

знания

умения

 

и

 

навыки

 

вырабатываются

 

с

 

помощью

 

приемов

 

учебной

 

работы

Прием

 

учебной

 

работы

 

означает

 

порядок

план

последовательность

 

действий

 

при

 

работе

 

с

 

тем

 

или

 

иным

 

источником

 

географической

 

информации

К

 

примеру

описание

 

гор

 

по

 

карте

 

включает

 

следующие

 

действия

найти

 

местоположение

 

гор

в

 

какой

 

части

 

материка

 

они

 

располагаются

по

 

градусной

 

сетке

 

определить

 

простирание

 

гор

измерить

 

протяженность

 

гор

 

по

 

масштабу

 

и

 

градусной

 

сетке

по

 

шкале

 

высот

 

установить

 

преобладающие

 

высоты

 

гор

по

 


background image

отметкам

 

высот

  — 

максимальную

 

высоту

по

 

градусной

 

сетке

 

определить

 

географические

 

координаты

 

максимальной

 

точки

Мировоззренческие

 

идеи

 — 

это

 

философское

 

обобщение

 

географических

 

знаний

Они

 

делятся

 

на

 

диалектико

-

материалистические

политико

-

экономические

 

и

 

экологические

2.4. 

Внутрипредметные

 

и

 

межпредметные

 

связи

 

Внутрипредметные

 

связи

 

означают

 

согласованное

 

изучение

 

отдельных

 

курсов

 

школьной

 

географии

Каждый

 

последующий

 

курс

 

базируется

 

на

 

предыдущем

Знания

 

предше

-

ствующего

 

курса

 

получают

 

развитие

 

в

 

последующих

 

курсах

В

 

содержании

 

школьной

 

географии

 

нет

 

знаний

которые

 

не

 

получали

 

бы

 

развитие

 

от

 

курса

 

к

 

курсу

Поэтому

 

учитель

 

географии

 

должен

 

знать

 

содержание

 

всей

 

школьной

 

географии

В

 

курсах

 

школьной

 

географии

 

имеются

 

различные

 

системы

 

знаний

система

 

топографо

-

картографических

 

знаний

геолого

-

геоморфологических

гидрологических

климатических

биогеографических

экологических

экономико

-

географических

система

 

знаний

 

по

 

социальной

 

географии

 

и

 

др

Эти

 

системы

 

также

 

развиваются

 

от

 

курса

 

к

 

курсу

Например

первоначальные

 

знания

 

о

 

рельефе

его

 

основных

 

формах

 

даются

 

в

 

начальном

 

курсе

 

географии

Эти

 

знания

 

углубляются

 

и

 

расширяются

 

при

 

изучении

 

географии

 

материков

 

и

 

стран

  (

изучается

 

внутреннее

 

строение

 

материков

особенности

 

их

 

рельефа

В

 

последующем

 

курсе

 

дается

 

понятие

 

о

 

тектонических

 

структурах

геологическом

 

летоисчислении

 

и

 

геохронологической

 

таблице

выявляется

 

влияние

 

древнего

 

оледенения

 

и

 

геологического

 

строения

 

на

 

формирование

 

рельефа

 

Беларуси

характеризуются

 

основные

 

формы

 

рельефа

В

 

курсе

 

общей

 

географии

 

система

 

геолого

-

геоморфологических

 

знаний

 

углубляется

 

и

 

расширяется

материал

 

излагается

 

на

 

более

 

высоком

 

научном

 

уровне

.

 

При

 

изучении

 

любой

 

школьной

 

темы

 

необходимо

 

выявить

какие

 

знания

 

имеют

 

учащиеся

 

по

 

данной

 

теме

и

 

после

 

этого

 

переходить

 

к

 

изучению

 

нового

 

материала

.

 

Межпредметные

 

связи

 — 

это

 

согласованное

 

изучение

 

различных

 

школьных

 

предметов

Реализация

 

межпредметных

 

связей

 

развивает

 

широкий

 

кругозор

 

учащихся

содействует

 

повы

-

шению

 

качества

 

знаний

помогает

 

выработке

 

цельного

 

научного

 

мировоззрения

дает

 

возможность

 

исключить

 

повторы

 

в

 

обучении

 

и

 

усилить

 

объяснения

 

в

 

географии

.

 

Изучение

 

вопросов

 

физической

 

географии

 

опирается

 

на

 

естественно

-

научную

 

подготовку

 

по

 

предметам

  «

Человек

 

и

 

мир

»,  «

Вселенная

»  («

Природоведение

»). 

Используются

 

также

 

знания

 

по

 

биологии

физике

химии

что

 

дает

 

возможность

 

лучше

 

раскрыть

 

изучаемые

 

темы

Современное

 

население

 

и

 

хозяйство

 

страны

 

нельзя

 

понять

 

без

 

ее

 

исторического

 

развития

В

 

школьных

 

курсах

 

истории

 

имеется

 

много

 

географической

 

номенклатуры

Работа

 

с

 

картами

статистическими

 

показателями

 

опирается

 

на

 

математическую

 

подготовку

 

детей

.

 

В

 

советских

 

программах

 

по

 

географии

 

в

 

рубрике

 «

Межпредметные

 

связи

» 

указывалось

какие

 

знания

 

из

 

других

 

предметов

 

нужно

 

использовать

 

при

 

изучении

 

той

 

или

 

иной

 

темы

.

 

Чтобы

 

реализовать

 

межпредметные

 

связи

нужно

 

знать

 

содержание

 

других

 

школьных

 

предметов

По

 

широте

 

межпредметных

 

связей

 

география

 

превосходит

 

другие

 

предметы

так

 

как

 

она

 

опирается

 

на

 

естественнонаучную

 

и

 

гуманитарную

 

подготовку

 

учащихся

.

 

Изучение

 

других

 

предметов

 

также

 

должно

 

опираться

 

на

 

географическую

 

подготовку

.

 

Разработка

 

согласованного

 

содержания

 

всех

 

учебных

 

предметов

  — 

одна

 

из

 

важных

 

проблем

 

дидактики

Каждый

 

учебный

 

предмет

 

имеет

 

свою

 

логику

 

построения

 

содержания

Поэтому

 

на

 

практике

 

согласованное

 

обучение

 

осуществляется

 

весьма

 

трудно

Многие

 

вопросы

 

физики

химии

 

сначала

 

изучаются

 

на

 

уроках

 

географии

а

 

затем

 

по

 

этим

 

предметам

2.5. 

Программы

 

по

 

географии

их

 

методическое

 

построение

 

Объем

 

и

 

содержание

 

географических

 

знаний

которые

 

должны

 

быть

 

усвоены

 

учащимися

последовательность

 

их

 

изучения

 

на

 

протяжении

 

всего

 

учебного

 

года

 

определяются

 

программой

Программа

 

утверждается

 

Министерством

 

образования

 

и

 

является

 

обязательной

Программа

 

определяет

 

максимум

 

и

 

минимум

 

знаний

 

по

 

предмету

.

 

В

 

начале

 

программы

 

есть

 

объяснительная

 

записка

в

 

ней

 

даются

 

принципиальные

 

указания

 

о

 

назначении

 

каждого

 

курса

 

и

 

особенностях

 

его

 

преподавания

Затем

 

раскрывается

 

содержание

 

каждого

 

курса

 

школьной

 

географии

содержится

 

перечень

 

частей

 

курса

разделов

тем

раскрывается

 

содержание

 

каждой

 

темы

На

 

каждую

 

структурную

 

часть

 

указывается

 

количество

 

часов

.

 

Установленное

 

программой

 

содержание

 

школьной

 

географии

 

излагается

 

в

 

учебных

 

пособиях

 

или

 

учебниках

утверждаемых

 

Министерством

 

образования

 

Республики

 

Беларусь

.

 

В

 

программе

 

могут

 

быть

 

следующие

 

рубрики

.

 

1.  

Практические

 

работы

По

 

определенным

 

темам

 

дается

 

перечень

 

практических

 

работ

обязательных

 

для

 

выполнения

Они

 

служат

 

для

 

выработки

 

умений

 

и

 

навыков

 

и

 

приобретения

 

новых

 

знаний

.

 


background image

2. 

Географическая

 

номенклатура

По

 

темам

 

дается

 

перечень

 

географических

 

названий

обязательных

 

для

 

усвоения

Объекты

соответствующие

 

этим

 

названиям

учащиеся

 

должны

 

быстро

 

находить

 

и

 

правильно

 

показывать

 

на

 

географической

 

карте

.

 

3. 

Межпредметные

 

связи

В

 

рубрике

 

даются

 

указания

 

учителю

какие

 

знания

 

по

 

другим

 

предметам

 

можно

 

использовать

 

при

 

изучении

 

соответствующих

 

тем

.

 

4. 

Обобщающее

 

повторение

Имеется

 

после

 

изучения

 

крупных

 

тем

разделов

 

или

 

частей

 

курса

Ее

 

назначение

 — 

обобщение

 

и

 

систематизация

 

полученных

 

знаний

.

 

5. 

Основные

 

требования

 

к

 

знаниям

 

и

 

умениям

 

учащихся

По

 

каждой

 

теме

 

указывается

что

 

учащиеся

 

должны

 

знать

 

после

 

изучения

 

темы

какие

 

умения

 

и

 

навыки

 

должны

 

быть

 

выработаны

Рубрика

 

имеет

 

принципиальное

 

значение

В

 

ней

 

определен

 

тот

 

объем

 

знаний

 

и

 

умений

который

 

должен

 

быть

 

обязательно

 

усвоен

Она

 

дает

 

возможность

 

учителю

 

определить

 

главный

 

основной

 

учебный

 

материал

 

в

 

учебном

 

пособии

 

или

 

учебнике

Не

 

весь

 

учебный

 

текст

 

подлежит

 

усвоению

 

школьниками

.

 

6.

Учебное

 

оборудование

Рубрика

 

содержит

 

перечень

 

средств

 

обучения

 

по

 

каждому

 

курсу

 

школьной

 

географии

Указываются

 

карты

различные

 

виды

 

наглядных

 

пособий

техни

-

ческие

 

средства

 

обучения

которые

 

можно

 

использовать

 

при

 

изучении

 

данного

 

курса

.

 

7. 

Критерии

 

и

 

показатели

 

учебно

-

познавательной

 

деятельности

 

школьников

В

 

советских

 

программах

 

по

 

географии

 

давались

 

примерные

 

нормы

 

оценки

 

географических

 

знаний

умений

 

и

 

навыков

что

 

способствовало

 

объективной

 

оценке

 

знаний

.

 

8. 

Основные

 

методические

 

пособия

Содержится

 

перечень

 

методической

 

литературы

 

для

 

учителей

.

 

Некоторые

 

из

 

указанных

 

рубрик

 

отсутствуют

 

в

 

современных

 

программах

 

по

 

географии

 

Республики

 

Беларусь

 

3. 

ТИПЫ

 

И

 

МЕТОДЫ

 

ОБУЧЕНИЯ

 

ГЕОГРАФИИ

 

 

3.1. 

Типы

 

обучения

 

В

 

истории

 

дидактики

 

выделяют

 

следующие

 

типы

 

обучения

догматическое

объяснительно

-

иллюстративное

 

и

 

развивающее

.

 

Догматическое

 

обучение

Направлено

 

на

 

механическое

 

заучивание

 

учебного

 

материала

 

и

 

дословное

 

его

 

воспроизведение

Развивает

 

механическую

 

память

 

и

 

не

 

воспитывает

 

интереса

 

к

 

учению

.

 

Объяснительно

-

иллюстративное

 

обучение

Это

 

традиционное

наиболее

 

широко

 

распространенное

 

обучение

при

 

котором

 

знания

 

ученикам

 

даются

 

в

 

основном

 

в

 

готовом

 

виде

Учитель

 

стремится

 

донести

 

учебный

 

материал

 

до

 

сознания

 

ученика

Для

 

этого

 

он

 

использует

 

наглядные

 

пособия

Это

 

в

 

основном

 

репродуктивное

 

обучение

Ученики

 

должны

 

воспринять

 

новые

 

знания

осмыслить

запомнить

 

и

 

воспроизвести

 

их

Практические

 

работы

 

выполняются

 

известным

 

способом

по

 

образцу

Учение

 

выступает

 

как

 

припоминание

 

знаний

В

 

большинстве

 

случаев

 

ученик

 

является

 

пассивным

 

участником

 

процесса

 

обучения

Объяснительно

-

иллюстративное

 

обучение

 

недостаточно

 

активизирует

 

познавательную

 

деятельность

 

школьника

.

 

Развивающее

 

обучение

Направлено

 

на

 

развитие

 

познавательных

 

способностей

на

 

самостоятельное

 

добывание

 

знаний

 

учеником

Школьники

 

учатся

 

приобретать

 

новые

 

знания

работать

 

с

 

различными

 

источниками

 

географической

 

информации

Знания

добытые

 

самостоятельно

более

 

прочны

 

и

 

содержательны

К

 

развивающему

 

обучению

 

относится

 

проблемное

программированное

 

и

 

модульное

 

обучение

.

 

Проблемное

 

обучение

Суть

 

проблемного

 

обучения

  — 

самостоятельное

 

добывание

 

знаний

 

учениками

 

под

 

руководством

 

учителя

Оно

 

обеспечивает

 

активизацию

 

учебно

-

познавательной

 

деятельности

 

ученика

Учащиеся

 

получают

 

удовлетворение

 

от

 

работы

 

и

 

результата

что

 

стимулирует

 

процесс

 

усвоения

 

новых

 

знаний

Проблемное

 

обучение

 

содействует

 

развитию

 

мышления

 

и

 

умственных

 

способностей

 

школьника

Необходимое

 

условие

 

проблемного

 

обучения

 — 

создание

 

проблемной

 

ситуации

Последняя

 

определяется

 

как

 

состояние

 

интеллектуального

 

затруднения

Непосредственно

 

ответить

 

на

 

вопрос

 

ученик

 

не

 

в

 

состоянии

Он

 

это

 

не

 

может

 

сделать

Если

 

ученик

 

осознал

 

затруднение

 

и

 

ищет

 

пути

 

решения

проблемная

 

ситуация

 

превращается

 

в

 

проблему

Однако

 

не

 

всякая

 

проблемная

 

ситуация

 

может

 

перейти

 

в

 

проблему

Это

 

возникает

 

тогда

когда

 

нет

 

соответствующей

 

подготовки

 

ученика

 

для

 

решения

 

проблемного

 

вопроса

В

 

этом

 

случае

 

учитель

 

использует

 

метод

 

проблемного

 

изложения

Он

 

сам

 

раскрывает

 

проблему

показывает

 

пути

 

ее

 

решения

дает

 

образец

 

научного

 

поиска

.

 


background image

В

 

обучении

 

можно

 

выделить

 

три

 

типа

 

создания

 

проблемной

 

ситуации

.

 

1.   

Проблемная

 

ситуация

 

может

 

возникать

когда

 

ученику

 

недостает

 

знаний

 

для

 

решения

 

поставленной

 

перед

 

ним

 

задачи

 

или

 

когда

 

условие

 

задачи

 

содержит

 

неполную

 

информацию

Ученику

 

необходимо

 

пополнить

 

знания

 

и

 

затем

 

приступить

 

к

 

решению

 

проблемной

 

задачи

.

 

2. 

Проблемная

 

ситуация

 

возникает

 

и

 

тогда

когда

 

есть

 

необходимые

 

знания

Для

 

решения

 

задания

 

нужно

 

отобрать

 

нужные

 

знания

.

 

3. 

Проблемная

 

ситуация

 

возникает

 

тогда

когда

 

ученик

 

сталкивается

 

с

 

новыми

 

условиями

 

применения

 

знаний

.

 

Выявление

 

проблемы

ее

 

формулировка

 — 

первый

 

этап

 

проблемного

 

обучения

Обычно

 

проблемную

 

ситуацию

 

создает

 

учитель

Он

 

ставит

 

проблемные

 

вопросы

 

и

 

дает

 

проблемные

 

задания

:  «

Какие

 

изменения

 

возможны

 

в

 

той

 

части

 

литосферы

где

 

происходит

 

извержение

 

вулкана

?»,  «

Как

 

извержение

 

вулкана

 

влияет

 

на

 

атмосферу

земную

 

кору

гидросферу

?», 

«

Почему

 

бессточное

 

озеро

 

Чад

 

почти

 

пресное

?»,  «

Составьте

 

проект

 

железнодорожной

 

магистрали

». 

Затем

 

следует

 

поиск

 

решения

 

проблемного

 

вопроса

 

и

 

само

 

решение

Решение

 

и

 

поиск

 

решения

 

осуществляет

 

сам

 

школьник

Учитель

 

не

 

дает

 

готового

 

решения

он

 

может

 

наметить

 

лишь

 

путь

указать

 

на

 

трудности

Поиск

 

решения

 

заключается

 

в

 

обоснованных

 

ответах

Учитель

 

следит

 

за

 

логикой

 

рассуждения

отвергает

 

или

 

соглашается

 

с

 

доводами

 

ученика

.

 

Самое

 

главное

 

при

 

проблемном

 

обучении

  — 

разработка

 

проблемных

 

вопросов

 

и

 

заданий

 

по

 

темам

разделам

В

 

современной

 

школе

 

используются

 

лишь

 

элементы

 

проблемного

 

обучения

Учителя

 

ограничиваются

 

постановкой

 

проблемных

 

вопросов

 

при

 

изучении

 

отдельных

 

тем

иногда

 

постановкой

 

частных

 

проблем

 

Программированное

 

обучение

Это

 

обучение

 

возникло

 

как

 

акция

 

на

 

недостатки

 

традиционного

 

обучения

При

 

традиционном

 

обучении

 

недостаточно

 

учитываются

 

индивидуальные

 

особенности

 

ученика

Все

 

ученики

 

независимо

 

от

 

способностей

 

получают

 

из

 

учебника

 

и

 

на

 

уроке

 

одинаковую

 

по

 

количеству

 

информацию

Нет

 

различий

 

в

 

способе

 

подачи

 

информации

Но

 

каждый

 

ученик

 

воспринимает

 

материал

 

по

-

своему

При

 

традиционном

 

обучении

 

в

 

основном

 

страдают

 

слабые

 

и

 

сильные

 

ученики

Слабые

 

ученики

 

не

 

усваивают

 

учебный

 

материал

сильным

 

в

 

основном

 

нечего

 

делать

.

 

Незначительное

 

место

 

в

 

процессе

 

обучения

 

занимает

 

самостоятельная

 

творческая

 

работа

 

школьников

Ученики

 

получают

 

знания

 

в

 

основном

 

в

 

готовом

 

виде

При

 

традиционном

 

обучении

 

учитель

 

не

 

знает

как

 

каждый

 

ученик

 

усвоил

 

материал

Проверка

 

знаний

 

производится

 

эпизодически

Учитель

 

не

 

в

 

состоянии

 

опросить

 

всех

 

учащихся

 

на

 

уроке

Пробелы

 

в

 

знаниях

 

могут

 

быть

 

выявлены

 

лишь

 

по

 

истечении

 

продолжительного

 

времени

Большая

 

часть

 

процесса

 

обучения

 

остается

 

вне

 

контроля

 

учителя

Во

 

многом

 

все

 

эти

 

недостатки

 

ликвидируются

 

при

 

программированном

 

обучении

При

 

таком

 

обучении

 

каждый

 

ученик

 

самостоятельно

 

усваивает

 

новый

 

материал

учится

 

своим

 

собственным

 

темпом

что

 

позволяет

 

осуществить

 

индивидуализацию

 

учебного

 

процесса

.

 

Обучение

 

ведется

 

по

 

специальным

 

обучающим

 

программам

Программы

 

могут

 

быть

 

в

 

виде

 

учебников

 

или

 

закладываются

 

в

 

обучающее

 

устройство

  — 

электронную

 

машину

Обучающая

 

программа

 

состоит

 

из

 

порций

 

учебного

 

материала

 

и

 

системы

 

вопросов

 

и

 

заданий

 

по

 

ее

 

усвоению

В

 

зависимости

 

от

 

возраста

 

учеников

 

эти

 

порции

 

могут

 

быть

 

разные

 

по

 

объему

Поэтому

 

различают

 

линейное

 

и

 

разветвленное

 

программированное

 

обучение

.

 

Линейное

 

программированное

 

обучение

 

рассчитано

 

на

 

младших

 

школьников

Порции

 

учебного

 

материала

 

небольшие

При

 

ответах

 

на

 

вопросы

 

и

 

задания

 

ученик

 

ограничивается

 

впи

-

сыванием

 

соответствующих

 

слов

 

в

 

пропуски

Возможность

 

ошибок

 

исключена

Правильность

 

ответов

 

сразу

 

же

 

проверяется

Разветвленное

 

программирование

 

рассчитано

 

на

 

старших

 

школьников

Порции

 

учебного

 

материала

 

более

 

значительны

 

по

 

объему

На

 

вопросы

 

имеется

 

несколько

 

альтернативных

 

ответов

Если

 

ученик

 

выбрал

 

неправильный

 

ответ

он

 

не

 

может

 

двигаться

 

дальше

Программа

 

дает

 

указание

что

 

следует

 

изучить

В

 

некоторых

 

разветвленных

 

программах

 

нет

 

готовых

 

ответов

Ученик

 

формулирует

 

ответы

 

самостоятельно

Имеются

 

программы

 

с

 

элементами

 

линейного

 

и

 

разветвленного

 

программирования

В

 

нашей

 

школе

 

есть

 

лишь

 

элементы

 

программированного

 

обучения

Оно

 

направлено

 

в

 

основном

 

не

 

на

 

получение

 

новых

 

знаний

а

 

на

 

контроль

 

за

 

усвоенными

При

 

программирован

-

ной

 

проверке

 

и

 

оценке

 

знаний

 

разрабатывается

 

контрольная

 

программа

 

по

 

определенным

 

темам

 

школьной

 

географии

Эта

 

программа

 

представляет

 

собой

 

систему

 

вопросов

На

 

каждый

 

вопрос

 

есть

 

несколько

 

вариантов

 

ответов

один

 

из

 

ответов

 

наиболее

 

правильный

Программа

 

закладывается

 

в

 

обучающее

 

устройство

 

или

 

размножается

 

в

 

соответствующем

 

количестве

  (

по