ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2020
Просмотров: 4129
Скачиваний: 13
171
3) социальная справедливость – обеспечение экономичес-
кой симметричности и эквивалентности в жизни обще-
ства за счет соответствия прав и обязанностей, свободы
и ответственности, вклада в национальное производ-
ство и реального социально-экономического положения
человека.
Основные цели
социальной политики: а) обеспечение пол-
ной и рациональной занятости населения; б) регулирование
доходов населения; в) социальные гарантии и социальная за-
щита; г) социальное партнерство; д) защита здоровья нации;
е) экологическая безопасность.
основные линии социальной политики:
а) мобилизация
социальных факторов экономического роста; б) формирование
с активным участием государства системы социальной защиты;
в) государственная поддержка базовых отраслей социальной
сферы (образование, наука, здравоохранение, жКх).
Социальная политика
Мобилизация
социальных
факторов
экономического
развития
Совершенствование
социальной защиты
Развитие
базовых
социальных
отраслей
Социальная политика выступает весомым фактором форми-
рования
совокупного спроса
. Но государство должно искоренять
атмосферу иждивенчества и потребительского отношения к на-
циональному производству. Особое внимание принято уделять
системе найма
рабочей силы, утверждению на производстве
отношений
социального партнерства
, формированию опти-
мального социального микроклимата.
Но чтобы в полном объеме
мобилизовать
социальные фак-
торы экономического роста, необходимо предварительно соз-
дать такие факторы. Поэтому социальная политика включает
мероприятия по активизации инвестиций в науку, образование
и здравоохранение, по своевременному разрешению возника-
ющих демографических проблем.
172
виды социальной политики:
1)
либеральный вариант
со-
циальной политики делает ставку на поведение экономическо-
го человека, на его склонности к рационализму и самозащите
от социальных невзгод;
2)
социал-демократический вариант
социальной политики:
ответственность за стабильность и социальный прогресс пол-
ностью возлагается на современное государство.
В структуре государственных расходов заметное место зани-
мают социальные потребности. Предполагается высокоэффек-
тивная система защиты безработных, вводится прогрессивное
налогообложение, включающее и так называемые социальные
налоги на богатых.
радикальный характер переходного периода.
В переход-
ный период принимается курс на формирование
новой
эко-
номической
системы
. Поэтому одновременно изменяются со-
циальный уклад жизни людей, материальные и идеологические
принципы. В обществе формируются
новые социальные группы —
предпринимателей и бедняков (бомжи, бичи), пролетариата
и технократии, акционеров и государственных служащих,
банкиров и финансистов, торговцев и промышленников, а так-
же профессиональных политиков. Появляется четкое разгра-
ничение между работодателем и работополучателем, между
наемным работником и собственником предприятия.
актуальные задачи социальной политики.
В переходный
период социальная политика призвана решать ряд сложных
задач:
а) нужно обеспечивать социально-устойчивое развитие
страны;
б) развивать стимулы к труду и экономической деятель-
ности;
в) укреплять среди граждан осознание социальной ответ-
ственности за собственную судьбу и судьбу страны;
г) сохранять для каждого члена общества круг минимальных
потребностей, которые должны удовлетворяться нерыночным
путем;
д) нейтрализовать неблагоприятные социальные последст-
вия, связанные с переходом к рынку, поддерживать социально
уязвимые слои и группы населения.
173
вопросы для самопроверки:
1. В каких случаях социальную устойчивость следует рас-
сматривать как фактор экономического роста?
2. Определите соотношение между содержанием качества
и уровня жизни.
3. Выделите основные показатели, определяющие уровень
жизни населения страны.
4. Выделите основные компоненты современной социальной
политики.
174
Тема 12. ТрансФорМаЦионнаЯ эконоМика
12.1. Цели и задачи переходного периода. Радикальный
характер экономических преобразований.
12.2. Трансформационная экономика: основные черты,
закономерности и противоречия функционирования.
12.3. Либерализация национальной экономики в Белару-
си. Формирование среды предпринимательства.
12.4. Роль белорусского государства в обеспечении эффек-
тивных трансформационных преобразований.
Ключевые слова:
переходный период, трансформационная
экономика, задачи переходного периода, варианты переходной
экономики, либерализация экономики, пределы государственного
регулирования.
12.1. Цели и задачи переходного периода. радикальный
характер экономических преобразований
Формализация трансформационного процесса.
Начало
формирования национальной экономики суверенной Беларуси
совпало с завершением «перестройки горбачева» и началом
трансформационных рыночных преобразований, т.е. с перехо-
дом от
командной
(административной) экономики к
рыночной
.
если за административно-командной системой (аКС) со-
хранить символ
а
, а ее «советский» вариант обозначить под
№ 1 (ведь на планете по сей день сохраняются и другие виды
командной экономики), то на исходном этапе приобретения
национальной независимости
белорусская экономика
получает
обозначение –
а1
.
Безусловно, в рамках СССр экономика Беларуси (BY) не
имела такой автономности, как это было в соседней Польше
в рамках социалистического лагеря. Но что касается методов
хозяйствования, то здесь отличия от союзной практики все
же были достаточно заметные. Ведь Беларусь традиционно
выступала полигоном для проведения многих крупных эконо-
мических экспериментов союзного значения, что позитивно
сказалось в период рыночной трансформации.
Поэтому в исходной точке трансформационного процесса
формализованное обозначение белорусской экономики вполне
обоснованно приобретает вид
а1BY
.
175
Известно, что в Беларуси главным ориентиром трансфор-
мации выступило формирование экономической системы
ры-
ночного
типа. При этом, если мы намерены все же делать свой
осмысленный
европейский
, а не азиатский выбор, то в качестве
типовой модели национальной экономики будет принята за-
падноевропейская модель (пусть это будет
ес1
–
социальная
рыночная экономика
). С учетом неизбежного присутствия в мо-
дели роста национальных факторов
конечный
пункт
рыночной
трансформации применительно для национальной экономики
Беларуси предстает как
ес1BY
.
Но между исходным пунктом и конечной целью транс-
формации лежит переходный период с его переходной эконо-
микой. С учетом содержания переходного периода (демонтаж
аКС; формирование социально-ориентированной экономики
рыночного типа) состояние белорусской экономики
переходного
типа
условно обозначим в виде
Ne BY (A1 – ес1)
.
Тогда общий переход от аКС к новой экономической систе-
ме приобретает следующий вид:
а1BY
→
Ne BY (A1
→
ес1)
→
ес1BY.
радикальный характер экономических изменений.
Спе-
цифика современного перехода состоит в том, что речь идет об
особом трансформационном периоде, ограниченном во време-
ни, когда осуществляется не дозированное реформирование, а
демонтаж (
ликвидация
) устарелых экономических отношений.
Сравнительный анализ приведенных в табл. 12.1 — призна-
ков командной и рыночной экономики показывает, чтоэто две
принципиально разные системы. Поэтому в переходный пери-
од не избежать
радикальных
преобразований. распределение
по труду должно быть дополнено распределением дохода по
капиталу, труду и таланту. частная собственность должна быть
признана полноценным фактором присвоения материальных
благ. Все это требует радикальной трансформации националь-
ного сознания, революционных изменений в институциональ-
ной структуре общества.
Цель и главные задачи переходного периода.
Страте-
гическая цель переживаемого Беларусью переходного периода –
формирование национальной экономической модели рыноч-
ного типа, обеспечивающей безопасность страны.