Файл: Лемешевский. Макроэкономика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2020

Просмотров: 4129

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

171

3)  социальная справедливость – обеспечение экономичес- 

кой симметричности и эквивалентности в жизни обще-

ства за счет соответствия прав и обязанностей, свободы 

и  ответственности,  вклада  в  национальное  производ-

ство и реального социально-экономического положения 

человека. 

Основные цели

 социальной политики: а) обеспечение пол-

ной  и  рациональной  занятости  населения;  б)  регулирование 

доходов населения; в) социальные гарантии и социальная за-

щита; г) социальное партнерство; д) защита здоровья нации; 

е) экологическая безопасность.

основные линии социальной политики:

 а) мобилизация 

социальных факторов экономического роста; б) формирование 

с активным участием государства системы социальной защиты; 

в) государственная поддержка базовых отраслей социальной 

сферы (образование, наука, здравоохранение, жКх).

Социальная политика

Мобилизация

социальных

факторов

экономического

развития

Совершенствование

социальной защиты

Развитие

базовых

социальных 

отраслей

Социальная политика выступает весомым фактором форми-

рования 

совокупного спроса

. Но государство должно искоренять 

атмосферу иждивенчества и потребительского отношения к на- 

циональному производству. Особое внимание принято уделять 

системе найма

 рабочей силы, утверждению на производстве 

отношений 

социального  партнерства

,  формированию  опти-

мального социального микроклимата.

 Но чтобы в полном объеме 

мобилизовать

 социальные фак- 

торы экономического роста, необходимо предварительно соз-

дать такие факторы. Поэтому социальная политика включает 

мероприятия по активизации инвестиций в науку, образование 

и здравоохранение, по своевременному разрешению возника-

ющих демографических проблем.


background image

172

виды социальной политики:

 1) 

либеральный вариант

 со-

циальной политики делает ставку на поведение экономическо-

го человека, на его склонности к рационализму и самозащите 

от социальных невзгод; 

2) 

социал-демократический вариант

 социальной политики:  

ответственность за стабильность и социальный прогресс пол- 

ностью возлагается на современное государство. 

В структуре государственных расходов заметное место зани- 

мают социальные потребности. Предполагается высокоэффек-

тивная система защиты безработных, вводится прогрессивное 

налогообложение, включающее и так называемые социальные 

налоги на богатых.

радикальный характер переходного периода. 

В переход- 

ный  период  принимается  курс  на  формирование 

новой

  эко-

номической 

системы

. Поэтому одновременно изменяются со- 

циальный уклад жизни людей, материальные и идеологические 

принципы. В обществе формируются 

новые социальные группы —

  

предпринимателей  и  бедняков  (бомжи,  бичи),  пролетариата 

и  технократии,  акционеров  и  государственных  служащих, 

банкиров и финансистов, торговцев и промышленников, а так- 

же профессиональных политиков. Появляется четкое разгра-

ничение  между  работодателем  и  работополучателем,  между 

наемным работником и собственником предприятия.

актуальные задачи социальной политики.

 В переходный 

период  социальная  политика  призвана  решать  ряд  сложных 

задач: 

а)  нужно  обеспечивать  социально-устойчивое  развитие 

страны; 

б)  развивать  стимулы  к  труду  и  экономической  деятель- 

ности; 

в) укреплять среди граждан осознание социальной ответ-

ственности за собственную судьбу и судьбу страны; 

г) сохранять для каждого члена общества круг минимальных 

потребностей, которые должны удовлетворяться нерыночным 

путем;

д) нейтрализовать неблагоприятные социальные последст- 

вия, связанные с переходом к рынку, поддерживать социально 

уязвимые слои и группы населения. 


background image

173

вопросы для самопроверки:

1.  В  каких  случаях  социальную  устойчивость  следует  рас-

сматривать как фактор экономического роста?

2.  Определите соотношение между содержанием качества 

и уровня жизни.

3.  Выделите  основные  показатели,  определяющие  уровень 

жизни населения страны.

4.  Выделите основные компоненты современной социальной 

политики.


background image

174

Тема 12. ТрансФорМаЦионнаЯ эконоМика

12.1. Цели и задачи переходного периода. Радикальный 

характер экономических преобразований.

12.2. Трансформационная экономика: основные черты, 

закономерности и противоречия функционирования.

12.3. Либерализация национальной экономики в Белару- 

си. Формирование среды предпринимательства. 

12.4. Роль белорусского государства в обеспечении эффек- 

тивных трансформационных преобразований. 

Ключевые  слова: 

переходный  период,  трансформационная 

экономика,  задачи  переходного  периода,  варианты  переходной 

экономики, либерализация экономики, пределы государственного 

регулирования.

12.1. Цели и задачи переходного периода. радикальный 

характер экономических преобразований

Формализация трансформационного процесса.

 Начало 

формирования национальной экономики суверенной Беларуси 

совпало  с  завершением  «перестройки  горбачева»  и  началом 

трансформационных рыночных преобразований, т.е. с перехо-

дом от 

командной

 (административной) экономики к 

рыночной

если  за  административно-командной  системой  (аКС)  со-

хранить символ 

а

, а ее «советский» вариант обозначить под 

№ 1 (ведь на планете по сей день сохраняются и другие виды 

командной экономики), то на исходном этапе приобретения 

национальной независимости 

белорусская экономика

 получает 

обозначение – 

а1

Безусловно,  в  рамках  СССр  экономика  Беларуси  (BY)  не 

имела такой автономности, как это было в соседней Польше 

в рамках социалистического лагеря. Но что касается методов 

хозяйствования,  то  здесь  отличия  от  союзной  практики  все 

же  были  достаточно  заметные.  Ведь  Беларусь  традиционно 

выступала полигоном для проведения многих крупных эконо-

мических экспериментов союзного значения, что позитивно 

сказалось в период рыночной трансформации.

 Поэтому в исходной точке трансформационного процесса 

формализованное обозначение белорусской экономики вполне 

обоснованно приобретает вид 

а1BY

.


background image

175

Известно, что в Беларуси главным ориентиром трансфор-

мации выступило формирование экономической системы 

ры-

ночного

 типа. При этом, если мы намерены все же делать свой 

осмысленный 

европейский

, а не азиатский выбор, то в качестве 

типовой модели национальной экономики будет принята за-

падноевропейская  модель  (пусть  это  будет 

ес1

 – 

социальная 

рыночная экономика

). С учетом неизбежного присутствия в мо-

дели роста национальных факторов 

конечный

 пункт 

рыночной

 

трансформации применительно для национальной экономики 

Беларуси предстает как 

ес1BY

Но  между  исходным  пунктом  и  конечной  целью  транс-

формации лежит переходный период с его переходной эконо-

микой. С учетом содержания переходного периода (демонтаж 

аКС; формирование социально-ориентированной экономики 

рыночного типа) состояние белорусской экономики 

переходного 

типа

 условно обозначим в виде 

Ne BY (A1 – ес1)

Тогда общий переход от аКС к новой экономической систе-

ме приобретает следующий вид:

а1BY 

→ 

Ne BY (A1 

 ес1) 

 ес1BY. 

радикальный характер экономических изменений. 

Спе- 

цифика современного перехода состоит в том, что речь идет об 

особом трансформационном периоде, ограниченном во време-

ни, когда осуществляется не дозированное реформирование, а 

демонтаж (

ликвидация

) устарелых экономических отношений. 

Сравнительный анализ приведенных в табл. 12.1 — призна-

ков командной и рыночной экономики показывает, чтоэто две 

принципиально разные системы. Поэтому в переходный пери-

од  не  избежать 

радикальных

  преобразований.  распределение 

по труду должно быть дополнено распределением дохода по 

капиталу, труду и таланту. частная собственность должна быть 

признана полноценным фактором присвоения материальных 

благ. Все это требует радикальной трансформации националь-

ного сознания, революционных изменений в институциональ-

ной структуре общества.

Цель  и  главные  задачи  переходного  периода. 

Страте- 

гическая цель переживаемого Беларусью переходного периода –  

формирование национальной экономической модели рыноч-

ного типа, обеспечивающей безопасность страны.