Файл: Социология. Шпоры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2020

Просмотров: 739

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8. Социализация личности как социокультурный процесс.

Социализацию можно определить как процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Таким образом, в процессе социализации человек приобретает качества, необходимые для выполнения им социальных ролей.

Процесс социализации является двухсторонним: с одной стороны, это передача обществом индивиду своего опыта, а с другой стороны, это процесс усвоения индивидом общественного опыта.

В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:

1) первичная – усвоение норм и ценностей ребенком;

2) вторичная – усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.

Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности человека.

Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

В зависимости от вида социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.

Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин «первичная» относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.

Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин «вторичная описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.

Первичные институты социализации – это семья, школа, группа сверстников и т. д. Вторичные институты – это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.

Процесс социализации состоит из нескольких этапов и стадий.

1. Стадия адаптации (рождение – подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.

2. Появление желания выделить себя среди других – стадия идентификации.

3. Стадия интеграции, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.

4. Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.

5. Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.

На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или иные факторы, соотношение которых на разных этапах различно.

В целом можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации:


1) биологическая наследственность;

2) физическое окружение;

3) культура;

4) групповой опыт;

5) индивидуальный опыт.

Биологическое наследие каждого человека поставляет «сырые материалы», которые затем разнообразными способами преобразуются в личностные характеристики. Именно благодаря биологическому фактору существует огромное разнообразие индивидуальностей.

Физическое окружение играет важную роль в формировании личности, так как огромное значение имеют климат, природные ресурсы и другие природные показатели.

Культура каждого общества также оказывает огромное влияние на процесс социализации.

Таким образом, можно сказать, что на процесс социализации оказывают влияние две важнейшие окружающие человека среды: природная и социальная.

Важным процессом социализации является процесс идентификации.

Идентификация – это процесс усвоения индивидом норм, ценностей и качеств той социальной группы, к которой он принадлежит либо желал бы принадлежать.


9. Социокультурные ориентации современной молодежи.

Социальная политика — политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп.

В РБ оказывается активная помощь семьям, молодежи, социально уязвимым слоям населения.

В РБ реализуется программа «Молодежи Беларуси».

В Беларуси более 2,5 млн. молодых людей в возрасте от 14 до 31 года, что составляет около 26% от общего количества жителей республики. В городах проживает 79% молодежи, 21 % — в сельской местности. На государственном уровне молодежная политика координируется Министерством образования Беларуси. Основным механизмом реализации государственной молодежной политики является республиканская программа «Молодежь Беларуси», которая традиционно разрабатывается на несколько лет. Оказывается всестороннее содействие формированию здорового образа жизни, реализации права молодежи на труд, развитию и реализации молодежных общественно значимых инициатив, в том числе поддержка деятельности 204 детских и молодежных общественных объединений, зарегистрированных в стране.

Социология придает важное значение изучению приоритетных ценностей, ориентации молодежи в жизни.

В качестве базовых ценностей были выделены семья, работа, друзья и знакомые, досуг, политика и религия, которые замерялись прямым вопросом, а затем через совокупность вопросов по каждому ценностному блоку. В иерархии аксиологических приоритетов белорусской молодежи традиционно доминирует семья Кроме того, большинство представителей молодого поколения (69,4 % в 1990 г., 67,6 % в 2000 г., 70,7 % в 2008 г.) считает, что брак – не устаревший социальный институт, при этом толерантно относится к тому, что два человека живут вместе, не состоя в официальном браке.

Трудовая деятельность. Эта сфера по-прежнему занимает одну из лидирующих позиций в иерархии ценностных приоритетов молодежи (рис. 1.4), поскольку именно работа позволяет реализовать свой потенциал, раскрыть свои таланты, а также обеспечить материальный достаток. Как показали данные социологических исследований, число молодых людей, считающих, что работа занимает очень важное место в их жизни, увеличилось с 36,1 % (1990 г.) до 52,9 % (2008 г.).

Общение с друзьями и знакомыми также занимает важное место в системе ценностей молодежи. Для каждого человека потребность в общении является одной из ключевых, при этом особую роль она играет в жизни молодых людей, способствуя реализации и утверждению их как личностей (рис. 1.7).

Религия. В 1990-е гг. имел место так называемый «религиозный бум», среди внешних признаков которого выделяли массовый отказ населения от атеизма, одновременный рост в обществе религиозных и прорелигиозных настроений и как следствие – радикальное изменение значения церкви в общественной жизни, превращение ее из периферийного в весьма значимый социальный институт. Действительно, значимость религии в жизни белорусского общества, и молодежи в том числе, растет (рис. 1.8).


В социологических исследованиях проблем религиозности населения принято выделять ряд показателей, характеризующих данный феномен.

Во-первых, изучается самоидентификация молодых людей в качестве верующих. Религиозными себя назвали 27,5 % (1990 г.), 19,8 % (2000 г.) и 25,0 % (2008 г.) молодежи.

Во-вторых, исследуется распределение верующих по конфессиональной самоидентификации, которое в последние 8 лет практически остается неизменным: 80,2 % (2000 г.) и 86,2 % (2008 г.) молодых людей относят себя к православным, около 12 % – к католикам, к остальным религиям – менее 1 %.

В-третьих, анализируется культовое поведение, выражающееся прежде всего в посещении богослужений. Регулярно посещают богослужения (чаще одного раза в месяц) 12 % верующих молодых людей (9 % в 2000 г.), только по особым религиозным праздникам – 34 % (32 % в 2000 г.), а 26 % (32 % в 2000 г.) никогда не участвуют в богослужениях и не посещают их. То есть более половины молодых людей, идентифицирующих себя как верующие, не ходят в церковь и не совершают обряды регулярно. К тому же независимо от того, как часто молодые люди посещают церковь, большинство из них считают себя не очень религиозными людьми.



10. Понятие об обществе как системном образовании. Социальная общность как важнейшая подсистема общества.

В наиболее простой формулировке общество может быть определено как «люди, взаимодействующие на очерченной территории и имеющие общую культуру». При этом следует учитывать, что это не просто совокупность людей, но также результат их взаимоотношений. Это еще и совокупность условий человеческой деятельности и факторов выработки их сущностных качеств, обусловленная самыми разными факторами, включая результаты жизни и деятельности прежних поколений.

Общество в широком смысле слова – это система с определенными универсальными характеристиками, такими, как наличие людей и взаимосвязей между ними, определенные пространственные и временные границы, определенные принципы взаимодействия с окружающей средой. Под обществом в узком смысле слова всегда понимается определенный, конкретный исторический тип общества со всеми его специфическими особенностями, например:

- отдельный социум (большая группа людей с устойчивыми социальными связями);

- сообщество людей, объединенных единым государством (американское, французское или белорусское общество);

- исторически определенный тип социальной системы (например, рабовладельческое или феодальное общество).

Как способ объединения людей общество характеризуется следующими признаками:

а) наличием постоянной территории,

б) самовоспроизводством, т. е. пополнением преимущественно благодаря деторождению, даже в том случае, если миграция оказывает определенное воздействие на его состав;

в) общностью культуры, обеспечивающей единство системы норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей;

г) самодостаточностью – самоуправлением и политической независимостью.

В качестве системного образования общество представлено в теории Т. Парсонса, который рассматривал его как набор социальных ролей и взаимодействий субъектов, которые их исполняют. Общество как система выполняет четыре функции, каждая из которых реализуется определенной его подсистемой:

- адаптацию общества к материальной среде существования обеспечивает экономика;

- целеполагание осуществляется политикой;

- интеграцию общества обеспечивает сфера гражданского общества («социетальной общности»);

- легитимизацию (поддержание латентного порядка) – сфера функционирования культурной подсистемы.

Средствами обмена в соответствующих социальных подсистемах служат: в экономике – деньги, в политике – власть, в гражданском обществе – влияние, в культурной сфере – обязательства.

Общество – это сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов, группы, организации и социальные общности, объединенные различного рода связями. Специфической особенностью общества как системы является социальное – это свойство связей и отношений, создаваемых отдельными людьми, их группами и общностями в процессе общения и совместной деятельности в конкретных исторических условиях. Социальное проявляется в деятельности людей, их отношениях между собой, в их положении в обществе и отношении к общественной жизни. Тесно переплетаясь с биологическими явлениями (сон, дыхание, питание и др.) и психологическими (эмоции, установки, мотивы и др.), социальные явления имеют особые специфические черты: