ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2020
Просмотров: 783
Скачиваний: 4
- наличие взаимосвязей и взаимоотношений индивидов и групп, зависящее от экономических и политических отношений в обществе, но не сводимое к ним полностью;
- наличие общих черт, присущих различным группам индивидов в силу усвоения ими общих культурных образцов;
- осознание людьми социальных явлений и процессов через осознание действий дуг друга и своего положения в обществе;
- закрепление результатов социальных взаимодействий в общих для людей правилах, нормах, и ценностях.
11. Социальная группа как компонент социальной структуры. Типология социальных групп.
Социальная группа - это объективно существующая устойчивая общность, совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе нескольких признаков, в частности разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.
Каждый человек в течение своей жизни принадлежит к множеству подобных групп, среди которых — семья, дружеский коллектив, студенческая группа, нация и т.д. Созданию групп способствуют сходные интересы и цели людей, а также осознание того факта, что при объединении действий можно достичь существенно большего результата, чем при индивидуальном действии. При этом социальная деятельность каждого человека во многом определяется деятельностью тех групп, в которые он включен, а также взаимодействием внутри групп и между группами. Можно утверждать с полной уверенностью, что только в группе человек становится личностью и способен найти полное самовыражение.
Важнейшими элементами социальной структуры общества являются социальные группы и социальные общности. Будучи формами социального взаимодействия, они представляют собой такие объединения людей, совместные, солидарные действия которых направлены на удовлетворение их потребностей.
Выделяют следующие разновидности социальных групп:
1. В зависимости от характера взаимодействия — первичные и вторичные.
Первичной группой является группа, в которой взаимодействие между членами носит непосредственный, межличностный характер и отличается высоким уровнем эмоциональности (семья, школьный класс, группа сверстников и т.д.). Осуществляя социализацию индивида, первичная группа выступает как бы связующим звеном между личностью и обществом.
Вторичная группа — это более многочисленная группа, в который взаимодействие подчинено достижению определенной цели и носит формальный, безличный характер. В этих группах основное внимание уделяется не личностным, неповторимым качествам членов группы, а их умению выполнять определенные функции. Примерами таких групп могут служить организации (производственные, политические, религиозные и т.д.).
2. В зависимости от способа организации и регулирования взаимодействия — формальные и неформальные.
Формальная группа — это обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой регулируется системой формализованных норм, правил, законов. Эти группы имеют сознательно поставленную цель, нормативно закрепленную иерархическую структуру и действуют согласно административно установленному порядку (организации, предприятия и т.д.).
Неформальная группа возникает стихийно, на основе общих взглядов, интересов и межличностных взаимодействий. Она лишена официальной регламентации и юридического статуса. Во главе таких групп обычно стоят неформальные лидеры. Примерами м о гут служить дружеские компании, объединения неформалов среди молодежи, любители рок-музыки и т.д.
3. В зависимости от принадлежности к ним индивидов - ингруппы и аутгруппы.
Ингруппа — это группа, к которой индивид чувствует непосредственную принадлежность и идентифицирует ее как «моя», «наша» (например, «моя семья», «мой класс», «моя компания» и т.д.).
Аутгруппа - это группа, к которой данный индивид не принадлежит и поэтому оценивает ее как «чужую», не свою (другие семьи, другая религиозная группа, другой этнос и т.д.). У каждого индивида ингруппы существует собственная шкала оценки аутгрупп: от индифферентной до агрессивно-враждебной.
Референтная группа - это реальная или мнимая социальная группа, система ценностей, норм и оценок которой служит для индивида эталоном.
4. В зависимости от количественного состава и формы осуществления связей — малые и большие.
Малая группа — это непосредственно контактирующая немногочисленная группа людей, объединенная для осуществления совместной деятельности.
Характерными чертами малой группы являются:
-
малочисленный и стабильный состав (как правило, от 2 до 30 человек);
-
пространственная близость членов группы;
-
устойчивость и длительность существования:
-
высокая степень совпадения групповых ценностей, норм и образцов поведения;
-
интенсивность межличностных отношений;
-
развитое чувство принадлежности к группе;
-
неформальный контроль и информационная насыщенность в группе.
Большая группа — это многочисленная по своему составу группа, которая создается для определенной цели и взаимодействие в которой носит главным образом опосредованный характер (трудовые коллективы, предприятия и т.д.). Сюда же относятся многочисленные совокупности людей, имеющие общие интересы и занимающие одинаковое положение в социальной структуре общества. Например, социально-классовые, профессиональные, политические и другие организации.
Коллектив (лат. collectivus) — это социальная группа, в которой все жизненно важные связи между людьми опосредованы через общественно важные цели.
5. В зависимости от социально значимых признаков — реальные и номинальные.
Реальные группы — это группы, выделяемые по социально значимым критериям:
-
пол - мужчины и женщины;
-
возраст - дети, молодежь, взрослые, пожилые;
-
доход - богатые, бедные, зажиточные;
-
национальность - русские, французы, американцы;
-
семейное положение - женатые, холостые, разведенные;
-
профессия (род занятий) - врачи, экономисты, управленцы;
-
место жительства - горожане, сельские жители.
Номинальные (условные) группы, иногда их называют социальными категориями, — выделяют с целью проведения социологического исследования или статистического учета населения (например, чтобы узнать число пассажиров-льготников, матерей-одиночек, студентов, получающих именные стипендии и т.д.).
Квазигруппа — это неформальная, спонтанная, неустойчивая социальная общность, не имеющая определенной структуры и системы ценностей, взаимодействие людей в которой носит, как правило, сторонний и кратковременный характер.
Основными видами квазигрупп являются:
Аудитория — это социальная общность, объединенная взаимодействием с коммуникатором и получающая от него информацию. Неоднородность данного социального образования, обусловленная различием личностных качеств, а также культурных ценностей и норм входящих в него людей, определяет и разную степень восприятия и оценки получаемой информации.
Толпа — временное, относительно неорганизованное, бесструктурное скопление людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов, но при этом лишенных ясно осознаваемой цели и связанных между собой сходством эмоционального состояния. Выделяют общие характеристики толпы:
-
внушаемость - люди, находящиеся в толпе, обычно более внушаемы, чем за ее пределами;
-
анонимность - индивид, находясь в толпе, как бы сливается с ней, становится неузнаваемым, считая, что его сложно «вычислить»;
-
спонтанность (заражаемость) - люди в толпе подвержены быстрой передаче и смене эмоционального состояния;
-
бессознательность - индивид чувствует себя в толпе неуязвимым, вне социального контроля, поэтому его действия «пропитываются» коллективными бессознательными инстинктами и становятся непредсказуемыми.
В зависимости от способа формирования толпы и поведения людей в ней различают следующие ее разновидности:
-
случайная толпа - неопределенная совокупность индивидов, образовавшаяся спонтанно без наличия какой-либо цели (понаблюдать за внезапно появившейся знаменитостью или дорожным происшествием);
-
конвенциональная толпа - относительно структурированное собрание людей, находящееся под воздействием запланированных заранее определенных норм (зрители в театре, болельщики на стадионе и т.д.);
-
экспрессивная толпа - социальная квазигруппа, образующаяся для личного удовольствия ее членов, которая сама по себе уже является целью и результатом (дискотеки, рок-фестивали и т.д.);
-
действующая (активная) толпа - производящая какие-то действия группа, которая может выступать в виде: сборища - эмоционально возбужденной толпы, тяготеющей к насильственным действиям, и восставшей толпы - группы, характеризующейся особой агрессивностью и деструктивными действиями.
Социальные круги — это социальные общности, которые создаются с целью обмена информацией между их членами.
Польский социолог Я. Щепаньский выделяет следующие разновидности социальных кругов: контактные - общности, постоянно встречающиеся на основе тех или иных условий (интерес к спортивным соревнованиям, видам спорта и т.д.); профессиональные - собирающиеся для обмена информацией исключительно но профессиональному признаку; статусные - образующиеся по поводу обмена информацией между людьми с одинаковым социальным статусом (аристократические круги, женские или мужские круги и т.д.); дружеские - основанные на совместном проведении каких-либо мероприятий (компании, группы друзей).
В заключение отметим, что квазигруппы представляют собой некоторые переходные образования, которые с приобретением ими таких признаков, как организованность, устойчивость и структурированность, превращаются в социальную группу.