Файл: Колбовский Ландшафтоведение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.09.2020

Просмотров: 5910

Скачиваний: 284

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

образования может служить Углич, где одна из ветвей выросла из 

Московских  ворот  в  наружной  посадской  стене  города,  а  другая 

имела своим началом мост через Каменный ручей.

 

На всех этапах сохранялась органическая связь планировки рус-

ских городов со вмещающим ландшафтом: крепости продолжают 

использовать естественные преграды и препятствия, сохраняя на-

сыпные валы, рвы, овраги; улицы трассируются, изгибаясь плав-

но  или  круто,  повторяя  своими  изгибами  линии  местных  водо-

разделов,  уступы  террас.  Порядковое  наращивание  посадов  по-

прежнему вписывалось в элементарные водосборные ячейки: кра-

сные линии застройки вытягивались вдоль гребней склонов, в ме-

стах водостоков дворы «расступались».

 

Начиная  с  этого  времени  можно  говорить  и  об  эстетике  рус-

ских  городов.  Сегодня  трудно  уже  судить  о  том,  насколько  стро-

ители старых городов руководствовались соображениями красоты 

и насколько эти соображения отвечали требованиям целесообраз-

ности.  Однако  очень  похоже,  что  разрывы  в  линиях  улиц  часто 

оставлялись с таким расчетом, чтобы в образовавшийся «прозор» 

можно  было  видеть  красивый  участок  противоположного  берега 

реки или храм на холме, опушку далекого леса. Во всяком случае 

считается,  что  планировка  древнерусских  городов,  особенно  при 

веерной  и  ветвистой  системах,  способствовала  раскрытию  живо-

писных панорам.

 

Ткань городской застройки в  XVI —XVII вв. начинает заметно 

дифференцироваться,  т.е.  различаться  соответственно  знатности 

и  состоятельности  обитателей,  а  также  функционально  —  по  на-

значению. Если ранее жилые постройки в слободах подавляющем 

в  большинстве  своем  были  деревянными,  а  в  их  основе  лежала 

простая  рубленая  клеть,  то  начиная  с  этого  времени  происходит 

постепенное  увеличение  числа  каменных  построек.  Каменные 

жилые  палаты  повторяют  схему  деревянного  жилого  дома:  чаще 

всего  они  разделяются  сенями  на  две  равные  половины.  Богатые 

беломестные  дворы,  включенные  в  ансамбли  посадских  улиц, 

безусловно, влияли на их композиционный строй внесением иного 

масштаба  построек,  более  крупного  ритма,  выразительностью  и 

богатством форм верхних жилых этажей главного дома.

 

Но появляются и принципиально новые конструктивные типы 

зданий  и  построек,  возникают  явственные  различия  между  част-

ной  и  государственной  архитектурой.  Одновременно  возводится 

большое  число  культовых  сооружений,  что  приводит  к  появле-

нию новых архитектурных форм. Вообще строительство из камня 

и  кирпича  производит  настоящие  перемены  во  внешнем  облике 

города  за  счет  расширения  палитры  в  наружных  покрасках  цер-

ковных, гражданских и жилых построек.

 

Так, из сочетания главных культовых построек и башен город-

ских стен формируется силуэт древнерусских городов.

 

 

В  старых  русских  городах  функциональные  зоны  появлялись 

вследствие  разделения  территории  города  естественным  граница-

ми  (реки,  водоразделы)  транспортной  сетью  (улицы,  социальные 

границы), а также в результате дифференциации посадов.

 

К концу XVIII в. сложилась основная композиционная струк-

тура русских городов. Свойственная всем городам независимо от 

их  величины  принципиальная  общность  композиционной  струк-

туры  позволяет  предложить  единую  классификацию  комплексов 

(ансамблей) и сооружений по их роли в градостроительной струк-

туре:

 

 

узлы и границы городской структуры — сооружения и их ком 

плексы, формирующие композицию города и стратегических под 
ступов к нему; 

 

ансамбли жилого посада — целостные архитектурные комп 

лексы, образующие жилую застройку города; 

 

пригородные ансамбли — архитектурно организованные ком 

плексы ближайших поселений пригородов, связанные функцио 

нально и композиционно с самим городом. 

К у з л а м    и   границам городской структуры относятся:

 

• ансамбли, формирующие композицию города в границах стен 

(административный и религиозный центр города, главный торг, 

крепостные стены с примыкающими к ним открытыми простран 

ствами и системой узловых площадей у воротных башен, укреп 

ленные монастыри);

 

 

стратегические укрепления в слободах за городскими стенами 

(в основном это укрепленные монастыри, выполняющие также 
роль крепостей — сторож); 

 

дозорные сооружения и ориентиры на путях, подходящих к 

городу (они подразделяются на дозоры и ориентиры долин рек и 
сухопутных дорог). 

К ансамблям жилого посада относятся:

 

 

ансамбли  улиц, которые подразделяются по виду улиц на 

ансамбли главных веерно-ветвистых улиц, ведущих от окраин го 

рода к центру, и ансамбли периферийных улиц — связок; 

 

ансамбли кварталов, переулков, посадских предхрамовых пло 

щадей (микроансамбли). 

К   п р и г о р о д н ы м     а н с а м б л я м   о т н о с я т с я :

 

 

ансамбли загородных дворцовых слобод и усадеб; 

 

центры композиций пригородных сел и деревень. 

В городах, имеющих ярко выраженные природные рубежи (ов-

раги,  долины  рек  и  ручьев),  членящие  городскую  территорию, 

возникают  самостоятельные  системы  уличных  ансамблей  в  каж-

дой  из  обособленных  зон  города.  Целостные  функционально  и 

композиционно  связанные  системы образуют  стратегические ук-

репления  на  подступах  к  городу,  дозорные  путевые  сооружения 

на сухопутных дорогах и по берегам рек.427

 


background image

9.1.3. Регулярная планировка и новые тенденции в 

градостроительстве

 

Во второй половине XVIII в. города в России переживают эпо-

ху переустройства и перепланировки. Старые, «кривые»  улочки с 

домами,  стоящими  в  глубине  участка,  спрятанными  за  полисад-

никами и хозяйственными постройками постепенно уходят в про-

шлое. Возникает мода на прямые и параллельные улицы, на кото-

рых дома ставились не в глубине участка, как раньше, а выходили 

на «красную линию» — воображаемую ось, вдоль которой выстра-

ивались  фасады  зданий.  Собственно  идеи  регулирования  жилой 

застройки  для  создания  «правильных»  гражданских  кварталов  за-

рождаются  еще  в  конце  XVII  в.,  однако  масштабная  работа  по 

преобразованию русских городов падает на период 1760—1790 гг., 

именно  в  это  время  сотни  губернских  и  уездных  центров,  крепо-

стей,  портов  и  промышленных  поселений  получили  новую  пла-

нировку.

 

При  проектировании  поселений  предполагалось  обязательное 

соблюдение «регулярства». Под ним в «Комиссии о каменном стро-

ении» подразумевали ряд требований: «... чтобы улицы были ши-

роки  и  прямы,  площади  большие,  публичные  здания  на  способ-

ных  местах...,  все  дома,  в  одной  улице  стоящие,  строить  надле-

жит  на  всю  улицу  с  обеих  сторон,  до  самого  пересечения  другой 

улицы,  одною  сплошною  фасадою...».  Так  в  русских  городах  по-

явились 

красные линии, 

т.е. линии, вдоль которых выстраивались 

фасады всех зданий и сооружений улицы.

 

В  отношении  каждого  города  архитекторы  Комиссии  опреде-

ляли общую форму поселения — начертание его границ, стремясь 

при  этом  сделать  поселение  возможно  более  компактным  и  гео-

метрически  правильным.  Поскольку  во  всех  случаях  поселения 

должны были ограничиваться прямыми линиями, расходящиеся 

к  окраинам  сектора  застройки  «подрезались»,  в  результате  чаще 

всего  исторически  сложившиеся  города  получали  форму  много-

гранников (Владимир, Тула, Вышний Волочек и др.).

 

Там,  где  порядковая  посадская  система  занимала  значитель-

ную площадь, ее разбивали в виде геометрической фигуры, обык-

новенно  прямоугольника  или  квадрата  (Кашин,  Боровск,  Вытег-

ра,  Юхнов  и  др.).  Зачастую  такие  фигуры  «обрезались»  берегом 

реки (Новоржев, Валдай и др.).

 

Новую планировочную структуру во многих городах компози-

ционно привязывали к древним сооружениям исторического цен-

тра: кремлю, собору, храмовому комплексу, монастырю. Так было 

сделано,  например,  в  проектах  Казани,  Твери,  Ярославля,  Кост-

ромы,  Хлынова,  Ростова  Великого.  Однако  прихотливая  живо-

писность уличной сети древнерусских городов, ее связь с пласти-

кой рельефа и гидрографией далеко не всегда устраивала сторон-

 

428

 

 


background image

ников регулярного принципа. Улицы трассировались по-новому — 

выпрямлялись,  перекрестки  сводились  под  прямыми углами.  Об-

щий  рисунок  планировки  неузнаваемо  менялся;  исчезали  целые 

фрагменты посада; архитекторы действовали без пощады и сожа-

ления, расчищая место под новые площади, ансамбли админист-

ративных зданий, производственные территории.

 

Принцип  регулярности  предполагал  расчленение  территории 

на определенные, четко ограниченные элементы прямолинейных 

очертаний:  кварталы,  сгруппировавшиеся  вдоль  улиц,  площади, 

бульвары, специально выделенные пространства для крупных зда-

ний или их комплексов. Обязательным стало установление сопод-

чинения этих частей в последовательности от центра к периферии. 

Планировщики попытались создать и определенное соотношение 

элементов  уличной  сети:  улицы,  расчленявшие  кварталы,  райо-

ны  и  другие  части  города,  делались  различной  ширины;  выделя-

лись  главные  магистрали,  обычно  служившие  осями  новой  ком-

позиции.

 

Создатели регулярных планов, как правило, использовали шаб-

лоны,  основанные  на  прямолинейно-прямоугольной  планиров-

ке,  радиально-лучевой  планировке  либо  на  сочетании  той  и  дру-

гой, поскольку в некоторых городах было достаточно трудно сле-

довать одному какому-либо приему (рис. 9.2). Тогда возникали ве-

ерные  системы,  сходящиеся  не  к  одному,  а  к  двум  или  более 

городским центрам; на периферии веерных систем складывались 

прямоугольные участки  линейной планировки. Отнюдь  не  всегда 

учитывались в должной степени природные особенности и старая 

планировка,  порой  проектировщики  вовсе  не  считались  с  реаль-

ностью существующих улиц; в исторически сложившихся городах 

это привело к тому, что многие проекты не были осуществлены.

 

Безусловно,  в  новой  практике  были  реализованы  и  каноны 

живописности города: особое значение приобретало создание ви-

довых точек, которые раскрывали наиболее выигрышные панора-

мы  поселения.  Эти  панорамы  с  фотографической  точностью  вы-

рисовывали позднее первые пейзажисты русской художественной 

школы. В итоге по замыслу реформаторов поселения должны были 

представлять  собой  регулярное,  целостное,  художественно  орга-

низованное пространственное единство, созданное намеренно.

 

9.2. Кризис городского ландшафта: изменение 

городской среды в XIX —XX вв.

 

Столкновение  (не  во  всем  удачное)  идей  регулярной  плани-

ровки  с  природой  российских  городов  не  могло  не  привести  к 

формированию  собственного  стиля  русского  градостроительства, 

который в полной мере проявился в XIX в. в эпоху так называемо-

 

430 

го позднего классицизма. Утвердившиеся регулярные прямоугольные 

планировочные сетки постепенно адаптировали, приспосабливая их 

к фактуре городов. Архитекторы научились лучше понимать пластику 

рельефа: территорию города делили на части, вписанные в ту или 

иную крупную форму (пойма, терраса, склон долины, водораздел, 

сводовая и склоновые части холма и т.д.). В каждой из этих частей 

прямоугольные сетки улиц нарезались уже неслучайно и не по 

прихоти планировщика, а в соответствии с экспозицией и 

крутизной склона, при этом учитывалось речные излучины и 

очертания берегов, уступы плато и бровки коренных склонов, 

конфигурация привершинных поверхностей, препятствия вроде 

оврагов и другие обстоятельства. Неуклонность линейной 

перспективы перестала быть довлеющим фактором: для соединения 

различных элементов городской ткани выстраивались улицы самой 

различной, но целесообразной формы: кольцевые, ломаные, 

прямые. Значимые детали природного ландшафта: русла рек, гребни 

местных водоразделов стали играть роль планировочных осей и 

притягательных мест, «силовых линий» городского поля. Появились 

сетки улиц, выстроенные вдоль набережной, или бульвары, 

сбегавшие с вершины холмов, или площади, выстроенные на 

ступенчатых уступах рельефа.

 

Возникло  и  укрепилось  понимание  важности  открытого  про-

странства,  так  как  стало  ясно,  что  созерцание  значительных  ар-
хитектурных  сооружений  требует  не  скученности,  а,  напротив, 
раскрытое™  на  ближайшее  окружение.  Сформировались  ансамб-
ли  из  площадей,  административных  или  культовых  сооружений, 
развернутые на «пейзаж». Даже на городских окраинах вокруг при-
ходских  церквей  иногда  делались  дополнительные  торговые  пло-
щади.

 

Классицизм  удивительным  образом  вписался  в  контекст  рус-

ской природы и в ткань русского города. Именно в эту эпоху офор-

мился облик провинциального русского города с его «присутствен-

ными  местами»:  белоколонными  административными  зданиями, 

купеческими  особняками  улиц,  палисадниками  с  цветочными 

клумбами и садами возле мещанских домиков.

 

Жилые кварталы старых русских городов формировались как 

закрытые ячейки с фасадами домов по красным линиями, высо-

кими заборами и редкими арочными проездами, во внутреннее 

пространство. Эта особенность планировки сохранялась чрезвы-

чайно долго — в Ярославле и Костроме, Владимире и Иванове, 

Твери и Вологде такие кварталы в центральной исторической ча-

сти уцелели вплоть до конца XX в. Для нас она важна еще и тем, 

что такая планировка создавала уютную, соразмерную ритму ежед-

невной обыденности среду, городскую и в то же время чрезвы-

чайно патриархальную, которая служила фоном для хорошо из-

вестных сюжетов Островского, а чуть позднее Чехова.

 

431

 


background image

Стены  домов  и  высокие  заборы  служили  как  бы  оболочкой 

этой среды, обеспечивая неспешность и;  приватность, закрытость 

и  медлительность,  мягкость  и  традиционность  обывательской 

жизни.  Многочисленные  постройки,  дровяные  склады,  сараи  и 

амбары,  палисадники  и  беседки  наполняли  внутреннее  простран-

ство квартала. Ввиду тесноты и скученности строений пожары были 

злым роком города, поэтому во второй половине XIX в. появилась 

и  утвердилась  традиция  крестообразного  членения  внутреннего 

пространства  кварталов  так  называемыми  брандмайерными,  т.е. 

противопожарными,  кирпичными  стенами,  которые  достигали, 

например в центре старых городов высоты 3 —4 м и действитель-

но  помогали  изолировать  очаг  возгорания,  не  позволяя  пожару 

перекинуться на соседние дома.

 

Неслучайно  и  сам  термин  «городская  среда»  (ныне  широко 

используемый  и  даже  несколько  заштампованный  архитекторами) 

впервые возник именно во второй половине XIX в. Ученые люди той 

эпохи (например, И. Е. Забелин) трактовали его как выражение нераз-

рывной взаимосвязи архитектуры и жизненных процессов.

 

XX  в.  ознаменовался  уже  иными  тенденциями.  Развернувшееся 

промышленное  строительство,  активное  возведение  казенных, 

культурных  и  общественных  зданий,  а  также  появление  много-

этажных, т.е. выше двух —четырех этажей, домов в очередной раз 

до неузнаваемости изменили облик русских городов.

 

Новый тип городской застройки в виде  многоэтажного жилого 

дома внес значительные изменения в пространственную структу-

ру  улиц.  Улица  превратилась  в  сплошной  коридор,  прерываемый 

лишь поперечными переулками и улицами.

 

Появляются  новые  типы  зданий,  такие  как  банки,  пассажи, 

гостиницы.  К  массовому типу  застройки  добавляются  больницы, 

богадельни,  земские  школы,  городские  училища,  железнодорож-

ные здания в маленьких городах.

 

Города,  расположенные  вдоль  железных  дорог,  испытали  на 

себе  влияние  этого  нового  типа  транспорта,  поскольку  железно-

дорожные пути породили линейные элементы планировки вместе 

с  зонами  отчуждения.  Привокзальная  площадь  становится  при, 

вычным  элементом  планировки  города,  также  как  и  магистраль-

ная  улица,  связывающая  эту  площадь  и  вокзал.  Точно  также  ак-

тивное  развитие  судоходства  (как  пассажирского,  так  и  грузово-

го) вызвало развитие по особому сценарию прибрежных террито-

рий  —  здесь  появляются  причалы,  речные  порты,  склады,  стро-

ятся верфи, устраиваются затоны.

 

Большое  влияние  на  гражданскую  и  промышленную  архитек-

туру оказывает в это время стиль «модерн». К началу XX в. сложил-

ся  основной  фонд  застройки  городов,  представляющий  собой 

смешение  зданий  различных  эпох  и  стилей,  при  количественном 

преобладании застройки второй половины XIX в.

 

432 

Нарисованная  нами  идиллическая  картина  может  создать  лож-

ное  впечатления  о  том,  что  все  проблемы  экологии  городского 

ландшафта  возникли  совсем  недавно,  и  это  будет  ошибкой.  На 

самом  деле  буквально  с  самого  начала  своего  формирования  го-

рода просто были «напичканы» экологическими проблемами, хотя 

долгое  время  эти  проблемы  воспринимались  как  недостаточная 

обустроенность городов.

 

Начавшийся  бурный  рост  промышленности  привел  к  вовлече-

нию  в  хозяйственную  деятельность  огромных  масс  ископаемых 

сырьевых ресурсов. Если до конца XIX в. города использовали по-

чти  исключительно  возобновляемую  часть  ресурсов  (древесину, 

сельскохозяйственное сырье, торф, гидроресуры и лишь в неболь-

шой  части  металлосодержащие  руды),  то  с  этого  времени  город 

стал  мощным  фактором,  вносящим  ничем  не  компенсируемый 

дисбаланс  в  природные  биогеохимические  процессы,  в  экологи-

ческий  круговорот  вещества  и  энергии.  Кроме  того,  природные 

системы  и,  прежде  всего,  биоценозы  стали  получать  из  окружа-

ющей  среды,  загрязненной  промышленными  отходами,  громад-

ное  количество  элементов и  соединений  минерального  и органи-

ческого  происхождения.  Эти  последние,  попадая  различными  пу-

тями  в  организм  человека,  вызывали  различные  заболевания,  ко-

торые далеко на сразу обнаружили свою связь с загрязнением ок-

ружающей среды. В середине XIX в. в провинциальных городах Рос-

сии  впервые  отмечаются  экологически  обусловленные  случаи  за-

болевания населения (например, свинцовые отравления).

 

Следующий этап экологической истории городов (совпавший 

с урбанизацией, начавшейся приблизительно в 1930-х годах и про-

должающейся  до  настоящего  времени),  характеризуется  резким 

увеличением  численности  населения,  неконтролируемым  «распол-

занием»  городских  земель,  постепенно  поглотивших  сотни  и  ты-

сячи  исторических  поселений.  В  эту  эпоху  города  России  стано-

вится  индустриальными  центрами  с  развитыми  отраслями  маши-

ностроительной,  химической,  нефтеперерабатывающей,  лако-

красочной,  легкой  промышленности,  всеми  видами  современно-

го транспорта.

 

В довоенные годы застройка городов велась в основном на тер-

риториях пригорода, преимущественно в виде рабочих поселков. 

В соответствии с появляющимися в 1930— 1950-х годах генераль-

ными  планами  наиболее  значительных  городов  начинают  осва-

иваться новые жилые массивы. Начало крупномасштабного жилищ-

но-гражданского  строительства советского периода  развития  горо-

дов относится к концу 1950-х — началу 1960-х годов; именно тогда 

происходило формирование основных промышленных зон наших 

городов, а также новых селитебных районов и жилых массивов.

 

Ландшафтная структура городов во многом зависит от сложив-

шегося пространственного сочетания различных функциональных

 

433

 


background image

зон. Под функциональными зонами понимают участки городской 

территории,  выполняющие  однородные  функции.  Среди  после-

дних принято выделять следующие функции:

 

 

селитебную функцию — размещение жилых зданий; 

 

производственную функцию — размещение производств са 

мого разного профиля; 

 

транспортную функцию — дороги и трассы различных видов 

транспорта; 

 

коммунально-складскую — размещение предприятий инфра 

структуры, складирование и хранение; 

 

рекреационную функцию — размещение мест отдыха и рек 

реации населения. 

Характерной  особенностью  городов  России,  во  многом  опре-

делившей  современную  экологическую  ситуацию,  является  то 

обстоятельство, что промышленные предприятия середины  и вто-

рой половины XX в. возводились в непосредственной близости от 

районов  жилой  застройки.  Непосредственное  соседство  селитеб-

ной и промышленной зон обусловило нынешнюю остроту многих 

экологических и градостроительных  проблем. Вообще опыт после-

дних лет показал, что в основе многих проблем городского ланд-

шафта  лежит  одна  и  та  же  общая  причина:  неэффективное  ис-

пользование  территории  города,  вызванное  чрезмерно  разросши-

мися  промышленными  предприятиями  и  коммунально-складски-

ми  объектами,  расположение  которых  во  многих  случаях  затруд-

няет организацию  структурных  планировочных  связей.  Отсюда и 

ощутимые недостатки в системе озеленения, и невыгодная транс-

портная  схема,  и  отсутствие  целостной  рекреационной  зоны,  и 

наличие  в  пределах  городской  черты  обширных  территорий,  за-

нятых  промышленными  бедлендами,  нерекультивированными 

объектами и пустырями.

 

Таким  образом,  ускоренное  территориальное  развитие  горо-

дов  не  стало  однозначным  благом  и  вызвало  к  жизни  целый  ряд 

экологических проблем, среди которых важнейшими на сегодняш-

ний день являются следующие:

 

 

дестабилизация геологической среды и частое вторжение в 

ландшафт в связи с ремонтом старых и прокладкой новых инже 

нерных сетей; 

 

недоучет исторической топографии и гидрологии территории, 

что приводит к развитию неблагоприятных экзогенно-динамиче- 

ских процессов: подтоплению, плоскостному смыву и эрозии, суф- 

фозионно-карстовым явлениям, угрожающим разрушению отдель 

ным элементам городского ландшафта; 

 

значительное увеличение транспортных потоков, заставив 

шее работать на пределе возможностей городскую уличную сеть 

и усиливающее техногенный пресс и нагрузку на зеленые на 

саждения; 

434 

 

 

застройка зеленого «частного сектора» и освоение городских 

пустырей в межмагистральных клиньях; 

 

загрязнение городского воздушного бассейна и усиление вслед 

ствие этого геохимического пресса на почвы и растительность в 

ландшафте;

 

 

утрата важнейших элементов природного комплекса города, в 

особенности ландшафтов, обойденных при первичном освоении и 

застройке — пойм крупных рек и долин малых рек, небольших 

луговин и самосевных насаждений, фрагментов городских лесов; 

 

деградация и старение системы зеленых насаждений и не- 

сформированность рекреационной системы в целом. 

9.3. Изменение компонентов городского 

ландшафта 

9.3.1. Трансформация морфолитогенной основы 

урбанизированных территорий 

Краткий  экскурс  в  историю  городов  помог  нам  убедиться  в 

том,  что  горожане  изменяли  рельеф  территории,  на  которой  они 

создавали  поселение.  Первоначальный  характер  рельефа  опреде-

лялся положением старых городищ на речных террасах или мысах 

коренного  берега,  холмах  или  сводах  возвышенностей,  равнин-

ной слабоволнистой поверхности или плато.

 

Строители  городов  в  лесной  зоне  России  вырубали  леса  и  со-

здавали искусственные формы рельефа — городские валы и рвы с 

водой  вокруг  кремля. Так  как  жители  городского  посада  продол-

жали  активно  заниматься  земледелием,  окрестные  территории 

подвергались  распашке,  и  лишь  позднее  по  мере  роста  города 

выровненные в ходе векового использования в качестве выпасов, 

огородов  и  сенокосов  участки  поступали  под  застройку.  Рельеф 

выравнивался для строительных целей, срывались отдельные гри-

вы и бугры, заполнялись грунтом овраги (следствие размыва рас-

паханных  земель),  русла  мелких  речек,  заодно  засыпались  утра-

тившие фортификационное значение крепостные рвы.

 

В Замосковной Руси с ее сложным климатом и сезонной распу-

тицей городские улицы весной и осенью представляли собой ме-

сиво  из  глины  и  песка  с  огромными  лужами. Очень  похоже,  что 

уже в те далекие времени сооружали дренажные канавы (наподо-

бие  современных  кюветов)  для  отводы  ливневых  стоков  и  талых 

вод,  однако  по-настоящему  от  распутицы  и  грязи  в  городах  спа-

сали  только  специальные  деревянные  мостовые,  надстраиваемые 

над землей вдоль всех главных улиц города.

 

Позднее изменившиеся требования к жилью (каменные дома, 

мощеные улицы) потребовали создания городской канализации,

 

435