Файл: Философия. Шпоры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.09.2020

Просмотров: 831

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

21.Основные идеи феноменологии.

Феноменология - одно из ведущих направлений философии XX в. Ее возникновение связано с именем Эдмунда Туссерля. Гуссерль разрабатывал феноменологию как "переворот" в философии, как открытие абсолютно нового необъятного поля исследований. Задачу создания принципиально новой, универсальной философии Гуссерль рассматривал как возрождение и действительное осуществление уже ставившихся до него философией, но пока не решенных ею задач. В статье "Философия как строгая наука" Гуссерль призывает приступить к абсолютно новому началу философии, которое было бы способно реализовать саму идею философии.

Идея философии как "строгой науки" это - не попытка построить философию по образцу естественных наук, так как Философия не должна и не может перенимать методы других наук. По самой своей сущности и в своем историческом возникновении философия является универсальной основой и "универсальной критикой" как науки, так и всей человеческой жизни. Поэтому именно она способна до конца прояснить методы и основания любых наук, дав им "новое измерение и тем самым последнее завершение".




22.Философская герменевтика.

Герменевтика как способ систематического размышления о специфике проблем понимания и истолкования, является одним из философских направлений

Герменевтическое искусство возникло еще в античности, где оно имело священный характер и представляло собой толкование высказываний оракула, не дававшего прямых указаний, но говорившего намеками.

Позднее в античной традиции поиск священного смысла уступил место ученому толкованию. Об этом свидетельствует название работы Аристотеля "Об истолковании". Движущей силой развития герменевтики в античности было исследование различных способов истолкования текста - грамматического и аллегорического. Грамматическое истолкование, переформулировав, сохраняло смысл старого текста. Аллегорическое придавало классическому тексту новый смысл в контексте иного мышления. В средневековой европейской культуре для обозначения истолкования применялось слово "экзегетика ".

Однако рассуждения о толковании ни в античности, ни в средние века, не носили систематического характера. 


23.Структурализм и постструктурализм.

Структурализм возник в литературе и искусстве в 30-е годы XX в. Предлагая альтернативные методы исследования и решения проблем социогуманитарного знания. Формирование структурализма как философского направления связано с обращением к концепциям следующих философов французского лингвиста Фердинанда де Соссюра, Клода Леви-Стросса, Жака Лакана, Мишелем Фуко и др. Самим своим существованием структурализм указывает на появление новых тенденций в развитии культуры, важнейшей из которых является «раздражение», которое испытывается современной западной цивилизацией по поводу языка.

Структурализм достаточно быстро трансформируется в постструктурализм. Критика структурализма по таким направлениям, как отрицание субъекта, историзма, смысла, философии являются актуальными темами структурализма. Основные критики структурализма – Ж. Лакан, Деррида, Фуко, Барт,.

Развивая идеи оппозиции в различных областях человеческой жизни, постструктуралисты заменяют их понятиями плюралъности, множественности.




24.Философия постмодернизма.

Постмодернизм оформился на рубеже 70-х гг. широкую концепцию культуры. Постмодернизм рассматривается как современная общекультурная тенденция западного самосознания, оказывающая влияние на весь остальной мир. Представители: Роланд Барт и Рорти.

Большинство исследователей приходят к убеждению, что постмодернизм связан с ощущением растерянности, с которым столкнулся человек современного (постиндустриального) общества. В обществе стала нарастать угроза самому существованию человечества в век свободы и демократии, успехов науки и техники, усиления мощи средств массовой информации, утрачены иллюзии о всемерном процветании общества и, как следствие, нарастает фальшь и пустота в человеческих отношениях. Именно изменения форм жизни, строительство больших городов современности, господство СМИ, приводят к тому, что в философии все чаще ведутся разговоры о «смерти субъекта или автора».

Постмодернизм в качестве главного творческого принципа выдвигает радикальный плюрализм стилей и художественных программ, мировоззренческих моделей и языков культуры. В рамках данного направления утверждается то, что идея прогресса это «мертвый» миф западной культуры, происходит констатация исчерпанности творческих потенций запада, тиражирование уже однажды сказанного.

25.Основные этапы развития философской мысли Беларуси.

Формирование условий, подготовивших возможность возникновения философии Беларуси, следует связать с принятием христианства во времена Киевской Руси. Начало процессу христианского просвещения было положено полоцкой княжной Рогнедой. Своей христианско-просветительской деятельностью широко известна также полоцкая княжна принявшая монашество под именем Ефросиньи (Полоцкой). Становление же профессиональной философской деятельности в Беларуси произошло в период Возрождения; оно связано с именем белорусского первопечатника и гуманиста Франциска Скорины. В истории философской мысли Беларуси выделяют следующие периоды:

1)Начало XVI века. Развитие белорусской философии осуществлялось в контексте всей европейской культуры. Поэтому белорусская философская мысль эпохи Возрождения воплощала в себе основные черты философии евро

2) Со второй половины XVI на территории Великого княжества Литовского развернулось движение Реформации.

3) Конец ХVI – ХVII вв. философия позднего Возрождения, контрреформации и барокко.

4)Следующий этап в развитии духовной культуры Беларуси ХVII – нач. ХVIII вв. проходил под знаком идейной борьбы православия и униатства. 

5) Конец ХVIII – начале ХIХ в. происходило становление на территории Беларуси и Литвы классического естествознания, что требовало философского осмысления его оснований (Почебут, Мицкевич, Снядецкий). 

6) Первая половина ХIХ в. наблюдается закат традиций Просвещения, смена духовно-ценностных ориентаций в связи с вхождением Беларуси в состав Российской империи. Поэтому в целом собственно философская традиция в Беларуси прерывается. Общественно-политическая мысль того времени полна идеями поиска национальной идентификации. 
7) С середины ХIХ в. осмысление идей национального возрождения осуществлялось в художественной литературе (А. Мицкевич, Я. Чечот, У. Сырокомля, Я. Барщевский, В. Дунин-Мартинкевич, Я. Лучина, Ф. Богушевич). 
8) В ХХ в. эта традиция была продолжена Я. Купалой, Я. Коласом, М. Богдановичем, М. Горецким. 
8) В конце 20-х гг. 20 века заканчивается очередной период в развитии философской мысли Беларуси, ее эволюция протекала далее в контексте советской философии. Распад Советского Союза и образование суверенной Республики Беларусь дали новые импульсы поискам национальной идентификации белорусов, стимулировали обращение к национальной духовной традиции, освоению ценностей, выработанных в белорусской философской культуре.


26.Основные направления и типологические характеристики русской философии.

Начало профессионального философствования в России связано с именем Петра Яковлевича Чаадаева Главное философское произведение Чаадаева «Философические письма». Его главная тема – историческое предназначения России, оценка духовной эволюции русско-православного мира. Чаадаев говорил об изолированности России от всемирного воспитания человеческого рода, национальном самодовольстве, духовном застое. Идеи Чаадаева были встречены резко негативно как в кругах образованной публики того времени. В развитии русской философии выделяют следующие направления: 1. Западничество характеризуется как течение русской общественной жизни оформилось в 40–60-х гг.. Его основные идеи развивали Станкевич, Бакунин, Грановский. 2. Славянофильство – религиозно-философское течение русской общественной мысли, оформилось в конце 30 – начале 60-х гг. Представители славянофильства: Хомяков, Киреевский, Аксаков, Самарин;

В качестве оригинального духовно-теоретического феномена выступает русский космизм, сложившийся в России в нач. 20 вв. В философии космизма выделяют следующие направления:
1. религиозно-философское (Булгаков); 2. философско-методологическое (Вернадский, Умов, Циолковский).

В качестве философских идей, представленных в обоих вариантах космизма, выделяются: 1) идея всеединства; идея незавершенности развития мира и человека, что оставляет открытым вопрос о возможности человеческого участия в эволюции мироздания; 2) объяснение человечества как органичной части космоса; 3) идея активности, внутренне присущей человеку; идея преображения мира как смысл человеческой деятельности; 4) идея вечности жизни; 5) в понимании космизма человек выступает как устроитель и организатор вселенной; 6) космизм обосновывал идею гармонии человека и природы; его экологический потенциал оказывается созвучным современным поискам идеала глобальной цивилизации как единого комплекса природы, человека и общества.