Файл: Философия. Шпоры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.09.2020

Просмотров: 828

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

16.Основные принципы классической философии.

В широком смысле слова под классической философией понимают традицию, восходящую к античному философскому рационализму Платона и Аристотеля. Классическая философия охватывает период примерно до середины 19 века.

Главной задачей философии являлось освобождение внутреннего опыта человека от давления страстей и личного произвола. В познании необходимо достигнуть объективности, обнаружить необходимое и общезначимое, контролируемое разумом содержание. Только оно может считаться истинным знанием. 

В результате складывается наукообразная форма философского мышления. Т.е. она ориентируется на стандарты естественнонаучного познания, предполагает строгие нормы организации знания, четкие критерии. Свои идеи и положения философы классической эпохи оформляют преимущественно в виде научного трактата. 




17.Проблемное поле неклассической философии.

Формирование неклассической философии было социально подготовлено и обусловлено, вызвано потребностью отражения кризиса западной цивилизации и культуры, рассогласованием между рациональными образцами мироустройства и действительным миром, зачастую антиразумным, то есть иррациональным, иным по своей природе. Кризис рационализма, переживаемый неклассической философией, приводит к расширению поля философии.

В рамках неклассической философии человек рассматривается как существо переживающее, сомневающееся, чувствующее, практически преобразующее природу и общество. Главное, что волнует неклассическую философию - это понимание того, что происходит с человеком, с его свободой, от которой ему порою хочется бежать из-за бремени ответственности. Неклассическая философия задается вопросом, как сохранить при этом совестливость, впечатлительность, духовно-психологическую независимость, индивидуальность сознания, что предпринять, чтобы остаться человеком в современном мире. Неклассическая философия переходит к диалогическому стилю мышления.

Новый тип философствования основывается на понимании, интуиции, использовании при изложении любого текста художественно-образных форм, открытости, недосказанности, предполагающих возможность собственной интерпретации. Неклассическая философия переходит к самоценности индивидуального, уникального, своеобразного, единичного. Такая уникальность личности обнаруживает себя благодаря воле, интуиции, в бессознательных актах. Происходит изменение классических идеалов строгости по отношению к философскому языку, который становится более гибким, художественным, допускающим различные интерпретации и соответствующую глубину понимания. 




18.Основные исторические формы позитивистской философии.

Одним из ведущих направлений философии является философия науки - совокупность различных философских течений и школ, для которых основным и единственным предметом анализа выступает научное знание. 
Начальной версией философии науки стал позитивизм, сложившийся во Франции и Англии. Главный тезис позитивизма заключался в том, что подлинно научное, положительное знание о мире может быть получено лишь специальными, т.е. естественными науками, которые владеют такими важными методами познания, как наблюдение и эксперимент, и опираются на бесспорные факты.

Огюст Конт обосновывает свою концепцию науки тремя основными законами.

1.Закон трех стадий, отражающий этапы человеческого познания мира.

2. Закон постоянного подчинения воображения наблюдению. 

3.Энциклопедический закон, проявляющийся в классификации
основных наук.

Были разработаны главные принципы, которые должны быть положены в основание научного исследования:

1.Принцип «корреляции» или "координации" то есть соотносительной связи субъекта и объекта в процессе познания.

2.Принцип критики опыта с целью очищения его содержания от ненужных иллюзий, выдумок, теоретических фантазий. 

3.Принцип экономии мышления, выступающий логическим продолжением принципа критики опыта, требует от ученого "экономии сообщения и понимания".




19.Религиозная философия: неотомизм.

Неотомизм - течение в современной католической философии, в основе которого лежит учение средневекового философа Фомы. Представители неотомизма - Жильсон, Маритен во Франции, Месснер в Австрии, Бохеньский в Швейцарии,. Представители неотомизма отстаивают принципы креационизма; к основным "ликам Божества" относят единство, истину, благо и красоту. Они утверждают то, что творец противоположен миру, но его создание позволяет в некоторой степени судить о нем самом.

Человек в неотомизме трактуется как сложная субстанция, состоящая из двух простых - души и тела. Душа считается основой личности, формообразующей по отношению к телу. Универсальной целью личности и смыслом ее существования является созерцание божественного блага, творение добра и избегание зла. Общество понимается как совокупность отдельных индивидов. Приоритет отдается общечеловеческим ценностям, соблюдение и ориентация на которые призваны обеспечить примирение противоречий между социальными слоями. Любое общество должно ориентироваться в своем развитии на соблюдение прав и свобод граждан. 


20.Философские концепции экзистенциализма.

Экзистенциализм – от позднелатинского философия существования.

Э. возник накануне 1-й мировой войны в России, после 1-й мир. войны в Германии и в период 2-й мир. войны во Франции.

Э. отразил противоречия и болезни общества 20 века, представил описание духовного кризиса, в которых у обезличенного существа проявляется ощущение бессмысленности, недостаточности, неправильности своей жизни. Различают религиозный и атеистический. В качестве изначального человеческого существования, экзистенции бытия, выделяется самопереживание. Описание структуры человеческого существования сводится к описанию ряда модусов – страх, вина, тревога, страдание, совесть. Именно в моменты глубочайших личностных потрясений, которые называются «пограничными ситуациями», человек переживает экзистенцию как основу своего существования. Экзистенциалисты утверждают то, что человек обречен быть свободным, т.е. обречен сделать выбор, за который понесет ответственность. Свобода рассматривается как тяжелое бремя.