Файл: Krechmer_E_Stroenie_tela_i_kharakter__1924.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2020

Просмотров: 4352

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

между  романтизмом  и  Ш иллеровским  пафосом,  он  при  этом  в ы р а б о ­

та л   х уд ож ествен н ую   форму,  в стречаю щ ую ся  п  у  д руги х  пшзотимиков: 

л и р и к у ,  к о т о р а я   о б л е к а е т   до  крайности  сжатое  н астроени е  в  к о р о тк и е 

п р о зр ач н о -п р о с ты е  четверостиш ия,  звучащ и е  просто,  к а к   н а и в н а я   м а­

л е н ь к а я   н ар о д н а я  п есе н к а. Этот  вид  поэзии близок  к  способности  н е к о ­

то р ы х   шизотимиков  к   эпиграммам  и  хорошо  отшлифованным  шутливым 

остротам,  и  т а к ж е   и  их  научной  потребности  в  энергичной  ко н ц ен тр ац и й .

В  общем  у  поэтов  шизотимиков  х у д о ж е с т в е н н ы е   к р а с  о т  ы 

п р о и з в е д е н и й   з а к л ю ч а ю т с я ,   г л а в н ы м   о б р а з о м ,   в  а  к у -  

с т и к е ,   з в у ч н о с т и   и  м у з ы к а л ь н о с т и   я з ы к а ,   в  о б л а сти   к о ­

т о р ы х   они  дают  произведения  поразительной  красоты.  Х у д о ж е с т в е н н а я  

ж е   сила  ц и к л о т и м и ч е с к и х   п р о и з в е д е н  и ii  з а к л ю ч а е т с я  

в  о п т и к е ,   в  п л а с т и ч е с к о й   к р а с о т е 1)  отдельн ы х  вы р а ж ен и и  

и  сценического  изображения.  Мы  никогда  но  встречаем  у  ч и с ты х   шп- 

зотимиков  такой  наивной  зрительной  об’ективности.  О б разн ы е  в ы р а ж е ­

ния  могут  быть  и  у  них  очень  многочисленны,  но  они  либо  в ы б р ан ы  

обдуманно,  как  у  Ш иллера,  либо,  к а к   у  Гельдерлина,  волш ебн о  к р а ­

сочны,  неясно  символичны,  звучны  и,  лишенные  сценической  о б ’ек ти в - 

ности,  расплывчаты.  Чтобы  почувствовать  эту  резк у ю   р а зн и ц у   стиля, 

достаточно  сравнить  группу  Л ю тер а ,  Готфрида  К е л л е р а   и  Ф р и ц а   Г е й ­
т е р а   с  группой  Ш иллера,  Гельдерлина  и  П л атена.

Шизотимическая  забота  о  форме  у  художественно  менее  од арен - 

ных  иоэтов  принимает  характер  рисовки  или  педантичной  сухос ти   и  по­

всюду  проглядывающей  логической  рассудочности.

Ж ивопись.

В  ж и в о п и с и   мы  встречаем  временами  приблизительно  те   ж е 

различия  стиля,  что  и  в  поэзии,  но  в  живописи  они  более  с т у ш е в ы ­

ваются  благодаря  обучению  и  влиянию  моды  в  искусстве.  У  п и к н и ч е­

ских  циклотимиков,  подобных  Г а н с у   Т о м а ,   мы  находим  много  п ро­

стой  о б ’ективности,  а  в  картин ах  Ф ранца  1’ а л ь с а ,   толстого  и  ж и з н е ­

радостного,  много  яркой,  широко  разбросанной  свежести.  У  типичных 

же  шизотимиков  мы  встречаем  склонность  к  классической  к р а с о т е   формы, 

к а к   у  Ф е й е р б а х а ,  или  к  крайнему  пафосу,  к а к   у  М и к  е л ь-А н д 

ж

 е- 

л о  и  Г р ю н е в а л ь д а 2).

  х)  Заслуж ивает  внимания  комбинация  задатков  поэтических  и  живописи 

у  богато-одаренных  художников:  Гете,  Келлер,  Рейтер  и  В ильгельм   Б у ш .

2) 

По  строению  тела  все  трое  шизотимики.  На  автопортретах  Грю невальда, 

за  которые  мы,  к  сожалению,  не  можем  вполне  ручаться,  у  него резко выражен-

2

хб 

Тем пераменты  

__ _____  

_____


background image

Г е н и и

217

Особого  у п о м и н а н и я   з а с л у ж и в а е т   то,  что  в  последнее  время  н а ­

зы ваю т  э к с п р е с с и о н и з м о м :   э т о — от  н а ч ал а  до  конца  шизотнми- 

м п ческая  ф о р м а   и с к у с с т в а ,  к о т о р а я   в  своих  главных  тенденциях  вполне 

со в п а д а е т  с  томи  х у д о ж е с т в е н н ы м и   настроениями,  к оторы е  мы  постоян­

но  в с т р е ч а е м   в  к а р т и н а х   т а л а н т л и в ы х   душ евн обольн ы х  шизофреников. 

Д ан н а я  а н а л о г и я   не  я в л я е т с я ,  

впрочем,  с  точки  зрен и я  эстетики  ни 

похвалой,  ни  х у л о й ,  о н а   просто  лиш ь  ф ак т,  недовольство  которым 

могут  п р о я в л я т ь   т о л ь к о   п р о ф а н ы .  П сихологически  это  направление,  во 

всяком  с л у ч а е ,  ч р е з в ы ч а й н о   и н те ресн о.  То,  что  мы  здесь  в  общем  об’- 

сдиняем  иод  н а зв а н и е м   э к с п р е с с и о н и зм а ,  с л а г а е т с я   из  различных  пси­

х о л о г и ч е с к и х   ком пон ен тов,  к о т о р ы е   все,  к а к   мы  это  уже  видели,  типично 

ш изотимичны : 

1

)  т е н д е н ц и я   к  к р а й н ей   с г  и л  и з а  ц и  и — к у б и с т и ч е- 

е к и й   к о м п о н е н т .  

2)  Т е н д е н ц и я   к  п а ф о с у ,   стремление  извлечь 

из  к р а с о к   п  п оз  максим ум   вы разительн ости   д а ж е   с  сознательным  рис­

ком  к а р р и к а т у р н о г о   и з в р а щ е н и я .  Это  э к с п р е с с и о н и с т с к и  и  к о м -  

н  о  и е  н т   в  у з к о м   с м  ы  е л е   с л о в а ,  

в  котором  прежде  всего  об­

н а р у ж и в а е т с я   р о д с т в о   м одерн и стского  художественного  д виж ения  с  его 

с р е д н е в е к о в ы м   п о к р о в и те л е м   Грю невальдом.  К ое  что  из  этой  тенденции 

.мы  видим  у  г е н и а л ь н е й ш и х   шизотпмпков  в  истории  искусств,  хотя  и  под 

внеш не  р а з л и ч н ы м и   худ ож ественн ы м и   формами:  под  формой  возрождения 

М и к е л ь -А п д ж е л о ,  в  го ти ч е ски х   ф о р м а х   Г рю н е в ал ьд а  (сравните  весьма 

род ств ен н ую   п а т е т и ч е с к у ю   в ы р а зи те л ьн о сть   жестов  и  контраст  движе­

ний  в  и з о б р а ж е н и и   в о с к р е с е н ь я   Х ри стов а 

Грю невальда  на  изенгейм- 

ском  а л т а р е   с  ф р е с к а м и   М п кел ь -А н д ж ел о ).  3)  А у т и с т и ч е с к и й   к  о м- 

п о н  е  н т — п очти   что  тен д ен ци озн ое  отклонение  от  реальной  формы, 

н е ж е л а н и е   р и с о в а т ь   вещ и   таким и,  ка ков ы   они  есть,  д аж е  тогда,  когда 

у к л о н е н и е   от  р е а л ь н о й   ф ормы   не  мотивировано  ни  стремлением  к  сти­

л и з а ц и и ,  ни  с тр е м л е н и е м   к   п атети ч еск и   экспрессионистскому  творчеству. 

4)  Н а к о н е ц ,  ком пон ен т,  которы й  основан  на  известных  уж е  нам  шизо­

ф р е н и ч е с к и х  м е х а н и з м а х   мышления:  ф а н т а с т и ч е с к и й   к о м п о н е н т ,  

в ы р а ж е н н а я   с к л о н н о сть   к  сгущешпо,  к  смещению,  к  символам  в  духе 

Ф р е й д а .   В 

н овей ш и х  экспрессионистских  произведениях  искусства

ный  угловаты й  профиль. 

С 

точки  зреиия  психиатрии  о  них  можно  сказать  сле­

дующее: 

брат  отца  Ф ейербаха 

страдал  неизлечимым  юношеским  помешатель­

ством,  повидимому,  шизофренией;  у  отца  был  гиперэстетически  нервный  ха­
рактер. 

У 

самого 

Ф ейербаха 

по  временам  появлялся 

бред 

преследования. 

У 

М икель-Анджело, 

а   ещ е 

яснее  у  его 

отца, 

бывали 

припадки 

бреда  преследова­

ния,  которые  близко  стоят 

к 

шизофренической  форме. 

О  Грюневальде 

известно 

только  то,  что  уже  в  зрелом  возрасте  он  стал  меланхоличным  чудаком,  что 
тоже  говорит  в  пользу  шнзондноетп.


background image

мы  часто  встречаем  эти  механизмы*,  так,  например,  и зо б р а ж ен и е 

н е ­

скольких 

внеш не 

различных  частей  картины  одной  и  той 

ж е   ее 

частью   (лицо  крестьян ин а,  изображающ ее  в  то  же  в рем я  п е й з а ж   поля).

У  нас  нет  достаточных  данных  для  ан ал и за  соответствую щ их  т и ­

пов  т е м п е р ам е н та  среди  м у з ы к а н т о в ;  

известные  в ели ки е  компо­

зиторы  в  большинстве  случаев  являю тся  сложными  биологическими  см е­

ш ениям и,  а   относительно  менее  известных  мог  бы  д ать  д остаточн ы й  

матери ал  только  специалист  в  музыке.

Т и п ы   у ч е н ы х .

Ученые,  как  практические  деятели,  оставляли  после  с е б я   большей 

частью  гораздо  меньше  ценного  индивидуально  психологического  об ’ек- 

тивного  материала,  чем  поэты,  а  потому  мы  о  них  много 

говорить  не 

будем;  тем  более,  что  и  по  отношению  к  ним  часто  применима  з н а к о ­

м а я  уже  нам  точка  зрения.  Кроме  того,  мы  не  располагаем   зд есь ,  з а   и с­

ключением  нескольких  наиболее  крупных  людей,  ни  доступными 

п ор­

третами,  ни,  главным  образом,  тщательными  индивидуально-психологн- 

ческими  биографиями.  Имеются  лишь— либо  перечисление  сочинений  и 

битв,  либо  популярные  панегирики.

Интересно  проследить,  к а к   з а   последние  столетия  в  среднем  см е­

стился  соматический  тип  ученых.  В  старое  время  среди  теологов,  ф и ­

лософов  и  юристов  преобладали  длинные,  узкие,  резко  оч ерченн ы е  лица, 

в  роде  Эразма,  Меланхтона,  Спинозы  и  Канта.  В  девятн ад цатом   веке 

начинают  сильно  преобладать  пикнические 

фигуры, 

особенно  среди 

естествоиспытателей.

Совсем  г р у б ы й   масштаб  дает  нам  сравнение  больш их  коллекций 

портретов.  Я,  например,  пересмотрел  до  50  эстампов  теологов,  ф и л о со ­

фов  и  юристов,  вошедших  в  коллекцию  1802  г.  и  насчитал  приблизи­

тельно  около  35  шизотнмических  типов  строения  тел а,  около  15  сильно 

смешанных  и  неопределенных  и  только  9  пикнических.  В  иллюстриро­

ванном  врачебном  словаре  я   насчитал  среди  зн аменитых  медиков  19-го 

в ека  68  пикников,  11  шизотимиков  и  около  39  смешанных  или  неясны х 

типов.

К а к   ни  значительны  неизбежные  при  таком  упрощ енном  методе 

исследования  ошибки,  данные,  полученные  нами,  таковы,  что  п ренебречь 

ими  невозможно.  Среци  представителей  гуманитарных  н а у к  

преж него 

времени,  работавш их  преимущественно  а б с т р а к т н о ,  

м е т а ф и з и ­

ч е с к и   и  о т   в л е ч е н н о -с и  с т е  м а т  ич  е q 

к

 

и

мы

 

в стреч аем  

п реим у­

щественно  шизотимические  формы  строения  тела.  Среди  ж е  е с т е с т в о ­

и с п ы т а т е л е й ,  

нредставителей 

наглядно  описательных  н а у к ,  мы 

видим  преимущественно  пикников.

218

 

Т е м п е р а м е н т ы _____________ 

_________


background image

Г  е  н  и  п

219

О ч е н ь  

т р у д н о   п о д о б р ать  

отдельны е  удачны е 

примеры  ученых 

циклотим и ч еского 

т е м п е р а м е н т а ,  потому  что  немногие  известные  нам 

к рупны е  л и ч и о сти  

п р е д с т а в л я ю т   слож ное  мешение,  а  биографии  ме­

н ее  з н а ч и т е л ь н ы х   н ед остаточ н о  р азр а б о та н ы .  Современная  эмпириче­

с к а я   м е д и ц и н а  о т к р ы в а е т с я   т р е м я   пикническими  по  преимуществу  фи­

гурами:  В о е  г h  a  v  е,  S v i e t e n   и  A l b r e c h t   H a l l e r .   Типичный  пик­

ник  того  ж е   в р е м е н и — многосторонний,  подвижный,  много  путешество­

вавший  и з в е с т н ы й   б о тан и к  и  г ео гр а ф   I.  G m elin,  в  качестве  исследова­

теля 

С ибири 

п р е д ш е с т в е н н и к   А.  Г у м б о л ь д т а .   Среди  знаменитых

Рис.  29.  А л е к с а н д р   ф о н   Г у м б о л ь д т .

Гравю ра  Ф.  В ольта  по  Ф.  Крюгеру.  (Ср.  грав.
М ейера  в Кленке, Ж изнь  А.  Гумбольдта,  Лейпциг,

Spam er.  1876).

\

н о в ы х   е с т е с т в о и с п ы т а т е л е й   и  врачей   очень  многие  обладают  пикниче­

ским  H a b i t u s ’OM  или  явственными  пикническими  компонентами.  В   к а ­

ч е с т в е   п р и м е р а  мы  можем  н азв ать   Г  а  л  л я ,  Д а р в  и н а,  Р  о б е  р т а   М a  S- 

е р а   ( ц и р к у л я р н ы е   психозы ),  В е р н е р а   С  и м 

е н  

с а   (энергичный  п рак­

т и к ),  Б у н з е н а   (солнечно-юмористический  практический  темперамент), 

П а с т е р а   и  Р о б е р т а   К о х а .

П р и б л и з и т е л ь н о е   понятие  о  циклотимическом  типе  ученого  можно 

д а т ь ,  

н а з в а в  

имена: 

А л ь б р е х т а  

Г а л л е р а ,  

Г е т е   и 

А л е -


background image

Рис.  29.

  А л е к с а н д р  

ф о н   Г у м б о л ь д т  

I  равюра  Ф. 

Вольта  по  Ф.  Крюгеру.  (Ср.

  грав 

Мейера  в Кленке, Жизнь  А. 

Гумбольдта,

  Лейпппг’ 

Spamer.  1876).