ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.10.2020
Просмотров: 4737
Скачиваний: 5
между романтизмом и Ш иллеровским пафосом, он при этом в ы р а б о
та л х уд ож ествен н ую форму, в стречаю щ ую ся п у д руги х пшзотимиков:
л и р и к у , к о т о р а я о б л е к а е т до крайности сжатое н астроени е в к о р о тк и е
п р о зр ач н о -п р о с ты е четверостиш ия, звучащ и е просто, к а к н а и в н а я м а
л е н ь к а я н ар о д н а я п есе н к а. Этот вид поэзии близок к способности н е к о
то р ы х шизотимиков к эпиграммам и хорошо отшлифованным шутливым
остротам, и т а к ж е и их научной потребности в энергичной ко н ц ен тр ац и й .
В общем у поэтов шизотимиков х у д о ж е с т в е н н ы е к р а с о т ы
п р о и з в е д е н и й з а к л ю ч а ю т с я , г л а в н ы м о б р а з о м , в а к у -
с т и к е , з в у ч н о с т и и м у з ы к а л ь н о с т и я з ы к а , в о б л а сти к о
т о р ы х они дают произведения поразительной красоты. Х у д о ж е с т в е н н а я
ж е сила ц и к л о т и м и ч е с к и х п р о и з в е д е н и ii з а к л ю ч а е т с я
в о п т и к е , в п л а с т и ч е с к о й к р а с о т е 1) отдельн ы х вы р а ж ен и и
и сценического изображения. Мы никогда но встречаем у ч и с ты х шп-
зотимиков такой наивной зрительной об’ективности. О б разн ы е в ы р а ж е
ния могут быть и у них очень многочисленны, но они либо в ы б р ан ы
обдуманно, как у Ш иллера, либо, к а к у Гельдерлина, волш ебн о к р а
сочны, неясно символичны, звучны и, лишенные сценической о б ’ек ти в -
ности, расплывчаты. Чтобы почувствовать эту резк у ю р а зн и ц у стиля,
достаточно сравнить группу Л ю тер а , Готфрида К е л л е р а и Ф р и ц а Г е й
т е р а с группой Ш иллера, Гельдерлина и П л атена.
Шизотимическая забота о форме у художественно менее од арен -
ных иоэтов принимает характер рисовки или педантичной сухос ти и по
всюду проглядывающей логической рассудочности.
Ж ивопись.
В ж и в о п и с и мы встречаем временами приблизительно те ж е
различия стиля, что и в поэзии, но в живописи они более с т у ш е в ы
ваются благодаря обучению и влиянию моды в искусстве. У п и к н и ч е
ских циклотимиков, подобных Г а н с у Т о м а , мы находим много п ро
стой о б ’ективности, а в картин ах Ф ранца 1’ а л ь с а , толстого и ж и з н е
радостного, много яркой, широко разбросанной свежести. У типичных
же шизотимиков мы встречаем склонность к классической к р а с о т е формы,
к а к у Ф е й е р б а х а , или к крайнему пафосу, к а к у М и к е л ь-А н д
ж
е-
л о и Г р ю н е в а л ь д а 2).
■
х) Заслуж ивает внимания комбинация задатков поэтических и живописи
у богато-одаренных художников: Гете, Келлер, Рейтер и В ильгельм Б у ш .
2)
По строению тела все трое шизотимики. На автопортретах Грю невальда,
за которые мы, к сожалению, не можем вполне ручаться, у него резко выражен-
2
хб
Тем пераменты
__ _____
_____
Г е н и и
217
Особого у п о м и н а н и я з а с л у ж и в а е т то, что в последнее время н а
зы ваю т э к с п р е с с и о н и з м о м : э т о — от н а ч ал а до конца шизотнми-
м п ческая ф о р м а и с к у с с т в а , к о т о р а я в своих главных тенденциях вполне
со в п а д а е т с томи х у д о ж е с т в е н н ы м и настроениями, к оторы е мы постоян
но в с т р е ч а е м в к а р т и н а х т а л а н т л и в ы х душ евн обольн ы х шизофреников.
Д ан н а я а н а л о г и я не я в л я е т с я ,
впрочем, с точки зрен и я эстетики ни
похвалой, ни х у л о й , о н а просто лиш ь ф ак т, недовольство которым
могут п р о я в л я т ь т о л ь к о п р о ф а н ы . П сихологически это направление, во
всяком с л у ч а е , ч р е з в ы ч а й н о и н те ресн о. То, что мы здесь в общем об’-
сдиняем иод н а зв а н и е м э к с п р е с с и о н и зм а , с л а г а е т с я из различных пси
х о л о г и ч е с к и х ком пон ен тов, к о т о р ы е все, к а к мы это уже видели, типично
ш изотимичны :
1
) т е н д е н ц и я к к р а й н ей с г и л и з а ц и и — к у б и с т и ч е-
е к и й к о м п о н е н т .
2) Т е н д е н ц и я к п а ф о с у , стремление извлечь
из к р а с о к п п оз максим ум вы разительн ости д а ж е с сознательным рис
ком к а р р и к а т у р н о г о и з в р а щ е н и я . Это э к с п р е с с и о н и с т с к и и к о м -
н о и е н т в у з к о м с м ы е л е с л о в а ,
в котором прежде всего об
н а р у ж и в а е т с я р о д с т в о м одерн и стского художественного д виж ения с его
с р е д н е в е к о в ы м п о к р о в и те л е м Грю невальдом. К ое что из этой тенденции
.мы видим у г е н и а л ь н е й ш и х шизотпмпков в истории искусств, хотя и под
внеш не р а з л и ч н ы м и худ ож ественн ы м и формами: под формой возрождения
М и к е л ь -А п д ж е л о , в го ти ч е ски х ф о р м а х Г рю н е в ал ьд а (сравните весьма
род ств ен н ую п а т е т и ч е с к у ю в ы р а зи те л ьн о сть жестов и контраст движе
ний в и з о б р а ж е н и и в о с к р е с е н ь я Х ри стов а
Грю невальда на изенгейм-
ском а л т а р е с ф р е с к а м и М п кел ь -А н д ж ел о ). 3) А у т и с т и ч е с к и й к о м-
п о н е н т — п очти что тен д ен ци озн ое отклонение от реальной формы,
н е ж е л а н и е р и с о в а т ь вещ и таким и, ка ков ы они есть, д аж е тогда, когда
у к л о н е н и е от р е а л ь н о й ф ормы не мотивировано ни стремлением к сти
л и з а ц и и , ни с тр е м л е н и е м к п атети ч еск и экспрессионистскому творчеству.
4) Н а к о н е ц , ком пон ен т, которы й основан на известных уж е нам шизо
ф р е н и ч е с к и х м е х а н и з м а х мышления: ф а н т а с т и ч е с к и й к о м п о н е н т ,
в ы р а ж е н н а я с к л о н н о сть к сгущешпо, к смещению, к символам в духе
Ф р е й д а . В
н овей ш и х экспрессионистских произведениях искусства
ный угловаты й профиль.
С
точки зреиия психиатрии о них можно сказать сле
дующее:
брат отца Ф ейербаха
страдал неизлечимым юношеским помешатель
ством, повидимому, шизофренией; у отца был гиперэстетически нервный ха
рактер.
У
самого
Ф ейербаха
по временам появлялся
бред
преследования.
У
М икель-Анджело,
а ещ е
яснее у его
отца,
бывали
припадки
бреда преследова
ния, которые близко стоят
к
шизофренической форме.
О Грюневальде
известно
только то, что уже в зрелом возрасте он стал меланхоличным чудаком, что
тоже говорит в пользу шнзондноетп.
мы часто встречаем эти механизмы*, так, например, и зо б р а ж ен и е
н е
скольких
внеш не
различных частей картины одной и той
ж е ее
частью (лицо крестьян ин а, изображающ ее в то же в рем я п е й з а ж поля).
У нас нет достаточных данных для ан ал и за соответствую щ их т и
пов т е м п е р ам е н та среди м у з ы к а н т о в ;
известные в ели ки е компо
зиторы в большинстве случаев являю тся сложными биологическими см е
ш ениям и, а относительно менее известных мог бы д ать д остаточн ы й
матери ал только специалист в музыке.
Т и п ы у ч е н ы х .
Ученые, как практические деятели, оставляли после с е б я большей
частью гораздо меньше ценного индивидуально психологического об ’ек-
тивного материала, чем поэты, а потому мы о них много
говорить не
будем; тем более, что и по отношению к ним часто применима з н а к о
м а я уже нам точка зрения. Кроме того, мы не располагаем зд есь , з а и с
ключением нескольких наиболее крупных людей, ни доступными
п ор
третами, ни, главным образом, тщательными индивидуально-психологн-
ческими биографиями. Имеются лишь— либо перечисление сочинений и
битв, либо популярные панегирики.
Интересно проследить, к а к з а последние столетия в среднем см е
стился соматический тип ученых. В старое время среди теологов, ф и
лософов и юристов преобладали длинные, узкие, резко оч ерченн ы е лица,
в роде Эразма, Меланхтона, Спинозы и Канта. В девятн ад цатом веке
начинают сильно преобладать пикнические
фигуры,
особенно среди
естествоиспытателей.
Совсем г р у б ы й масштаб дает нам сравнение больш их коллекций
портретов. Я, например, пересмотрел до 50 эстампов теологов, ф и л о со
фов и юристов, вошедших в коллекцию 1802 г. и насчитал приблизи
тельно около 35 шизотнмических типов строения тел а, около 15 сильно
смешанных и неопределенных и только 9 пикнических. В иллюстриро
ванном врачебном словаре я насчитал среди зн аменитых медиков 19-го
в ека 68 пикников, 11 шизотимиков и около 39 смешанных или неясны х
типов.
К а к ни значительны неизбежные при таком упрощ енном методе
исследования ошибки, данные, полученные нами, таковы, что п ренебречь
ими невозможно. Среци представителей гуманитарных н а у к
преж него
времени, работавш их преимущественно а б с т р а к т н о ,
м е т а ф и з и
ч е с к и и о т в л е ч е н н о -с и с т е м а т ич е q
к
и
,
мы
в стреч аем
п реим у
щественно шизотимические формы строения тела. Среди ж е е с т е с т в о
и с п ы т а т е л е й ,
нредставителей
наглядно описательных н а у к , мы
видим преимущественно пикников.
218
Т е м п е р а м е н т ы _____________
_________
Г е н и п
219
О ч е н ь
т р у д н о п о д о б р ать
отдельны е удачны е
примеры ученых
циклотим и ч еского
т е м п е р а м е н т а , потому что немногие известные нам
к рупны е л и ч и о сти
п р е д с т а в л я ю т слож ное мешение, а биографии ме
н ее з н а ч и т е л ь н ы х н ед остаточ н о р азр а б о та н ы . Современная эмпириче
с к а я м е д и ц и н а о т к р ы в а е т с я т р е м я пикническими по преимуществу фи
гурами: В о е г h a v е, S v i e t e n и A l b r e c h t H a l l e r . Типичный пик
ник того ж е в р е м е н и — многосторонний, подвижный, много путешество
вавший и з в е с т н ы й б о тан и к и г ео гр а ф I. G m elin, в качестве исследова
теля
С ибири
п р е д ш е с т в е н н и к А. Г у м б о л ь д т а . Среди знаменитых
Рис. 29. А л е к с а н д р ф о н Г у м б о л ь д т .
Гравю ра Ф. В ольта по Ф. Крюгеру. (Ср. грав.
М ейера в Кленке, Ж изнь А. Гумбольдта, Лейпциг,
Spam er. 1876).
\
н о в ы х е с т е с т в о и с п ы т а т е л е й и врачей очень многие обладают пикниче
ским H a b i t u s ’OM или явственными пикническими компонентами. В к а
ч е с т в е п р и м е р а мы можем н азв ать Г а л л я , Д а р в и н а, Р о б е р т а М a S-
е р а ( ц и р к у л я р н ы е психозы ), В е р н е р а С и м
е н
с а (энергичный п рак
т и к ), Б у н з е н а (солнечно-юмористический практический темперамент),
П а с т е р а и Р о б е р т а К о х а .
П р и б л и з и т е л ь н о е понятие о циклотимическом типе ученого можно
д а т ь ,
н а з в а в
имена:
А л ь б р е х т а
Г а л л е р а ,
Г е т е и
А л е -
Рис. 29.
А л е к с а н д р
ф о н Г у м б о л ь д т
I равюра Ф.
Вольта по Ф. Крюгеру. (Ср.
грав
Мейера в Кленке, Жизнь А.
Гумбольдта,
Лейпппг’
Spamer. 1876).