Файл: Deryagin_G_B_Kriminalnaya_sexologia_2011.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2020

Просмотров: 6013

Скачиваний: 37

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

46 

 

1) Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не умеет обос-

новать свою принадлежность. 

2)  В  3–4  года  ребенок  уже  осознанно  различает  пол  ок-

ружающих людей (интуитивно это делается  раньше), но часто ассо-

циирует  его  со  случайными  внешними  признаками,  например  с 
одеждой, и допускает возможность изменения пола. 

3)  В  6–7  лет  ребенок  окончательно  осознает  необратимость 

половой  принадлежности.  Это  совпадает  с  усилением сексуальной 

дифференциации поведения. Мальчики и девочки выбирают разные 
игры и партнеров в играх, проявляют разные интересы.

 

В  отличие  от животных, люди обычно обладают отчетливым 

или частичным осознанием своей принадлежности к мужскому или 

женскому полу по анатомическому строению тела. Дело усложняет-
ся при осознании несоответствия своих сексуальных потребностей 

своему социально одобряемому биологическому предназначению в 
качестве воспроизводителя потомства, что бывает при гомо- бисек-

суальности, транссексуальности. Внутреннее восприятие своего со-

циального пола обозначается как гендерная идентичность, при этом 
под гендером узко понимается социальный, а не биологический пол.  

В  принципе, 

гендер

  –  это  социокультурный термин, обозна-

чающий  социальные  аспекты  взаимоотношений  между  полами.  В 

психологии и сексологии под этим термином понимают психологи-
ческие  и  поведенческие  характеристики,  связанные  с  максулинно-

стью или феминностью, отличающие женщин от мужчин. 

Внешнее, 

публичное  выражение  гендера  называется гендерной ролью

. Соци-

ально  детерминированные  роли идентичности, и сферы деятельно-
сти мужчин и женщин зависят не от морфологических половых раз-

личий, а от «нормативных» предписаний культуры, общества.  

Формирование половой самоидентификации, то есть осознание 

своей  принадлежности  к  мужскому  или  женскому полу во многом 

зависит от того, как общество воспитывает, обучает ребенка, помо-
гая  ему  усвоить  определенную  систему  половых  ролей.  Этот  про-

цесс называется психосексуальным развитием или гендерной социа-
лизацией.  

Гендерная идентичность вырабатывается в результате сложно-

го взаимодействия природных задатков человека и соответствующей 

гендерной социализации. Все начинается еще в утробе матери, когда 
гормональные влияния оказывают существенное и необратимое вли-

яние на мозг плода, что отразится на гендерную идентичность в пе-
риод  полового созревания. В каждой культуре присутствуют свои, 

характерные  или  специфичные  гендерные  стереотипы,  поэтому  по 
внешнему виду нельзя со стопроцентной гарантией определить ген-

дерный пол человека.  


background image

47 

 

От  гендерной  идентичности  следует  отличать 

сексуальную 

идентичность

 – самоидентификацию индивида с людьми, имеющи-

ми ту или иную сексуальную ориентацию, самоощущение в качестве 
индивида с данной сексуальной ориентацией. 

Необходимый  аспект  психосексуального  развития  ребенка  – 

половая социализация. При этом ребенок – не пассивный объект по-

ловой  социализации.  Опираясь  на собственные наблюдения жизни 
взрослых  и  сверстников,  собственный  жизненный  опыт  и  соб-

ственное подсознание, проявляющее его биологические задатки, он 
выбирает  из  предлагаемых  ему  образцов  свою  половую  иден-

тификацию, соответствующую его самосознанию и самооценке. 

Следует подчеркнуть, что половая идентичность не является де-

лом свободного выбора или воспитания, так как имеет жесткие био-
логические предпосылки.  

Надо  сказать,  что  в  процессе  половой  идентификации  слиш-

ком  жесткие  полоролевые  стереотипы  обычно  не  оправдываются. 

Например, гипертрофированная ориентация только на победу в лю-

бом  деле  часто  оборачивается  фрустрацией  из-за  несоответствия 
притязаний реальным достижениям, что, как правило, невротизирует 

человека,  вгоняет  его  в психо-соматическую патологию, нередко с 
печальным исходом. 

Люди  обычно,  так  или  иначе,  демонстрируют  окружающим 

свою  мужскую, женскую или бисексуальную идентичность, напри-

мер,  своими  высказываниями,  поведением, внешностью и т.п. При 
гомоэротизме  или  транссексуализме  человек  может  испытывать 

конфликт между гендерной идентичностью и гендерной ролью. Од-
ни люди однозначно принимают свою половую идентичность, дру-

гие  чувствуют  себя  в ней неуютно и дискомфортно. В этом случае 
человек  не  может  принять  свой  пол,  испытывая 

гендерную  дисфо-

рию

.  

Гендерная  дисфория  –  состояние,  при  котором  индивид  не 

может принять свой половой статус и испытывает острую неудовле-

творенность им. Гендерная дисфория может иметь разные причины, 
внешние проявления и длительность. Самая глубокая, всеобъемлю-

щая форма гендерной дисфории – транссексуализм – означает, что 
человек полностью отвергает свой половой статус и добивается его 

перемены,  включая  соответствующую  хирургическую  операцию, 
смену паспортного пола и т. д.  

Тем  не  менее,  биологически  архетип  человека  определяется 

как  бисексуальный (двуполый). Биологически каждая личность со-

держит в себе зачатки обоих полов, в любом возрасте имеется воз-
можность развития или регресса организма в сторону того или иного 

морфологического пола.  


background image

48 

 

В плане воспроизводства женский организм оказывается базо-

вым, консервативным, более устойчивым к влияниям внешней сре-

ды,  своего  рода  хранителем  генетической  памяти  вида.  Например, 
для того, чтобы из зародыша с мужским генотипом развился муж-

ской  организм – необходимы значительные энергетические усилия 
(активация  специального  участка  Y-хромосомы,  запуск  цепочки 

гормональных  реакций,  направленных  на  развитие  мужских  поло-
вых  органов  и  редукцию  зачаточных  женских и прочее), тогда как 

женский организм развивается как исходная данность.  

В мужских особях проявляется поисковая активность приро-

ды. Все новые эволюционные признаки вначале возникают у самцов, 
а  затем  лишь  передаются  в  поколения  и  закрепляются  в  женских 

особях как нечто базовое. Именно поэтому у самок обычно сохраня-
ется больше архаичных рудиментарных признаков, а мужчины более 

склонны к развитию отклоненного сексуального поведения, вплоть 
до  парафилий  (болезненных  сексуальных  извращений),  которые  с 

эволюционной точки зрения биологически оправданы, эксперимен-

тальны, но часто входят в противоречие с социальными нормами. 

*****  

Виды патологии темпа полового созревания 

Преждевременное соматосексуальное развитие. 

Появление  признаков  полового  созревания  у  девочек  до 

наступления  8  лет  свидетельствует  о  преждевременном  соматосек-

суальном созревании. Оно классифицируется следующим образом: 

1.  истинное  преждевременное  развитие,  включающее  в  себя 

конституциональную и церебральную формы; 

2.  ложное  преждевременное  развитие  эндогенного  генеза 

(надпочечникового или гонадного) и экзогенного (медикаментозно-
го, травматического и т.п.) генеза. 

Конституциональная  форма  наблюдается  в  нескольких  поко-

лениях без признаков какой-либо патологии, при этом у девочек по-
ловое созревание с развитием вторичных половых признаков начи-

нается  уже  в  старшем  дошкольном  или  в  младшем  школьном  воз-
расте.  При  церебральной  форме  в  результате  внутриутробного по-

ражения ЦНС вторичные половые признаки начинают формировать-
ся даже у грудных детей. 

При ложном преждевременном развитии наблюдается не соот-

ветствующая возрасту, ранняя продукция половых гормонов надпо-

чечниками или в результате опухоли гонад. Дети преждевременно и 
внезапно начинают расти, обгоняют в росте своих сверстников, рано 

проявляется вторичные половые признаки, гиперсексуальность, но 
затем  рост  также  рано  прекращается  и  эти  девочки  в  дальнейшем 

остаются низкорослыми.  


background image

49 

 

 

Задерживающееся соматосексуальное развитие. 

Оно связано с нейрогуморальной недостаточностью. Вначале 

девочки сильно отстают в развитии от сверстников, затем, в конеч-

ном  итоге,  обрастают  их.  Либидо  просыпается  поздно,  снижено. 
Формируются диспропорции тела с длинными ногами и относитель-

но коротком туловище. Интеллект, как правило, несколько снижен, 
что не исключает усвоение учебных программ за счет механической 

памяти, эмоциональная сфера инфантильная. 

 

Преждевременное психосексуальное развитие. 
Может быть связано с биологическими факторами, но иногда 

психические  аномалии  приводят  к  ранней  фиксации  сексуальных 
интересов. Большую роль здесь играют социальные факторы, и здесь 

все происходит очень индивидуально, так как зависит от той соци-
альной  среды,  в  которой  растет  ребенок.  Эротизация  под  воздей-

ствием старших, ранний просмотр порнофильмов с мастурбаторной 

активностью  начинают  доставлять  удовольствие.  Такие  дети  сами 
склонны  искать  сексуальных  контактов  с  более  опытными партне-

рами и с ровесниками. 

 

Задержка психосексуального развития. 
Ретардация (задержка) психосексуального развития также мо-

жет обуславливаться соматогенными, психогенными и социогенны-
ми факторами, иногда влиянием комплекса указанных факторов. Из 

биологических факторов следует выделить изначальную гомосексу-
альность, которая входит в противоречие с социальными стереоти-

пами, поэтому осознается поздно. Из социальных факторов – пури-
танское воспитание, относительная социальная изоляция от сверст-

ников. Психогенная задержка также во многом образуется под воз-

действием  социального  окружения  со  своеобразным воспитанием, 
формирующим  психопатию,  поэтому уместнее говорить о влиянии 

психосоциальных факторов. 

Нарушение темпов полового созревания в ту или иную сторо-

ну нередко ведет к развитию в дальнейшем различных сексуальных 
дисфункций. 

Таким образом, многообразные вторичные нарушения сексу-

ального здоровья у женщин могут быть обусловлены наличием эн-

докринных заболеваний, органических поражений нервной системы, 
психической  патологией.  Здесь  могут  быть  проявления  как  гипер-

сексуальности, так и гипосексуальности с искажением психического 
восприятия  и  субъективной  интерпретации  действительности,  что 

чревато  неверной  оценкой  такими  лицами  событий,  асоциальным 


background image

50 

 

поведением лиц женского пола, наветами с их стороны на невинов-

ных.  В  случаях  возбуждения  уголовного  дела,  при  подозрении  на 

наличие  соматогенной  или  психогенной  сексуальной  патологии  у 
женщин необходимо проведение комплексных судебных экспертиз с 

привлечением  не  только  судебных  медиков,  но  и  иных  специали-
стов, в первую очередь гинекологов, эндокринологов, психиатров. 

 

Контрольные вопросы: 

1.

 

Охарактеризуйте  биологический пол, и его составляющие. 

2.

 

Охарактеризуйте  составляющие социального пола. 

3.

 

Дайте характеристику  гражданского  пола и пола по воспитанию. 

4.

 

Дайте характеристику  психологического  пола. 

5.

 

Что такое «гендер»,  «гендерная идентичность»?  

6.

 

Перечислите виды патологии темпа полового созревания. 

 

*****  

 
 

Глава 5 

 

КЛАССИФИКАЦИИ ФОРМ ПОЛОВОЙ ЖИЗНИ, ПСИХИЧЕ-

СКИХ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ СЕКСУАЛЬНЫХ РАС-

СТРОЙСТВ 

 

Классификации форм половой жизни 

 

Каких-либо  общепринятых  классификаций  форм  половой 

жизни,  полового  поведения и половых расстройств не существует. 

Классификации  сексуальных  расстройств,  обычно  применяемые  в 
клинической деятельности урологов, гинекологов и психиатров, от-

ражают  соответствующую  специфику  специальностей,  во  многом 
противоречивы и всегда дают поводы для их критики.  

Основатель отечественной школы медицинской сексологии и 

сексопатологии Г.С. Васильченко (1990) различные формы половой 
жизни классифицировал следующим образом:  

А.  –  Экстрагенитальные  формы половой жизни  – платониче-

ская любовь, танцы, гейшизм. 

Б. – Генитальные формы половой жизни: 
1. Суррогатные и викарные (заместительные) формы половой 

активности – поллюция, мастурбация, петтинг. 

2. Суррогатные формы коитуса (полового акта) – вестибуляр-

ный,  между  бѐдер,  между  молочных  желѐз,  подмышечный  и  др., 
ректальный (гетеросексуальный, гомосексуальный). 

3. Нормативный гетеросексуальный коитус (во влагалище).