ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.10.2020
Просмотров: 6418
Скачиваний: 39
46
1) Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не умеет обос-
новать свою принадлежность.
2) В 3–4 года ребенок уже осознанно различает пол ок-
ружающих людей (интуитивно это делается раньше), но часто ассо-
циирует его со случайными внешними признаками, например с
одеждой, и допускает возможность изменения пола.
3) В 6–7 лет ребенок окончательно осознает необратимость
половой принадлежности. Это совпадает с усилением сексуальной
дифференциации поведения. Мальчики и девочки выбирают разные
игры и партнеров в играх, проявляют разные интересы.
В отличие от животных, люди обычно обладают отчетливым
или частичным осознанием своей принадлежности к мужскому или
женскому полу по анатомическому строению тела. Дело усложняет-
ся при осознании несоответствия своих сексуальных потребностей
своему социально одобряемому биологическому предназначению в
качестве воспроизводителя потомства, что бывает при гомо- бисек-
суальности, транссексуальности. Внутреннее восприятие своего со-
циального пола обозначается как гендерная идентичность, при этом
под гендером узко понимается социальный, а не биологический пол.
В принципе,
гендер
– это социокультурный термин, обозна-
чающий социальные аспекты взаимоотношений между полами. В
психологии и сексологии под этим термином понимают психологи-
ческие и поведенческие характеристики, связанные с максулинно-
стью или феминностью, отличающие женщин от мужчин.
Внешнее,
публичное выражение гендера называется гендерной ролью
. Соци-
ально детерминированные роли идентичности, и сферы деятельно-
сти мужчин и женщин зависят не от морфологических половых раз-
личий, а от «нормативных» предписаний культуры, общества.
Формирование половой самоидентификации, то есть осознание
своей принадлежности к мужскому или женскому полу во многом
зависит от того, как общество воспитывает, обучает ребенка, помо-
гая ему усвоить определенную систему половых ролей. Этот про-
цесс называется психосексуальным развитием или гендерной социа-
лизацией.
Гендерная идентичность вырабатывается в результате сложно-
го взаимодействия природных задатков человека и соответствующей
гендерной социализации. Все начинается еще в утробе матери, когда
гормональные влияния оказывают существенное и необратимое вли-
яние на мозг плода, что отразится на гендерную идентичность в пе-
риод полового созревания. В каждой культуре присутствуют свои,
характерные или специфичные гендерные стереотипы, поэтому по
внешнему виду нельзя со стопроцентной гарантией определить ген-
дерный пол человека.
47
От гендерной идентичности следует отличать
сексуальную
идентичность
– самоидентификацию индивида с людьми, имеющи-
ми ту или иную сексуальную ориентацию, самоощущение в качестве
индивида с данной сексуальной ориентацией.
Необходимый аспект психосексуального развития ребенка –
половая социализация. При этом ребенок – не пассивный объект по-
ловой социализации. Опираясь на собственные наблюдения жизни
взрослых и сверстников, собственный жизненный опыт и соб-
ственное подсознание, проявляющее его биологические задатки, он
выбирает из предлагаемых ему образцов свою половую иден-
тификацию, соответствующую его самосознанию и самооценке.
Следует подчеркнуть, что половая идентичность не является де-
лом свободного выбора или воспитания, так как имеет жесткие био-
логические предпосылки.
Надо сказать, что в процессе половой идентификации слиш-
ком жесткие полоролевые стереотипы обычно не оправдываются.
Например, гипертрофированная ориентация только на победу в лю-
бом деле часто оборачивается фрустрацией из-за несоответствия
притязаний реальным достижениям, что, как правило, невротизирует
человека, вгоняет его в психо-соматическую патологию, нередко с
печальным исходом.
Люди обычно, так или иначе, демонстрируют окружающим
свою мужскую, женскую или бисексуальную идентичность, напри-
мер, своими высказываниями, поведением, внешностью и т.п. При
гомоэротизме или транссексуализме человек может испытывать
конфликт между гендерной идентичностью и гендерной ролью. Од-
ни люди однозначно принимают свою половую идентичность, дру-
гие чувствуют себя в ней неуютно и дискомфортно. В этом случае
человек не может принять свой пол, испытывая
гендерную дисфо-
рию
.
Гендерная дисфория – состояние, при котором индивид не
может принять свой половой статус и испытывает острую неудовле-
творенность им. Гендерная дисфория может иметь разные причины,
внешние проявления и длительность. Самая глубокая, всеобъемлю-
щая форма гендерной дисфории – транссексуализм – означает, что
человек полностью отвергает свой половой статус и добивается его
перемены, включая соответствующую хирургическую операцию,
смену паспортного пола и т. д.
Тем не менее, биологически архетип человека определяется
как бисексуальный (двуполый). Биологически каждая личность со-
держит в себе зачатки обоих полов, в любом возрасте имеется воз-
можность развития или регресса организма в сторону того или иного
морфологического пола.
48
В плане воспроизводства женский организм оказывается базо-
вым, консервативным, более устойчивым к влияниям внешней сре-
ды, своего рода хранителем генетической памяти вида. Например,
для того, чтобы из зародыша с мужским генотипом развился муж-
ской организм – необходимы значительные энергетические усилия
(активация специального участка Y-хромосомы, запуск цепочки
гормональных реакций, направленных на развитие мужских поло-
вых органов и редукцию зачаточных женских и прочее), тогда как
женский организм развивается как исходная данность.
В мужских особях проявляется поисковая активность приро-
ды. Все новые эволюционные признаки вначале возникают у самцов,
а затем лишь передаются в поколения и закрепляются в женских
особях как нечто базовое. Именно поэтому у самок обычно сохраня-
ется больше архаичных рудиментарных признаков, а мужчины более
склонны к развитию отклоненного сексуального поведения, вплоть
до парафилий (болезненных сексуальных извращений), которые с
эволюционной точки зрения биологически оправданы, эксперимен-
тальны, но часто входят в противоречие с социальными нормами.
*****
Виды патологии темпа полового созревания
Преждевременное соматосексуальное развитие.
Появление признаков полового созревания у девочек до
наступления 8 лет свидетельствует о преждевременном соматосек-
суальном созревании. Оно классифицируется следующим образом:
1. истинное преждевременное развитие, включающее в себя
конституциональную и церебральную формы;
2. ложное преждевременное развитие эндогенного генеза
(надпочечникового или гонадного) и экзогенного (медикаментозно-
го, травматического и т.п.) генеза.
Конституциональная форма наблюдается в нескольких поко-
лениях без признаков какой-либо патологии, при этом у девочек по-
ловое созревание с развитием вторичных половых признаков начи-
нается уже в старшем дошкольном или в младшем школьном воз-
расте. При церебральной форме в результате внутриутробного по-
ражения ЦНС вторичные половые признаки начинают формировать-
ся даже у грудных детей.
При ложном преждевременном развитии наблюдается не соот-
ветствующая возрасту, ранняя продукция половых гормонов надпо-
чечниками или в результате опухоли гонад. Дети преждевременно и
внезапно начинают расти, обгоняют в росте своих сверстников, рано
проявляется вторичные половые признаки, гиперсексуальность, но
затем рост также рано прекращается и эти девочки в дальнейшем
остаются низкорослыми.
49
Задерживающееся соматосексуальное развитие.
Оно связано с нейрогуморальной недостаточностью. Вначале
девочки сильно отстают в развитии от сверстников, затем, в конеч-
ном итоге, обрастают их. Либидо просыпается поздно, снижено.
Формируются диспропорции тела с длинными ногами и относитель-
но коротком туловище. Интеллект, как правило, несколько снижен,
что не исключает усвоение учебных программ за счет механической
памяти, эмоциональная сфера инфантильная.
Преждевременное психосексуальное развитие.
Может быть связано с биологическими факторами, но иногда
психические аномалии приводят к ранней фиксации сексуальных
интересов. Большую роль здесь играют социальные факторы, и здесь
все происходит очень индивидуально, так как зависит от той соци-
альной среды, в которой растет ребенок. Эротизация под воздей-
ствием старших, ранний просмотр порнофильмов с мастурбаторной
активностью начинают доставлять удовольствие. Такие дети сами
склонны искать сексуальных контактов с более опытными партне-
рами и с ровесниками.
Задержка психосексуального развития.
Ретардация (задержка) психосексуального развития также мо-
жет обуславливаться соматогенными, психогенными и социогенны-
ми факторами, иногда влиянием комплекса указанных факторов. Из
биологических факторов следует выделить изначальную гомосексу-
альность, которая входит в противоречие с социальными стереоти-
пами, поэтому осознается поздно. Из социальных факторов – пури-
танское воспитание, относительная социальная изоляция от сверст-
ников. Психогенная задержка также во многом образуется под воз-
действием социального окружения со своеобразным воспитанием,
формирующим психопатию, поэтому уместнее говорить о влиянии
психосоциальных факторов.
Нарушение темпов полового созревания в ту или иную сторо-
ну нередко ведет к развитию в дальнейшем различных сексуальных
дисфункций.
Таким образом, многообразные вторичные нарушения сексу-
ального здоровья у женщин могут быть обусловлены наличием эн-
докринных заболеваний, органических поражений нервной системы,
психической патологией. Здесь могут быть проявления как гипер-
сексуальности, так и гипосексуальности с искажением психического
восприятия и субъективной интерпретации действительности, что
чревато неверной оценкой такими лицами событий, асоциальным
50
поведением лиц женского пола, наветами с их стороны на невинов-
ных. В случаях возбуждения уголовного дела, при подозрении на
наличие соматогенной или психогенной сексуальной патологии у
женщин необходимо проведение комплексных судебных экспертиз с
привлечением не только судебных медиков, но и иных специали-
стов, в первую очередь гинекологов, эндокринологов, психиатров.
Контрольные вопросы:
1.
Охарактеризуйте биологический пол, и его составляющие.
2.
Охарактеризуйте составляющие социального пола.
3.
Дайте характеристику гражданского пола и пола по воспитанию.
4.
Дайте характеристику психологического пола.
5.
Что такое «гендер», «гендерная идентичность»?
6.
Перечислите виды патологии темпа полового созревания.
*****
Глава 5
КЛАССИФИКАЦИИ ФОРМ ПОЛОВОЙ ЖИЗНИ, ПСИХИЧЕ-
СКИХ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ СЕКСУАЛЬНЫХ РАС-
СТРОЙСТВ
Классификации форм половой жизни
Каких-либо общепринятых классификаций форм половой
жизни, полового поведения и половых расстройств не существует.
Классификации сексуальных расстройств, обычно применяемые в
клинической деятельности урологов, гинекологов и психиатров, от-
ражают соответствующую специфику специальностей, во многом
противоречивы и всегда дают поводы для их критики.
Основатель отечественной школы медицинской сексологии и
сексопатологии Г.С. Васильченко (1990) различные формы половой
жизни классифицировал следующим образом:
А. – Экстрагенитальные формы половой жизни – платониче-
ская любовь, танцы, гейшизм.
Б. – Генитальные формы половой жизни:
1. Суррогатные и викарные (заместительные) формы половой
активности – поллюция, мастурбация, петтинг.
2. Суррогатные формы коитуса (полового акта) – вестибуляр-
ный, между бѐдер, между молочных желѐз, подмышечный и др.,
ректальный (гетеросексуальный, гомосексуальный).
3. Нормативный гетеросексуальный коитус (во влагалище).