ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.10.2020
Просмотров: 6607
Скачиваний: 39
56
Повышенное половое влечение
Повышенное половое влечение у лиц обоих полов обычно
возникает в юношеском и молодом возрасте, что может соответство-
вать норме, но может приобретать и патологический характер в виде
нимфомании (у женщин) или сатириазиса (у мужчин). Способность
контролировать свое поведение в отборе полового партнера от-
личают остальных людей от людей, страдающих нимфоманией или
сатириазисом.
Нимфомания (в просторечии – «бешенство матки») или сати-
риазис (донжуанизм) проявляются выраженными импульсивными,
часто неконтролируемыми, навязчивыми стремлениями к разнооб-
разным половым контактам с разными партнерами. При этом
наблюдается высокая степень неразличимости сексуального объек-
та: часто пол, возраст и внешность «подвернувшегося под руку»
партнера имеют мало значения. Способность контролировать свое
поведение в отборе партнера отличают остальных людей от людей,
страдающих нимфоманией или сатириазисом.
Кроме того, нимфомания, как правило, связана с не достиже-
нием оргазма (нимфоманическая фригидность), поэтому половые
контакты полного удовлетворения не приносят. Возбуждение при
истинной нимфомании носит субъективный характер, без адекват-
ных физиологических реакций со стороны половых органов. Навяз-
чивый характер полового влечения, без вовлечения в процесс воз-
буждения половых органов, указывает на наличие психопатологии, в
отличие от патологической гиперсексуальности при органических
поражениях головного мозга. Именно это обстоятельство и отличает
нимфоманию от банального промискуитета, исходящего из других
причин (например, олигофрения, шизофрения, асоциальность и пр.).
Несколько демонстративная гиперсексуальность может раз-
виться и в результате психогенных воздействий, например, как фор-
ма компенсации чувства собственной неполноценности.
Гиперсексуальность с широким диапазоном сексуальной при-
емлемости влечет за собой хроническое недополучение биологиче-
ских удовольствий, что нередко замещается алкоголизацией, а в
подростковом и юношеском возрасте – употреблением токсических
или наркотических веществ. Это еще больше растормаживает не-
удовлетворенную сексуальность, при этом начинает наблюдаться
связь с асоциальным поведением. Патология способствует распро-
странению инфекций, передаваемых половым путѐм.
Нимфомания и сатириазис, развившиеся в пожилом или даже
старческом возрасте, однозначно указывают на наличие психиче-
ской возрастной патологии.
57
*****
Транссексуализм
– состояние с желанием жить и быть приня-
тым обществом в качестве лица противоположного пола.
Транссексуализм сочетается с чувством неадекватности или
дискомфорта от своего анатомического пола. Иными словами, в
мужском теле живет женщина, а в женском – мужчина. Поэтому
транссексуал имеет сильное желание получать гормональное и хи-
рургическое лечение с целью сделать своѐ тело соответствующим
избранному полу.
Для диагностики данного расстройства необходимо суще-
ствование стойкой трансексуальной идентификации, по крайней ме-
ре, в течение 2 лет. Это состояние не должно быть симптомом дру-
гого психического заболевания, такого как шизофрения, или до-
полнительным признаком каких-либо межполовых, генетических
или хромосомных аномалий.
Компании, осуществляющие медицинское страхование обыч-
но отказываются оплачивать операции по изменению пола, если не
удаѐтся доказать, что операция проводится по жизненным показани-
ям из-за высокой опасности самоубийства.
Стоимость операций по смене пола колеблется примерно от 15
до 100 тыс. американских долларов, в зависимости от страны, каче-
ства и легальности. Есть сведения, что в Юго-Восточной Азии суще-
ствует сеть подпольных клиник, занимающихся производством раз-
личных незаконных операций за относительно небольшую плату.
Проблема экспертной оценки половой принадлежности отно-
сится к компетенции Комплексной судебной сексолого-
психиатрической экспертизы (КССПЭ), предметом которой стано-
вятся установление у лиц, участвующих в судебном процессе, при-
знаков нарушений психического пола, определение в случае их
наличия степени влияния на поведение в юридически значимых об-
стоятельствах. Отнесение данной задачи к совместной компетенции
специалистов исходит из своеобразия диагностики транссексуаль-
ных состояний, подразумевающей комплексное обследование в
принципе. Однако в реальной жизни заключения нередко дают пси-
хиатры-сексологи. Дальнейшая проблема регистрации смены пола
является законодательной, которая в РФ до сих пор не получила раз-
решения.
Один из правильных вариантов такого вопроса следующий:
1. Имеются ли у подэкспертного физические и психологиче-
ские особенности, которые могли бы явиться основанием для смены
его паспортного пола?
В криминальной ситуации целесообразен следующий вопрос:
58
2. Если да, то имели ли данные особенности подэкспертного
влияние на его поведение в такой-то ситуации?
Неким вариантом транссексуализма является
аутогинефилия
,
при которой лица мужского пола представляют себя в своих сексу-
альных фантазиях людьми с мужскими и женскими характеристика-
ми, обычно с мужскими половыми органами и женской грудью (ча-
стичная autogynephilia). Это заставляет их подвергаться пластиче-
ской операции по формированию внешнего аналога молочных желѐз
и приему небольших доз женских половых гормонов. Такие мужчи-
ны часто включаются в проституцию или порнографию. Аутогине-
филия может наблюдаться не только у лиц, склонных к гомосексу-
альности, но также и у гетеросексуальных субъектов как фетишиза-
ция женского облика.
*****
Трансвестизм
– переодевание в одежду противоположного
пола.
Различают два, совершенно разных по сути вида трансвестиз-
ма.
1) Фетишистский трансвестизм
Фетишистский трансвестизм –
состояние, когда условием по-
лового возбуждения или достижения оргазма является переодева-
ние в одежду другого пола.
По сути дела, фетишистский трансве-
стизм есть бельевой фетишизм.
Надевание одежды противоположного пола для достижения
сексуального возбуждения и психосексуальной разрядки встречается
часто как игровой элемент в партнѐрских гетеросексуальных или
гомосексуальных отношениях, что нельзя расценивать как патоло-
гию.
Фетишистский трансвестизм становится патологией, когда в
поведении человека появляются признаки, характерные для парафи-
лий, что нередко сопровождается одиночной сексуальной активно-
стью. Фетишистский трансвестизм более присущ гетеросексуалам, а
не гомосексуалам, как это принято думать.
2) Трансвестизм двойной роли
Трансвестизм двойной роли –
постоянное ношение одежды
противоположного пола, как части образа жизни, без малейшего
желания изменения пола
. Переодевание не сопровождается возбуж-
дением, что отличает данное расстройство от фетишистского транс-
вестизма. Это может быть нарушением половой идентификации не-
транссексуального характера в подростковом и зрелом возрасте.
Встречается у лиц обоих полов.
В таких случаях мы чаще имеем дело с гомосексуалами.
59
Большинство взрослых трансвеститов скрывают от окружаю-
щих свою любовь к переодеванию, но некоторые из них носят какие-
либо предметы одежды противоположного пола под верхней одеж-
дой в течение всего дня.
Жѐны трансвеститов обычно прекрасно знают о странностях
своих мужей. Все дети так же знают о трансвестизме своих отцов в
результате прямых наблюдений.
*****
Здесь сразу следует оговориться, что западные понятия о
трансвестизме и гомосексуализме совершенно не пригодны, если
речь идѐт об иных сексуальных культурах. Например, в некоторых
азиатских политеистических обществах мужчины с явно женским
поведением – достаточно уважаемые люди, так как одно из женских
божеств – берѐт этих мужчин к себе во владение и в услужение,
наделяя их женственностью. Би- или гомосексуальные женственные
мужчины часто шаманы, провидцы, колдуны.
С этой точки зрения интересны сообщения о своеобразном,
альтернативном (в плане социального пола) воспитании ещѐ в XIX
веке среди североамериканских индейцев, чукчей, алеутов, корен-
ных жителей Сибири, так называемых berdaches. Смысл воспитания
бердачей заключался в том, что общество выбирало мальчиков, ко-
торые воспитывались как девочки. Эти мальчики обладали мило-
видной женственной внешностью, их одевали в женское платье, они
выполняли традиционно женские хозяйственные функции, вступали
в гомосексуальные контакты, исполняя подчинѐнную роль.
Таким образом, бердачи, будучи людьми мужского пола, под
влиянием воспитания с детства принимали культурные и символи-
ческие атрибуты женщин, включая женское платье, поведение, бы-
товые и профессиональные функции, а также некоторые культурные
и социальные признаки мужчин. Они могли вступать в сексуальные
связи, как с мужчинами, так и с женщинами. Секс – была не главная,
а вторичная, производная их характеристика, berdaches выполняли,
главным образом, другие важные социальные функции – церемони-
альные и культовые. Многие из них становились шаманами, что
одобрялось обществом, для чего, в принципе, общество их и предна-
значало – бисексуальному шаману легче договариваться с духами,
божествами обоих полов. То есть двуполое начало berdaches высту-
пало воплощением изначальной целостности человека, его духовной
силы, имело магическое значение, облегчало общение с духами.
Бердачизм зафиксирован у 113 племѐн, живших в Северной
Америке, у чукчей, алеутов, индонезийских даяков, в африканском
племени баконго и др. Вerdaches интенсивно искоренялись христи-
анскими миссионерами и правительственными должностными ли-
60
цами, ещѐ недавно считалось, что с этим явлением покончено навсе-
гда. С 1980-х годов среди современных индейцев США и Канады
некоторые личности были распознаны этнологами как berdaches. В
последнее время появилось больше сведений о сохранении и восста-
новлении института бердачизма.
Трансвеститы-евнухи в современной Северной Индии и в Па-
кистане известны как Hijras (Hijaras). Это обычно кастрированные
мужчины или мальчики. Hijra – поклонники Материнской Богини
(Великой Богини-матери) Bahuchara Mata, они сексуально принад-
лежат только ей, занимаясь культовой гомосексуальной проститу-
цией (сохранившийся до наших дней пережиток древнего мат-
риархата).
Несколько другой пример транссексуального воспитания
представляют мальчики-бачи (бача бази – игривый мальчик, маль-
чик для игр, игра с мальчиком) из дореволюционной Средней Азии.
Миловидных мальчиков из бедных семей покупали и сознательно
воспитывали как артистов, танцоров, певцов, чтецов, оказывающих
сексуальные услуги мужчинам, т.е. проститутов. Одежда бачей была
яркой, соединяла элементы женского и мужского. Волосы у них бы-
ли длинными, как у девушек. Бачи занимались мужской меркан-
тильной гомосексуальной проституцией, не в пользу божеств, а в
пользу своих хозяев. Большевики, придя к власти, уничтожили ба-
чей на территории СССР к 1930-м годам, как чуждых революции
элементов. Однако в Афганистане и на прилегающих территориях
эта традиция сохранилась и в последнее время стала заметно воз-
рождаться по всей Средней Азии. Противоречия с исламом здесь
нет, так как безбородый подросток и юноша не воспринимаются как
мужчины.
Аналогично среднеазиатской традиции бачей в Турции из-
древле до сих пор существует культурная традиция танцоров-
трансвеститов – кучеков.
Тема перемены пола играет роль и во многих обрядах народов
Африки и Океании. В некоторых племенах (масаи, нанди, нуба, ав-
стралийских аборигенов и др.) обряд инициации включает времен-
ное ритуальное превращение мальчика в женщину с переодеванием
в женскую одежду; в племени суто в мужское платье обряжают ини-
циируемых девочек. Переодевание мужчин в женскую одежду и
наоборот было характерно и для многих древнеевропейских празд-
ников.
*****
Расстройство половой идентификации у детей
Детское расстройство половой идентификации впервые появ-
ляется в раннем детстве, до начала полового созревания. Оно харак-