Файл: Deryagin_G_B_Kriminalnaya_sexologia_2011.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2020

Просмотров: 6010

Скачиваний: 37

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

56 

 

 

Повышенное половое влечение

 

Повышенное  половое  влечение  у  лиц  обоих  полов  обычно 

возникает в юношеском и молодом возрасте, что может соответство-

вать норме, но может приобретать и патологический характер в виде 
нимфомании (у женщин) или сатириазиса (у мужчин). Способность 

контролировать  свое  поведение  в  отборе  полового  партнера  от-
личают  остальных  людей от людей, страдающих нимфоманией или 

сатириазисом. 

Нимфомания (в просторечии – «бешенство матки») или сати-

риазис  (донжуанизм)  проявляются  выраженными  импульсивными, 
часто  неконтролируемыми,  навязчивыми стремлениями к разнооб-

разным  половым  контактам  с  разными  партнерами.  При  этом 
наблюдается высокая степень неразличимости сексуального объек-

та:  часто  пол,  возраст  и  внешность  «подвернувшегося  под  руку» 
партнера  имеют  мало  значения. Способность контролировать свое 

поведение в отборе партнера отличают остальных людей от людей, 

страдающих нимфоманией или сатириазисом.  

Кроме того, нимфомания, как правило, связана с не достиже-

нием  оргазма  (нимфоманическая  фригидность),  поэтому  половые 
контакты  полного  удовлетворения  не  приносят.  Возбуждение  при 

истинной  нимфомании  носит  субъективный  характер,  без  адекват-
ных физиологических реакций со стороны половых органов. Навяз-

чивый  характер  полового  влечения,  без вовлечения в процесс воз-
буждения половых органов, указывает на наличие психопатологии, в 

отличие  от  патологической  гиперсексуальности  при  органических 
поражениях головного мозга. Именно это обстоятельство и отличает 

нимфоманию  от  банального  промискуитета, исходящего из других 
причин (например, олигофрения, шизофрения, асоциальность и пр.). 

Несколько  демонстративная  гиперсексуальность  может  раз-

виться и в результате психогенных воздействий, например, как фор-
ма компенсации чувства собственной неполноценности.  

Гиперсексуальность с широким диапазоном сексуальной при-

емлемости влечет за собой хроническое недополучение биологиче-

ских  удовольствий,  что  нередко  замещается  алкоголизацией,  а  в 
подростковом и юношеском возрасте – употреблением токсических 

или  наркотических  веществ.  Это  еще  больше  растормаживает  не-
удовлетворенную  сексуальность,  при  этом  начинает  наблюдаться 

связь с асоциальным поведением. Патология способствует распро-
странению инфекций, передаваемых половым путѐм.  

Нимфомания и сатириазис, развившиеся в пожилом или даже 

старческом  возрасте,  однозначно  указывают  на  наличие  психиче-

ской возрастной патологии. 


background image

57 

 

*****  

Транссексуализм

 – состояние с желанием жить и быть приня-

тым обществом в качестве лица противоположного пола. 

Транссексуализм  сочетается  с  чувством  неадекватности  или 

дискомфорта  от  своего  анатомического  пола.  Иными  словами,  в 
мужском  теле  живет  женщина,  а  в  женском  –  мужчина.  Поэтому 

транссексуал  имеет  сильное  желание  получать  гормональное  и  хи-
рургическое  лечение  с  целью  сделать  своѐ  тело  соответствующим 

избранному полу. 

Для  диагностики  данного  расстройства  необходимо  суще-

ствование стойкой трансексуальной идентификации, по крайней ме-
ре, в течение 2 лет. Это состояние не должно быть симптомом дру-

гого  психического  заболевания,  такого  как  шизофрения,  или  до-
полнительным  признаком  каких-либо  межполовых,  генетических 

или хромосомных аномалий. 

Компании,  осуществляющие медицинское страхование обыч-

но отказываются оплачивать операции по изменению пола, если не 

удаѐтся доказать, что операция проводится по жизненным показани-
ям из-за высокой опасности самоубийства. 

Стоимость операций по смене пола колеблется примерно от 15 

до 100 тыс. американских долларов, в зависимости от страны, каче-

ства и легальности. Есть сведения, что в Юго-Восточной Азии суще-
ствует сеть подпольных клиник, занимающихся производством раз-

личных незаконных операций за относительно небольшую плату.   

Проблема  экспертной оценки половой принадлежности отно-

сится  к  компетенции  Комплексной  судебной  сексолого-
психиатрической  экспертизы  (КССПЭ),  предметом которой стано-

вятся установление у лиц, участвующих в судебном процессе, при-
знаков  нарушений  психического  пола,  определение  в  случае  их 

наличия степени влияния на поведение в юридически значимых об-

стоятельствах. Отнесение данной задачи к совместной компетенции 
специалистов  исходит  из  своеобразия  диагностики  транссексуаль-

ных  состояний,  подразумевающей  комплексное  обследование  в 
принципе. Однако в реальной жизни заключения нередко дают пси-

хиатры-сексологи.  Дальнейшая  проблема  регистрации  смены  пола 
является законодательной, которая в РФ до сих пор не получила раз-

решения. 

Один из правильных вариантов такого вопроса следующий: 

1.  Имеются  ли  у  подэкспертного  физические  и  психологиче-

ские особенности, которые могли бы явиться основанием для смены 

его паспортного пола? 

В криминальной ситуации целесообразен следующий вопрос: 


background image

58 

 

2.  Если да, то имели ли данные особенности подэкспертного 

влияние на его поведение в такой-то ситуации? 

Неким вариантом транссексуализма является 

аутогинефилия

при которой лица мужского пола представляют себя в своих сексу-

альных фантазиях людьми с мужскими и женскими характеристика-
ми, обычно с мужскими половыми органами и женской грудью (ча-

стичная  autogynephilia).  Это  заставляет  их  подвергаться  пластиче-
ской операции по формированию внешнего аналога молочных желѐз 

и приему небольших доз женских половых гормонов. Такие мужчи-
ны часто включаются в проституцию или порнографию. Аутогине-

филия  может наблюдаться не только у лиц, склонных к гомосексу-
альности, но также и у гетеросексуальных субъектов как фетишиза-

ция женского облика. 

*****  

Трансвестизм 

–  переодевание  в  одежду  противоположного 

пола. 

Различают два, совершенно разных по сути вида трансвестиз-

ма. 

1) Фетишистский трансвестизм 

Фетишистский  трансвестизм  – 

состояние, когда условием по-

лового  возбуждения  или  достижения  оргазма  является переодева-

ние  в  одежду  другого  пола. 

По  сути  дела,  фетишистский  трансве-

стизм есть бельевой фетишизм.  

Надевание  одежды  противоположного  пола  для  достижения 

сексуального возбуждения и психосексуальной разрядки встречается 

часто  как  игровой  элемент  в  партнѐрских  гетеросексуальных  или 
гомосексуальных  отношениях,  что  нельзя  расценивать  как  патоло-

гию.  

Фетишистский  трансвестизм  становится  патологией,  когда  в 

поведении человека появляются признаки, характерные для парафи-

лий, что нередко сопровождается одиночной сексуальной активно-
стью. Фетишистский трансвестизм более присущ гетеросексуалам, а 

не гомосексуалам, как это принято думать. 

2) Трансвестизм двойной роли 

Трансвестизм  двойной  роли  – 

постоянное  ношение  одежды 

противоположного  пола,  как  части  образа  жизни,  без  малейшего 

желания изменения пола

. Переодевание не сопровождается возбуж-

дением, что отличает данное расстройство от фетишистского транс-

вестизма. Это может быть нарушением половой идентификации не-
транссексуального  характера  в  подростковом  и  зрелом  возрасте. 

Встречается у лиц обоих полов. 

В таких случаях мы чаще имеем дело с гомосексуалами. 


background image

59 

 

Большинство взрослых трансвеститов скрывают от окружаю-

щих свою любовь к переодеванию, но некоторые из них носят какие-

либо предметы одежды противоположного пола под верхней одеж-
дой в течение всего дня.  

Жѐны  трансвеститов  обычно прекрасно знают о странностях 

своих мужей. Все дети так же знают о трансвестизме своих отцов в 

результате прямых наблюдений. 

*****  

Здесь  сразу  следует  оговориться,  что  западные  понятия  о 

трансвестизме  и  гомосексуализме  совершенно  не  пригодны,  если 

речь  идѐт  об иных сексуальных культурах. Например, в некоторых 
азиатских  политеистических  обществах  мужчины  с  явно  женским 

поведением – достаточно уважаемые люди, так как одно из женских 
божеств  –  берѐт  этих  мужчин  к  себе  во  владение  и  в  услужение, 

наделяя их женственностью. Би- или гомосексуальные женственные 
мужчины часто шаманы, провидцы, колдуны. 

С  этой  точки  зрения  интересны  сообщения  о  своеобразном, 

альтернативном  (в  плане  социального  пола)  воспитании  ещѐ в XIX 
веке  среди  североамериканских  индейцев,  чукчей,  алеутов,  корен-

ных жителей Сибири, так называемых berdaches. Смысл воспитания 
бердачей заключался в том, что общество выбирало мальчиков, ко-

торые  воспитывались  как  девочки.  Эти  мальчики  обладали  мило-
видной женственной внешностью, их одевали в женское платье, они 

выполняли традиционно женские хозяйственные функции, вступали 
в гомосексуальные контакты, исполняя подчинѐнную роль.  

Таким образом, бердачи, будучи людьми мужского пола, под 

влиянием  воспитания  с  детства  принимали  культурные и символи-

ческие  атрибуты  женщин,  включая женское платье, поведение, бы-
товые и профессиональные функции, а также некоторые культурные 

и социальные признаки мужчин. Они могли вступать в сексуальные 

связи, как с мужчинами, так и с женщинами. Секс – была не главная, 
а вторичная, производная их характеристика, berdaches выполняли, 

главным образом, другие важные социальные функции – церемони-
альные  и  культовые.  Многие  из  них  становились  шаманами,  что 

одобрялось обществом, для чего, в принципе, общество их и предна-
значало  –  бисексуальному  шаману  легче  договариваться с духами, 

божествами обоих полов. То есть двуполое начало berdaches высту-
пало воплощением изначальной целостности человека, его духовной 

силы, имело магическое значение, облегчало общение с духами. 

Бердачизм  зафиксирован  у  113  племѐн,  живших  в  Северной 

Америке,  у  чукчей, алеутов, индонезийских даяков, в африканском 
племени баконго и др. Вerdaches интенсивно искоренялись христи-

анскими  миссионерами  и  правительственными  должностными  ли-


background image

60 

 

цами, ещѐ недавно считалось, что с этим явлением покончено навсе-

гда.  С  1980-х  годов  среди  современных  индейцев  США и Канады 

некоторые личности были распознаны этнологами как berdaches. В 
последнее время появилось больше сведений о сохранении и восста-

новлении института бердачизма. 

Трансвеститы-евнухи в современной Северной Индии и в Па-

кистане  известны  как  Hijras  (Hijaras).  Это  обычно  кастрированные 
мужчины  или  мальчики.  Hijra  –  поклонники  Материнской  Богини 

(Великой  Богини-матери)  Bahuchara  Mata,  они  сексуально  принад-
лежат  только  ей,  занимаясь  культовой  гомосексуальной  проститу-

цией  (сохранившийся  до  наших  дней  пережиток  древнего  мат-
риархата).  

Несколько  другой  пример  транссексуального  воспитания 

представляют  мальчики-бачи  (бача  бази  –  игривый мальчик, маль-

чик для игр, игра с мальчиком) из дореволюционной Средней Азии. 
Миловидных  мальчиков  из  бедных  семей  покупали  и  сознательно 

воспитывали как артистов, танцоров, певцов, чтецов, оказывающих 

сексуальные услуги мужчинам, т.е. проститутов. Одежда бачей была 
яркой, соединяла элементы женского и мужского. Волосы у них бы-

ли  длинными,  как  у  девушек.  Бачи  занимались  мужской  меркан-
тильной  гомосексуальной  проституцией,  не  в  пользу  божеств,  а  в 

пользу  своих  хозяев.  Большевики, придя к власти, уничтожили ба-
чей  на  территории  СССР  к  1930-м  годам,  как  чуждых  революции 

элементов.  Однако  в  Афганистане  и  на  прилегающих  территориях 
эта  традиция  сохранилась  и  в  последнее  время  стала  заметно  воз-

рождаться  по  всей  Средней  Азии.  Противоречия  с  исламом  здесь 
нет, так как безбородый подросток и юноша не воспринимаются как 

мужчины. 

Аналогично  среднеазиатской  традиции  бачей  в  Турции  из-

древле  до  сих  пор  существует  культурная  традиция  танцоров-

трансвеститов – кучеков. 

Тема перемены пола играет роль и во многих обрядах народов 

Африки  и  Океании.  В некоторых племенах (масаи, нанди, нуба, ав-
стралийских  аборигенов  и др.) обряд инициации включает времен-

ное ритуальное превращение мальчика в женщину с переодеванием 
в женскую одежду; в племени суто в мужское платье обряжают ини-

циируемых  девочек.  Переодевание  мужчин  в  женскую  одежду  и 
наоборот было характерно и для многих древнеевропейских празд-

ников. 

*****  

Расстройство половой идентификации у детей 

Детское расстройство половой идентификации впервые появ-

ляется в раннем детстве, до начала полового созревания. Оно харак-