ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.10.2020
Просмотров: 6430
Скачиваний: 39
176
естественные. Стержнем многих китайских средневековых литера-
турных произведений и живописи была гомосексуальная любовь,
гомоэротические отношения.
Явная двуполость основных богов из индуистского пантеона
явилась мифологическим отражением соответствующих бытовых
элементов. Отсутствие влияний христианства и ислама так же, как и
в Китае, иных подобных обществах, оказались благоприятным фак-
тором для проявления гомоэротизма. Запреты на гомосексуальность
в Индии появились с ее колонизацией англичанами.
Среди представителей племени Майя, живших в XV веке на
полуострове Юкотан, гомосексуализм также был официально при-
нятой формой половой жизни. Вообще, племена майя считали под-
ростковый гомосексуализм естественным явлением, даже предпочи-
тали его гетеросексуальности. Мальчики и юноши до вступления в
брак обеспечивались мальчиком – рабом, который должен был удо-
влетворять и сексуальные потребности своего господина, потому что
гетеросексуальное удовлетворение этих потребностей порицалось.
Ацтеки и инки напротив – жестоко расправлялись с гомосек-
суалами, что расценивается как своеобразная военная стратегия про-
тив проникновения в культуру всего чужеродного, свойственного
враждебным обществам. Подобным образом можно оценивать
иудейское порицание гомосексуальности, отраженное в Ветхом За-
вете, в то время как остальные народы Передней Азии и Средизем-
номорья широко практиковали гомосексуальные отношения и педе-
растию.
Еще в XIX веке у индейцев пуэбло в штате Нью-Мексико
имелся обычай превращения некоторых мужчин в культовые фигу-
ры – «мухерадо» для культовых анальных сношений в качестве пас-
сивных партнеров во время весенних религиозных церемоний пло-
дородия. Половые органы таких мужчин подвергались специальной
травматизации с целью атрофии, после чего мужчина перенимал
женские манеры и одежды.
В молодежной среде современной Латинской Америки гомо-
сексуальные связи и мужская проституция весьма распространены,
но, благодаря выраженному гетеросексизму, замешанному на като-
лицизме и «культуре бедности», мало кто смеет признаться в соб-
ственной гомосексуальности.
Гомосексуальные отношения чрезвычайно распространены
среди представителей многих современных нам малых «развиваю-
щихся» обществ Океании, Африки, Центральной и Южной Амери-
ки, Южной и Юго-Восточной Азии.
*****
177
Древний Рим
В первые века нашей эры такое явление как практически пого-
ловная любовь мужчин к мальчикам, постепенно сдавало свои пози-
ции, в частности из-за постепенной эмансипации женщин. Однако,
как это следует из произведений литературы и философии Древнего
Рима, она еще оставалась в ходу и продолжала считаться вполне
естественной. Но в рамках римской культуры вопрос о мальчиках
как объектах наслаждения стоял далеко не на первом месте, как это
было в Греции. В Риме свободнорожденного юношу заменил моло-
дой раб. Положение рабов никого не заботило, даже если к рабу
применялось явное сексуальное насилие. Среди свободных юных
римлян был широко распространен обычай вступать до женитьбы в
сексуальные отношения с красивыми юными рабами, такого раба на-
зывали concubinus.
Формы педагогической практики латинян отошли от плато-
новской модели, усложнились и осложнились введением публичных
физических наказаний. Жестоко-садистская порка за малейшие про-
винности заменила духовное слияние наставника и ученика. Пороли
везде и почти всех – школ в Риме было много.
Риму нужны были солдаты, поэтому осуждались безбрачие и
бездетность. Брак также претерпел изменения, были ограничены
разводы, постепенно происходила экономическая и политическая
эмансипация женщин, которые в позднем Риме даже стали влиять на
политическую жизнь.
Садизм чрезвычайно распространился в Римской империи.
Утонченную греческую драматургию и театры заменили кровавые
поединки в цирках, которые у этрусков первоначально были погре-
бальными играми. Было изобретено множество садистских методов
казней, пыток, которые христианское Средневековье позаимствова-
ло у языческого Рима. Вместе с ними изначально естественные би-
сексуальность и гомосексуализм влились в Средневековье как
неотъемлемая часть жизни людей.
Контрольные вопросы:
1.
Какие теории развития гомосексуальности существовали в ХХ веке?
2.
Какие наблюдения этологов подтверждают бисексуальность приматов?
3.
Какие источники свидетельствуют о преимущественной бисексуальности
древних обществ?
4.
Какие мужские сексуальные идеалы существовали в Древней Греции?
5.
В чѐм заключалась суть педагогического Эроса в Классической Греции?
6.
В чѐм заключалась суть законов Солона относительно педерастии?
7.
Чем в корне отличалась сексуальность обществ Древней Греции и Древ-
него Рима?
*****
178
Глава 17
НАКАЗАНИЯ ЗА ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ
Сменяются культуры, изменяются и нравы. Имеется классиче-
ский пример изменения общественных нравов и морали на одной и
той же географической территории с течением времени:
Генрих Шлиман в конце XIX века построил для себя в Афинах
дворец, на крыше которого поставил статуи древнегреческих богов по
образцу Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Но античные нравы далеких
предков были давно забыты афинянами. Возмущенные муниципальные
власти потребовал от Шлимана убрать с крыши дворца всѐ, что оскорб-
ляет общественную нравственность православных христиан. Знаменитый
археолог не стал снимать статуи, он надел на них кальсоны и бюстгаль-
теры. Выходка Шлимана дошла до короля, который, будучи образован-
ным человеком, отменил постановление муниципалитета.
Политеизм (многобожие) создает условия для широкого раз-
нообразия сексуального поведения, не препятствуя никакой специ-
фической форме сексуального действия. Часть божеств имеет явные
признаки обоих полов. Монотеизм, зародившийся в малообразован-
ной среде маргиналов, десексуализирует вселенную, лишает ее спо-
собности изменяться и не способен охватывать своими застывшими
догмами многообразие сексуальной жизни людей. Все, что не уме-
щается в изначально нарисованную схему, яростно отвергается дог-
матиками и, по их мнению, не имеет права на существование. Когда
в 313 г. император Константин объявил христианство государствен-
ной религией Римской империи, по всей Европе гражданский закон
был подменен церковным. Такое частное дело как сексуальное пове-
дение личности с тех пор стало подлежать детальной церковной, а
лишь затем государственной регуляции в мелочах.
Мощное влияние христианства позволило императорам Дио-
клетиану и Максимилиану уже в 287 г., а императору Феодосию в
390 г. н.э. издать свои Указы, устанавливавшие смертную казнь за
гомосексуальные отношения путем сожжения на костре. При такой
казни нет явного кровопролития; считалось, что таким образом не
нарушается заповедь «не убий» – пример религиозного двуличия.
Правда, эти законы просуществовали недолго, и новые массовые
сожжения гомосексулов обоих полов начались только в XIII веке в
результате развития католических идей, по которым гомосексуаль-
ные контакты («содомия») рассматривались как тяжкий грех и пре-
ступление перед естественным порядком вещей и Богом.
179
Одной из задач авторитарных и тоталитарных государств все-
гда было подавление и нивелирование личности, в том числе и в
сексуальной сфере, во имя каких-либо всегда «несомненно, великих
и благородных» целей. Наиболее жестоко эта задача воплощалась
при тираниях и диктатурах. Сексуальная сторона жизни людей дав-
но уже стала козырной картой в политических играх различного ро-
да «морализаторов» и просто фанатиков, что продолжается и по сей
день.
В средневековье гомосексуальное поведение было определено
как греховное и преступное. Осуждение гомосексуальности явилось
частью процесса изменения моральной оценки сексуальности с точ-
ки зрения христианской асексуальности и аскезы как идеала. Сле-
довательно, первая волна преследований за проявления гомосексу-
альности имеет религиозную основу.
Любые сексуальные отношения, не ведущие к зачатию, стали
считаться незаконными и противоестественными. Постепенно раз-
личные, отвергаемые официальной Церковью формы полового по-
ведения, получили общее определение «содомии». Причем, в произ-
ведениях средневековых авторов «содомией» именуется не только
гомосексуализм.
Мастурбация, орально-генитальный и анально-генитальный
половые контакты между гетеросексуальными партнерами, половые
контакты с животным, прерванный половой акт с семяизвержением
не во влагалище, поиск и получение удовольствия от секса, совер-
шение полового акта не в «миссионерской» позе (мужчина сверху) и
т.п. расценивались как акты «содомии».
Многие считали содомией половой акт между христианами и
иудеями или христианами и мусульманами. Таким образом, даже
потенциально репродуктивный половой акт мог быть под запретом,
если происходил с неподобающим партнером. Данное отношение
проистекало из убеждения, что «неверные» в глазах Господа равны
собакам и другим животным; половой акт с ними, следовательно,
был «противоестественным», равнозначен зоофилии.
Подобное положение дел существовало и в Древней Руси, что
известно из Устава князя Ярослава: «…аще жидовин или бессерме-
нин будет с русскою…». Далее предусматривалось наказание за по-
добные сексуальные контакты в виде штрафа в сумме 50 гривен и
помещения женщины в монастырь.
Со временем, когда прелаты и епископы под руководством па-
пы надежно укрепили свою власть на всем континенте, католическая
церковь стала оказывать все большее и большее влияние на все сто-
роны европейской жизни. Многие грехи, такие как ересь (инакомыс-
лие) и широко понимаемая содомия, превратились в уголовно нака-
180
зуемые преступления. К XIII – XIV веку монархи и князья по всей
Европе, подчинившись давлению католической церкви, объявили
содомию преступной. Как правило, она считалась преступлением,
караемым смертной казнью. Люди, уличенные в половой связи с ев-
реями или лицами своего пола, сжигались на кострах заживо.
Гомосексуалов стали сжигать в массовом порядке много
раньше, чем ведьм (раньше и прекратили – в первой половине XVIII
века). Вскоре по всей Европе, а в Америке с XVII столетия разгоре-
лись костры, на которых поджаривали людей во славу Церкви. Од-
нако, гомосексуализм, как вечное биопсихосоциальное явление про-
должал существовать и в мрачном Средневековье, не взирая на мас-
совые репрессии, развязанные инквизицией, и жестокие наказания.
В средневековых категориях содомит являлся не личностью
особого типа, не индивидуальностью, а лишь личностью, уличенной
в совершении греха особого типа — «противоестественном половом
сношении». Данный религиозный термин вошел в уголовные зако-
нодательства некоторых стран, существует до сих пор, например, в
УК Украины и др.
Если древние греки рассматривали гомосексуальную близость
как удовольствие, средневековые европейцы опасались содомии как
греха, который, под влиянием соблазна, в принципе, мог совершить
каждый. Тем не менее, сохранилось достаточное количество писем и
поэм откровенно гомоэротического характера (по иронии, большин-
ство из них написаны священниками), позволяющих говорить о су-
ществовании гомосексуальной субкультуры в монастырях Европы
X—XI веков. Гомосексуализм, как вечное биосоциальное явление
продолжал существовать и в мрачном Средневековье (уместно
вспомнить «Монахиню» Дидро), не взирая на массовые репрессии,
развязанные инквизицией и жестокие наказания.
Европейские государства неоднозначно подходили к вопросу
наказаний за гомосексуальность. Есть данные, что в XVIII веке го-
мосексуализм считался основным правонарушением на Британском
Военно-морском флоте и мог наказываться кастрацией, а женщинам
за лесбиянство удаляли часть носа. Однако, в отличие от большин-
ства европейских стран, гомосексуализм в Англии времен Стюартов
считался небольшим прегрешением и наказывался лишь денежным
штрафом, серьѐзные преследования гомосексуалов начались лишь
во времена королевы Виктории.
Прогрессивный в те времена Кодекс Наполеона (1810 г.), по-
следовавший за революционной вседозволенностью, предусматри-
вал наказание лишь за публичные или насильственные гомосексу-
альные сношения. Наказание за добровольные гомосексуальные от-
ношения впервые было отменено. Аналогично поступили в Бельгии