ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.10.2020
Просмотров: 6428
Скачиваний: 39
171
обусловленная истерия по этому поводу (массовый психоз – педои-
стерия нашего времени) временна, явление преходящее.
Для древних греков было естественно воспевать мальчише-
скую и юношескую красоту, поэтому греческая литература насыще-
на восторженными стихами и рассуждениями о красоте мальчиков, о
том, чей поцелуй лучше – мальчика или девушки и т.п. Позже неко-
торые римские поэты переняли этот обычай, пока аскетизм и фана-
тичное мракобесие средневекового христианства не изменили идеа-
лы и мировоззрение.
Постепенно, на многие века заглохли споры о любви, о разли-
чиях и идеалах красоты, даже о том, круглая или нет наша планета, о
ее месте во Вселенной – все стало определяться церковными догма-
ми. Общественная психопатология Запада, замешанная на новой ре-
лигии, навсегда погубила идеалы Античности, привела к извраще-
нию естественных чувств, сформировала новые понятия. Но это был
естественный, следовательно, необходимый процесс динамики об-
щественного сознания.
Да и сейчас более в чести кровавые бойни, культ насилия, уго-
ловных взаимоотношений, нежели проявления естественных любов-
ных чувств, особенно если они потенциально не репродуктивны.
Примитивизм, цинизм и жестокость, лужи крови, изощренные убий-
ства на экранах кинотеатров и телевизоров, смакование чужих не-
счастий в новостях и всякого рода программах воспринимаются
большинством людей в нашей стране спокойно, для них такая ре-
альность есть норма, они не знают другой жизни.
Целое поколение людей в нашей стране выросло, впитав в се-
бя «ценности» бандитских телесериалов. Но стоит промелькнуть на
экране половому члену, как, благодаря «блюстителям нравственно-
сти», тут же поднимается паника относительно «разврата». Это ли
не деградация и извращение естественных человеческих чувств?!
Гомосексуальная любовь древних к мальчикам является для
современных и малообразованных людей шокирующей загадкой.
Однако все достаточно просто. Открытая бисексуальность и педо-
филия древних основывалась на:
1) архаичных инстинктах, способствовавших консолидации
общества;
2) стратегической необходимости военных походов, и выжи-
вания в них;
3) сформированных под этим влиянием эстетических и нрав-
ственных ценностях;
4) политеизме античной культуры, достигшей невероятных
высот во всех направлениях научной и общественной мысли.
172
Религиозно-политические преобразования этого фундамента,
естественно, привели и к изменениям в проявлениях сексуальности.
*****
Древние законы
Говоря о греческой любви к мальчикам, не следует забывать,
что речь идет не о детях препубертатного возраста, а о мальчиках
подросткового и юношеского возраста, находящихся в пубертатном
возрасте или даже уже достигших половой зрелости. Половые сно-
шения с допубертатными мальчиками, не достигшими возраста
начала полового созревания, т.е. подросткового возраста (менее 12
лет), были также, как и у сейчас у нас, почти во всех странах неза-
конными.
Вообще, существовала широкая сеть законов, касавшихся вза-
имоотношений между мужчинами и мальчиками. В начале VI века
до н.э. Солон постановил карать смертной казнью любого взрослого
мужчину, обнаруженного в помещении школы для мальчиков, не
достигших подросткового возраста, и не имеющего на это особого
разрешения.
За сексуальное насилие над мальчиком к началу IV века до н.э.
стали предусматривать наказание в виде изгнания из государства с
конфискацией имущества. Это было довольно суровое наказание,
так как человек, став вне общества, лишался защиты со стороны об-
щества, его могли безнаказанно убить, принудить к рабству и т.д.
По законам Солона, раб не имел права вступать в связь со сво-
бодным мальчиком; мужчина, побудивший свободного мальчика к
профессиональной проституции, лишался гражданских прав до кон-
ца своих дней. Ранее же, в древности среди храмовых проституток
можно было встретить как женщин, так и мальчиков. Еще Гомер
рассказывал об интенсивной торговле мальчиками, которых по Сре-
диземному морю развозили финикийские мореплаватели, чаще все-
го, похищая их, чтобы заполнить ими гаремы или продать в иное
рабство.
Как уже говорилось, Солон законодательно запретил педера-
стию для рабов на том основании, что превосходство свободнорож-
денного не должно принижаться интимными отношениями с рабами,
а также ввел наказание для тех, кто торговал своей красотой. Счита-
лось, что кто продает свое тело за деньги, может с легкостью про-
дать интересы государства.
Однако законы Солона относились только к афинским граж-
данам, в то время как масса иммигрантов не афинского происхожде-
ния имела в этом отношении полную свободу. Следовательно, эти
законы очень рано перестали исполняться. Например, закон гласил:
«Владельцы гимнасиев не должны допускать, чтобы кто-то
173
старше возраста самих мальчиков проникал в гимнасии вместе с
ними на праздники Гермеса; в противном случае он должен быть
наказан в соответствии с законом о насилии над телом».
То, что этот закон существовал только «на бумаге» и обычно
не исполнялся, явствует из обычая греков проводить большую часть
времени, сплетничая в гимнасии или палестре. Этот закон также от-
носился лишь к запрету на определенное время, то есть на время
празднования Гермеса. Схолиаст так объясняет упомянутый запрет:
«Во внутренних частях школ и палестр были колонны и капеллы с
алтарями музам, Гермесу и Гераклу. Здесь же находились краны с
питьевой водой, и многие мальчики под предлогом утоления жажды
приходили сюда заниматься аморальными вещами».
Эти законы неоднозначно касались рабов и свободных граж-
дан, так как в тех же Афинах, в портовых городах со времен Солона
существовали дома терпимости, которые в Афинах открыл все тот
же мудрый Солон для дохода в государственную казну. В них мож-
но было за деньги провести время не только с девушкой, но и с
мальчиком, при этом обитателями публичных домов, как правило,
оказывались молодые люди, проданные в рабство, однако свободные
юноши иногда также посещали публичные дома с целью заработать
деньги проституцией.
Один из известных афинских публичных домов с мальчиками
размещался на вершине горы Ликабетт (Ликавитус), которая подни-
мается на 900 футов над Афинами. Одновременно это место был
своего рода «плешкой», там мальчики добровольно занимались сек-
сом с такими же мальчиками, как, впрочем, и со всеми другими же-
лающими (Г. Лихт).
Несмотря на законы и общественное мнение, судя по много-
численным литературным источникам, в Афинах подростковая про-
ституция среди свободных граждан процветала. Мальчика можно
было нанять на час или заключить с ним долгосрочный контракт на
совместное проживание. Проституирующие мальчики не только по-
сещались их любовниками в публичных домах, но и приходили в их
собственные дома, чтобы иметь возможность быть в распоряжении
одного хозяина, или обслуживать гостей хозяина на званых обедах.
Особо знатные или красивые мужчины едва ли могли проти-
востоять всем свободным мальчикам, которые им себя предлагали.
Например, Каристий в своих «Воспоминаниях» говорит:
«Все маль-
чики Афин настолько ревновали к Диогниду, особенному любимчику
Деметрия, чьего знакомства они добивались, что самые красивые
мальчики в городе, когда он выходил на прогулку, все приходили ту-
да, чтобы он обратил на них внимание».
*****
174
Женские отношения
В отличие от современности, античная культура была полно-
стью мужской. Женщина была нужна лишь как сосуд для вынаши-
вания плода, для целей патриархального правонаследия, поэтому мы
мало знаем о жизни женщин в Античности. Обделенные вниманием
мужчин, женщины вынуждены были обращать внимание друг на
друга для удовлетворения своих сексуальных потребностей. Отно-
шения образованных женщин с ученицами были аналогичны муж-
ским отношениям учителя с учениками, и это также не считалось
чем-то греховным и запретным.
В Древней Греции педагогический Эрос (педерастия) возво-
дился в систему образования, это был своеобразный социальный ин-
ститут, через который проходили все, при этом получение реального
образования было лишь уделом мальчиков, хотя бывали и исключе-
ния из общественных правил. Ремесленник обучал ремесленника,
воин – воина, философ – будущих государственных деятелей, ари-
стократов, философов, ораторов и пр.
Гармония достигалась слиянием духа и тела, но это было воз-
можно только между равными, т.е. лицами мужского пола, так как
для грека женщина, независимо от ее возраста и социального поло-
жения, была всего лишь гиной (gyne) – маткой, сосудом для вына-
шивания детей. Жила она в гиникее – отдельной части дома, куда
мужчинам зазорно было заходить. Брак же считался обязательством
перед богами, заключался с целью деторождения и для правонасле-
дия, которое в те времена уже было не матрилинейным, а шло по от-
цовской линии. В Спарте брак был еще обязанностью и перед зако-
ном.
В Афинах мудрый Солон отказался ввести такие законы, счи-
тая, что женщина не должна быть грузом в жизни мужчины, хотя к
супружеской неверности со стороны мужчин общество относилось
весьма спокойно. Старые девы и бездетные холостяки обычно усы-
новляли сирот и заботились о них, чтобы кто-то впоследствии при-
носил жертвы и дары на родительские могилы. Детской беспризор-
ности практически не было, отчасти из-за обычаев усыновления, от-
части из-за работорговли.
В некоторых местностях было принято, чтобы девушки до за-
мужества вели вольный образ жизни, но, вступив в брак, они обя-
заны были вечно жить скромно и блюсти супружескую верность.
Перед женщиной стояли две первостепенные задачи – вести домаш-
нее хозяйство и воспитывать детей. Девочки воспитывались до за-
мужества, а мальчики лишь до той поры, пока они сами не начинали
осознавать свои духовные и сексуальные потребности, т.е. до под-
росткового возраста. Далее воспитание мальчика уступалось его
175
мужчинам. Лишь в более позднее время, уже в Римской империи по-
степенно произошла некоторая эмансипация женщин.
Гомосексуальная педофилия Классической Греции может
быть понята лишь как неотъемлемая часть древнегреческой культу-
ры с еѐ понятиями героизма, идеального воина-героя, гражданина и
патриота, эталонов мужской этики. Все это нашло отражение в ан-
тичной литературе.
*****
Другие цивилизации
В дальнейшем, в других частях мира греческая традиция педа-
гогической педерастии как бы возродилась в Х веке н.э. среди буд-
дистских монахов в Японии, которые культивировали такие же от-
ношения между учителем и учеником. Немного позднее аналогичная
традиция существовала в воинских классах, среди самураев, где по-
ощрялась бисексуальность, а сексуально-педагогические отношения
скреплялись клятвой пожизненной верности. Самурай без друга –
партнера был бы не понят обществом. Среди самураев было весьма
популярно изречение: «Подросток без старшего любовника – все
равно, что женщина без мужа».
Это правило распространялось также на всех военачальников,
сѐгунов и императоров. К XVII веку классическая форма педера-
стии уступила место иной форме гомосексуализма, связанного с те-
атральным миром Кабуки, в котором актѐрами были только мальчи-
ки, юноши и молодые мужчины. Они откровенно проституировали
за деньги, но пользовались уважением. Клиентами актѐров были со-
стоятельные люди из гражданского населения. Постепенно юноше-
ская проституция распространилась и существовала до распро-
странения влияния христианства, т.е. до XIX века. В настоящее вре-
мя в Японии гомосексуальные связи легализованы, «возраст со-
гласия» на сексуальную активность соответствует 13 годам.
В Китае как до нашей эры, так еще и в XIX веке н. э., вплоть
до коммунистических репрессий ХХ века, мужская гомосексуаль-
ность и проституция были вполне обыденным явлением, чему спо-
собствовало отсутствие христианских и мусульманских влияний, хо-
тя в XVIII веке и предпринимались попытки введения соответству-
ющих запретов и наказаний. Гомосексуальные отношения по взаим-
ному согласию между взрослыми мужчинами, а также с юношами в
Китае считались вполне нормальными, периодически становились
даже модными. Считалось, что интимная связь между двумя элемен-
тами Ян не столь полезна (в общественном отношении), как между
Инь и Ян, но и не обладает разрушительной силой (например, при
взаимной фелляции нет потери мужского начала Ян). Лесбийские
отношения в Китае также воспринимались безразлично, как вполне