Файл: Deryagin_G_B_Kriminalnaya_sexologia_2011.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2020

Просмотров: 6444

Скачиваний: 39

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

166 

 

действия сопровождались положительными эмоциями, и было оче-

видно их преобладание над гетеросексуальным поведением. Первые 

копуляции подростков выполнялись с взрослыми тот же самого или 
противоположного пола, при этом старшие партнеры явно обучали 

младших  сексуальным  взаимодействиям.  Авторами  исследования 
сделан вывод, что при половой социализации приматов, гомосексу-

альные взросло-детские контакты, как и гетеросексуальные, являют-
ся  базисным  образцом  сексуальной социализации, присущим всем 

приматам, не исключая человека. Более того, одна треть «социосек-
суальных» контактов взрослой особи с детенышем инициируется у 

приматов самим детенышем.  

E.M.  Miller склонен объяснять гомосексуальность как резуль-

тат необходимости выживания в естественных, природных условиях 
не только индивидов, но и целой популяции. Гомосексуальность яв-

ляется  продуктом  биологического  механизма  феминизации  мозга 
лиц мужского пола (самцов). Это связанно с личностными качества-

ми индивида (склонностью к дружелюбности и компромиссам, по-

ниженной агрессивностью, большей чувствительностью и заботли-
востью),  делающими  мужчину  (самца)  более  привлекательным  для 

женщин (самок), хорошим помощником и отцом.  

Кроме  того,  при  проявлении  феминности  в  младших,  позже 

рожденных сыновьях, снижается межсамцовая агрессия, что важно 
для сплоченности группы в условиях борьбы за выживание. Гомосо-

циальное поведение гоминоидов и древних мужчин способствовало 
взаимной  поддержке  и  кооперации,  обеспечивало  более надежный 

доступ к ресурсам и таким образом способствовало выживанию. Го-
мосексуальное  поведение  должно  было  усиливать  эффективность 

гомосоциальных связей.  

Из  исторических  и  этнографических  данных становится оче-

видным, что бисексуальное поведение является скорее нормой для 

человека, чем исключением и патологией. Гомосексуальность явля-
ется итогом индивидуального отбора на конформность, альтруизм, 

дележ ресурсами и снижение межсамцовой агрессии. Поэтому, что 
характерно для многих видов приматов (павианы, мартышки, мака-

ки,  гориллы,  орангутанги,  шимпанзе  и  пр.),  подростки  и  молодые 
самцы  могут  занимать  социально  периферическое  положение,  т.е. 

выжить. Объединение двух взрослых низкоранговых самцов делает 
их практически неприкосновенными, малоуязвимыми, способными 

противостоять агрессии высокоранговых самцов. Этот же принцип 
во многом подсознательного объединения в любовные пары суще-

ствовал и у древних воинов, что было связано со стратегией и необ-
ходимостью выжить в длительных походах. 


background image

167 

 

Таким  образом,  отбор  связан  с  поведенческими  реакциями, 

склонность к гомосексуальному поведению имеет под собой генети-

ческую базу и проявляется у разных особей (и людей) в различной 
степени. Генетическая вариабельность обеспечивает формирование 

определенной доли более фемининных в своем поведении, бисексу-
альных по своей ориентации самцов. В естественных условиях пове-

дение  таких самцов привлекательно для самок, поскольку оно кор-
релирует с пониженной агрессивностью и опасностью убийства де-

тенышей,  более  эффективным  отцовским  поведением.  Поэтому  в 
эволюции человека шел достаточно последовательный отбор на би-

сексуальность  у  мужчин;  т.е.  гомосексуальное  поведение  с  его 
нейроэндокринной основой является продуктом эволюции.  

На  протяжении  длительного  периода  человеческой  истории 

проявление бисексуальности было социально выгодным. Современ-

ное  же  преобладание  гетеросексуального  поведения  у  изначально 
бисексуальных по природе мужчин является следствием культурных 

ограничений,  общественных  и  религиозных  стереотипов.  В  совре-

менных  цивилизованных  обществах  речь  идет  о  влиянии  мощных 
культурных  ограничений,  действующих  вразрез  с  эволюционными 

предрасположенностями. 

Так  как  бисексуальность  изначально  естественна,  то  следует 

ожидать,  что  повышение  социальной  терпимости,  кроме  влияния 
биологических  факторов,  может  привести  к  большему  ее  проявле-

нию.  Современные  исследования,  проведенные в Австралии в воз-
растных группах 20 – 24, 40 – 44, 60 – 64-летних женщин (7447 объ-

ектов),  показали  снижение уровня гетеросексуальности с возраста-
нием  гомоэротизма  в  младших  возрастных  группах.  То  же  самое 

наблюдается и в России. 

Сексуальная  ориентация не выбирается людьми, а обнаружи-

вается. Однако проявления гомосексуальности тесно связаны с со-

циальными  и  культуральными  факторами,  запрещающими  или  до-
пускающими подобную практику в конкретном обществе. 

*****  

 

16.2. История гомосексуальности в мире людей 

В  древних  обществах  и  во  многих  современных  нам  прими-

тивных обществах бисексуальность выходила и выходит на первый 
план.  Обряды  инициации  мальчиков,  введения их в мир взрослых, 

воинов,  обычно  включают  в  себя  гомосексуальные  орально-
генитальные  или  анально-генитальные  контакты.  Есть  достаточно 

оснований  утверждать,  что  древние  обряды  наделения  мальчиков 
мужским  началом  через  гомосексуальные  контакты  и  однополый 

секс были распространены не только на Востоке, но и по всей древ-


background image

168 

 

ней Европе, в том числе и у славянских племен. Это был повсемест-

ный  индо-европейский  обычай,  существовавший  до распростране-

ния христианства, проявлявшийся еще в Средневековье. 

Самые древние литературные свидетельства о существовании 

гомосексуальности в Древнем мире появились до изобретения пись-
менности, т.е. более 5 тысяч лет назад, которая лишь зафиксировала 

древние  мифы,  эпосы  и  законы.  Например,  египетские  папирусы 
свидетельствуют  о  том,  что  гомосексуальные  контакты  не  только 

были широко распространены в Древнем Египте, но и принималась 
как  само  собой разумеющиеся. В литературе Вавилонии и Древней 

Ассирии нет осуждений однополого секса.  

Первые  упоминания  о мужском гомосексуализме в Китае от-

носятся  к  XVI  – XI векам до н.э. Индуистский пантеон изначально 
бисексуален,  и  гомосексуальность  в  Индии  расцветала  до  англий-

ской колонизации, хотя в настоящее время в Индии об этом не при-
нято говорить.  

Бисексуальности  американских  индейцев  удивлялись  еще  в 

XIX веке. Впрочем, взгляды индейцев на сексуальность всегда были 
мягкими и достаточно свободными. Сексуальные игры детей и под-

ростков, гомосексуальные связи рассматривались представителями 
коренного населения Америки как закономерное явление и даже по-

ощрялись. Среди современных северо-американских индейцев (Ка-
нада, США) бисексуальность также более распространена, чем среди 

«белых» североамериканцев.  

Как мы видим, каждая культура конструирует особую форму 

сексуальности,  а  сексуальное  поведение  людей  определяется  той 
культурой, в которой они живут.

  

*****  

 

Древняя Греция 

 
Корни любовных отношений греков с мальчиками теряются в 

доисторических временах, в обрядах инициации; греческая мифоло-
гия вся пронизана рассказами о гомосексуальной педофилии. 

 

Миф  о  Зевсе  и  Ганимеде  приобрел  необычайную  популяр-

ность не только в Греции и Риме, поскольку в нем видели религиоз-

ное оправдание страсти мужчин к мальчикам, но популярен и по сей 
день.  Имя  «Ганимед»  с  течением  времени  стало  нарицательным. 

Считается, что от этого имени в латинском языке произошло слово 
catamitus,  которое  трансформировалось  в  английское  catamite (пас-

сивный гомосексуал). Эта страсть, охватившая античные общества, 

ещѐ  больше  подчѐркивала  победу  патриархата  над  матриархатом. 
Греческая  философия  и  мужское  времяпрепровождение  преврати-


background image

169 

 

лись  в  своего  рода  интеллектуальную  игру,  в  которой  мужчины 

вполне могли обходиться без женщин. 

Считалось, что высшая красота была воплощена в атлетически 

прекрасном  теле  юноши,  и однополой любви покровительствовала 

Афродита  Урания  («Небесная»)  (Платон  Пир  181).  Афродита  Пан-
демос  («Всенародная»,  или  «Пошлая»),  в  отличие  от  Афродиты 

Небесной, помогала любви к женщине – существу низшему, способ-
ному лишь рожать детей. Афродита Небесная олицетворяла любовь 

идеальную, возвышенную, которая возможна лишь между равными 
(то  есть  между  мужчинами),  в  отличие от любви похотливой, при-

земленной, бытующей в отношениях между неравными существами 
– мужчиной и женщиной. 

Так  как  имелось  две Афродиты, то и Эротов было два. Эрот 

Афродиты  Урании  восходит  к богине, которая причастна только к 

мужскому, благородному началу. 

 
Платон писал (Пир 181): «Потому-то одержимые такой любовью обраща-

ются  к  мужскому  полу,  отдавая  предпочтение  тому,  что  сильней от природы и 
наделено  большим  умом. ...Любят они не малолетних, а тех, у кого уже обнару-
жился  разум,  а  разум  появляется  обычно  с первым пушком. ...Такой человек не 
обманет  юношу,  воспользовавшись  его  неразумием,  не  переметнѐтся  от  него, 
посмеявшись  над  ним,  к  другому.  Надо  бы  даже  издать  закон,  запрещающий 
любить малолетних, чтобы не уходило много сил неизвестно на что; ведь неиз-
вестно заранее, в какую сторону пойдет духовное и телесное развитие ребенка – 
дурную  или хорошую».   

 

То есть мы имеем дело с совершенно иным, чем ныне, взгля-

дом – закон должен быть призван охранять время и силы взрослого 
от пустой их растраты в общении с неразумным ребенком.  

Для греков наиболее простым и естественным способом при-

близиться  к  этому идеалу была любовь к воспитуемым мальчикам. 

По  Платону,  гармоничное  слияние духовного начала и физических 
тел наставника и ученика – высшее проявление любви (так называе-

мая «платоническая любовь» гомосексуальна; понятие подверглось 
искажениям и современной трактовке в христианское время).  

Общество способствовало тому, чтобы каждый мужчина вы-

брал  себе  юношу в качестве воспитанника и возлюбленного. Юно-
шу, который не мог найти себе старшего друга, порицали, относя эту 

неспособность к чрезмерной заносчивости, противопоставлении се-
бя обществу. Поскольку старший партнер, т.е. наставник, отвечал за 

поведение  младшего,  любовь  к  мальчикам поощрялась и стала той 
силой,  которая  поддерживала  государство  и  формировала  обще-

ственную мораль. Мужчина без подопечного считался избегающим 
выполнения гражданского долга. 

 


background image

170 

 

Считалось,  что  взаимная  любовь  учителя  и  ученика  учит  юношей  стре-

миться  к  красоте, вообще к прекрасному, и быть мужественными: «Совершенно 
очевидно,  что  нет  сильнее  фаланги,  чем  та,  которая  состоит  из  любящих  друг 
друга воинов» (Ксенофонт Киропедия 7. 1, 30). Возлюбленный, «будучи уличѐн 
в  каком-либо  неблаговидном  поступке,  стыдится  больше  всего тех, кто его лю-
бит.  И  если  бы  возможно  было образовать из влюблѐнных и их возлюбленных 
государство или, например, войско, такие люди даже и в малом числе побежда-
ли  бы  любого  противника:  ведь  покинуть  строй или бросить оружие влюблѐн-
ному  невозможно  при любимом, и нередко он предпочитает смерть такому по-
зору»,  –  писал  Платон  (Пир  178-179).  Все  было  весьма  серьезно  –  за  бегство 
партнѐра  с  поля  боя  его  любовник  отвечал  перед обществом смертью. Плутарх 
же  смеялся  над  спартанцами,  у  которых  женатые  мужчины  открыто  жили  со 
своими  друзьями, а своих жѐн, в соответствие с обычаями, навещали изредка и 
тайно под угрозой наказания.

 

 
Стремление к прекрасному, воплощенному в юношеском теле, 

в античном мире достигли своего апогея. Поэт Стратон писал:  

 

«Я наслаждался с двенадцатилетним мальчонкой. 

Тринадцать лет наступило ему – он вожделеннее стал. 

Годом позднее пришел еще более сладостный возраст, 

И привлекательней всех был он пятнадцати лет. 

Шестнадцать лет – это возраст богов, а семнадцатилетний 

Юноша не для меня: создан для Зевса лишь он. 

Если тебе и постарше милей – то уже не забава: 
Время  настало, и долг твой – за него отвечать». 

*** 

Древний  афинянин  был  амбициозно  подражателен.  В  таком 

маленьком  обществе,  где  все  друг  друга  знали  в лицо, достаточно 

было одному – двум знаменитым гражданам появиться на людях в 
сопровождении молодого и красивого ученика, чтобы этот обычай 

вошѐл в моду. Чем красивее был ученик, тем благороднее считалась 
его  душа,  и  тем  большими  достоинствами  должен  был  обладать 

мужчина, которого он выбрал себе в учителя. С другой стороны, чем 
более  выдающимся  был  мужчина,  тем  большими  достоинствами 

должен был обладать мальчик, ставший его учеником. По всей Гре-
ции  справлялись  праздники,  прославлявшие  красоту  мальчиков  и 

юношей. 

На  древнегреческих  вазах  старший  партнѐр  изображается 

обычно  на переднем плане, в умоляющей позе, иногда стоящим со 
склонѐнной головой и плечами, иногда – склонив колени, дотрагива-

ясь до полового члена мальчика. Подростки или юноши, напротив, 
стоят прямо и ровно. Так же и мы представляем себе в наше время 

немолодых  мужчин,  ищущих  половой  связи  с  молодыми  людьми, 

юношами. Подобные отношения вечны, существовали до нас, будут 
существовать  и  после  нас.  Любая  культурально  или  политически