ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.10.2020
Просмотров: 6437
Скачиваний: 39
321
4. Плевал ли куда и мочился ли преступник, где можно обна-
ружить его плевки и мочу?
5. Мочился ли преступник на потерпевшую, кусался или щи-
пался ли он, куда и сколько раз укусил, ущипнул, засасывал ли он ее
кожу и на каких участках тела, вводил ли в ее влагалище и задний
проход свои пальцы, иные предметы, другие особенности его сексу-
ального поведения?
6. Было ли больно и где, характер боли, ее длительность, чем,
по мнению потерпевшей, была обусловлена боль?
7. Как долго длился половой акт, закончился ли он семяизвер-
жением; если да, то куда изверглась сперма, что опачкала, где ее
можно обнаружить, почему потерпевшая считает, что семяизверше-
ние было во влагалище и т.п.?
8. Если семяизвержение было в рот потерпевшей (потерпев-
шему), проглотила или выплюнула она сперму, если выплюнула, то
куда, где ее сейчас можно обнаружить, чем вытерла губы, где эта
ткань;
9. Если половой акт или орально-генитальный, анально-
генитальный контакт не были завершены семяизвержением, то по-
чему, по мнению потерпевшей, семяизвержения не было?
10. Что делал преступник, совершая половой акт, что кон-
кретно говорил, что делала и говорила во время акта потерпевшая?
При групповом насилии выясняются подробно действия
каждого преступника.
*****
События, последовавшие за совершением преступления
У мужчин после семяизвержения обычно наступает упадок
сил, половое влечение временно угасает. Преступники и их жертвы
ведут себя различно, необходимо выяснить их поведение и действия
после сексуального насилия, обращая особое внимание на наиболее
доказательные моменты, способные оставить вещественные доказа-
тельства на месте происшествия или на самих действующих лицах
преступного события. Стоит подумать о возможных свидетелях дей-
ствий и состояния жертвы насилия до происшествия и после его со-
вершения, о людях, которым она (он) рассказала о случившемся.
Свидетельские показания помогут прояснить картину в целом, и из-
бежать возможной ошибки обвинения невиновного.
Целесообразно выяснить:
1) В случаях использования презерватива, где его можно
найти?
2) Вытирал или обмывал ли преступник свои половые органы
после сексуальных действий, чем вытирал, где сейчас та ткань?
322
3) Угрожал ли насильник потерпевшей в случае ее обращения
в правоохранительные органы, пытался ли задобрить; если да, то ка-
ким образом, как быстро скрылся с места происшествия, куда, в ка-
ком направлении?
4) Как вела себя и что делала после насилия потерпевшая?
5) Чем вытирала половые органы, межягодичную щель, губы,
где сейчас эта ткань?
6) Что надела после насилия потерпевшая, где сейчас эта
одежда? Здесь необходимо иметь в виду, что при длительном
нахождении потерпевшей в положении лежа, сперма может подте-
кать из влагалища вниз по промежности на ложе, а после надевания
трусов, сперму надо искать на этих трусах. Иногда женщина трусы
не надевает, а просто накидывает на себя халат или т. п., в таком
случае подтекающую из влагалища сперму надо искать на халате.
7) Подмывалась и спринцевалась ли женщина после полового
акта во влагалище, испражнялась ли после анально-генитального
контакта, чистила ли зубы и принимала ли пищу после семяизвер-
жения в рот? Все перечисленное, ведет к удалению спермы из ука-
занных полостей тела.
8) Обмывала ли потерпевшая свое тело водой после происше-
ствия, стирала ли одежду, и если да, то какую?
9) Как скоро у нее созрела мысль заявить о случившемся в
правоохранительные органы; как скоро она это сделала, не повлиял
ли на ее решение кто-нибудь, а если обратилась поздно, через не-
сколько дней, то причины позднего обращения?
Чрезвычайно важно знать, не имела ли жертва насилия после
совершившегося преступления полового акта с другим человеком,
если имела, то когда и с кем. Дело в том, что в таком случае при су-
дебно-биологическом исследовании в содержимом влагалища или
других естественных отверстий (рот, задний проход) или на коже
тела могут быть обнаружены посторонние антигены.
*****
Факты, способствующие установлению личности преступника и
возможных свидетелей
Для установления личности преступника необходимо выяс-
нить:
1. признаки его внешности, особые и броские приметы, в том
числе и со стороны половых органов;
2. особенности поведения, привычки;
3. приметы одежды, особенности нижнего белья;
4. наличие на его теле телесных повреждений (кровоподтеки,
царапины и т. п.);
323
5. приметы транспортного средства, которым воспользовался
преступник;
6. пути его прихода и отхода;
7. содержание разговоров с упоминанием имен, адресов, мест-
ности, населѐнных пунктов, организаций, профессии, месте работы,
об обычном и любимом им досуге, местах его проведения и т. п., не
встречался ли снова с ней насильник или его родственники, друзья.
8. в случаях хищения вещей и ценностей выясняются приметы
похищенного.
При необходимости изготовляется фотокомпозиционный или
рисованный портрет преступника, который в дальнейшем можно ис-
пользовать при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Подобным образом устанавливаются возможные свидетели проис-
шествия.
В случаях, когда потерпевшая и насильник знакомы, основное
внимание уделяется характеру их взаимоотношений: периоду зна-
комства, наличию близости в прошлом, часто ли и по какому поводу
встречались, есть ли у нее его письма, фотографии, не домогался ли
он половой связи и раньше, каким образом, чем это заканчивалось.
Следует помнить, что сильные эмоции часто влекут за собой дефек-
ты восприятия наблюдаемого, а пробелы памяти могут восполняться
непроизвольно ложными воспоминаниями, особенно после сильного
алкогольного опьянения.
Подобным образом должен протекать допрос и потерпевших
мужского пола.
*****
30.3. Особенности допроса несовершеннолетних потер-
певших
В соответствии со ст. 191 УПК РФ, при допросе малолетних
обязательно присутствие педагога, а при допросе несовершеннолет-
них педагог приглашается по усмотрению следователя. При допросе
несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вправе присут-
ствовать его законный представитель.
Приглашая педагога надо заранее убедиться, что его помощь в
допросе будет существенной и не окажет отрицательного влияния на
получение достоверной информации. Почувствовав обывательское
любопытство, угрозу каким-либо его интересам, уловив нравоучи-
тельный тон, ребенок замкнется, информация может стать недо-
ступной или искаженной. Поэтому желательно приглашать педагога,
имеющего образование психолога, которых в настоящее время не-
мало в самой системе МВД. Регламентация закона обязательна для
исполнения, но иногда предпочтительней обратиться за помощью
еще и к детскому психиатру. Весь ход допроса целесообразно фик-
324
сировать с помощью звуко- или видеозаписи, однако видеозапись
имеет свойство оказывать отвлекающее и стесняющее влияние. Хо-
роших результатов можно достичь, пригласив участвовать в допросе
судебно-медицинского эксперта.
Обязательно надо представиться ребенку, объяснить ему цель
выполняемых действий, убедить его в доброжелательности, сказать,
что от полноты и точности полученной от него информации зависит
успешность розыска, изобличения и наказания его обидчика. В ходе
допроса выясняются те же самые моменты, что и при допросе взрос-
лых, но важно еще выяснить, знал ли преступник о возрасте жертвы,
месте учебы, подругах, друзьях жертвы.
Несовершеннолетние, особенно малолетние, как и некоторые,
психически больные люди, могут фантазировать в эротическом
плане, настойчиво повторять вымышленные ими показания, а также
воспроизводить то, что им было внушено, например, родителями, то,
что они где-то и от кого-то слышали, утверждая, что наблюдали это
сами, что это было с ними. Особенно осторожными надо быть при
наличии у несовершеннолетних патологии психики и темпа полово-
го созревания в сторону его ускорения.
Следует учитывать возможность внушения малолетнему
(несовершеннолетнему) его родителями других событий и обстоя-
тельств совершенного преступления, нежели тех, которые действи-
тельно имели место; например, имели место развратные действия,
но ребенок упорно повторяет измышления своих родителей о якобы
имевшем место изнасиловании. Лица, ущербные в психическом
плане, особенно легко внушаемы.
Случается, что пострадавший ребенок явно говорит неправду,
скрывает имя известного ему преступника. В большинстве таких
случаев преступником является близкий ребенку человек (отец,
мать, брат).
Малолетнему дошкольнику и младшему школьнику часто не-
понятны сексуальные действия преступника, его выражения; могут
быть непонятны и вопросы следователя по поводу обстоятельств и
сути совершенного преступления. Вопросы ребенку следует зада-
вать, пользуясь общепринятой медицинской терминологией, но в
каждом случае уточняя, понимает ли ребенок о чем идет речь, разъ-
ясняя ему непонятное с использованием «детских», понятных ему
выражений. Беседа должна идти свободно, естественно, без ханже-
ской стеснительности, без неуместного веселья, развязанности, из-
лишнего обывательского любопытства. Вести результативную бесе-
ду с ребенком – искусство.
Например, ребенок не понимает значение словосочетания по-
ловой член, уместно использовать понятные ему выражения «пися»,
325
«петушок», «пипка» и т. п. Женские половые органы ребенок часто
знает под выражением «курочка». Влагалище можно обозначить как
дырочку в писе или в «курочке», задний проход – дырочкой в попе.
Говоря о семяизвержении, можно определить это явление как выте-
кание из полового члена белой липкой жидкости, водички, слизи.
Некоторые дети сравнивают сперму со слизистыми выделениями из
носа: «...соплями из писи мне все лицо вымазал». В различных куль-
турах имеются свои, местные «детские» и обывательские обозначе-
ния половых органов и сексуальных действий.
Перед письменной фиксацией ответов следователю следует
убедиться, что он правильно интерпретирует ответ допрашиваемого
несовершеннолетнего, воспроизводя его словесно перед ним во из-
бежание недоразумений, и в той форме, в которой ответ будет за-
фиксирован.
Не стоит заблуждаться относительно сексуальной латентности
детей. Уже к младшему школьному возрасту свыше половины маль-
чиков и девочек относительно хорошо осведомлены в основных во-
просах пола и в сути сексуальных действий; имеют знания не только
о различии между полами, но и о сущности полового акта, беремен-
ности. Многие непосредственно наблюдали акты мастурбации, по-
ловые акты в порнофильмах, вне или внутри семьи (см. главу «Сек-
суальное поведение молодежи в России»). Заслуживают внимания
основные словесные формы полученных знаний о поле: в меди-
цинской терминологии эти знания получили 27% мальчиков и 43%
девочек, в обывательских выражениях – 42% мальчиков и 52% дево-
чек, в циничных и нецензурных выражениях знания получили 26%
мальчиков и 2% девочек, в «детских» – 5% мальчиков и 3% девочек.
*****
30.4. Особенности допроса подозреваемого (обвиняемого)
Подозреваемый обычно понимает, что следователь располага-
ет недостаточным материалом, уличающим его в совершении пре-
ступления, и пытается все отрицать. Чем раньше от момента совер-
шения преступления проводится допрос подозреваемого, тем более
он эффективен, так как преступник часто еще не имеет продуманных
ложных доводов своей невиновности, находится в состоянии нерв-
ного возбуждения, смятенной неуверенности в себе. Следует макси-
мально детализировать излагаемое подозреваемым, особенно ссылки
на алиби, характер знакомства с жертвой. Лжесвидетели и по-
дозреваемый (обвиняемый), при всем их желании, никогда не дого-
ворятся о мельчайших деталях своих измышлений. Чем больше по-
дозреваемый войдет в противоречия сам с собой и с лжесвидетеля-
ми, тем легче будет изобличить ложь.