ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.10.2020
Просмотров: 6454
Скачиваний: 39
391
своѐ внимание, бороться со своими сомнительными желаниями, от-
казываться от своего нарциссизма. Людей с низким духовным уров-
нем всегда выручают «простые раздражители»; они всегда в изоби-
лии. Можно и себе самому создать аналогичные (простые) раздра-
жители: ведь всегда найдѐтся причина кого-то ненавидеть, кем-то
управлять, а кому-то вредить».
Вышеизложенное чрезвычайно важно для понимания истоков
сексуальной деструктивности, в частности, серийных убийств, со-
вершѐнных на сексуальной почве.
Привычный простой стимул не может возбуждать бесконечно.
Для того, чтобы он действовал долго, необходимо введение элемен-
тов новизны, надо что-то менять в раздражителе (содержание, фор-
му, интенсивность воздействия). Со временем элемент новизны так-
же становится привычным, необходим новый элемент, обостряющий
чувства. Именно таким образом серийные сексуальные убийцы по-
степенно становятся всѐ более изощрѐнными в своих жестокостях.
Вероятно, сродни этому тяга человека к жестоким зрелищам.
Справедливо полагать, что возбуждение, несомненно, обостря-
ется при присоединении сексуального компонента, иное дело, что
присоединение этого компонента или его отсутствие зависит от сте-
пени сиюминутной потребности человека и соответствующих усло-
вий. Следует учитывать и наличие в любом проявлении сексуальной
агрессии некоторую обязательную долю садизма (активного начала)
и мазохизма (пассивного начала), что предопределено биологи-
ческой, изначально бисексуальной сутью человека. Однако соци-
альная его суть должна влиять с той или иной энергией на степень
проявления этих явлений. Сверхдостаточное проявление садизма
или мазохизма является деструктивным.
Оказалось, что мыши, воспитанные в духе агрессивности, ис-
пытывали большие затруднения при совокуплении, а мыши, у кото-
рых формировалось неагрессивное поведение, в сексе чувствовали
себя абсолютно свободно. Причѐм оба эти типа поведения можно
либо усиливать, либо подавлять.
Здесь уместны два предположения: первое – чрезмерная де-
структивная агрессия (гнев), доминируя, подавляет врождѐнно сцеп-
ленную с ней сексуальность, сексуальные раздражители в силу сво-
ей незначительности или малозначимости для субъекта остаются без
адекватной на них реакции; второе – агрессия и сексуальность име-
ют разные корни (это предположение, в принципе, высказывал
З.Фрейд). В любом случае напрашивается вывод, что при есте-
ственном возрастном угасании гиперсексуальности на первый план в
биологической сути человека постепенно выдвигается агрессив-
ность, перерастающая у асоциальной личности в деструктивность.
392
Некоторым подтверждением этому послужат сведения о том, что
начало преступной деятельности серийных убийц (как правило,
мужчин) относится к зрелому возрасту (около 30 лет и позже).
Согласно З. Фрейду, человеком в основном руководит не со-
знание, а импульсы, идущие из глубин подсознания. Человек далеко
не всегда адекватно осознаѐт, почему он совершает то или иное дей-
ствие, что даже приводит к добросовестному заблуждению относи-
тельно своих поступков. Так что же лежит у истоков деструктивных
подсознательных импульсов? Почему развивается и как трансфор-
мируется сексуальная деструктивная агрессия?
На формирование деструктивности и, в частности садистского
поведения, по мнению Э. Фромма, в первую очередь, влияет эмоци-
ональное отвержение ребѐнка, безрадостная социальная атмосфера
«чѐрствости и душевной глухоты», с детства окружающая человека,
в которой «нет ничего, где бы он мог оставить свой след; нет никого,
кто бы ему ответил на вопрос или хотя бы выслушал его. И тогда в
его душе поселяется чувство отчаяния и полного бессилия». Однако
человек не позволяет, чтобы его считали пассивным объектом, он не
хочет утратить своѐ «Я». А для этого он постоянно поддерживает в
себе и создаѐт для окружающих ощущение своей дееспособности.
Есть много разных способов такого доказательства... Напри-
мер, когда человек получает власть над другими людьми, он вдруг
начинает чувствовать себя
способным
вызывать к себе уважение,
даже любовь, либо доставлять людям страдание, вселять в них
страх. Также и постоянно унижаемый в жизни убийца внезапно ста-
новится всемогущ, он начинает ощущать себя подобным Богу: видит
ужас на лице своей жертвы, подобострастие, готовность немедленно
исполнять его приказы; в любую минуту он может отнять жизнь, а
может и великодушно подарить ее.
Ф. Ницше ещѐ раньше писал по этому же поводу: «Злоба име-
ет своей целью не страдание другого человека само по себе, а наше
собственное наслаждение, например наслаждение чувством мести
или сильным нервным возбуждением. ...нам доставляет удоволь-
ствие испытывать нашу силу на другом и приобретать радостное
чувство собственного превосходства». Данное действие приносит
удовольствие и поэтому совершается, «чтобы сохранить благополу-
чие личности»; то есть борьба за удовольствие есть борьба за жизнь,
а способы ведения этой борьбы определяются мерой и устройством
интеллекта «борца».
К. Маркс и Ф. Энгельс первопричиной деструктивной асоци-
альности считали низкий уровень образования и почти полное от-
сутствие нравственного воспитания в социальных низах, что взаимо-
связано с «интеллектуальным одичанием», тяжѐлым физическим
393
трудом или безработицей, «страшным пьянством», крайней бедно-
стью, отсутствием родительской любви и заботы о детях:
«Опу-
стившиеся родители только и думают о том, как бы побольше вы-
колотить из своих детей... Дети, естественно, не ставят родите-
лей ни в грош».
Пренебрежение общественным устройством, по мнению ука-
занных авторов, крайне характерно «для морально искалеченных в
детстве людей». Влияние алкоголя на растормаживание сексуальной
агрессии общеизвестно; алкоголь, наркотики, ослабляя социальные
запреты, выработанные обществом, выпускают на свет зверя, приро-
да которого остаѐтся загадкой и для самого обладателя этого зверя.
Известный фрейдо-марксистский проповедник сексуальной
революции, духовный соратник К. Цеткин и М. Хиршфельд Виль-
гельм Райх (психиатр по образованию) считал, что сексуальная асо-
циальность закладывается существующим общественным вос-
питанием и вытекает из неудовлетворѐнности естественных притя-
заний. Ещѐ в 1930 году он высказал интересную мысль о том, что
репрессивное регулирование естественных биологических при-
тязаний людей порождает в результате подавления и неудовле-
творения «вторичные, судорожные, асоциальные влечения». По-
требность, зачастую непреодолимая потребность у некоторых людей
в развратных действиях, в эксгибиционизме, в непристойном пове-
дении, в сексуальном убийстве лишь подтверждает это.
Таким образом, В. Райх предложил различать врождѐнные
биологические влечения от заложенных воспитанием вторичных со-
циальных или асоциальных влечений. По его мнению, в основе про-
филактики асоциального сексуального поведения должны лежать
доброжелательность и одобрение детской сексуальности, помощь в
еѐ развитии, а не кары, начинающиеся с подавления детской мастур-
бации. Стоит оговориться, что изложенное не следует понимать
примитивно и вульгарно, как совершение совместных сексуальных
действий с ребенком. Здесь речь идет лишь о половой социализации
ребенка, основанной на классической платоновской модели эротиза-
ции педагогической дружбы по схеме «наставник – ученик».
Подтверждение вышеизложенному имеется и в современной
литературе. Так, наличие физических наказаний детей несѐт в себе
потенциальную опасность сделать часто наказываемых детей жерт-
вами изнасилований или убийств. Женщины, подвергавшиеся в дет-
стве чрезмерным физическим наказаниям, будучи взрослыми, более
чем в три раза чаще подвергаются изнасилованиям, чем женщины
без физических наказаний в анамнезе. Физические наказания детей и
эмоциональное отвержение их в семьях являются базой для расши-
рения диапазона сексуальной приемлемости, т.е. для формирования
394
отклонѐнного сексуального поведения, вплоть до включения в этот
диапазон патологических форм сексуальной активности, и поэтому
уже сами по себе оказывают виктимизирующее влияние. Выясни-
лось, что неоднократно подвергавшихся противоправным сексуаль-
ным нападениям молодых женщин характеризует обязательное
наличие сексуальных девиаций, по сравнению с остальными жерт-
вами насилия.
При современных анализах личности сексуальных насильни-
ков и убийц установлено:
в детстве к будущим преступникам телесные наказания и пси-
хические унижения применялись чаще, чем к законопослушным лю-
дям;
преступники, совершившие изнасилование или убийство, чаще
находятся в конфликте с окружающими, с самим собой;
насильники обладают повышенным уровнем тревожности,
незначительные психотравмирующие переживания способны
вызвать у преступников выраженную агрессию;
прослеживаются прямые зависимости между суровостью
внутрисемейного наказания и выраженностью агрессивности у де-
тей.
Воспитание в семьях будущих серийных сексуальных насиль-
ников и убийц, как правило, было противоречивым и включало
скрытое или явное эмоциональное отвержение.
Существует определѐнная культуральная стимуляция аг-
рессии, и агрессивность у мужчин зачастую воспринимается как
один из стереотипов мужского поведения. Действительно, половые и
иные преступления, деструктивная агрессия являются обычной те-
мой массовой литературы и киноискусства, а культ супермена
неотъемлем от присущей ему агрессивности.
Агрессивность, постоянно бытующая в примитивной люм-
пенизированной среде, подчѐркнуто проявляется в поведении пред-
ставителей этой среды, в своеобразных и внешне угрожающих рез-
ких движениях, в грубой и грозной речи. Однако, эта внешне демон-
стрируемая агрессивность, как и у животных, представляется фор-
мой приспособления к обществу насилия, своеобразной защитой от
него, оборонительной реакцией на реальную и мнимую опасность,
позволяющей более или менее самосохраняться.
В биографии агрессивных лиц присутствуют некоторые ти-
пичные моменты: большая эмоциональная связь с матерью при од-
новременном пренебрежении еѐ личностью, чувство страха перед
отцом, неспособность к установлению длительных чувственных свя-
зей, отделение сексуальной сферы от чувственной, сексуальный эго-
центризм, агрессивная форма проведения сексуальных контактов,
395
промискуитет в связи с подсознательной потребностью осущест-
вления сексуальных связей, в которых физический контакт заменяет
чувственный.
Впрочем, ещѐ Э. Фромм в следующей форме донѐс до нас
мысли Аристотеля: «Подрастая, ребѐнок находит разные возможно-
сти оплатить за поражение (капитуляцию перед превосходящими
силами взрослых), при этом он сам осуществляет те самые действия,
от которых он страдал, будучи младенцем: если в детстве от него
требовали подчинения, он стремится господствовать, если его били,
он сам становится драчуном, – словом, он делает то, что был вынуж-
ден терпеть, или же то, что раньше ему запрещали. Практика пси-
хоанализа даѐт огромный фактический материал, подтверждающий,
что многие неврозы, навязчивые идеи и сексуальные аномалии яв-
ляются следствием определѐнных запретов в раннем детстве».
Иными словами, у сексуальных насильников выявляются по-
вышенная ранимость, обидчивость, постоянное переживаемое чув-
ство «униженности и оскорблѐнности», враждебности окружающего
мира с желанием непосредственного мщения или мщения в гене-
рируемых ими садистских фантазиях. Естественно, что эти аутисти-
ческие и крайне жестокие («зверообразные» по Аристотелю) фанта-
зии мстительного характера являются компенсаторными, начало
этих фантазий находится в детстве.
Такая личность не имеет психосоциальных ресурсов для продук-
тивной и конструктивной самореализации в различных видах деятель-
ности и социальных отношениях; ее социальная дезадаптация будет
нарастать. Постепенно у такой личности развивается патосексуальное
состояние, погранично аномальное садистически-сексуальное зависи-
мое поведение. Это поведение характеризуется обсессивными сади-
стическими фантазиями, реализуемыми после их мастурбаторной кри-
сталлизации в соответствующих обсессивно – компульсивных дей-
ствиях при суженном сознании, сниженном прогнозировании послед-
ствий, малой степенью замечаемости опасности со стороны окруже-
ния.
Наблюдения показывают, что для большинства серийных сек-
суальных насильников убийство является своеобразной эмоциональ-
ной разрядкой, высвобождающей глубоко подавленные, тщательно
скрываемые (даже от самого себя) переживания. Жертва служит как
бы пусковым механизмом, пробуждая воспоминания о том, что кто-
то давно (в детстве или юности) унизил, оскорбил будущего килле-
ра, каким-то образом надругался над ним. Убивая, киллер восста-
навливает душевное равновесие. Совершѐнное им преступление –
это акт возмездия, которому, как правило, находится рациональное
оправдание (борьба с проституцией, гомосексуализмом, иными об-