Файл: Deryagin_G_B_Kriminalnaya_sexologia_2011.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2020

Просмотров: 5934

Скачиваний: 37

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

391 

 

своѐ внимание, бороться со своими сомнительными желаниями, от-

казываться от своего нарциссизма. Людей с низким духовным уров-

нем всегда выручают «простые раздражители»; они всегда в изоби-
лии.  Можно  и себе самому создать аналогичные (простые) раздра-

жители:  ведь  всегда  найдѐтся  причина  кого-то  ненавидеть,  кем-то 
управлять, а кому-то вредить». 

Вышеизложенное чрезвычайно важно для понимания истоков 

сексуальной  деструктивности,  в  частности,  серийных  убийств,  со-

вершѐнных на сексуальной почве. 

Привычный простой стимул не может возбуждать бесконечно. 

Для того, чтобы он действовал долго, необходимо введение элемен-
тов новизны, надо что-то менять в раздражителе (содержание, фор-

му, интенсивность воздействия). Со временем элемент новизны так-
же становится привычным, необходим новый элемент, обостряющий 

чувства. Именно таким образом серийные сексуальные убийцы по-
степенно  становятся всѐ более изощрѐнными в своих жестокостях. 

Вероятно, сродни этому тяга человека к жестоким зрелищам. 

Справедливо полагать, что возбуждение, несомненно, обостря-

ется  при  присоединении  сексуального  компонента,  иное  дело,  что 

присоединение этого компонента или его отсутствие зависит от сте-
пени сиюминутной потребности человека и соответствующих усло-

вий. Следует учитывать и наличие в любом проявлении сексуальной 
агрессии некоторую обязательную долю садизма (активного начала) 

и  мазохизма  (пассивного  начала),  что  предопределено  биологи-
ческой,  изначально  бисексуальной  сутью  человека.  Однако  соци-

альная  его  суть должна влиять с той или иной энергией на степень 
проявления  этих  явлений.  Сверхдостаточное  проявление  садизма 

или мазохизма является деструктивным. 

Оказалось, что мыши, воспитанные в духе агрессивности, ис-

пытывали большие затруднения при совокуплении, а мыши, у кото-

рых  формировалось неагрессивное поведение, в сексе чувствовали 
себя  абсолютно  свободно.  Причѐм  оба  эти  типа  поведения можно 

либо усиливать, либо подавлять. 

Здесь  уместны  два  предположения:  первое  –  чрезмерная  де-

структивная агрессия (гнев), доминируя, подавляет врождѐнно сцеп-
ленную с ней сексуальность, сексуальные раздражители в силу сво-

ей незначительности или малозначимости для субъекта остаются без 
адекватной на них реакции; второе – агрессия и сексуальность име-

ют  разные  корни  (это  предположение,  в  принципе,  высказывал 
З.Фрейд).  В  любом  случае  напрашивается  вывод,  что  при  есте-

ственном возрастном угасании гиперсексуальности на первый план в 
биологической  сути  человека  постепенно  выдвигается  агрессив-

ность,  перерастающая  у  асоциальной  личности  в деструктивность. 


background image

392 

 

Некоторым  подтверждением  этому  послужат  сведения  о  том,  что 

начало  преступной  деятельности  серийных  убийц  (как  правило, 

мужчин) относится к зрелому возрасту (около 30 лет и позже). 

Согласно З. Фрейду, человеком в основном руководит не со-

знание, а импульсы, идущие из глубин подсознания. Человек далеко 
не всегда адекватно осознаѐт, почему он совершает то или иное дей-

ствие, что даже приводит к добросовестному заблуждению относи-
тельно своих поступков. Так что же лежит у истоков деструктивных 

подсознательных  импульсов?  Почему  развивается  и  как трансфор-
мируется сексуальная деструктивная агрессия? 

На формирование деструктивности и, в частности садистского 

поведения, по мнению Э. Фромма, в первую очередь, влияет эмоци-

ональное  отвержение  ребѐнка,  безрадостная социальная атмосфера 
«чѐрствости и душевной глухоты», с детства окружающая человека, 

в которой «нет ничего, где бы он мог оставить свой след; нет никого, 
кто бы ему ответил на вопрос или хотя бы выслушал его. И тогда в 

его душе поселяется чувство отчаяния и полного бессилия». Однако 

человек не позволяет, чтобы его считали пассивным объектом, он не 
хочет утратить своѐ «Я». А для этого он постоянно поддерживает в 

себе и создаѐт для окружающих ощущение своей дееспособности.  

Есть  много  разных способов такого доказательства... Напри-

мер,  когда человек получает власть над другими людьми, он вдруг 
начинает  чувствовать  себя 

способным

  вызывать  к  себе  уважение, 

даже  любовь,  либо  доставлять  людям  страдание,  вселять  в  них 
страх. Также и постоянно унижаемый в жизни убийца внезапно ста-

новится всемогущ, он начинает ощущать себя подобным Богу: видит 
ужас на лице своей жертвы, подобострастие, готовность немедленно 

исполнять его приказы; в любую минуту он может отнять жизнь, а 
может и великодушно подарить ее. 

Ф. Ницше ещѐ раньше писал по этому же поводу: «Злоба име-

ет своей целью не страдание другого человека само по себе, а наше 
собственное  наслаждение,  например  наслаждение  чувством  мести 

или  сильным  нервным  возбуждением.  ...нам  доставляет  удоволь-
ствие  испытывать  нашу  силу  на  другом  и  приобретать  радостное 

чувство  собственного  превосходства».  Данное  действие  приносит 
удовольствие и поэтому совершается, «чтобы сохранить благополу-

чие личности»; то есть борьба за удовольствие есть борьба за жизнь, 
а способы ведения этой борьбы определяются мерой и устройством 

интеллекта  «борца».  

К. Маркс и Ф. Энгельс первопричиной деструктивной асоци-

альности  считали  низкий  уровень  образования  и  почти полное от-
сутствие нравственного воспитания в социальных низах, что взаимо-

связано  с  «интеллектуальным  одичанием»,  тяжѐлым  физическим 


background image

393 

 

трудом  или безработицей, «страшным пьянством», крайней бедно-

стью,  отсутствием  родительской  любви  и  заботы  о  детях: 

«Опу-

стившиеся родители только и думают о том, как бы побольше вы-
колотить из своих детей... Дети, естественно, не ставят родите-

лей ни в грош».

 

Пренебрежение  общественным  устройством,  по  мнению ука-

занных  авторов,  крайне характерно «для морально искалеченных в 
детстве людей». Влияние алкоголя на растормаживание сексуальной 

агрессии общеизвестно; алкоголь, наркотики, ослабляя социальные 
запреты, выработанные обществом, выпускают на свет зверя, приро-

да которого остаѐтся загадкой и для самого обладателя этого зверя. 

Известный  фрейдо-марксистский  проповедник  сексуальной 

революции,  духовный  соратник  К.  Цеткин  и  М.  Хиршфельд  Виль-
гельм Райх (психиатр по образованию) считал, что сексуальная асо-

циальность  закладывается  существующим  общественным  вос-
питанием  и  вытекает  из  неудовлетворѐнности  естественных  притя-

заний.  Ещѐ  в  1930  году  он  высказал  интересную  мысль о том, что 

репрессивное  регулирование  естественных  биологических  при-
тязаний  людей  порождает  в  результате  подавления  и  неудовле-

творения  «вторичные,  судорожные,  асоциальные  влечения».  По-
требность, зачастую непреодолимая потребность у некоторых людей 

в развратных действиях, в эксгибиционизме, в непристойном пове-
дении, в сексуальном убийстве лишь подтверждает это.  

Таким  образом,  В.  Райх  предложил  различать  врождѐнные 

биологические влечения от заложенных воспитанием вторичных со-

циальных или асоциальных влечений. По его мнению, в основе про-
филактики  асоциального  сексуального  поведения  должны  лежать 

доброжелательность и одобрение детской сексуальности, помощь в 
еѐ развитии, а не кары, начинающиеся с подавления детской мастур-

бации.  Стоит  оговориться,  что  изложенное  не  следует  понимать 

примитивно  и вульгарно, как совершение совместных сексуальных 
действий с ребенком. Здесь речь идет лишь о половой социализации 

ребенка, основанной на классической платоновской модели эротиза-
ции педагогической дружбы по схеме «наставник – ученик». 

Подтверждение  вышеизложенному  имеется  и  в  современной 

литературе.  Так,  наличие  физических  наказаний  детей  несѐт  в себе 

потенциальную опасность сделать часто наказываемых детей жерт-
вами изнасилований или убийств. Женщины, подвергавшиеся в дет-

стве чрезмерным физическим наказаниям, будучи взрослыми, более 
чем  в  три  раза  чаще  подвергаются  изнасилованиям,  чем женщины 

без физических наказаний в анамнезе. Физические наказания детей и 
эмоциональное отвержение их в семьях являются базой для  расши-

рения диапазона сексуальной приемлемости, т.е. для формирования 


background image

394 

 

отклонѐнного сексуального поведения, вплоть до включения в этот 

диапазон патологических форм сексуальной активности, и поэтому 

уже  сами  по  себе  оказывают  виктимизирующее  влияние.  Выясни-
лось, что неоднократно подвергавшихся противоправным сексуаль-

ным  нападениям  молодых  женщин  характеризует  обязательное 
наличие  сексуальных  девиаций,  по  сравнению  с остальными жерт-

вами насилия. 

При  современных  анализах  личности  сексуальных  насильни-

ков и убийц установлено:  

 

в детстве к будущим преступникам телесные наказания и пси-

хические унижения применялись чаще, чем к законопослушным лю-
дям;  

 

преступники, совершившие изнасилование или убийство, чаще 

находятся в конфликте с окружающими, с самим собой; 

 

насильники обладают повышенным уровнем тревожности,  

 

незначительные психотравмирующие переживания способны 

вызвать у преступников выраженную агрессию; 

 

прослеживаются  прямые  зависимости  между  суровостью 

внутрисемейного  наказания  и  выраженностью  агрессивности  у де-

тей.  

Воспитание в семьях будущих серийных сексуальных насиль-

ников  и  убийц,  как  правило,  было  противоречивым  и  включало 
скрытое или явное эмоциональное отвержение. 

Существует  определѐнная  культуральная  стимуляция  аг-

рессии,  и  агрессивность  у  мужчин  зачастую  воспринимается  как 

один из стереотипов мужского поведения. Действительно, половые и 
иные  преступления,  деструктивная  агрессия являются обычной те-

мой  массовой  литературы  и  киноискусства,  а  культ  супермена 
неотъемлем от присущей ему агрессивности.  

Агрессивность,  постоянно  бытующая    в  примитивной  люм-

пенизированной среде, подчѐркнуто проявляется в поведении пред-
ставителей этой среды, в своеобразных и внешне угрожающих рез-

ких движениях, в грубой и грозной речи. Однако, эта внешне демон-
стрируемая  агрессивность,  как  и у животных, представляется фор-

мой приспособления к обществу насилия, своеобразной защитой от 
него,  оборонительной  реакцией  на  реальную и мнимую опасность, 

позволяющей более или менее самосохраняться.  

В  биографии  агрессивных  лиц  присутствуют  некоторые  ти-

пичные моменты: большая эмоциональная связь с матерью при од-
новременном  пренебрежении  еѐ  личностью,  чувство  страха  перед 

отцом, неспособность к установлению длительных чувственных свя-
зей, отделение сексуальной сферы от чувственной, сексуальный эго-

центризм,  агрессивная  форма  проведения  сексуальных  контактов, 


background image

395 

 

промискуитет  в  связи  с  подсознательной  потребностью  осущест-

вления сексуальных связей, в которых физический контакт заменяет 

чувственный. 

Впрочем,  ещѐ  Э.  Фромм  в  следующей  форме  донѐс  до  нас 

мысли Аристотеля: «Подрастая, ребѐнок находит разные возможно-
сти  оплатить  за  поражение  (капитуляцию  перед  превосходящими 

силами взрослых), при этом он сам осуществляет те самые действия, 
от  которых  он  страдал,  будучи  младенцем:  если  в  детстве  от  него 

требовали подчинения, он стремится господствовать, если его били, 
он сам становится драчуном, – словом, он делает то, что был вынуж-

ден  терпеть,  или  же  то,  что  раньше  ему  запрещали.  Практика  пси-
хоанализа даѐт огромный фактический материал, подтверждающий, 

что  многие  неврозы,  навязчивые идеи и сексуальные аномалии яв-
ляются следствием определѐнных запретов в раннем детстве». 

Иными  словами,  у сексуальных насильников выявляются по-

вышенная ранимость, обидчивость, постоянное переживаемое чув-

ство «униженности и оскорблѐнности», враждебности окружающего 

мира  с  желанием  непосредственного  мщения  или  мщения  в  гене-
рируемых ими садистских фантазиях. Естественно, что эти аутисти-

ческие и крайне жестокие («зверообразные» по Аристотелю) фанта-
зии  мстительного  характера  являются  компенсаторными,  начало 

этих фантазий находится в детстве.  

Такая личность не имеет психосоциальных ресурсов для продук-

тивной и конструктивной самореализации в различных видах деятель-
ности и социальных отношениях; ее социальная дезадаптация будет 

нарастать. Постепенно у такой личности развивается патосексуальное 
состояние, погранично аномальное садистически-сексуальное зависи-

мое поведение. Это поведение характеризуется обсессивными сади-
стическими фантазиями, реализуемыми после их мастурбаторной кри-

сталлизации в соответствующих обсессивно – компульсивных дей-

ствиях при суженном сознании, сниженном прогнозировании послед-
ствий, малой степенью замечаемости опасности со стороны окруже-

ния. 

Наблюдения показывают, что для большинства серийных сек-

суальных насильников убийство является своеобразной эмоциональ-
ной разрядкой, высвобождающей глубоко подавленные, тщательно 

скрываемые (даже от самого себя) переживания. Жертва служит как 
бы пусковым механизмом, пробуждая воспоминания о том, что кто-

то давно (в детстве или юности) унизил, оскорбил будущего килле-
ра,  каким-то  образом  надругался  над  ним.  Убивая,  киллер  восста-

навливает  душевное  равновесие.  Совершѐнное  им  преступление  – 
это акт возмездия, которому, как правило, находится рациональное 

оправдание (борьба с проституцией, гомосексуализмом, иными об-