ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.10.2020
Просмотров: 6449
Скачиваний: 39
386
светители XVIII века считали, что особенности поведения человека
не являются врождѐнными, а формируются исключительно под вли-
янием социального окружения: «Только разум, просвещѐнный свето-
чем философии, даѐт нам... исходный пункт для распознания спра-
ведливого от несправедливого, морального от дурного», говорил
Ламетри. Другими словами, хорошее общество и просвещение
должны обеспечить формирование нравственного (хорошего) чело-
века. Задача облегчается тем, что человек (по мнению просветите-
лей) рождается изначально добрым и разумным, лишь дурное окру-
жение и дурные примеры формируют плохие наклонности.
Бихевиоризм
среди всех теорий поведения занимает про-
межуточное положение. Данная теория являлась ведущей в аме-
риканской психологии конца XIX – начала XX века. В основе этого
направления психологии лежит понимание поведения человека и
животных как совокупности двигательных, вербальных и эмоцио-
нальных ответов – реакций на воздействие (стимулы) внешней сре-
ды («стимул – реакция»).
Бихевиоризм несколько механически перенесен с экспери-
ментальных исследований психики животных на изучение психики
человека. Согласно бихевиоризму, у человека при рождении имеет-
ся относительно небольшое число врождѐнных схем поведения, та-
ких, как дыхание, глотание и т.п., над которыми надстраиваются бо-
лее сложные процессы, вплоть до образования сложнейших «репер-
туаров поведения». В процессе формирования индивидуума удачная
реакция закрепляется и имеет тенденцию к воспроизведению.
Отчасти, с этим можно согласиться даже потому, что наряду с
врождѐнной генетической программой высшие животные имеют ме-
ханизмы индивидуального обучения, в том числе и в области сексу-
ального поведения. Оказалось, что самцы обезьян, выращенные в
изоляции от сверстников без генитальных игр, но при матери, не
способны к нормальному соитию; они отстают в эмоциональном
развитии, не умеют общаться с себе подобными, к потенциальным
сексуальным партнѐрам проявляют агрессию и страх. Даже живот-
ным необходима некоторая половая социализация.
В бихевиоризме мы видим проявление своеобразной теории
среды, исходя из которой, агрессивность воспринимается бла-
гоприобретѐнной формой поведения, определѐнной стремлением че-
ловека добиться максимального преимущества в жизни. Его зача-
стую можно добиться, как мы постоянно в этом убеждаемся, лишь с
помощью грубой физической или политической силы, применѐнной
по отношению к таким же агрессорам.
Эта теория даѐт нам понимание, что ощущение превосходства
мучителя над своей жертвой, особенно, если он обучен тонкостям
387
садизма, в принципе является положительной для него реакцией.
Следовательно, положительное стимулирование не всегда конструк-
тивно, как для общества в целом, так и для самого обученного.
Автор теории врождѐнной, то есть
инстинктивной агрессивности
и деструктивности З. Фрейд
, подметил в агрессивности одну из
компонент полового инстинкта:
«Сексуальность большинства муж-
чин содержит примесь агрессивности, склонности к насильствен-
ному преодолению, биологическое значение которого состоит, веро-
ятно, в необходимости преодолеть сопротивление сексуального
объекта ещѐ и иначе, не только посредством актов ухаживания».
В таком виде, как представил З.Фрейд, сексуальная агрессия
не деструктивна, так как направлена изначально природой на про-
должение рода. Это действительно так практически во всех случаях,
но если речь идѐт о животном мире. Однако проявления агрессии в
человеческом обществе могут быть чрезмерными и деструктивными,
могут повлечь за собой нарушение чьих-либо прав, оставив болез-
ненный след в психике не только жертвы агрессии, но и самого пра-
вонарушителя, особенно «при сдвиге на главное место именно
агрессивного компонента сексуального влечения», при котором ак-
тивная алголагния (садизм) становится самостоятельной.
З. Фрейд не сразу пришѐл к признанию связи агрессивности с
сексуальностью: «Я не могу решиться признать особое агрессивное
влечение наряду и на одинаковых правах с известными нам вле-
чениями самосохранения и сексуальным». Но уже в «Продолжении
лекций по введению в психоанализ» он чѐтко высказал мысль, что
«агрессивные влечения никогда не существуют сами по себе, a все-
гда сопряжены с эротическими… Ограничение своей агрессии явля-
ется первой, возможно, самой серьѐзной жертвой, которое общество
требует от индивидуума… В действие вступает Сверх-Я, которое
овладевает агрессивными побуждениями».
Если агрессивность действительно связана с сексуальностью,
то нельзя быть уверенным, что эта взаимосвязь является врождѐн-
ной. Когда же происходит слияние Эроса и агрессии? Когда закла-
дывается в человека жестокость и асоциальность? Иными словами,
необходимо знать, когда в результате каких-то условий среды начи-
нает, а может быть, и полностью формируется деструктивная сексу-
альность, которая, развиваясь в индивидууме, логично завершается
тем или иным преступным результатом.
Ответ на этот вопрос можно найти не только у современных
нам исследователей, о чѐм будет упомянуто ниже, но частично и у
того же З. Фрейда: «Мы можем полагать, что жестокие душевные
движения происходят из влечения к овладению и проявляются в сек-
суальной жизни в такое время, когда гениталии ещѐ не получили
388
своего позднейшего значения». Таким образом, З.Фрейд допускал
происхождение деструктивности не из сексуальности, но, судя по
всему, в его понимании деструктивность соединяется с сексуаль-
ностью на ранних стадиях развития ребѐнка.
Интересна и представляется важной мысль З.Фрейда о перво-
начальном разрушительном влечении: «…мы можем его воспринять
лишь при двух условиях – если оно соединяется с эротическими вле-
чениями в мазохизме (аутоагрессия) или если оно как агрессия
направлено против внешнего мира (гетероагрессия) – с большим или
меньшим эротическим добавлением. Напрашивается мысль о значи-
мости невозможности найти удовлетворение агрессии во внешнем
мире… Тогда она, возможно, отступит назад, увеличив силу господ-
ствующего внутри саморазрушения… Не нашедшая выхода агрессия
может означать тяжѐлое повреждение; всѐ выглядит так, как будто
нужно разрушить другое и других, чтобы не разрушить самого се-
бя»… Таким образом, З. Фрейд однозначно высказался о конечной
деструктивности
любых
агрессивных влечений человека.
Следующая теория, мимо которой нельзя пройти, –
фрустра-
ционной агрессивности
. Она утверждает, что «Возникновение
агрессивного поведения всегда обусловлено наличием фрустрации,
и, наоборот, наличие фрустрации всегда влечѐт за собой какую-
нибудь форму агрессивности». В настоящее время общеизвестно,
что агрессия является типичной эмоциональной реакцией на дейст-
вия фрустраторов, в том числе в виде так называемых замещающих
действий, нередко направляемая на совершенно посторонние, даже
случайные объекты (реакция замещения). В этой закономерности не-
редко кроется объяснение так называемой немотивированной агрес-
сии, отличающейся непонятностью с точки зрения здравого смысла,
а также зачастую особой жестокостью.
Удовлетворение половой потребности насильственным путѐм
может провоцироваться фрустрационной невозможностью найти
добровольного полового партнѐра в нужный момент, оторванностью
правонарушителя от обычного своего сексуального партнѐра или
фрустрацией в семейных взаимоотношениях. Однако следует учи-
тывать, что не все половые преступления совершаются под воздей-
ствием сексуальной мотивации. Преступление может совершаться из
чувства мести, стремления преступника самоутвердиться любым пу-
тѐм, а также в подражание друзьям, киногероям, из страха насмешек
над ним в молодѐжной группе. Фрустрация может вызвать и множе-
ство других реакций, например, уход от реальности мир фантазий, в
том числе и мстительного характера, коренную смену занятий, де-
прессию с острым чувством вины, самообвинениями, перерастаю-
щими в аутоагрессию, вплоть до суицида.
389
Применительно к нашей теме можно привести примеры агрес-
сиогенной фрустрации с отвержением сексуальных предложений
предметом вожделения, прерывание в силу каких-либо обстоя-
тельств начавшихся, но незавершѐнных сексуальных действий и т.п.
Особо опасными представляются внезапные вспышки ярости у
нарцисса, уязвлѐнного в сексуальном чувстве, подвергнутого
насмешкам со стороны вожделенного сексуального объекта.
Э. Фромм утверждал, что человек, ущемлѐнный в своѐм
нарциссизме, может испытывать такую жажду мести, которая ни в
какое сравнение не идѐт с реакцией на любой другой ущерб. Страсть
возмездия часто доходит до безумия, до готовности самому погиб-
нут, лишь бы такой гибели не избежал и враг, считал И. Кант.
Нарцисс постоянно восхищается собой и требует этого от других,
однако, при отсутствии талантов или обстоятельств для их прояв-
ления, он не может ловить восхищѐнные взгляды, слушать вос-
торженные речи, самолюбие его глубоко уязвляется. Стремление к
восстановлению психического равновесия может найти выход в де-
структивности, вплоть до сексуально-садистского насилия.
*****
ЭРИХ ФРОММ и другие.
Один из ключей к пониманию истоков деструктивной сек-
суальности даѐт нам изучение фундаментального труда Э. Фромма
«Анатомия человеческой деструктивности». Размышляя над труда-
ми З. Фрейда, Э. Фромм пришѐл к выводу, что агрессивность, имея
различную причинную обусловленность, может быть доброкаче-
ственной и злокачественной.
Доброкачественной агрессии
свойственны оборонительные
установки, она является ответной реакцией на реальную или мни-
мую угрозу (можно добавить, что доброкачественная сексуальная
агрессия имеет изначальной целью продолжение рода). Но здесь
снова стоит оговориться: то, что всегда применимо к животному ми-
ру, не всегда справедливо в отношении человека – в юридической
практике можно встретить немало случаев, когда оборонительная
агрессия являлась неадекватной угрозе, чрезмерной, то есть деструк-
тивной (злокачественной).
Злокачественная агрессия
(деструктивность) проявляется
как страсть человека к господству над другим живым существом и
желание разрушать.
Деструктивное поведение берѐт своѐ происхождение в самом
образе жизни человека и у животных не встречается, кроме случаев
нарушения равновесия в окружающей их среде, например, в услови-
ях скученности, в зоопарках. Человек, обладая разумом, в отличие от
животных, бывает деструктивным вне наличия внешней угрозы и
390
вне связи с необходимостью удовлетворения своих биологических
потребностей.
К формам злокачественной агрессии (деструктивности) Э.
Фромм отнѐс садизм и мазохизм, некрофилию, нарциссизм, считая,
что они основываются не в биологической природе человека, а в его
рассудке, интеллекте. Обоснование этого выглядит следующим об-
разом: «Каждый человек вынужден преодолевать свой страх, свою
изолированность в мире, свою беспомощность и заброшенность, ис-
кать новые формы связи с миром, в котором он хочет обрести без-
опасность и покой. Я определяю эти психические потребности как
«экзистенциальные», так как их причины кроются в условиях чело-
веческого существования. Они свойственны всем людям, и их удов-
летворение необходимо для сохранения душевного здоровья... Раз-
личные способы удовлетворения экзистенциальных потребностей
проявляются в таких страстях, как любовь, нежность, стремление к
справедливости, независимости и правде, в ненависти, садизме, ма-
зохизме, деструктивности, нарциссизме. Я называю их... просто че-
ловеческими страстями». Иными словами, по Э. Фромму, страсти
возникают на основе экзистенциальных потребностей, а характер че-
ловека есть совокупность этих страстей.
Аристотель (IV век до н.э.) задолго до Э. Фромма, перечисляя
почти тот же самый набор страстей, определял страсти как «всѐ, че-
му сопутствуют удовольствия или страдания», при этом от склада
души зависит «хорошо или дурно мы владеем своими страстями...
Способности у нас от природы (врождѐнные), а добродетельными
или порочными от природы мы не бываем» (1106а10). Например,
одни люди имеют «звероподобный» (крайне жестокий) склад души
«вследствие болезней, причем у некоторых от помешательства…,
другие – «от привычки, как, например, у тех, кто с детства терпел
насилие» (1148b25-30). Люди, формируясь в разных социальных,
климато-географических, культуральных условиях, приобретают и
разный набор страстей, различные характерологические осо-
бенности, о чѐм ещѐ в V веке до н.э. говорил Геродот. Условия фор-
мирования человека, его быт предопределяют, какие страсти начнут
доминировать над ним.
Удовлетворение экзистенциальных потребностей связано с
потребностью в возбуждении. Это достигается при помощи простых
и сложных стимулов. Простые стимулы – секс, еда, накопительство,
садизм, нарциссизм. Сложные стимулы, по мнению Э. Фромма, за-
ложены в творчестве. Но оказывается, у человека гораздо более
сильное возбуждение вызывают гнев, бешенство, жестокость или
жажда разрушения, чем любовь, творчество или другой какой-то
продуктивный интерес. «Для этого не надо учиться концентрировать