Файл: Deryagin_G_B_Kriminalnaya_sexologia_2011.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2020

Просмотров: 5935

Скачиваний: 37

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

386 

 

светители XVIII века считали, что особенности поведения человека 

не являются врождѐнными, а формируются исключительно под вли-

янием социального окружения: «Только разум, просвещѐнный свето-
чем философии, даѐт нам... исходный пункт для распознания спра-

ведливого  от  несправедливого,  морального  от  дурного»,  говорил 
Ламетри.  Другими  словами,  хорошее  общество  и  просвещение 

должны обеспечить формирование нравственного (хорошего) чело-
века.  Задача  облегчается  тем,  что  человек  (по мнению просветите-

лей) рождается изначально добрым и разумным, лишь дурное окру-
жение и дурные примеры формируют плохие наклонности.  

Бихевиоризм

  среди  всех  теорий  поведения  занимает  про-

межуточное  положение.  Данная  теория  являлась  ведущей  в  аме-

риканской психологии конца XIX – начала XX века. В основе этого 
направления  психологии  лежит  понимание  поведения  человека  и 

животных  как  совокупности  двигательных,  вербальных  и  эмоцио-
нальных ответов – реакций на воздействие (стимулы) внешней сре-

ды («стимул – реакция»).  

Бихевиоризм  несколько  механически  перенесен  с  экспери-

ментальных  исследований  психики  животных на изучение психики 

человека. Согласно бихевиоризму, у человека  при рождении имеет-
ся относительно небольшое  число врождѐнных схем поведения, та-

ких, как дыхание, глотание и т.п., над которыми надстраиваются бо-
лее сложные процессы, вплоть до образования сложнейших «репер-

туаров поведения». В процессе формирования индивидуума удачная 
реакция закрепляется и имеет тенденцию к воспроизведению. 

Отчасти, с этим можно согласиться даже потому, что наряду с 

врождѐнной генетической программой высшие животные имеют ме-

ханизмы индивидуального обучения, в том числе и в области сексу-
ального  поведения.  Оказалось,  что  самцы  обезьян,  выращенные  в 

изоляции  от  сверстников  без  генитальных  игр,  но  при  матери,  не 

способны  к  нормальному  соитию;  они  отстают  в  эмоциональном 
развитии,  не  умеют общаться с себе подобными, к потенциальным 

сексуальным  партнѐрам  проявляют агрессию и страх. Даже живот-
ным необходима некоторая половая социализация.  

В  бихевиоризме  мы  видим  проявление  своеобразной  теории 

среды,  исходя  из  которой,  агрессивность  воспринимается  бла-

гоприобретѐнной формой поведения, определѐнной стремлением че-
ловека  добиться  максимального  преимущества  в  жизни.  Его  зача-

стую можно добиться, как мы постоянно в этом убеждаемся, лишь с 
помощью грубой физической или политической силы, применѐнной 

по отношению к таким же агрессорам.  

Эта теория даѐт нам понимание, что ощущение превосходства 

мучителя  над  своей  жертвой,  особенно, если он обучен тонкостям 


background image

387 

 

садизма,  в  принципе  является  положительной  для  него  реакцией. 

Следовательно, положительное стимулирование не всегда конструк-

тивно, как для общества в целом, так и для самого обученного.  
Автор теории врождѐнной, то есть 

инстинктивной агрессивности 

и  деструктивности  З.  Фрейд

,  подметил  в  агрессивности  одну  из 

компонент полового инстинкта: 

«Сексуальность большинства муж-

чин  содержит  примесь  агрессивности, склонности к насильствен-
ному преодолению, биологическое значение которого состоит, веро-

ятно,  в  необходимости  преодолеть  сопротивление  сексуального 
объекта ещѐ и иначе, не  только посредством актов ухаживания».

 

В  таком  виде,  как  представил  З.Фрейд,  сексуальная агрессия 

не  деструктивна,  так  как  направлена  изначально  природой  на  про-

должение рода. Это действительно так практически во всех случаях, 
но если речь идѐт о животном мире. Однако проявления агрессии в 

человеческом обществе могут быть чрезмерными и деструктивными, 
могут  повлечь  за  собой нарушение чьих-либо прав, оставив болез-

ненный след в психике не только жертвы агрессии, но и самого пра-

вонарушителя,  особенно  «при  сдвиге  на  главное  место  именно 
агрессивного компонента сексуального влечения», при котором ак-

тивная алголагния (садизм) становится самостоятельной. 

З. Фрейд не сразу пришѐл к признанию связи агрессивности с 

сексуальностью: «Я не могу решиться признать особое агрессивное 
влечение  наряду  и  на  одинаковых  правах  с  известными  нам  вле-

чениями самосохранения и сексуальным». Но уже в «Продолжении 
лекций  по  введению  в психоанализ» он чѐтко высказал мысль, что 

«агрессивные влечения никогда не существуют сами по себе, a все-
гда сопряжены с эротическими… Ограничение своей агрессии явля-

ется первой, возможно, самой серьѐзной жертвой, которое общество 
требует  от  индивидуума…  В  действие  вступает  Сверх-Я,  которое 

овладевает агрессивными побуждениями». 

Если агрессивность действительно связана с сексуальностью, 

то  нельзя  быть уверенным, что эта взаимосвязь является врождѐн-

ной. Когда же происходит слияние Эроса и агрессии? Когда закла-
дывается в человека жестокость и асоциальность? Иными словами, 

необходимо знать, когда в результате каких-то условий среды начи-
нает, а может быть, и полностью формируется деструктивная сексу-

альность, которая, развиваясь в индивидууме, логично завершается 
тем или иным преступным результатом.   

Ответ  на  этот  вопрос  можно найти не только у современных 

нам  исследователей,  о чѐм будет упомянуто ниже, но частично и у 

того  же  З.  Фрейда:  «Мы  можем  полагать,  что  жестокие  душевные 
движения происходят из влечения к овладению и проявляются в сек-

суальной  жизни  в  такое  время,  когда  гениталии  ещѐ  не  получили 


background image

388 

 

своего  позднейшего  значения».  Таким  образом,  З.Фрейд допускал 

происхождение  деструктивности  не  из  сексуальности,  но,  судя  по 

всему,  в  его  понимании  деструктивность  соединяется  с  сексуаль-
ностью на ранних стадиях развития ребѐнка. 

Интересна и представляется важной мысль З.Фрейда о перво-

начальном разрушительном влечении: «…мы можем его воспринять 

лишь при двух условиях – если оно соединяется с эротическими вле-
чениями  в  мазохизме  (аутоагрессия)  или  если  оно  как  агрессия 

направлено против внешнего мира (гетероагрессия) – с большим или 
меньшим эротическим добавлением. Напрашивается мысль о значи-

мости  невозможности  найти  удовлетворение  агрессии  во  внешнем 
мире… Тогда она, возможно, отступит назад, увеличив силу господ-

ствующего внутри саморазрушения… Не нашедшая выхода агрессия 
может  означать  тяжѐлое  повреждение; всѐ выглядит так, как будто 

нужно  разрушить другое и других, чтобы не разрушить самого се-
бя»… Таким образом, З. Фрейд однозначно высказался о конечной 

деструктивности 

любых

 агрессивных влечений человека. 

Следующая теория, мимо которой нельзя пройти, – 

фрустра-

ционной  агрессивности

.  Она  утверждает,  что  «Возникновение 

агрессивного поведения всегда обусловлено наличием фрустрации, 
и,  наоборот,  наличие  фрустрации  всегда  влечѐт  за  собой  какую-

нибудь  форму  агрессивности».  В  настоящее  время  общеизвестно, 
что агрессия является типичной эмоциональной реакцией на дейст-

вия фрустраторов, в том числе в виде так называемых замещающих 
действий, нередко направляемая на совершенно посторонние, даже 

случайные объекты (реакция замещения). В этой закономерности не-
редко кроется объяснение так называемой немотивированной агрес-

сии, отличающейся непонятностью с точки зрения здравого смысла, 
а также зачастую особой жестокостью.  

Удовлетворение половой потребности насильственным путѐм 

может  провоцироваться  фрустрационной  невозможностью  найти 
добровольного полового партнѐра в нужный момент, оторванностью 

правонарушителя  от  обычного  своего  сексуального  партнѐра  или 
фрустрацией  в  семейных  взаимоотношениях.  Однако  следует  учи-

тывать, что не все половые преступления совершаются под воздей-
ствием сексуальной мотивации. Преступление может совершаться из 

чувства мести, стремления преступника самоутвердиться любым пу-
тѐм, а также в подражание друзьям, киногероям, из страха насмешек 

над ним в молодѐжной группе. Фрустрация может вызвать и множе-
ство других реакций, например, уход от реальности мир фантазий, в 

том  числе  и  мстительного  характера,  коренную  смену занятий, де-
прессию  с  острым  чувством вины, самообвинениями, перерастаю-

щими в аутоагрессию, вплоть до суицида.  


background image

389 

 

Применительно к нашей теме можно привести примеры агрес-

сиогенной  фрустрации  с  отвержением  сексуальных  предложений 

предметом  вожделения,  прерывание  в  силу  каких-либо  обстоя-
тельств начавшихся, но незавершѐнных сексуальных действий и т.п. 

Особо  опасными  представляются  внезапные  вспышки  ярости  у 
нарцисса,  уязвлѐнного  в  сексуальном  чувстве,  подвергнутого 

насмешкам со стороны вожделенного сексуального объекта.  

Э.  Фромм  утверждал,  что  человек,  ущемлѐнный  в  своѐм 

нарциссизме,  может  испытывать  такую жажду мести, которая ни в 
какое сравнение не идѐт с реакцией на любой другой ущерб. Страсть 

возмездия часто доходит до безумия, до готовности самому погиб-
нут,  лишь  бы  такой  гибели  не  избежал  и  враг,  считал  И.  Кант. 

Нарцисс  постоянно  восхищается  собой  и  требует этого от других, 
однако,  при  отсутствии  талантов  или  обстоятельств  для  их  прояв-

ления,  он  не  может  ловить  восхищѐнные  взгляды,  слушать  вос-
торженные  речи, самолюбие его глубоко уязвляется. Стремление к 

восстановлению психического равновесия может найти выход в де-

структивности, вплоть до сексуально-садистского насилия.   

*****  

ЭРИХ ФРОММ и другие. 

Один  из  ключей  к  пониманию  истоков  деструктивной  сек-

суальности  даѐт  нам  изучение  фундаментального труда Э. Фромма 
«Анатомия человеческой деструктивности». Размышляя над труда-

ми З. Фрейда, Э. Фромм пришѐл к выводу, что агрессивность, имея 
различную  причинную  обусловленность,  может  быть  доброкаче-

ственной и злокачественной.  

Доброкачественной агрессии

 свойственны оборонительные 

установки,  она  является  ответной  реакцией  на  реальную  или  мни-
мую  угрозу  (можно  добавить,  что  доброкачественная  сексуальная 

агрессия  имеет  изначальной  целью  продолжение  рода).  Но  здесь 

снова стоит оговориться: то, что всегда применимо к животному ми-
ру,  не  всегда  справедливо  в  отношении человека – в юридической 

практике  можно  встретить  немало  случаев,  когда  оборонительная 
агрессия являлась неадекватной угрозе, чрезмерной, то есть деструк-

тивной (злокачественной).  

Злокачественная  агрессия

  (деструктивность)  проявляется 

как страсть человека к господству над другим живым существом и 
желание разрушать.  

Деструктивное поведение берѐт своѐ происхождение в самом 

образе жизни человека и у животных не встречается, кроме случаев 

нарушения равновесия в окружающей их среде, например, в услови-
ях скученности, в зоопарках. Человек, обладая разумом, в отличие от 

животных,  бывает  деструктивным  вне  наличия  внешней  угрозы  и 


background image

390 

 

вне связи с необходимостью удовлетворения своих биологических 

потребностей. 

К  формам  злокачественной  агрессии  (деструктивности)  Э. 

Фромм отнѐс садизм и мазохизм, некрофилию, нарциссизм,  считая, 

что они основываются не в биологической природе человека, а в его 
рассудке, интеллекте. Обоснование этого выглядит следующим об-

разом: «Каждый человек вынужден преодолевать свой страх, свою 
изолированность в мире, свою беспомощность и заброшенность, ис-

кать новые формы связи с миром, в котором он хочет обрести без-
опасность  и покой. Я определяю эти психические потребности как 

«экзистенциальные», так как их причины кроются в условиях чело-
веческого существования. Они свойственны всем людям, и их удов-

летворение необходимо для сохранения душевного здоровья... Раз-
личные  способы  удовлетворения  экзистенциальных  потребностей 

проявляются в таких страстях, как любовь, нежность, стремление к 
справедливости, независимости и правде, в ненависти, садизме, ма-

зохизме, деструктивности, нарциссизме. Я называю их... просто че-

ловеческими  страстями».  Иными  словами,  по  Э.  Фромму,  страсти 
возникают на основе экзистенциальных потребностей, а характер че-

ловека есть совокупность этих страстей.  

Аристотель (IV век до н.э.) задолго до Э. Фромма, перечисляя 

почти тот же самый набор страстей, определял страсти как «всѐ, че-
му  сопутствуют  удовольствия  или  страдания»,  при  этом от склада 

души  зависит  «хорошо  или дурно мы владеем своими страстями... 
Способности  у  нас  от природы (врождѐнные), а добродетельными 

или  порочными  от  природы  мы  не  бываем»  (1106а10).  Например, 
одни люди имеют «звероподобный» (крайне жестокий) склад души 

«вследствие  болезней,  причем  у  некоторых  от  помешательства…, 
другие  –  «от  привычки,  как,  например,  у  тех, кто с детства терпел 

насилие»  (1148b25-30).  Люди,  формируясь  в  разных  социальных, 

климато-географических,  культуральных  условиях,  приобретают  и 
разный  набор  страстей,  различные  характерологические  осо-

бенности, о чѐм ещѐ в V веке до н.э. говорил Геродот. Условия фор-
мирования человека, его быт предопределяют, какие страсти начнут 

доминировать над ним. 

Удовлетворение  экзистенциальных  потребностей  связано  с 

потребностью в возбуждении. Это достигается при помощи простых 
и сложных стимулов. Простые стимулы – секс, еда, накопительство, 

садизм, нарциссизм. Сложные стимулы, по мнению Э. Фромма, за-
ложены  в  творчестве.  Но  оказывается,  у  человека  гораздо  более 

сильное  возбуждение  вызывают  гнев,  бешенство,  жестокость  или 
жажда  разрушения,  чем  любовь,  творчество  или  другой  какой-то 

продуктивный интерес. «Для этого не надо учиться концентрировать