Файл: Aronson_E_Pratkanis_E_R_Epokha_propagandy_Mekh.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2020

Просмотров: 4200

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

этого страха. Затем пропагандист предлагает способ избавиться от данного страха - простую, выполнимую реакцию, которая случайно оказывается именно тем, чем пропагандист и хотел вас заставить заняться.


Это именно то, что предлагали своим слушателям Джонатан Эдвардс и Адольф Гитлер. Оба описывали надвигающиеся угрозы - грех или евреев и коммунистов, - которые, если дать им свободу действий, опустошат душу или уничтожат национальный дух. Каждый из них предложил конкретное лекарство от кризиса - преданность Христу или присоединение к нацистской партии. Подобные действия было достаточно легко осуществить - нужно только откликнуться на призыв с алтаря или проголосовать за нацистского кандидата.


По сравнению с приведенными выше примерами, апеллирующие к чувству страха призывы ускорить ядерное разоружение или снизить употребление наркотиков редко включают в себя все четыре компонента успешной апелляции к страху. Нас всех предупреждали и предупреждают об опасности ядерного оружия и вызываемого

наркотиками распада личности и социума. Однако конкретных рекомендаций по уничтожению этих угроз, которые ощущались бы как эффективные и выполнимые, было весьма немного.


Два контрпримера эффективных антиядерных призывов пояснят нашу мысль. Во-первых, в 1950-х и в начале 1960-х годов многие люди купили и установили у себя дома "укрытия от радиоактивных осадков". Причина: во-первых, страх перед ядерной войной был серьезным, и установка укрытия от радиоактивных осадков в то время казалась действенной и выполнимой реакцией.


Во-вторых, во время кампании по выборам президента 1964 года Линдон Джонсон сумел повлиять на избирателей рядом телевизионных рекламных роликов, изображая своего противника, Барри Голдуотера, как сторонника применения ядерного оружия.

Один из контрпропагандистских рекламных роликов показывал маленькую девочку, считающую до десяти и обрывающую при этом лепестки ромашки. Через мгновение телевизионный экран заполняло грибообразное облако взорванной ядерной бомбы. Апелляция Джонсона была успешной, потому что связывала страх перед ядерной

войной с Голдуотером, а затем предлагала голосовать за Джонсона в качестве конкретного, выполнимого способа избежать этой угрозы. По сравнению с данным примером, похоже, не существует столь же простого ответа на нынешние угрозы ядерной зимы или использования ядерного оружия террористами, так что мы склонны

избегать своих страхов, игнорируя эту проблему.


Подумайте также о кампании, которая нацелена сократить злоупотребление наркотиками с помощью подсказки подросткам "просто сказать нет". Хотя многих подростков, вероятно, пугает обстановка, свойственная наркомании, большинство их едва ли воспримут предложение "просто сказать нет" как эффективный и выполнимый ответ. Вообразите себя подростком, чьи друзья приходят в состояние наркотического опьянения, вдыхая кокаин, и настаивают, чтобы вы попробовали вдохнуть всего один раз. Простое "нет", скорее всего, приведет к еще более


настойчивым уговорам: "Давай, попробуй всего лишь раз. Ты кто? Неудачник?". Такому давлению трудно сопротивляться.


Решение проблемы наркотиков, учитывая ее масштаб и сложность, потребует куда большего, нежели только умно сформулированная реклама. Тем не менее соответствующие призывы можно продумать так, чтобы они были более эффективными. Например, недавно одна учительница попросила свой класс в начальной школе придумать конкретные способы говорить "нет", когда друзья уговаривают их

воспользоваться наркотиками. Ученики создали книгу "способов говорить "нет*'" - например, просто уйти, назвать неудачником самого дилера, предложить другу альтернативу приему наркотиков. Такой подход имеет преимущество "самоубеждения" учеников не пользоваться наркотиками, а также предлагает список конкретных

способов, которые могли бы восприниматься детьми в качестве эффективных, когда им нужно справиться с давлением ровесников. Подобный список можно потом инсценировать на телевидении или использовать как сценарий для ролевой игры в школах. Но в конечном итоге, чтобы наши обращения к страху работали, мы должны предложить детям более эффективное и выполнимое решение жизненных проблем, чем совет "просто сказать "нет"", - мы должны предложить им нечто такое, чему они могли бы сказать "да".


Использование апелляций к страху - для общественно полезных или менее достойных "крестовых походов" - поднимает более широкий вопрос: нужно ли вообще пользоваться призывами к страху? При способности страха мотивировать и направлять наши мысли существует серьезная потенциальная возможность злоупотреблений. Всегда можно изобрести необоснованные страхи для любых

пропагандистских целей. Коль скоро уж мы решили воспользоваться апелляцией к страху, то, в качестве мастеров убеждения, мы обязаны убедиться, что страх, который мы внушаем, по крайней мере является обоснованным и служит предупреждению мишени о потенциальной опасности, а не затемнению проблемы эмоциями. Если мы этого не делаем, то рискуем снизить способность внушать

доверие до уровня цыпленка Литтла*. Как мишени подобных обращений, мы должны, прежде чем ухватиться за приманку пропагандиста, сначала задать самим себе вопрос: "Насколько обоснован этот страх?". Если мы этого не делаем, то можем

провести всю жизнь, бегая кругами и тщетно пытаясь не дать небу упасть.






















25


ТЕХНИКА ГРАНФАЛЛУНА






- Господи Боже, - сказала она, - да вы из хужеров"?

Я подтвердил, что да.

- Я тоже из хужеров, - завопила она. - Нельзя стыдиться, что ты хужер!

- А я и не стыжусь, - сказал я, - и не знаю, кто этого может стыдиться,

КУРТ ВОННЕГУТ, Колыбель для кошки, перевод Р. Райт Ковалевой



Самую, пожалуй, интересную серию полученных данных в социальной психологии - фактов, в которые часто трудно поверить, - повлекло за собой то, что получило известность как минимальная групповая парадигма, положенная в основу эмоционально сильной техники убеждения. В ходе обретения этой парадигмы, впервые выявленной британским социальным психологом Генри Таджфелом, абсолютно


незнакомые люди образуют группы, используя самые несущественные, незначительные критерии, какие только можно себе вообразить. Например, во время одного из исследований испытуемые следили за подбрасыванием монеты, которая случайным образом "относила" их к группе "X" или к группе "W". В другом исследовании субъектов сначала просили выразить свое мнение о картинах художников, о которых они никогда не слышали, а затем наугад распределили либо в группу "приверженцев Клее", или в группу "поклонников Кандинского", якобы на основании высказанного ими предпочтения в отношении тех или иных картин. Пользуясь термином, который

создан американским писателем Куртом Воннегутом, Тадж-фел и его коллеги создают гранфаллуны** - горделивые и бессмысленные объединения людей.


Особенно любопытным исследование Таджфела делают неоднократно полученные интересные результаты. Несмотря на то, что испытуемые до этого эксперимента были абсолютно незнакомы друг с другом, никогда прежде не взаимодействовали друг с другом и никогда не будут общаться впредь, а их действия были полностью анонимны, они действовали так, точно те, с кем они делили бессмысленный ярлык, были их хорошими друзьями или близкими родственниками. Испытуемые показывали, что хорошо относятся к тем, кто носит тот же ярлычок. Они оценивали членов своей группы как обладателей более приятной индивидуальности, способных на гораздо

большее по сравнению с теми, кто в эту группу не входит. Поразительнее всего, что испытуемые назначали больше денег и вознаграждений тем, кто входил в одну группу с ними, и делали это в конкурентной манере - например, испытуемые скорее были готовы отдать 2 доллара сотоварищу по группе, а членам "другой" группы – 1 доллар, нежели 3 доллара члену своей группы и 4 доллара - членам другой группы.



* Прозвище уроженцев штата Индиана. - Прим. ред.


** В фантастической сатире "Колыбель для кошки* Курт Воннегут использует придуманные им термины некоей религии "боконизма" (от имени основателя - Боконона). Вот цитата, поясняющая понятие • гранфаллуна " (в переводе Р. Райт-КовалевоЙ - "гранфаллона"): "То, что Хэзел как одержимая искала хужеров по всему свету, - классический пример ложного карасса, кажущегося единства

какой-то группы людей, бессмысленного по самой сути, с точки зрения Божьего промысла, классический пример того, что Боконон назвал гранфаллон. Другие примеры гранфаллона - коммунистическая партия, к примеру, Дочери американской Революции, Всеобщая электрическая компания и Международный орден лишних людей - и любая нация, в любом месте, в любое время.



Что делает гранфаллун действенным и внушающим доверие? Исследователи раскрыли два лежащих в его основе психологических процесса: когнитивный и мотивационный. Во-первых, осознание того, что "я нахожусь в этой группе", используется, чтобы


структурировать и придать миру осмысленность, во многом практически так же, как слова и ярлыки можно использовать для пред-убеждения (см. главу 6). Различия между группами преувеличиваются, в то время как черты сходства среди членов

гранфаллуна подчеркиваются со свободной от сомнений внутренней уверенностью, что "свойства нашей группы именно таковы". Серьезным следствием этого оказывается дегуманизация тех, кто не входит в твою группу, мысленно они представлены простым, часто уничижительным ярлыком - болван, япошка, деревенщина, жид,

черномазый - в противоположность уникальным личностям - Нгуен, Сусуму, Энтони, Эллиот, Дуг. Гораздо легче оскорблять абстракцию. Во-вторых, социальные группы - источник чувства собственного достоинства и гордости, нечто вроде вывернутого

наизнанку "марксизма" Грауч Маркса: "Я был бы более чем счастлив вступить в клуб, который согласился бы иметь меня в качестве своего члена"*. Чтобы обладать чувством собственного достоинства, предлагаемым группой, члены этой группы должны ее защищать, признавать ее символы, ритуалы и верования.


Вот в этом и заключается тайна убедительности гранфаллуна. Если профессиональный мастер убеждения, рекламодатель, политический деятель, телепроповедник сумеют заставить нас принять их гранфаллуны, то у нас появится готовый способ придания

смысла нашей жизни - в духе, угодном пропагандисту, - а поскольку наше самоуважение все более и более связывается с этими группами, у нас появляется серьезное основание защищать свою группу и, ни перед чем не останавливаясь, с гордостью усваивать ее обычаи. На самом деле пропагандист говорит: "Вы на моей стороне (неважно, что именно я создавал разделение на эти команды); теперь действуйте соответственно и делайте то, что мы говорим". Давайте рассмотрим некоторые конкретные примеры того, как можно применять гранфаллуны для убеждения.



* Это перефразирование основано на одном из легендарных высказываний Граучо (Ворчуна) Маркса (Groucho Marx - известный американский комик, один из братьев-актеров Маркс. Амплуа Граучо был деловой человек, циничный и ворчливый (groucho - ворчун, брюзга) мизантроп. - Прим. перев.). Узнав, что его приняли в

привилегированный клуб, он заметил: "Я не хотел бы состоять в клубе, который согласен иметь меня в качестве своего члена".



Исследование Роберта Чалдини и его коллег иллюстрируют силу привлекательности гранфаллуна. Каждую осень по субботам многие из университетов и колледжей Америки состязаются на футбольном поле - половина выигрывает, другая половина проигрывает. Чалдини и его коллеги подсчитали количество спортивных фуфаек с

символикой колледжа, которые надевались в понедельник после футбольной игры в семи университетах, принимающих футбол всерьез, - в Университете штата Аризона, Университете штата Луизиана, в Нотр-Дамском Университете, штат Мичиган,


Университете штата Огайо, Питтсбургском Университете и Университете Южной Калифорнии. Результаты: большинство студентов носили символику своего университета после победы, и особенно после большой победы. Никто так не преуспевает, как побеждающий гранфаллун. Стоит ли удивляться, что рекламодатели дорого платят за то, чтобы связать свои изделия с победителями, вроде Майкла

Джордана для теннисных туфель или Синди Кроуфорд для косметики, и создать рекламно-торговые гранфаллуны, основанные на дизайнерском лейбле, фильмах вроде "Звездных войн" или "Покемона" или на показанном в последнюю субботу

мультипликационном фильме?


Люди нашего гранфаллуна привлекают нас, даже если они пользуются дурной репутацией и неразборчивы в средствах. Например, предположим, вы узнали, что родились в один день с Григорием Распутиным, "безумным монахом России". Что бы вы о нем подумали? Как известно, Распутин был негодяем, использовавшим свое

положение религиозного служителя для беспощадной эксплуатации других людей с целью извлечения собственной выгоды. Если бы вы родились в один день с ним, вы стали бы думать о Распутине лучше? Эксперименты Джона Финча и Роберта Чалдини наводят на мысль, что стали бы. В этом исследовании студентов колледжа

заставили поверить, что они родились в тот же день, что и Распутин. После того как им прочли описание, рисующее Распутина в довольно неприятных выражениях, студентов попросили оценить "старца". Те, кто думал, что родился в один день с ним, оценили Распутина как более хорошего, более эффективного, более приятного и более сильного по сравнению с теми, кто не делил с ним день рождения. Другими словами, нам нравятся те, кто оказался в нашем гранфаллуне, даже когда членство основано на чем-то столь незначительном, как день рождения. Мы также охотнее

будем сотрудничать с теми, кто входит в наш гранфаллун. В ходе другого исследования студенты колледжа играли в чрезвычайно соревновательную игру с людьми, по поводу которых им было известно, что они родились в один день с ними или что у них разные дни рождения. Эксперименты показали, что студенты склонны сотрудничать, а не конкурировать с теми, кто родился с ними в один день (по отношению к тем, чей день рождения не совпадал с их днем). Эти результаты кажутся вам удивительными? Если так, мы спешим указать, что многие люди верят, будто у них общие черты характера, жребий и судьба с теми, кто родился под тем же знаком Зодиака, - собрание двенадцати гранфаллунов, основанных на днях рождения.


Иногда гранфаллуны появляются в готовом виде. За последние десятилетия торговцы предприняли экстраординарные усилия, чтобы рассортировать Америку по группам и образу жизни с целью проектирования коммуникаций и товаров, подходящих для каждой группы. Например, одна из таких схем, предложенная Claritas Corporation, делит Америку на сорок типов "соседских групп", основанных на ценностях, образе жизни, доходах и так далее. Вы можете быть членом "Влиятельной молодежи" (Young Influentials), "Питомника голубых воротничков" (Blue-Collar Nursery) или