Файл: Психотерапия пограничных расстройств и состояний зависимости - Захаров Н.П. - 2004.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 1957
Скачиваний: 25
Рис
. 7.
Динамика
заболевания
12.
Изучение
самооценки
любым
из
принятых
в
психодиагностике
способом
.
13.
Анализ
мыслей
пациента
-
один
из
наиболее
важных
этапов
диагностики
.
Для
этого
больному
дают
задание
регистрировать
свои
мысли
(
именно
мысли
,
а
не
названия
тем
,
в
отличие
4-
го
диагностического
элемента
).
Ему
вменяется
в
обязанность
носить
с
собой
удобную
записную
книжку
и
записывать
в
нее
все
,
о
чем
он
думал
,
по
возможности
не
откладывая
.
Мысли
записывают
любые
,
без
редакции
,
как
они
есть
.
Наличие
«
тотальных
»
записей
ментальной
продукции
пациента
позволяет
точнее
понять
его
приоритеты
.
Если
вести
такие
записи
тяжело
,
то
регистрируют
лишь
содержание
процесса
осмысления
психотравмирующих
проблем
.
14.
Далее
сочетают
процесс
диагностики
с
одновременным
информированием
пациента
об
особенностях
дисгармоничных
и
гармоничных
,
склонных
к
дезадаптации
и
адаптированных
лиц
.
В
ходе
клинико
-
диагностической
дискуссии
доступно
разбирают
каждое
качество
тех
и
других
,
идентифицируя
их
наличие
у
пациента
,
вычисляя
в
итоге
интерактивный
коэффициент
адаптации
(
см
.
метод
когнитивно
-
ценностной
гармонизации
).
15.
Проведение
ассоциативного
эксперимента
.
Его
цель
-
исследование
вербальных
и
невербальных
(
аналогово
-
образных
)
ассоциаций
больного
,
связанных
со
словами
-
стимулами
,
имеющими
тематическое
отношение
к
актуальным
проблемам
пациента
и
структуре
его
заболевания
.
Охватывают
как
можно
больший
смысловой
материал
и
на
каждое
стимульное
слово
получают
несколько
ассоциирующихся
с
ним
слов
и
образов
.
Предъявление
проблемно
-
значимых
слов
сочетают
с
нейтральными
, «
шумовыми
».
Пациенту
дают
инструкцию
отвечать
быстро
,
не
задумываясь
.
Для
повышения
достоверности
возникающих
ассоциаций
исследование
сочетают
с
релаксацией
или
неглубоким
гипнозом
(
при
глубоком
гипнозе
ассоциации
могут
иметь
внушенный
характер
).
Выявленные
ассоциации
раскрывают
подробности
когнитивных
матриц
,
преднепозиций
и
используются
далее
в
различных
техниках
ФПРЛ
(
см
.
метод
позитивных
ассоциаций
и
др
.).
Этот
эксперимент
повторяется
в
процессе
лечения
для
оценки
динамики
выздоровления
-
изменение
ассоциаций
на
проблемные
стимулы
в
сторону
извлечения
позитивных
вариантов
является
благоприятным
признаком
,
свидетельствующим
об
успешности
психотерапии
.
16.
Изучение
индивидуальной
терминологии
,
касающейся
специфики
используемых
слов
и
формулировок
,
относящихся
к
субъективному
наименованию
проблемы
и
описанию
ее
содержания
.
17.
Изучение
и
спецификация
сенсорно
-
образной
продукции
,
участвующей
в
процессе
переработки
актуальной
информации
,
имеющей
отношение
к
психотравмирующим
факторам
.
18.
Оценка
невербальных
-
мимических
и
пантомимических
-
проявлений
,
характерных
для
переживаний
пациента
.
16, 17
и
18
диагностические
элементы
используются
как
для
создания
конгруэнтных
моделей
взаимодействия
психотерапевта
с
пациентом
,
так
и
для
последующего
проведения
лечебно
-
коррск
-
ционных
воздействий
(
см
.
«
Метод
контрастных
переживаний
»
и
др
.).
Расшифровывая
записи
мыслей
пациента
,
сравнивая
их
с
информацией
,
полученной
при
анализе
шкал
и
графиков
,
и
выявлен
-
ными
соотношениями
между
дезадаптивными
и
адаптивными
чертами
,
используя
методы
дедукции
и
индукции
,
проводят
идентификацию
когнитивного
типа
личности
и
выделяют
глубинные
, «
ядерные
»
когнитивные
построения
,
определяющие
стиль
поведения
и
послужившие
причиной
психогенного
расстройства
.
3
этап
.
Стимуляция
мотивации
пациента
к
избавлению
от
патологических
моделей
поведения
В
большинстве
случаев
пациент
приходит
к
психотерапевту
,
имея
достаточную
мотивацию
лечиться
.
Исключение
могут
составлять
некоторые
демонстративные
,
эксплозивные
,
шизоидные
личности
или
больные
зависимостями
от
психоактивных
веществ
,
а
также
лица
,
страдающие
сексуальными
парафилиями
.
Однако
даже
при
наличии
потребности
лечиться
далеко
не
все
больные
понимают
,
что
пограничные
и
аддиктивные
расстройства
связаны
с
особенностями
их
личности
,
главным
образом
с
дезадаптирующими
когнитивно
-
поведенческими
стратегиями
.
Поэтому
первоначально
пациенту
объясняют
глубокие
причины
его
проблем
.
Рассмотренный
выше
идентификационно
-
диагностический
процесс
при
ФПРЛ
это
не
только
изучение
больного
,
но
и
параллельное
изучение
больным
самого
себя
под
руководством
психотерапевта
.
Это
знание
самого
себя
повышает
мотивацию
к
внутренним
изменениям
,
чтобы
,
как
это
ни
парадоксально
,
в
большей
степени
стать
самим
собой
-
избавившись
от
неадекватных
убеждений
и
поведенческих
стереотипов
,
тревожности
,
тоскливости
и
других
психологических
отклонений
,
которые
мешают
чувствовать
и
понимать
самого
себя
,
чувствовать
внутри
себя
гармонию
и
комфорт
.
Для
усиления
лечебной
мотивации
пациенту
описывают
неблагоприятные
перспективы
сохранения
дезадаптивных
когнитивно
-
поведенческих
стереотипов
-
усугубление
расстройств
,
снижение
чувства
удовлетворенности
жизнью
и
творческого
потенциала
,
нарастание
противоречий
с
окружающими
,
ухудшение
соматического
статуса
и
т
.
п
.
С
другой
стороны
,
рисуют
благоприятные
перспективы
,
появляющиеся
в
случае
усвоении
адаптивных
моделей
поведения
, -
позитивные
перемены
в
жизни
и
самочувствии
,
обретение
психологического
равновесия
,
истинной
душевной
свободы
и
др
.
Объясняют
,
что
это
одновременно
служит
профилактикой
раннего
старения
,
психосоматических
и
соматических
расстройств
,
которые
так
или
иначе
связаны
с
душевным
состоянием
.
Приводятся
примеры
из
практики
,
демонстрирующие
блага
позитивных
перемен
в
жизни
.
Разрабатывая
этот
вопрос
,
пользуются
данными
шкалы
«
Баланс
намерений
».
Сравниваются
модели
поведения
пациента
,
связанные
с
бережным
уходом
и
большими
затратами
времени
или
денег
на
ценности
,
несопоставимо
более
низкие
по
значимости
,
чем
здоровье
и
психологический
комфорт
, -
например
,
уход
за
автомобилем
или
домом
,
питание
,
чистка
зубов
,
выбор
и
покупка
товаров
и
т
.
п
.
В
то
время
как
отсутствие
заботы
о
своем
душевном
состоянии
приводит
к
нервным
срывам
и
лишает
возможности
наслаждаться
чем
-
либо
вообще
.
Для
активации
настроенности
пациента
на
радикальные
перемены
и
патогенетическую
помощь
обретение
психического
равновесия
и
здоровья
связывают
именно
с
коррекцией
его
когнитивного
типа
как
с
единственно
возможным
вариантом
.
При
аддиктивных
расстройствах
используется
также
прием
«
иатрогенизации
-
ннохондризации
»
больного
,
основной
сутью
которого
является
преувеличение
тяжести
обнаруженных
нарушений
и
последствий
заболевания
,
утяжеление
прогноза
на
будущее
.
Кроме
этого
,
при
данной
патологии
добиваются
осознания
пациентом
истинного
места
аномального
удовольствия
среди
других
источников
удовольствий
(
как
физиологических
,
так
психологических
и
духовных
)
и
реальной
ценности
этой
потребности
по
сравнению
с
другими
интересами
и
видами
деятельности
,
что
стимулирует
потребность
изменяться
.
Для
иллюстрации
здесь
используют
составленные
на
предыдущем
этапе
шкалу
удоволь
-
ствий
(
как
правило
,
степень
удовольствия
,
связанного
с
интоксикацией
ниже
,
чем
удовольствие
от
других
источников
)
и
шкалу
жизненных
ценностей
(
обычно
ценность
пристрастия
ниже
,
чем
другие
,
социально
одобряемые
ценности
).
Так
,
например
,
при
алкоголизме
проводят
сравнительное
изучение
ценности
психотропных
эффектов
водки
и
ценности
психологических
эффектов
от
общения
с
близкими
людьми
,
успехов
в
делах
,
осознания
себя
полноценным
человеком
или
,
наконец
,
от
интимных
отношений
.
Предлагаются
альтернативные
диады
: «
Бутылка
или
здоровье
?»,
«
Бутылка
или
работа
?», «
Бутылка
и
мерзкая
деградация
,
нищета
,
презренное
существование
,
пьяная
смерть
или
трезвость
и
чистота
,
приобретения
,
истинные
радости
,
достойная
жизнь
?»
и
т
.
п
.
Помимо
этого
предлагается
сделать
выбор
по
поводу
следующего
предложения
: «
Согласились
бы
вы
на
такую
процедуру
:
Вам
ежедневно
,
по
нескольку
раз
в
день
будут
вводить
в
мозг
через
специальную
канюлю
химическое
средство
,
которое
повышает
настроение
,
но
никаких
вредных
последствий
от
этого
не
будет
или
,
если
они
и
будут
,
то
не
скоро
?»
Как
правило
,
пациенты
не
соглашаются
на
это
,
наличие
согласия
-
прогностически
неблагоприятный
признак
,
свидетельствующий
о
низкой
ценности
ясного
сознания
,
низкой
мотивации
сохранения
чистоты
внутренней
среды
и
настроенности
на
любое
,
в
т
.
ч
.
искусственное
,
достижение
эмоционально
-
позитивных
состояний
.
Отказавшимся
от
этого
предложения
говорят
о
том
,
что
они
это
делали
сами
,
только
вводили
себе
психоактивные
химические
средства
другим
путем
,
и
они
все
равно
попадали
в
мозг
,
причем
использованные
средства
имели
очевидные
,
доказанные
и
уже
проявившиеся
побочные
,
разрушающие
здоровье
эффекты
.
Не
принимая
способ
лабораторного
внутримозгового
введения
психоактивных
веществ
,
пациент
получает
дополнительный
стимул
к
отказу
от
употребления
их
естественным
образом
.
При
аддикциях
имеет
успех
и
следующий
прием
.
Больному
объясняют
,
что
он
предохраняет
себя
от
опасностей
,
которые
маловероятны
или
по
своим
последствиям
незначительны
, -
он
не
ест
грязными
руками
,
старается
мыть
их
перед
сдой
,
не
ест
испорченные
продукты
,
не
пьет
из
лужи
,
не
станет
заниматься
любовью
с
подозрительной
в
плане
инфицированное
™
венерическим
заболеванием
женщиной
(
хотя
мог
бы
получить
удовольствие
).
Однако
опасность
заразиться
пищевой
инфекцией
,
тем
более
холерой
,
чумой
или
СПИДом
незначительна
,
в
то
время
как
вероятность
получить
гепатит
,
цирроз
печени
,
деградировать
или
умереть
от
запоя
или
передозировки
наркотика
очень
велики
.
Статистика
,
данные
о
смертности
алкоголиков
и
наркоманов
подтверждают
это
.
Степень
же
удовольствия
,
связанного
с
отравлением
мозга
алкоголем
или
другими
веществами
при
аддиктивных
расстройствах
,
чаще
всего
несоизмеримо
мала
по
сравнению
с
этим
очевидным
риском
и
уступает
или
сопоставима
с
удоволь
-
ствием
,
получаемым
из
других
источников
.
Кроме
этого
,
для
повышения
мотивации
отказа
от
разрушительных
пристрастий
приводят
примеры
того
,
что
человеческая
жизнь
изначально
,
постоянно
и
весьма
часто
сопровождается
отказами
от
чего
-
то
,
имеющего
определенную
ценность
,
и
люди
,
как
правило
,
не
обладают
всем
,
чем
хотели
бы
.
При
этом
спрашивают
пациента
о
том
,
насколько
полно
удовлетворены
его
желания
,
обладает
ли
он
всем
«
самым
-
самым
».
Таких
лиц
обычно
не
бывает
.
Ему
говорят
,
что
раз
он
спокойно
переносит
то
,
что
он
не
президент
,
не
академик
,
не
финансовый
олигарх
,
не
первый
красавец
и
атлет
,
то
к
этому
набору
не
будет
большим
дополнением
,
а
для
него
не
будет
большой
утратой
отказ
от
того
,
что
приносит
очевидный
вред
,
что
явно
мешает
ему
жить
.
Это
отказ
от
удовольствия
,
за
которое
нет
смысла
держаться
,
так
как
оно
не
является
самым
сильным
в
жизни
(
если
не
является
).
Есть
вещи
гораздо
более
приятные
и
приносящие
при
этом
пользу
.
Мотивация
избавления
от
аддикции
повышается
при
внушении
или
убеждении
больного
в
положительном
отношении
к
преодолению
состояний
эмоционального
дискомфорта
другими
способами
,
удобными
и
не
имеющими
никаких
отрицательных
последствий
,
например
,
с
помощью
методов
психической
саморегуляции
.
При
алкоголизме
необходимо
также
принятие
пациентом
модели
трезвой
встречи
праздников
,
трезвого
заключения
сделок
,
трезвого
досуга
,
трезвого
общения
с
приятелями
и
в
целом
модели
трезвости
как
естественной
и
достойной
,
не
подрывающей
авторитет
(
часто
состояние
трезвой
«
белой
вороны
»
среди
пьющих
воспринимается
как
неприемлемое
).
Добиваются
осознания
того
,
что
как
раз
невозможность
нормально
употреблять
спиртное
и
связанные
с
этим
последствия
мешают
нормально
встречать
праздники
,
вести
переговоры
и
дела
,
проводить
досуг
,
по
-
нас
-
тоящему
общаться
с
друзьями
,
подрывают
авторитет
.
Помимо
зтого
пациент
должен
понять
невозможность
беспроблемного
употребления
алкоголя
,
полную
утрату
способности
контролировать
его
количество
(
употреблять
в
небольших
дозах
)
и
пожизненное
сохранение
этого
дефекта
.
Практически
в
каждом
методе
ФПРЛ
есть
приемы
,
прямым
пли
косвенным
образом
стимулирующие
мотивацию
личностного
роста
,
позитивных
перемен
и
отказа
от
дезадаптивных
моделей
поведения
.
Многие
методы
позволяют
также
преодолеть
тенденцию
к
сохранению
симптомов
и
сопротивлению
лечебно
-
коррекцион
-
ному
процессу
.
При
этом
часто
используются
способы
негативного
подкрепления
и
отягощения
заболевания
,
позволяющие
сделать
это
сопротивление
субъективно
невыгодным
и
неприятным
.
4
этап
.
Тренинг
пластичности
,
коррекция
психофизиологической
ригидности
с
целью
повышения
готовности
пациента
к
освобождению
от
дезадаптивных
стратегий
поведения
и
усвоению
новых
,
адаптивных
Психологическая
ригидность
является
одной
из
причин
дис
-
конгруэнтности
личности
и
среды
.
Личность
может
не
успевать
за
динамикой
жизни
,
переменами
социальных
условий
и
индивидуальных
особенностей
окружающих
людей
,
сохранять
неадекватные
,
консервативные
,
не
раз
доказавшие
свою
вредоносность
когнитивно
-
поведенческие
стратегии
.
Отсюда
необходимость
развития
психологической
пластичности
как
таковой
или
доведение
до
различных
уровней
личности
идеи
целесообразности
перемен
и
их
принятия
.
Задачи
этого
этапа
решаются
с
помощью
метода
«
Тренинг
пластичности
(
коррекция
психофизиологической
ригидности
)»
на
инициирующем
этапе
ФПРЛ
.
5
этап
.
Когнитивно
-
ценностная
гармонизация
личности
Этот
этап
реализуется
путем
применения
метода
«
Когнитивно
-
ценностная
гармонизация
личности
»,
которая
является
центральным
звеном
ФПРЛ
.
Именно
здесь
решается
задача
личностного
роста
пациента
,
переформирование
глубоких
структур
когнитивного
типа
,
изменения
характерной
для
него
,
не
адекватной
условиям
реальной
жизни
системы
ценностей
и
отношений
,
коррекция
когнитивных
искажений
,
устранение
психологической
дисгармонии
.
6
этап
.
Устранение
негативных
,
дезадаптирующих
когнитивно
-
поведенческих
стереотипов
с
нейтрализацией
нежелательных
реакций
на
патогенные
триггеры
-
стимулы
,
запускающие
аномальные
реакции
Задачи
6
этапа
также
относятся
к
весьма
важным
и
решаются
с
помощью
адекватного
объема
консолидирующих
методов
ФПРЛ
.
Устранение
дезадаптирующих
стереотипов
мышления
и
поведения
является
неполным
,
если
не
проводится
нейтрализация
действия
патогенных
триггеров
(
внутренних
или
внешних
),
ини
-
циирующих
аномальные
реакции
.
Это
позволяет
наиболее
глубоко
оздоровить
поведенческие
системы
личности
,
так
как
оказывает
влияние
на
самые
ранние
этапы
организации
поведения
.
7
этап
.
Фиксация
позитивных
,
адаптирующих
когнитивно
-
поведенческих
стереотипов
Лишение
больного
привычных
патологических
стереотипов
,
осуществляемое
на
предыдущем
этапе
,
создает
внутрипсихологи
-
ческий
«
вакуум
»,
исчезновение
устоявшейся
системы
мировосприятия
может
восприниматься
как
кризис
.
Поэтому
вместо
дезадаптирующих
концепций
и
моделей
поведения
фиксируют
их
альтернативные
,
позитивные
варианты
,
повышающие
адаптационный
потенциал
личности
и
устраняющие
основы
для
новых
пси
-
хологических
кризисов
.
Эта
важная
задача
осуществляется
с
помощью
применения
индивидуального
набора
методов
консолидирующего
этапа
ФПРЛ
.
8
этап
.
Обучение
пациентов
психической
саморегуляции
Освобождение
пациента
от
помощи
и
опеки
со
стороны
психотерапевта
или
других
лиц
является
следующей
важной
целью
ФПРЛ
.
Данное
направление
позволяет
достичь
необходимого
уровня
психологической
грамотности
для
успешной
социальной
адаптации
.
Обучение
пациентов
психической
саморегуляции
проводится
с
помощью
соответствующих
методов
на
завершающем
этапе
.
Эти
методы
нацелены
на
своевременное
применение
как
в
специальных
благоприятных
условиях
,
при
изоляции
от
внешних
помех
,
так
и
в
ситуациях
непосредственного
общения
,
незаметно
для
окружающих
,
тогда
когда
они
особенно
нужны
.
9
этап
.
Последовательная
тренировка
адаптивных
навыков
в
условиях
визуализации
проблемных
ситуаций
,
ролевого
тренинга
и
в
реальных
психотравмирующих
условиях
На
этом
этапе
ставится
задача
подготовить
пациента
к
реальной
жизни
.
Временное
отстранение
от
проблемных
ситуаций
,
тем
более
полное
,
например
,
при
лечении
в
стационаре
,
само
по
себе
облегчает
состояние
пограничных
больных
.
Вдалеке
от
психотравм
легко
«
быть
здоровым
».
На
определенном
этапе
лечения
при
отсутствии
контакта
с
негативными
стимулами
пациенты
часто
перестают
предъявлять
жалобы
на
свое
самочувствие
,
однако
«
правда
жизни
»
может
легко
лишить
их
душевного
равновесия
.
Для
профилактики
рецидивов
при
завершении
методов
консолидирующего
и
заключительного
этапов
ФПРЛ
проводится
постепенная
подготовка
пациента
к
встрече
с
острыми
проблемами
,
последовательная
тренировка
адаптивных
навыков
.
Первоначально
это
проводится
в
условиях
визуализации
проблемных
ситуаций
,
затем
ролевого
тренинга
и
после
закрепления
навыков
на
этих
этапах
-
в
реальных
психотравмирующих
условиях
.
10
этап
.
Коррекция
сензитивности
(
повышение
психофизиологической
толерантности
и
стрессоустоичивости
)
Подготовка
к
трудностям
жизни
при
ФПРЛ
затрагивает
не
только
специфические
проблемы
пациента
и
его
«
локальную
»
уязвимость
,
но
и
предполагает
всестороннее
повышение
сопротивляемости
к
негативным
психологическим
факторам
вообще
.
С
этой
целью
на
завершающем
этапе
проводится
тренинг
психофизиоло
-
гической
толерантности
и
стрессоустоичивости
(
коррекция
сензитивности
).
11
этап
.
Динамическое
наблюдение
,
контроль
и
поддерживающие
сеансы
ФПРЛ
ориентируется
на
достижение
долгосрочных
результатов
,
эту
задачу
помогает
осуществить
динамическое
наблюдение
,
контроль
и
поддерживающие
сеансы
.
Для
этого
с
пациентом
выбирают
индивидуальное
расписание
контрольных
коррекционно
-
диагностических
встреч
,
которые
проводятся
с
разной
частотой
-
от
1-
й
в
месяц
до
1-
й
в
полгода
,
год
, 3
года
или
еще
реже
.
Кроме
личных
встреч
практикуются
телефонные
беседы
,
а
также
почтовая
вязь
или
контакты
через
Интернет
с
использованием
тестов
.
Часть
II
МЕТОДЫ
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ
ПОЗИТИВНОЙ
РЕИНТЕГРАЦИИ
ЛИЧНОСТИ
Глава
1
АВЕРСИОННЫЙ
ТРЕНИНГ
Метод
используется
для
отторжения
ранее
предпочитаемой
патологической
модели
поведения
и
устранения
зависимости
от
психоактивных
веществ
,
объектов
или
отдельных
лиц
и
представляет
собой
аверсионный
лечебно
-
коррекционный
комплекс
.
Его
основное
содержание
составляют
модифицированные
приемы
условно
-
рефлекторной
психотерапии
и
якорной
техники
ней
-
ролингвистического
программирования
,
которые
включают
в
себя
тематически
ориентированную
аверсионную
суггестию
и
аутосуггестию
,
подкрепляемую
специальными
манипуляциями
,
облегчающими
вызывание
нужных
реакций
.
Проработка
проблемных
тем
пациента
на
фоне
повторяющейся
аверсионно
ориентированной
стимуляции
эмоции
неприятия
,
тошнотно
-
рвотных
,
болевых
и
других
отрицательных
реакций
формирует
негативизм
по
отношению
к
нежелательному
поведению
или
объектам
зависимости
.
Первоначально
создают
«
аверсионный
потенциал
личности
»
-
набор
отрицательных
реакций
,
впечатлений
,
воспоминаний
,
ожиданий
и
прогнозов
.
Данный
потенциал
по
своей
эмоциональной
и
интеллектуально
опосредованной
силе
должен
быть
конкурентоспособным
по
отношению
к
интеллектуальной
и
эмоциональной
заряженно
-
сти
негативного
состояния
,
которое
предполагается
корректировать
или
нейтрализовать
.
Для
этого
используют
информацию
,
полученную
на
диагностическом
этапе
, -
шкалу
аверсии
,
выбирая
из
нее
наиболее
неприятные
факторы
.
Они
относятся
к
разряду
первично
-
аверсионных
условно
-
рефлекторных
стимулов
-
воздействий
,
вызывающих
реакцию
неприятия
и
отвращения
,
уже
сформированных
ранее
естественным
образом
.
Это
могут
быть
тошнотно
-
рвотные
,
тревожные
,
устрашающие
,
депрессогенные
и
другие
неприятные
реакции
,
связанные
с
определенными
впечатлениями
из
собственно
пережитого
или
увиденного
со
стороны
(
несчастными
случаями
,
травмами
,
оперативными
вмешательствами
,
воспоминаниями
о
перенесенной
боли
,
образами
рвотных
масс
,
фекалий
,
червей
,
слизней
,
гнилостного
процесса
и
т
.
п
.).
Они
могут
включать
в
себя
собственно
вербальную
информацию
об
этом
событии
,
образы
из
тех
или
иных
сенсорных
систем
(
зрительной
,
слуховой
,
ольфакторной
,
вкусовой
,
тактильной
,
кинестетической
)
и
их
мимико
-
пантомимическое
сопровождение
.
В
их
структуре
важно
выделить
ядерные
сегменты
-
наиболее
эмоционально
насыщенные
компоненты
,
которые
далее
при
воспроизведении
целенаправленно
пролонгируются
и
«
периферию
»
(
второстепенные
элементы
).
После
подробного
обсуждения
с
пациентом
деталей
этих
воспоминаний
осуществляют
их
пробное
воспроизведение
,
оценивают
степень
выраженности
неприятных
эмоций
,
после
чего
останавливаются
на
окончательном
варианте
набора
этих
впечатлений
.
Если
первично
-
аверсионных
стимулов
не
обнаруживается
или
имеющиеся
реакции
не
обладают
нужным
аффективным
зарядом
,
то
для
их
формирования
или
усиления
на
следующем
этапе
используют
вторично
-
аверсионные
условно
-
рефлекторные
стимулы
-
аверсионные
когенераторы
.
Они
представляют
собой
специальные
манипуляции
(
изолированные
,
отдельные
или
комплексные
)
в
пределах
когнитивной
сферы
,
одной
или
нескольких
сенсорных
систем
и
на
телесно
-
фиксированном
уровне
.
На
следующем
,
втором
этапе
целенаправленное
переживание
первично
-
аверсионных
стимулов
(
если
они
имеются
)
сочетают
с
включением
аверсионных
когенераторов
для
обеспечения
быстрого
и
яркого
оживления
отрицательных
состояний
и
их
усиления
.
В
когнитивно
-
вербальной
сфере
используют
«
ключевые
»
умозаключения
,
ассоциации
,
фразы
или
слова
,
в
виде
внутренней
или
экспрессивной
речи
,
среди
которых
выбирают
ведущий
аверсионный
вербальный
маркер
,
емко
определяющий
отно
-
шение
пациента
к
воспроизводимым
переживаниям
(«
бессмысленно
», «
отвратительно
», «
гадко
», «
боль
», «
глупо
»
и
т
.
п
.).
Таких
маркеров
может
быть
несколько
.
В
зрительной
сфере
могут
использоваться
визуализации
этих
когнитивно
-
вербальных
построений
(
умозаключений
,
ассоциаций
,
фраз
или
слов
),
которые
представляют
в
виде
букв
,
образов
или
символов
.
Создаются
также
самостоятельные
новые
,
вторично
-
аверсионные
образы
,
которыми
дополняют
образы
первоначальные
.
Например
,
при
целесообразных
грубых
воздействиях
при
лечении
наркотической
аддикции
используется
представление
грязных
тел
наркоманов
,
копошащихся
в
месиве
шприцев
,
таблеток
,
порошка
,
слизи
,
мусора
и
нечистот
среди
уже
умерших
собратьев
,
на
телах
которых
видны
проявления
гнилостного
процесса
и
т
.
д
.
В
системе
слухового
восприятия
в
качестве
дополнений
могут
быть
те
или
иные
звуковые
ритмы
,
музыка
или
звуки
неприятного
,
фрустрирующего
характера
(
например
,
фонограммы
голосов
дельфинов
,
звуков
металлического
скрежета
,
царапания
пенопластом
по
стеклу
).
В
пределах
ольфакторной
системы
применяются
неприятные
запахи
раствора
аммиака
,
жженой
ваты
и
др
.
Когнитивно
-
вербальные
и
сенсорно
-
определенные
когенераторы
сочетают
с
телесно
-
фиксированными
когенераторами
:
•
мимическими
и
пантомимическими
стереотипами
,
отражающими
негативные
эмоции
,
реакции
отвращения
и
отказа
(
отрицательными
движениями
головой
,
жестом
отказа
рукой
);
•
необычными
жестами
(
соединением
пальцев
рук
или
ног
непривычным
образом
и
т
.
п
.);
•
псевдоакупрессурой
(
плацебопрессурой
) -
умеренно
болезненным
массажем
сензитивных
точек
Хэ
-
Гу
,
козелков
ушных
раковин
,
точки
Бехтерева
(
места
прохождения
локтевого
нерва
в
области
локтевого
мыщелка
),
давлением
указательным
пальцем
на
область
солнечного
сплетения
,
фиксацией
зубами
кончика
языка
и
др
.
Кроме
этого
,
телеснофиксированные
манипуляции
включают
в
себя
«
фармакотерапию
»
(
плацебофармакотерапию
)
с
использо
-
ванием
никотиновой
кислоты
внутрь
,
ксантинола
никотината
и
беллалгина
,
которые
имеют
неприятный
вкус
,
для
рассасывания
во
рту
.
Помимо
этого
применяется
мазь
«
Финалгон
»,
которую
точечно
или
захватывая
участки
большей
площади
,
втирают
в
«
проблемные
зоны
» -
например
,
области
желудка
при
алкоголизме
.
Средства
плацебопрессуры
и
плацебофармакотерапии
опосредуют
внушением
как
«
точечно
-
рефлексогенные
акупрессурные
воздействия
», «
аминокислоты
»
и
«
биогенные
стимуляторы
»,
необходимые
для
«
активации
ресурсов
,
преодоления
заболевания
».
Истинная
сущность
этих
средств
должна
быть
скрыта
от
больного
,
в
противном
случае
их
эффект
значительно
снижается
.
О
применении
данного
рода
воздействий
,
в
частности
о
дозировках
препаратов
,
см
. «
Метод
телеснофиксированной
и
фармакологической
имитации
,
негативного
подкрепления
и
моделирования
».
Когенераторами
могут
быть
также
фразы
,
жесты
и
все
оттенки
вербального
или
невербального
поведения
психотерапевта
,
совпадающие
по
времени
и
эмоциональной
направленности
с
неприятными
переживаниями
пациента
.
После
обсуждения
с
больным
структуры
аверсионного
потенциала
(
первично
-
аверсионных
условно
-
рефлекторных
стимулов
,
аверсионных
когенераторов
и
маркеров
),
приступают
к
формированию
эффективного
доступа
к
нему
для
успешной
«
реанимации
»
аверсионных
эмоций
и
ощущений
.
Для
этого
действуют
по
следующим
правилам
:
1.
Аверсионные
условно
-
рефлекторные
когенераторы
успешно
фиксируются
в
момент
максимально
яркого
представления
первично
-
аверсионных
стимулов
(
особенно
их
ядерных
сегментов
)
и
выраженного
сопутствующего
эмоционального
переживания
.
Это
отражает
рис
. 1.
2.
Подкрепляющие
манипуляции
должны
быть
легко
воспроизводимыми
,
удобными
в
использовании
,
сверхсложные
действия
нежелательны
.
Необходимо
,
чтобы
они
могли
незаметно
применяться
в
среде
общения
,
не
вызывая
у
окружающих
недоумения
или
протеста
.
Рис
. 1.
Последовательность
фиксации
когенераторов
аверсионных
реакций
:
тах
-
максимальная
интенсивность
воспроизведения
первично
-
аверсионных
стимулов
; inin -
минимальная
интенсивность
воспроизведения
первично
-
аверсионных
стимулов
; opt -
оптимальное
время
фиксации
коге
-
нераторов
3.
Важна
специфичность
подкрепляющих
манипуляций
-
желательно
использовать
те
,
которые
не
применяются
в
других
случаях
для
того
,
чтобы
исключить
ослабление
или
нейтрализацию
их
действия
и
обеспечить
строгую