Файл: Психотерапия пограничных расстройств и состояний зависимости - Захаров Н.П. - 2004.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 1910
Скачиваний: 25
варианты
психотерапии
,
психокоррекции
или
психофармакотерапия
.
Продолжительность
сеансов
и
лечения
в
целом
не
лимитируется
,
средние
временные
параметры
,
использованные
нами
,
рассмотрены
во
введении
.
Предлагаемые
методы
оказывают
влияние
на
личностный
уровень
.
Воздействия
на
биологический
уровень
при
необходимости
проводятся
предварительно
или
параллельно
психотерапевтическим
воздействиям
с
помощью
психофармакотерапии
согласно
имеющимся
показаниям
.
Вспомогательную
роль
при
коррекции
отклонений
на
этом
уровне
могут
играть
приемы
психической
саморегуляции
,
влияющие
на
степень
психической
активности
(
например
,
психомышечная
релаксация
или
активация
,
дыхательные
техники
).
Методы
ФПРЛ
представлены
ниже
в
таблицах
4-9.
Таблица
4.
Методы
психотерапии
и
психокоррекции
ФПРЛ
.V»
н
.
п
.
Методы
1.
Аверсионный
тренинг
2.
Актуализация
ресурсов
3.
Альтернирующая
суггестия
и
гипносуггестия
4.
Апробация
психологических
защит
5.
Гипнотическая
базисная
интеграция
(
гипнотическая
«
телепатия
»)
6.
Интегративная
суггестия
и
аутосуггестия
7.
Когнитивно
-
ценностная
гармонизация
8.
Креативный
гипноз
9.
Метод
контрастных
переживаний
10.
Метод
кумуляции
радости
(
накопление
эйфории
)
11.
Метод
психомоделируюшего
модернизма
12.
Метод
телесно
-
фиксированной
и
фармакологической
имитации
,
негативного
подкрепления
и
моделирования
13.
Метод
психомоделирующего
гротеска
14.
Нейтрализация
патогенных
триггеров
негативного
поведения
15.
Позитивное
символическое
опосредование
16.
Последовательней
систематический
самоконтроль
17.
Психическар
^
аморегуляция
с
использованием
малоассо
-
циируемых
аудиальных
стереотипов
(
МАС
-
метод
)
18.
ПсихорЛсорно
-
химическое
ирофаммированис
(
кодирование
)
19.
Рет
(*
бспективная
психокоррекция
20.
"Vifbula rasa
21.
Тренинг
пластичности
(
коррекция
психофизиологической
ригидности
)
22.
Тренинг
позитивных
ассоциаций
23.
Тренинг
психофизиологической
толерантности
и
стрессоустойчивое
™ (
коррекция
сензитивности
)
24.
Эмпатический
«
зеркальный
»
диалог
Таблица
5.
Методы
,
инициирующие
позитивную
реинтеграцию
личности
К
»
11.11
.
Методы
I.
Актуализация
ресурсов
2.
Апробация
психологических
защит
3.
Когнитивно
-
ценностная
гармонизация
4.
Тренинг
пластичности
(
коррекция
психофизиологической
ригидности
)
5.
Эмпатический
«
зеркальный
»
диалог
Таблица
6.
Методы
,
консолидирующие
позитивную
реинтеграцию
личности
№
п
.
п
.
1
Методы
Аверсионнын
тренинг
2.
3.
4.
Альтернирующая
суггестия
и
гипносуггестия
Гипнотическая
базисная
интеграция
(
гипнотическая
«
телепатия
»)
Интегративная
суггестия
5.
6.
7.
8.
9.
Креативный
гипноз
Метод
контрастных
переживаний
Метод
психомоделирующего
модернизма
Метод
телесно
-
фиксированной
и
фармакологической
имитации
,
негативного
подкрепления
и
моделирования
1
0.
Нейтрализация
патогенных
триггеров
негативного
поведения
П
.
Психосенсорно
-
хнмическое
программирование
(
кодирование
)
1
2. 13.
14.
Ретроспективная
психокоррекция
Tabula rasa
Тренинг
позитивных
ассоциаций
Таблица
7.
Методы
,
завершающие
позитивную
реинтеграции
личности
J
Vi
11.1
1.
Методы
1.
Интегративная
аутосуггестия
Метод
кумуляции
радости
(
накопление
эйфории
)
1
Нейтрализация
патогенных
триггеров
негативного
поведения
1.
Позитивное
символическое
опосредование
1.
Последовательный
систематический
самоконтроль
6.
Психическая
саморегуляция
с
использованием
малоассоции
-
руемых
аудиальных
стереотипов
(
МАС
-
метод
)
7.
Тренинг
психофизиологической
толерантности
и
стрессо
-
устойчивости
(
коррекция
сензитивности
)
Таблица
8.
Методы
преимущественного
гетеровоздепствия
№
ил
ь
Методы
1.
Аверсионный
тренинг
2.
Актуализация
ресурсов
3.
Альтернирующая
суггестия
и
гипносуггестия
4.
Гипнотическая
базисная
интефация
(
гипнотическая
«
телепатия
»)
5.
Интегративная
суггестия
6.
Кошт
ивно
-
ценностная
гармони
тцмя
7.
Креативный
гипноз
8.
Метод
телесно
-
фнксированной
и
фармакологической
имитации
,
негативного
подкрепления
и
моделирования
9.
Метод
психомоделирующего
гротеска
10
.
Нейтрализация
патогенных
триггеров
негативного
повеления
11
.
Психосенсорно
-
химическое
программирование
(
кодирование
)
12
.
Ретроспективная
психокоррекция
13
.
Tabula rasa
14
.
Эмпатический
«
зеркальный
»
диалог
1
этап
.
Установление
глубокого
эмпатического
контакта
с
пациентом
От
результатов
этого
этапа
зависит
не
только
успешность
последующего
лечения
,
но
и
вероятность
самого
факта
продолжения
психотерапевтических
встреч
.
Установление
глубокого
эмпатического
контакта
достигается
целенаправленно
за
счет
работы
по
соответствию
экспек
-
тациям
пациента
относительно
облика
,
манеры
поведения
,
внутреннего
содержания
,
духовно
-
психологических
особенностей
психотерапевта
и
его
профессиональной
компетентности
.
Эти
экспектации
различны
по
отношению
к
различным
представителям
,
вовлеченным
в
сферу
помощи
людям
с
психологическими
проблемами
,
-
одни
по
отношению
к
психологам
,
другие
по
отношению
к
гипнотерапевтам
,
третьи
по
отношению
к
свя
-
щеннослужителям
,
целителям
и
т
.
п
.
Подобные
ожидания
на
первых
порах
включают
в
себя
элементы
самого
раннего
этапа
общения
-
в
первую
очередь
визуальный
портрет
психотерапевта
,
и
,
как
показывает
практика
,
специалистам
«
неметафизического
»
направления
рекомендуется
придерживаться
академического
облика
,
неброско
-
спокойно
отражающего
хороший
культурный
уровень
и
вкус
профессионала
.
Другая
часть
экспектации
касается
психологического
плана
общения
,
особенностей
межличностного
контакта
.
Пациент
ожидает
встретить
личность
более
уверенную
в
себе
и
в
жизни
,
чем
он
сам
,
гармоничную
,
более
сильную
,
устойчивую
и
адаптированную
,
глубже
понимающую
жизнь
,
компетентную
в
психологическом
и
социальном
плане
,
своей
силой
и
знаниями
готовую
поделиться
.
Личность
более
слабая
,
чем
сам
пациент
,
или
равная
ему
,
скорее
всего
,
будет
отвергнута
.
Узнавание
,
распознавание
данного
типа
происходит
за
счет
«
чтения
»
мимико
-
пантомимического
стереотипа
психотерапевта
и
наблюдения
за
особенностями
его
взгляда
.
Неуверенно
-
застенчивое
или
нервозное
выражение
лица
,
соответствующие
жесты
и
позы
, «
бегающий
»,
избегающий
контакта
с
собеседником
,
робкий
взгляд
или
взгляды
,
направленные
на
изучение
одежды
и
аксессуаров
своего
визави
,
подрывают
экспектации
относительно
возможностей
специалиста
.
Визуальная
демонстрация
директивно
властной
,
подавляющей
манеры
,
немигающие
,
«
сверлящие
насквозь
глаза
»
также
вызывает
негативизм
у
большинства
пациентов
.
Существенная
часть
экспектации
относится
к
глубине
понимания
пациента
и
его
проблем
.
Психотерапевт
,
для
того
чтобы
пыть
адекватным
этой
части
экспектации
,
проявляет
гуманистическую
заинтересованность
в
помощи
пациенту
,
используя
соот
-
истствующие
высказывания
и
мимико
-
пантомимические
проявления
.
Эффективными
являются
также
приемы
создания
конгруэнтности
поведенческих
моделей
психотерапевта
и
пациента
,
широко
распространенные
в
эриксонианской
психотерапии
и
иейролингвистическом
программировании
.
Для
этого
применяют
демонстрацию
признаков
общности
на
различных
уровнях
.
На
когнитивном
уровне
используются
аналогичные
концептуальные
высказывания
,
касающиеся
взглядов
на
жизнь
и
проблемную
ситуацию
.
Здесь
нежелательной
является
критика
,
конфронтация
и
создание
блоков
с
родственниками
,
находящимися
в
конфликтных
отношениях
с
пациентом
(
при
необходимости
это
осуществляют
в
дальнейшем
).
Могут
быть
сделаны
парадоксальные
высказывания
,
вызывающие
у
пациента
реакцию
удивления
,
иногда
легкий
транс
,
который
благоприятствует
углублению
психотерапевтического
контакта
и
влияния
.
Так
,
может
быть
одобрено
,
поддержано
само
заболевание
,
в
т
.
ч
.
любая
зависимость
,
как
«
важный
и
нужный
этап
жизни
-
важный
и
нужный
для
того
,
чтобы
глубже
понять
жизнь
,
свое
место
в
жизни
,
себя
,
других
и
свое
место
среди
других
.
Хорошо
,
что
Вы
проявляли
...».
Конгруэнтность
углубляется
при
использовании
сенсорно
-
определенных
высказываний
относительно
актуальных
вопросов
и
проблем
,
отражающих
особенности
восприятия
,
переработки
и
воспроизведения
информации
больным
.
Так
,
лицам
,
применяющим
для
характеристики
своего
состояния
негативные
визуальные
маркеры
(«
темная
,
беспросветная
жизнь
», «
нет
света
в
конце
туннеля
»
и
т
.
п
.)
после
аналогичных
высказываний
,
подтверждающих
адекватное
принятие
сообщения
,
говорят
,
например
,
о
перспективах
,
используя
позитивные
визуальные
маркеры
: «
Появится
свет
и
его
лучи
будут
освещать
не
только
Ваше
настоящее
,
но
и
прошлое
,
которое
Вы
поймете
по
-
новому
и
будущее
,
которое
в
лучах
этого
света
станет
четче
,
понятнее
,
ближе
и
светлее
».
Лицам
,
в
высказываниях
которых
доминируют
маркеры
те
-
лесно
-
фиксированного
,
кинестетического
порядка
(«
тяжелая
,
не
-
выносимая
жизнь
», «
камень
на
сердце
»
и
т
.
п
.),
говорят
о
перспективах
«
облегчения
жизни
,
освобождения
от
надоевшего
груза
проблем
».
Соответствующим
образом
«
присоединяются
»
к
лицам
,
акцентуированным
в
других
сенсорных
системах
или
комплексно
.
Целесообразно
применять
также
прием
цитирования
и
других
,
независимых
от
сенсорных
систем
высказываний
пациента
.
На
невербальном
уровне
незаметно
для
больного
имитируют
его
манеру
невербального
поведения
,
демонстрируют
частично
или
полностью
совпадающие
позы
и
движения
от
крупных
(
движений
головой
и
конечностями
)
до
мелких
(
движений
глазами
,
мигательных
движений
),
а
также
дыхания
.
Создание
конгруэнтности
приводит
к
возникновению
раппорта
в
состоянии
бодрствования
,
эта
связь
благоприятствует
проведению
лечебной
суггестии
.
Качество
раппорта
можно
проверить
по
степени
обратной
,
ответной
неосознаваемой
имитации
со
стороны
пациента
-
копированию
невербального
поведения
психотерапевта
,
если
тот
после
этапа
подражания
переходит
к
самостоятельным
движениям
.
Весьма
важным
для
установления
глубокого
эмпатического
контакта
является
доступное
объяснение
больному
причин
его
проблем
или
заболевания
,
предложение
определенного
плана
помощи
и
вселение
надежды
на
преодоление
кризиса
.
Это
в
наибольшей
степени
соответствует
ожиданиям
пациента
,
реально
отражает
профессиональную
компетентность
специалиста
и
является
первой
ступенью
полноценной
психотерапевтической
помощи
.
2
этап
.
Клинико
-
психологическая
диагностика
Клинико
-
психологичсская
диагностика
при
ФПРЛ
фокуси
-
руется
на
анализе
когнитивного
стиля
,
характерного
для
пациента
,
и
выявлении
его
глубоких
основ
.
Этот
идентификационно
-
диагностический
процесс
включает
в
себя
изучение
жалоб
,
анамнеза
жизни
и
заболевания
,
а
также
анализ
каждого
из
уровней
и
элементов
когнитивно
-
аналитической
структуры
личности
и
поведенческого
цикла
.
При
этом
используются
адекватные
клинико
-
психологические
методы
.
В
затруднительных
случаях
прово
-
дится
гипноанализ
.
Для
оценки
состояния
биологического
уровня
используются
параклинические
методы
.
Элементы
личностной
организации
(
индивидуальные
особенности
ситуационного
и
предситуационного
мышления
,
систему
отношений
,
иерархию
жизненных
ценностей
,
концепции
и
др
.)
рассматривают
как
в
аспекте
их
влияния
на
развитие
заболевания
,
гак
и
в
плане
наличия
ресурсов
данного
индивидуума
,
способных
обеспечить
выздоровление
.
В
качестве
ресурсов
могут
выступать
любые
способности
и
особенности
пациента
-
и
положительные
и
отрицательные
(
см
.
метод
«
Актуализации
ресурсов
»).
Для
повышения
надежности
оценки
проблем
пациента
,
его
когнитивного
стиля
и
с
целью
получения
структурного
материала
для
отдельных
методов
ФПРЛ
используются
описанные
ниже
диагностические
подходы
,
часть
которых
включает
в
себя
шкалированное
или
графическое
отображение
некоторых
личностных
особенностей
и
динамики
имеющихся
расстройств
.
1.
Построение
иерархической
шкалы
или
диаграммы
,
отражающих
соотношение
актуальных
для
пациента
проблем
.
Шкала
представляет
собой
вертикаль
,
в
верхней
части
которой
располагают
максимально
значимую
проблему
,
а
ниже
-
менее
значимые
.
Пациент
вместо
построения
шкалы
может
выбрать
диаграмму
,
на
которой
злободневность
тем
отражается
площадью
соответствующих
секторов
или
прямоугольников
.
Детям
при
этом
говорят
,
что
необходимо
«
нарезать
кусочки
торта
из
проблем
» -
каждый
кусочек
должен
соответствовать
остроте
проблемы
.
Полезны
также
«
отраженные
»
диаграммы
,
которые
выстраивают
родственники
пациентов
(
особенно
детей
),
отражая
взгляд
со
стороны
на
их
проблемы
и
проявления
болезни
.
На
рисунках
4
и
5
демонстрируются
примеры
таких
шкал
и
диаграмм
.
2.
Построение
шкалы
,
отражающей
иерархию
негативных
психологических
состояний
-
тех
,
что
беспокоят
пациента
на
данном
этапе
,
от
которых
он
хотел
бы
избавиться
,
например
,
пониженного
настроения
,
избыточной
раздражительности
,
головных
болей
.
Рис
.
4.
Шкала
актуальных
проблел
Рис
.
5.
Диаграмма
актуальных
проблем
3.
Построение
графика
,
отражающего
среднесуточный
эмоциональный
баланс
,
усредненный
,
наиболее
типичный
характер
динамики
эмоциональных
колебаний
.
На
этом
графике
по
вертикали
,
используя
пятибалльную
шкалу
,
отражают
уровень
эмоций
: 5
баллов
-
очень
хорошее
настроение
, 0
баллов
-
очень
плохое
.
По
горизонтали
откладывают
время
в
течение
суток
.
Для
примера
приводится
рисунок
6.
Рис
.
6.
Среднесуточная
динамика
эмоционального
состояния
4.
Построение
шкалы
,
отражающей
наиболее
типичную
иерархию
мыслей
в
течение
суток
,
как
позитивных
,
так
и
негативных
.
Здесь
отражаются
темы
размышлений
.
5.
Построение
аверсионной
иерархической
шкалы
неприятных
явлений
-
перечня
,
отражающего
все
,
что
субъективно
неприятно
больному
.
Он
может
включать
отдельных
людей
и
их
поведение
,
определенные
воспоминания
,
состояния
боли
,
виды
земноводных
,
насекомых
,
слизней
,
виды
пищи
,
отдельные
объекты
-
все
,
что
вызывает
негативные
психологические
и
физические
состояния
,
например
,
тревожность
,
усталость
,
отвращение
,
тошноту
,
рвоту
и
т
.
д
.
Эта
шкала
применяется
далее
при
проведении
методик
,
использующих
механизмы
аверсии
и
контраста
.
6.
Построение
шкалы
,
отображающей
иерархию
приятных
явлений
(
шкалы
удовольствий
), -
с
охватом
широкой
сферы
,
противоположной
по
содержанию
аверсионной
шкале
.
При
аддик
-
тивных
расстройствах
отражают
положение
объектов
зависимости
с
учетом
степени
получаемого
удовольствия
.
Данная
иерархия
позволяет
определить
объем
позитивно
-
эмоциональных
ресурсов
пациента
и
используется
для
методик
повышения
эмоцио
-
нального
фона
(
см
.
метод
кумуляции
радо
сти
и
др
).
При
аддик
-
тивных
расстройствах
из
этих
ресурсов
со
,
3
да
ЮТ
конкурентоспособный
арсенал
по
отношению
к
объектам
Зависимости
.
7.
Построение
иерархической
шкапы
н
Ьгативных
триггеров
_
внутренних
(
определенных
эмоционально
-
психологических
состояний
)
или
внешних
(
определенных
сиТу
а
ц
ИИ
людей
,
объектов
,
мест
и
др
.)
стимулов
,
провоцирующих
нежелательное
поведение
(
эмоциональные
срывы
,
тревожность
страх
,
желание
употребить
алкоголь
и
т
.
п
.).
Показания
этой
Ш
1
<
алы
используются
на
этапе
нейтрализации
действия
негативных
Тр
ИГГС
р
ОВ
8.
Построение
иерархической
шкалы
Ресурсов
,
отражающей
сдерживающие
факторы
-
сильные
стороны
Щ
чносп
1
пациента
,
способные
конкурировать
с
негативными
т
^
чаЩциями
,
а
также
внешние
факторы
,
которые
препятствуют
нежел
^
ьному
поведению
.
Эта
информация
используется
в
методе
актуал
иза
ц
И
и
ресурсов
9.
Построение
шкалы
«
Баланс
намерь
нии
>>)
состоящей
из
двух
частей
:
в
одной
из
них
,
левой
(
при
пись
мс
слсва
направо
как
бы
отражающей
прошлое
,
пройденный
этапч
откладывают
доводы
«
Против
»
освобождения
от
патологичес
;
ких
стереотипов
за
сохранение
расстройства
.
На
другой
,
правой
(
для
сообщения
подсознанию
правильности
этого
выбора
,
отр
ажения
настоящего
)
приводят
доводы
«
За
»
здоровое
поведение
.
Внизу
условно
под
-
считывают
,
взвешивают
соотношение
того
q
другого
-
подводят
баланс
.
Эти
данные
применяются
на
этапе
стимуляции
лечебной
мотивации
у
пациента
.
10.
Построение
иерархической
шкалы
Ж
1,
зненных
ценностей
позволяющей
выявить
доминирование
уязвил
,
1
ЫХ
ценностей
и
Определить
основу
характерных
для
пациента
Отношений
При
ад
-
диктивных
расстройствах
на
ней
,
как
и
на
прь
ДЬ
1
ду
ЩСИ
шкалс
у
с
_
танавливают
ценность
пристрастия
.
Эта
шкал
^
част
0
используется
при
ФПРЛ
и
играет
большую
роль
в
Методе
когнитивно
-
ценностной
гармонизации
.
11.
Построение
графика
развития
заболе
%
ния
ц
0
вертикали
откладывают
состояние
здоровья
,
используя
5-
балльную
шкалу
-5
баллов
очень
хорошее
состояние
,
отсутстви
с
жа
лоб
, 0
баллов
-
Наиболее
тяжелое
состояние
.
На
этом
графике
рядом
с
подъемами
и
спадами
отмечают
их
причины
.
Отсчет
начинают
с
момен
-|.|,
незадолго
предшествовавшего
началу
заболевания
или
появ
-
ипшю
проблем
,
когда
состояние
больного
было
хорошим
,
независим
o
от
того
,
как
давно
это
наблюдалось
.
Рисунок
7
демонстрирует
модель
такого
графика
.